Работа с родителями по полоролевой социализации детей дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа)
Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин. Формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери, а также от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.33 КБ |
Предварительный просмотр:
СОЦИАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Сегодня ступень дошкольного детства рассматривается как один из главных образовательных резервов, по своей потенциальной содержательности не уступающий последующим ступеням. В ФГОС ДО взят за основу принцип уникальности детства. Образовательная программа любой дошкольной образовательной организации формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.
По отношению к ребёнку дошкольного возраста под социализацией понимается особый процесс включения ребенка в общество, процесс и результат усвоения, активного приобретения и воспроизводства ребёнком социального опыта, формирование социальной компетентности.
Уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад, и не потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерности его развития. Принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, ожидания взрослых и детей, воспитательные модели в семье, педагогические требования.
Основная проблема современного дошкольника – это то, что культурная среда, в которой он развивается, эксплуатация огромного потенциала его памяти происходит в ущерб жизненно необходимому в этом возрасте личностному становлению, социализации. В результате страдает развитие его самостоятельности и инициативности, произвольности, становления творческих потенциалов, воображения и фантазии.
Вот почему основной задачей воспитания дошкольников сегодня становится сохранение или возрождение условий, в которых ребенок играет со сверстниками, сотрудничает с другими детьми в решении разнообразных познавательных задач, проявляет познавательную инициативу, удовлетворяет собственное любопытство, развивает собственное воображение и творческие способности. Где он экспериментирует, фантазирует, обсуждает, учится выстраивать отношения с людьми, сопереживать и находить свое место в коллективе, чувствует заботу о себе и пытается заботиться о других.
Очевидно, что семья и детский сад, выполняя свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.
Обратившись еще раз к ФГОС ДО перед педагогами стоит задача пересмотра приоритетов профессиональной деятельности: ориентация не на систему знаний, умений и навыков, усвоенных ребенком, а на формирование у детей умений быстро адаптироваться к новым ситуациям, проявлять гибкость, налаживать социальное партнерство и эффективные коммуникации, находить решения сложных вопросов, используя разнообразные источники информации.
Однако в настоящее время образование испытывает дефицит в современных технологиях, касающихся развития личности. Сложившаяся ситуация не позволяет эффективно развивать определённые личностные качества, которые формируются в разных ситуациях и разных формах активности, когда ребёнку предоставляется возможность соотносить своё поведение с требованиями ситуации, ожиданиями других людей, актуализировать психологические резервы личности соответственно ситуации общения и межличностного взаимодействия.
Новой задачей ДОО становится организация дружественного социума на территории детского сада для развития социальных навыков у дошкольников. Вся жизнь ребенка в ДОО должна быть направлена на развитие личности малыша и его взаимодействия с детьми и взрослыми. Для этого необходимо полностью изменить технологию образовательного процесса, где главная задача в любом виде деятельности – предоставление ребенку условий для социального развития.
Отбор содержания, эффективных форм и методов социализации дошкольника зависит от многих факторов. Например, интенсивность процесса социализации на каждом возрастном этапе не одинакова. Так, например, младший дошкольник остро нуждается в эмоциональном контакте с взрослым, в познавательном общении с ним; во внимании взрослого к своим вопросам и максимально полных ответах на них. Кроме того, на данном возрастном этапе ребенку необходимо общение со сверстниками в совместной деятельности. Наряду с этим, ребенок 3-5 лет способен взаимодействовать в сообществе сверстников, созданном на основе общей деятельности (игры, коллективной работы). Саму деятельность ребенок тоже способен выбирать, в соответствии со своими предпочтениями– ведь теперь у него начали складываться интересы, ценностные ориентации. Кроме того, он начинает осознавать собственное «Я». К старшему дошкольному возрасту у ребенка формируется потребность в устойчивых дружеских взаимоотношениях со сверстниками; в сопереживании, взаимопонимании, эмоциональной близости с ними; в уважении и сопереживании со стороны взрослых. Он способен общаться, ориентируясь на взаимосвязи в социальном мире; иметь устойчивые дружеские объединения для игры и реализации других общих интересов; проявлять на высоком уровне коммуникативные умения и более гибко их использовать; осознать свое социальное «Я». Поскольку речь идет о таком сложном процессе как социально - коммуникативное развитие, отметим, что осуществляется этот процесс во взаимодействии: взрослого с ребенком, ребенка со сверстником.
Сложность педагогической задачи, связанной с позитивной социализацией дошкольников, усугубляется тем, что сегодняшнему поколению педагогов предстоит воспитать поколение, обладающее уровнем способностей и свобод, превосходящим уровень способностей и свобод своих воспитателей. В таких ситуациях на помощь приходят технологии.
Возникает вопрос, как создавать такие ситуации и формы активности, при которых развитие социализации, протекало бы в максимально адекватных для дошкольного возраста условиях? Каким образом решить проблемы социализации в традиционной, обычной дошкольной организации, не прибегая к перестройке всей её жизнедеятельности, к тотальному переучиванию его педагогов, пересмотру всего содержания программы?
Приблизиться к поэтапному разрешению вышеназванных проблем позволяют авторские современные технологии социализации дошкольника в образовательном комплексе.
Самую универсальную, комплексную технологию, которую образовательное учреждение апробировало в рамках экспериментальной площадки ФГАУ «ФИРО» по теме «Вариативно-развивающее образование как инструмент достижения требований ФГОС дошкольного образования», в направлении социально – коммуникативного развития предлагает Н. П. Гришаева. Основная цель технологии – развитие у дошкольников саморегуляции поведения, освоения ими социальных ролей и нравственных позиций. Технология позволяет изменить образовательный процесс, сформировать и развивать у ребенка – дошкольника саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность – качества, необходимые не только для успешной адаптации и обучения в школе, но и для жизни в современном обществе и соответствуют ФГОС. Овладение этими технологиями дает возможность педагогам реализовывать принципы преемственности между ДОО и школой, создать коллектив единомышленников среди воспитателей, учителей, родителей и детей. Предлагаемая система социализации включает 9 технологий, которые можно использовать как все вместе, так и отдельно: клубный час, ситуация месяца, проблемная ситуация, дети – волонтеры, социальная акция, волшебный телефон, рефлексивный круг, развивающее обучение, технология включения родителей в образовательный процесс.
В результате внедрения технологии эффективной социализации детей в дошкольной организации прослеживаются положительные изменения:
- включенность в жизнь ребенка в детском саду;
- отсутствие доминанты в воспитании и развитии только определенных функций
ребенка;
-возникают эмпатийные взаимоотношения между воспитателем и родителями.
Таким образом, внедряя элементы технологии «Эффективной социализации» Н.Гришаевой, мы убедились, что ее эффективность достаточно высокая и не требует подготовки большого количества особенных материалов. Наш детский коллектив в кротчайшие сроки проходит адаптацию, мы наблюдаем рождение дружного, сплоченного коллектива. Повысилась самостоятельность, инициативность, ответственность, дети учатся самостоятельно добывать знания, приобретают эмоционально положительный опыт проживания в различных ролях, ситуациях, познавая себя, сверстников, взрослых, родителей! У родителей возникает интерес к жизни ребёнка, его внутреннему миру, появляется после совместной деятельности, раскрываются собственные творческие возможности. Воспитатель, работающий по таким технологиям, неизбежно становится творческой личностью.
Список используемых источников:
- Гришаева Н.П. Анализ социальных проблем дошкольного воспитания//Управление в дошкольном образовании, 2002 №5.
- Гришаева Н.П. «Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие. –М.: Вентана-граф, 2015.
- Гришаева Н.П Проблемы социализации детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов: «Совместная работа с родителями по становлению речи детей дошкольного возраста» (из опыта работы учителя-логопеда Коцур Г. В.)
Консультация для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/06/picture-197932-1360174985.jpg)
Проблема полоролевой социализации детей дошкольного возраста в психолого-педагогической и методической литературе
Консультация для воспитателей...
консультация для воспитателей "Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации детей дошкольного возраста"
процесс полоролевой идентификации необходим для полноценного развития личности ребёнка...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/11/picture-496113-1413012273.jpg)
консультация для воспитателей «Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации детей дошкольного возраста»
Педагог должен помнить, что перед ним не просто дети, а мальчики и девочки, разнополые дети требуют к себе разный подход....
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/12/picture-893453-1486914259.jpg)
Роль родителей в успешной социализации детей дошкольного возраста в условиях ФГОС
Статья поможет понять роль родителей в успешной социализации детей дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/28/picture-1087211-1543402473.jpg)
ТЕХНОЛОГИЯ ПОЛОРОЛЕВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Половое воспитание ориентировано на то, чтобы сегодняшние дети, став взрослыми людьми, смогли создать счастливую гармоничную семью....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/19/picture-997791-1516341977.jpg)
Подбор художественной литературы в рамках полоролевой социализации детей дошкольного возраста
Художественные произведения для мальчиков и для девочек...
Комментарии
план работы с родителями
Работа с родителями по полоролевой социализации детей дошкольног