Концепция « Предметно пространственная среда, как условие становления и развития личности ребёнка »
статья на тему

Федеральный
государственный образовательный стандарт дошкольного образования
определил требования к развивающей предметно-пространственной среде,
заложил обеспечение максимальной реализации образовательного
потенциала пространства
ДОУ.
Эти требования направлены на
формирование активности детей, с помощью которой они становятся
творцами своего предметного окружения, своей личности и своего здорового
духа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontseptsiya_halenko_o.v.docx41.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад №21 г. Россоши

Россошанского муниципального района Воронежской области

Научная концепция

Тема:  « Предметно пространственная  среда,

 как условие становления и развития

личности ребёнка »

Подготовил: воспитатель IКК  

Халенко Ольга Вячеславовна

Материал представлен на Районный конкурс

 «Воспитатель года -2016»

 «Нет такой стороны воспитания, на которую бы обстановка не оказывала  влияние, нет способности, которая  не находилась бы  в прямой зависимости от  окружающего мира ребенка   …»

                                                                                                 Е.И. Тихеева

 В комплексе актуальных социально-педагогических проблем, связанных с преобразованием системы образования в нашей стране, большое внимание уделяется развитию ее первоначального звена – дошкольного образования.

 Повышенное внимание к современной развивающей предметно-пространственной среде, в которой большую часть своего времени пребывают дети, обусловлено, прежде всего, тем, что именно от качества образования, социальной адаптации, их поведенческой культуры во многом зависит развитие России в ближайшие десятилетия. Федеральный  государственный образовательный  стандарт дошкольного образования определил требования к развивающей  предметно-пространственной  среде, заложил обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства  ДОУ.  Эти требования направлены на формирование активности детей, с помощью которой они становятся творцами своего предметного окружения, своей  личности и своего здорового духа.

Окунемся в историю  и посмотрим, как и с какого времени формировалась развивающая среда.

Первое упоминание о ней было еще в 1932 году. С выходом типового проекта построения детских садов ставился вопрос о групповом оборудовании, об организации жизненного пространства детей, тогда же впервые и были введены термины « игровые уголки», «игровые      зоны».

  В 1960 году с открытием НИИ дошкольного воспитания началась разработка предметно-игрового оборудования для детских садов. Большой вклад  в  создание   системы развивающих игрушек  и дидактических пособий внесли  российские  педагоги С.Л. Новоселова и Н.Н. Поддьяков.

В начале 90-х годов  была разработана  « Концепция дошкольного воспитания » . Над вопросом  обогащении предметно-развивающей среды  работали В.А. Петровский,  Л.А.Смывина , Л.П.Стрелкова. Ими же и была  разработана Концепция построения развивающей среды. Авторы считают, что непременным условием построения развивающей среды в ДОУ является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия воспитания, отношений взрослого и ребенка  «Не рядом, не  над, а вместе».

На основе концепции  В.А. Петровского выделены принципы построения развивающей среды: принцип дистанции, принцип активности; принцип стабильности-динамичности; принцип гибкого зонирования; индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия; принцип сочетания  привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды; принцип открытости-закрытости; принцип учета половых и возрастных различий детей.                                                                                                                        ФГОС дошкольного образования оставляет последнее слово в выборе образовательных программ  и в формирования РППС за образовательными организациями. Одним из важнейших условий успешной реализации основной общеобразовательной программы ДОУ является создание РППС.

         Содержательная насыщенность среды призвана обеспечить все виды детской активности, исходя из специфики образовательной программы. Таким образом, моделирование развивающей среды связано с моделью образовательного процесса (которая определяется образовательной программой).  Авторы примерной дошкольной образовательной программы «Детство» под редакцией  Бабаевой Т.И., Гогоберидзе А.Г., Солнцевой А.В.  считают, что пространственная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Они подчеркивают необходимость создания единого пространства детского сада - гармонии среды разных помещений, групп, кабинетов и залов.  Вся организация педагогического процесса детского сада предполагает свободу передвижения ребенка по всему зданию, не ограничиваясь пределами своего группового помещения. Детям должны быть доступны все функциональные пространства детского сада. Доступ в помещения, где должны находиться только  взрослые  (прачечная, кухня и т. д.) должен быть ограничен, но не закрыт, т.к. труд взрослых всегда интересен детям.

  Исходя из вышесказанного,   я планирую образовательную деятельность с максимальным использованием всех помещений ДОУ. Согласно  перспективному  плану провожу экскурсии по детскому саду.        Дети чувствуют себя маленькими читателями после посещения   мини-библиотеки.   Коллекция кукол  «Куклы народов мира»  и «Куклы в народных костюмах» на базе методкабинета   вызывает повышенный интерес девочек своими нарядами и даёт представление о многообразии народов и национальностей . В течение прошлого  учебного года  педагоги ДОУ работали над созданием   электронной   базы  презентаций, которая  теперь  используется при проведении непосредственно образовательной деятельности, открытых мероприятий, праздников, досугов  и  работы с родителями .  Я достаточно  хорошо владею программой  Power Point, что позволяет мне демонстрировать  не только готовые  презентации,  но и создавать собственные электронные продукты в виде  развивающих  игр,  презентаций, несложных видеофильмов. Работы наших воспитанников  в области художественного развития можно  увидеть, посетив «Выставку детского творчества», а также персональную выставку детей, посещающих художественные кружки. Мои  дети  бывают частыми гостями  в других группах , т.к. каждая  группа  имеет свой мини-музей («Гжель», «Монеты мира», «Часы», «Мини-музей сказок» и др.).  С  особым интересом  педагоги ДОУ подходят  к эстетическому  оформлению  осенних мероприятий , новогоднего  карнавала, выпускного бала и других календарных праздников. В создании  декораций прослеживается индивидуальность, непохожесть на других,  оригинальность и свежесть  идей и способов их  воплощения. Мини-картины, плакаты, стенгазеты и другие  атрибуты, оформленные мною, дополняют образ музыкального зала и вписываются в единую композицию.  

Можно с уверенностью сказать, что каждый уголок детского сада  работает на развитие интересов и потребностей ребенка.

 По определению С. Л. Новосёловой, предметно-пространственная развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребёнка функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Предметно-пространственная среда должна стимулировать детей к активности в разных видах деятельности, развивать способности. Деятельность ребёнка зависит от того, как устроена предметно-игровая организация его жизни. Визуальные характеристики дошкольного образовательного учреждения, то есть то, что ребёнок видит вокруг себя,- важное условие эмоционального воспитания. Всё, что окружает дошкольника, во многом определяет его настроение, формирует отношение к окружающему. Значит, всё, что окружает ребёнка должно развивать не только умственные способности, но и органы чувств и обеспечивать малышу необходимый психологический комфорт. Но создать такую среду в дошкольном образовательном учреждении бывает очень сложно, зачастую педагогам не хватает знаний, навыков, по данной теме, так же материальных ресурсов для приобретения необходимых игровых и расходных материалов. Это определяет необходимость  разработки  такой системы создания предметно-пространственной развивающей среды, которая не требовала бы кардинальных перемен, а строилась на основе уже имеющейся  развивающей среды.

Мною также был сделан анализ предметно-пространственной   среды группы, в которой непосредственно работаю я. Он в частности показал   разнообразие и насыщенность  имеющегося   игрового развивающего материала.  Но без  систематизации и классификации по видам деятельности,  по степени активности, по гендерной принадлежности и  рациональному использованию пространства группы эффективность его использования была бы невелика, что я и сделала.  При формировании ППС  я стала руководствоваться приказом №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», в котором пункт 3.3. отражает требования к развивающей предметно-пространственной среде. Подпункт 3.3.4. гласит «Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной , трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной» (извлечение из ФГОС). Это и стало  для меня основным ориентиром в работе над ППС.

Рассмотрим каждое из требований более предметно.

1)  «Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.  Образовательное пространство  должно быть  оснащено средствами обучения и воспитания…и должно обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую, творческую, двигательную активность, эмоциональное благополучие  и возможность самовыражения…» (извлечение из ФГОС).                                                             Игровые центры я расположила  так, чтобы  дети имели  возможность свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу. Учитывая то, что в настоящее время особое внимание уделяется здоровьесбережению,  в группе необходимо было обновить  физкультурный уголок.  Родители  помогли приобрести спортивное оборудование и инвентарь, из подручного материала я сделала корригирующие дорожки, карандаш-массажёр, подобрала материал по видам спорта.  Все это приобщает детей  к здоровому образу жизни и  пополняет запас знаний о многообразии спорта. Центр познавательной деятельности оформлен с учетом интересов детей. Каждый дошкольник - исследователь, он с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир.  В нашей группе дети на практике могут использовать бассейн для игр с песком и водой, проводить различные опыты, эксперименты и наблюдения.  Серия энциклопедий различной тематики  воспитывает  в детях любовь к природе и формирует знания  в области познавательного развития. Особый интерес вызывает макет скелета человека        и журнал «Человеческое тело»   .  Собранная детьми коллекция насекомых  теперь дополняет наш  уголок природы  и пользуется популярностью в других группах.

Для развития  творческих способностей    в группе создан небольшой  музыкальный центр и  уголок художественной деятельности. Здесь собран  богатый дидактический материал по народным ремёслам.  Начата работа над сбором коллекция матрешек, свистулек, деревянных расписных ложек, подносов и игрушек. Это станет основой для создания мини-музея прикладного творчества. Недавно была приобретена комбинированная магнитная доска, которая находится в зоне свободного  доступа. Её можно использовать при проведении НОД, организации  выставки детских рисунков   и многого другого.  Ребёнок может менять ее оформление в зависимости от настроения   и своих интересов. 

2) «Трансформируемость  пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей» (извлечение из ФГОС).                                                                            Трансформируемость  позволяет мне выносить  на первый план ту или иную функцию пространства, которая  происходит в основном за счет рационального размещения столов, использования мольбертов, передвижных элементов мебели.  Для индивидуальной  работы отвела специальное место. Для закрепления навыков организованности столы ставлю рядами. Для  совместной деятельности по подгруппам, которая требует терпения и настойчивости, мебель располагаю в виде полукруга или квадрата. Довольно часто  обхожусь и вовсе без столов. Во время беседы, дидактических игр, дети могут садиться прямо на ковер или мягкие модули. Детские стульчики часто « превращаются »   в поезд, автобус, кинотеатр и другие фантазии ребёнка.

3)    «Полифункциональность  материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды…»  (извлечение из ФГОС)                                                                            

В пространственном построении интерьера выделяю определенные многофункциональные, легко трансформируемые элементы. Меняю  «фоны» и изменяю обстановку до неузнаваемости по временам года, праздничным датам. Возможность изменения  пространства, в том числе выполняемого детьми (что особенно важно), может  быть реализована с помощью применения передвижного театрального уголка, передвижной корпусной мебели (машина, самолет, кукольная мебель, мягкие модули).  В уголке природы собран природный материал, который дети берут в качестве предметов заместителей в сюжетно-ролевых играх. В группе уже 4 года работает  «Мини-музей  сказок», в котором можно не только взять в руки  книгу с интересующим произведением, но и  обыграть прочитанную сказку, используя набор сюжетных картинок, настольный театр игрушки. Сундук нарядов и кукольный театр позволяют ребёнку примерить на себя  любую сказочную роль. Музей постоянно пополняется новыми декорациями, сделанными руками не только взрослых, но  и детей, книгами, оставленными в подарок выпускниками и родителями. В него входит коллекция компакт-дисков с грамзаписями, произведения которых читают артисты Государственного Академического Малого театра. Также есть видео -подборка  мультипликационных фильмов по сказкам.

       В ближайшем будущем я планирую приобрести переносные  ширмы для разделения пространства группы, что в свою очередь повысит заинтересованность детей  и разнообразит их творческую активность.

       4) «Вариативность среды предполагает  наличие различных пространств, разнообразие материалов, периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей»  (извлечение из ФГОС).                                                                              

 Следуя календарно – тематическому  планированию  образовательного процесса, каждую неделю происходит сменяемость игрового и демонстрационного материала. В  зависимости от темы недели в группе оформляются  выставки  фотографий   «  Вот какие мы большие » ,   «Похвальная грамота маме»,  используются семейные альбомы, широко представлены темы образовательных проектов «Мир на всей планете»; в развивающей среде представлены схемы, таблицы, игрушки-самоделки, пособия, плакаты,  сделанные  руками педагога или в совместном творчестве с родителями.  Дети участвуют в проектах, конкурсах,  в группе появляются материальные результаты проектов, которые должны быть заметны . Соответственно, среда  отражает текущую тему, вокруг которой выстраиваются все виды детской деятельности. 

5)  «Доступность среды предполагает  доступность для воспитанников всех помещений,   свободный доступ детей к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской деятельности, исправность и сохранность материалов и оборудования» (извлечение из ФГОС) .                                                                          

В нашей группе я постаралась создать условия, приближенные   к домашним: мягкий диванчик с подушками, удобное место для занятий и комфортное, с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых, или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере и контакт, и свободу одновременно.

       Дети (в особенности старшие дошкольники) - активные участники  в оформлении группы. Рисунки, поделки, макеты, коллажи, схемы, книжки самоделки – безусловные атрибуты развивающей среды. Каждый ребенок имеет право выставить свою работу  на постоянно действующую  выставку детского творчества. Она доступна для обозрения сверстников и взрослых. Особо выделен стенд «Наши достижения», где можно увидеть результаты участия детей и взрослых в конкурсах, которые придают гордость и  значимость ребёнка как личности.  Доступность достигается созданием  микропространств,  чтобы избежать скученности детей и способствовать играм по интересам по  3-5 человек. Все игрушки и материалы располагаются так, что имеют свободный доступ,  не мешая  свободному перемещению детей. В спальной комнате предусмотрен  «уголок уединения», где ребенок может отдохнуть от общения, подумать, помечтать.  По- настоящему богат центр, в котором собраны развивающие настольные игры и игрушки, охватывающие все образовательные области.

6) « Безопасность предметно-пространственной среды  предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования»  (извлечение из ФГОС).                                                                          

Эффективным приемом обеспечения принципа безопасности в группе детского сада является разработка правил поведения. Правила появляются по мере необходимости в соответствии с потребностями детей и запросов родителей и отражают существующую реальность. Например, в центре сюжетно-ролевой игры   поместили  алгоритм  работы с бытовыми приборами. Обеспечению реализации принципа безопасности также будут отвечать правила поведения в группе и на прогулке. Например: «Поиграл – убери игрушки», «Разрешай конфликты мирным путем». Главное условие: правила создаются самими детьми.

Помня о том, что статус детского сада, его имидж во многом зависит от мнения родителей, стараюсь строить свои отношения на взаимном доверии и принципу обратной связи. Ведь родители - не только наши основные заказчики и потребители, но и самые заинтересованные, надежные союзники. Не сразу удаётся достучаться до каждого из них, но   медленными, осторожными шагами, используя  обаяние, включая дипломатичность, в конечном итоге, мы находим в их лице партнёров, спонсоров и просто неравнодушных людей.  И только в этом случае приходится надеяться на результат. Мне кажется, я иду по верному пути сотрудничества, ведь мой результат уже ощутим.

Я уверена, что созданная мною среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию, потому  является не только условием творческого саморазвития личности, но и показателем профессионализма педагога.

В заключение своего выступления хочется сказать:  всё  то, о чём было

изложено выше, создано нашим педагогическим коллективом, с участием родителей наших воспитанников. Нам ещё много предстоит сделать, усовершенствовать, изучить…   Какие хорошие  глаголы -  стимулируют к мечтам, к действиям, к цели. А она у нас одна – здоровый, счастливый талантливый ребёнок, которого мы должны отправить по непростой  дороге жизни.

Список литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт  дошкольного образования(утв. Приказом №1155 от 17 октября 2013года)

2. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М.: Научно-методическое объединение «Творческая педагогика»: Новая школа,  1993

3. Анохина Т. Как организовать современную предметно-развивающую среду [Текст] : /Т.Анохина //Дошкольное воспитание. - 1999.

4. Новоселова С. Развивающая предметная среда [Текст] : Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн - проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах /С.Новоселова. – М.: Просвещение, 2001.

5. Родионова О.Р. Педагогические условия организации развивающей предметной среды в дошкольном образовательном учреждении [Текст] : /О.Р. Родионова.// - М., 2000.

6. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений [Текст] : /Н.А.Рыжова. - М.: Линка-Пресс, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМА: «Развивающая предметно-пространственная среда необходимое условие для физического, эстетического, познавательного и социального развития ребёнка».

Развивающая предметно-пространственная среда – это комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованный в простра...

Развивающая предметно пространственная среда – необходимое условие для физического, эстетического, познавательного и социального развития ребёнка

Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Под предметно-развивающей...

Развивающая предметно пространственная среда – необходимое условие для физического, эстетического, познавательного и социального развития ребёнка

Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Под предметно-развивающей...

Предметно – развивающая среда как условие оздоровления и развития личности ребенка.

Предметно – развивающая среда в Центре развития ребенка - детском саду № 2«Жемчужинка» которая способствует   появлению у детей  желание выполнять игровые действия, до...

Предметно-пространственная среда - важное условие для физического развития дошкольников.

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.         Спортивно – оздоро...