Социализация детей дошкольного возраста
статья на тему

Сергеева Светлана Васильевна

В условиях модернизации системы дошкольного образования, необходимо создать условия, способствующие "мягкой социализации" ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл myagkaya_sotsializatsiya_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx22.26 КБ

Предварительный просмотр:

Социализация детей дошкольного возраста.

Сергеева С.В., воспитатель

  ГБОУ Школа№ 2051 Москва

Аннотация: в статье обсуждается создание необходимых условий в дошкольных учреждениях, которые позволят социализации ребенка дошкольного возраста протекать более «мягко».

Ключевые слова: эмоциональное благополучие, конфликт, компетенции, добро.

 В условиях модернизации дошкольного образования необходимо создать условия, обеспечивающие формирование у детей навыков уверенного поведения и эмоциональное благополучие каждого ребенка в социуме.

Педагог, который будет создавать данные условия в конкретной группе, должен обладать следующими компетенциями:

-уметь создавать позитивный психологический микроклимат в группе, устанавливать доброжелательные отношения между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально – культурным и социальным слоям, а также с различными возможностями здоровья;

-знать и понимать возрастные особенности ребенка, учитывать их при организации общения с ребенком и организации его  взаимодействия с другими детьми;

-уметь  с целью предупреждения конфликта создавать игровые ситуации, использовать соответствующие игровые приемы для отработки навыков бесконфликтного общения;

-уметь в создавшейся конфликтной ситуации между детьми привлекать  их внимание к чувствам и желаниям другого;

-учитывать интересы и потребности каждого ребенка;

-обеспечивать открытый характер образовательного процесса на основе сотрудничества с семьями воспитанников;

-взаимодействовать с семьей по вопросам воспитания ребенка, охраны и укрепления его здоровья, оказание при  необходимости консультативной помощи.

  Ярким примером социализации детей дошкольного возраста может выступать занятие «Путешествие в страну Добра», которое может открыть цикл занятий по  социализации ребенка.

«Путешествие в Страну добра»

Знания и навыки, которые будут сформированы у ребенка в результате работы:

-определение характера поступка сказочного героя;

-сравнение и анализ поступков из собственного опыта.

Задачи:

1.Развивать у детей умение выражать словами свое отношение к поступкам сказочного героя.

2.Сравнивать с поступками из собственного опыта.

Дидактический материал: игрушки, изображающие положительных сказочных героев из сказки «Теремок» ( лягушка, мышка, зайчик, ежик); из сказки «Репка» ( собачка, кошка).

План проведения ( описание порядка и видов деятельности, игр, упражнений и т.д.):

1.Беседа «Что такое добро?» и создание Страны Добра.

2.Упражнение «Подари улыбку».

Содержание работы:

  До начала беседы с детьми воспитатель подготавливает пространство, на котором будут располагаться игрушки – детские столы составляются таким образом, чтобы образовать один большой сто. Пространство заполняется игрушечными деревьями, маленькими домиками, пространство ничем не ограничивается, кроме площади импровизированного стола, также внутри него отсутствуют заборчики, загородки и т.п. Игрушки, изображающие сказочных героев,  располагаются на отдельном столике таким образом, чтобы они находились в поле зрения детей.

  1. Дети сидят перед импровизированным пространством на стульчиках полукругом. Воспитатель показывает детям импровизированное пространство  и предлагает детям отправиться в Страну добра. Проводится беседа «Что такое добро?» с целью уточнения представлений детей о добре. Выслушав ответы детей, воспитатель  предлагает вспомнить сказочных героев, которые помогали другим. В случае затруднения воспитатель обращает внимание детей на игрушки, показывая один из них, предлагает детям вспомнить, в какой сказке этот сказочный персонаж сделал доброе дело.

 Проводя беседу с детьми, воспитатель предлагает «поселить» игрушки в Стране добра. Далее воспитатель предлагает каждому из детей вспомнить собственный добрый поступок, и, взяв любую игрушку, «поселить ее в Стране добра».

Например: «Собачка и кошка помогали вытянуть репку. А было ли так, что вы помогали маме или бабушке донести тяжелую сумку? Дружно жили звери в Теремке, пекли пироги, пили чай. А было ли так, что вы помогали накрыть стол к семейному чаепитию или помогали готовить пироги?».

2.По окончанию беседы,  воспитатель проводит с детьми упражнение «Передай улыбку»: воспитатель улыбается ребенку, сидящему в начале полукруга, предлагает улыбнуться в ответ и, повернувшись к соседу, «передать» ему улыбку, ребенок «получивший» улыбку, передает ее рядом сидящему ребенку. (Вместе с улыбкой можно передавать мягкую игрушку «Сердечко»).

Рекомендации для воспитателей по проведению работы в целом и с учетом возраста детей:

В процессе проведения беседы воспитатель не старается раскрыть полностью понятие «добро», он демонстрирует детям на примерах поступков сказочных героев, что может считаться «добрым делом». По окончании работы детям не предлагается « вернуться в детский сад», вход  в Страну добра также ничем не обозначается, таким образом, создается впечатление, что Страна добра находилась все время в группе, только в настоящий момент она обозначена. На некоторое время оставляется и импровизированное пространство, чтобы дети могли поиграть с игрушками в этом пространстве.

Литература

1.Программа «Мягкой социализации» для детей дошкольного возраста для реализации в дошкольных образовательных учреждениях г. Москвы в рамках Программы «На пути к объединению семьи». Москва 2013г.

2.Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования. ( https://fgos.ru/ дата обращения 19.10.2018г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Условия социализации детей дошкольного возраста

Авторская презентация по социализации дошкольников с решением проблемных ситуций. прошу извинения за раннее выложенную....

Работа с родителями по полоролевой социализации детей дошкольного возраста

Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы ...

Социализация детей дошкольного возраста. Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста.

Социально-педагогическая деятельность в условиях ДОУ – это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии соб...

Проблемы социализации детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

В статье говорится о технологии, которая  позволяет организовать длительное проживание в специально созданных «ситуациях месяца», таких как «Я – землянин», «Мо...

Участие в II муниципальном межведомственной научной -практической конференции " Социализация детей дошкольного возраста в контексте современных тенденций дошкольного образования"

1 апреля 2016 года в Домодедовском филиале Российского нового университета (РосНОУ) состоялась II Межведомственная муниципальная научно-практическая конференция «Социализация детей дошкольного в...

Дополнительная образовательная программа Дошкольного образования "Позитивная социализация детей дошкольного возраста"

Позитивную социализацию детей дошкольного возраста обеспечивает, в первую очередь, социальный опыт ребёнка, приобретённый с радостью и удовольствием, благодаря положительным подкреплениям, поощрениям ...