Дидактические игры используемые в музыкально-образовательной деятельности детей дошкольного возраста.
статья по теме

Тюгаева Оксана Геннадьевна

Дидактические игры используемые в музыкально-образовательной деятельности детей дошкольного возраста.

Воспитатель 1 категории Тюгаева О.Г.

 

Дошкольное  детство – пора  наиболее  оптимального  приобщения ребенка  к  миру  прекрасного. Музыкальное  развитие  оказывает  ничем  не заменимое  воздействие  на  общее  развитие: формируется  эмоциональная сфера, совершенствуется  мышление, развиваются  музыкальные способности.

Современные  научные  исследования  свидетельствуют  о  том, что развитие музыкальных  способностей, формирование  основ  музыкальной культуры нужно  начинать  с  дошкольного  возраста. Развитие музыкальных способностей – одна  из  главных  задач  музыкального  воспитания  детей.

Большое место отводится музыке в детских садах. Она звучит на музыкальных занятиях, и в самостоятельной деятельности, и во время праздников и развлечений.

Восприятие музыки – сложный  процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников  пока  нет. Поэтому  необходимо  научить  ребёнка  разбираться  в  особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика), различать музыкальные произведения по жанру, характеру.

Именно с этой целью применяют музыкально-дидактические игры и пособия, которые воздействуя на ребёнка комплексно, вызывают у них зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом.

Актуальность  применения   музыкально-дидактических  игр  и упражнений  заключается  в   музыкально-сенсорном   развитии  и воспитании  дошкольников в определенной системе, с учетом возрастного аспекта и последовательности приобщения детей к целостному и  дифференцированно-му восприятию музыки.

Взаимосвязь методов и приемов музыкального воспитания прослеживается  в  использовании  музыкально-дидактических игр и пособий. Сочетание применяемых в них методов может быть различным: слуховая, зрительная наглядность и слово, слуховая наглядность и практический метод (действия педагога и детей), зрительная, слуховая наглядность, слово и практические действия.

Цель применения музыкально-дидактических игр и пособий – развивать музыкальные способности, углублять представления детей осредствах  музыкальной  выразительности.

Музыкально-дидактические  игры отличаются от пособий тем, что они предполагают наличие определенных правил, игровых действий или сюжета. Дети могут использовать их не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности. Музыкально-дидактические игры применяются в  основном  на занятиях, чтобы наглядно проиллюстрировать отношения звуков по высоте и длительности, поупражнять детей в различении динамики, тембра, регистра, темпа и других выразительных средств.

Музыкально-дидактические игры осваиваются детьми постепенно. Педагог знакомит детей с правилами игры, ставит перед ними определенную дидактическую задачу. Вначале воспитатель является  инициатором  проведения  игры  в  группе, на прогулке или в другие режимные  процессы. Впоследствии дети могут самостоятельно играть и без помощи педагога, выбрав ведущего среди своих товарищей. Навыки, полученные детьми в процессе разучивания музыкально-дидактических игр, позволяют им более успешно выполнять задания, связанные с различными видами музыкальной деятельности.

Основное назначение музыкально-дидактических игр и пособий - формирование у детей музыкальный способностей; в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте; развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух; побудить к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.

Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать.

В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь чувство товарищества, ответственности.

В играх дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих и музыкально-ритмических движений и в области слушания музыки. Поскольку  одной из основных задач музыкального воспитания детей является развитие ладового чувства, музыкально- слуховых представлений и чувства ритма, то игры и пособия можно квалифицировать по этому основанию.

Игры и пособия в процессе слушания способствуют узнаванию знакомых мелодий определению характера музыки смены настроений в определенных частях  произведения, различению жанра, т.е. способствуют развитию  ладового  чувства. В  процессе  слушания  музыки, дети знакомятся  с  инструментальными, вокальными произведениями. Здесь могут применяться все виды игр и пособий. Применение музыкально-дидактических игр дает возможность детям несколько раз слушать одно и тоже произведение в ненавязчивой  форме. Для этого использовались следующие игры: «Укрась мелодию», «Найди нужную иллюстрацию» по произведению К.Сен-Санса из цикла «Карнавал животных»;

Для закрепления жанров в музыке  можно  использовать  подвижные игры, в  которых  дети  согласовывают движения с характером музыки: марш, танец, колыбельная; Игра  «Кого встретил  колобок»? – развивает чувство формы; игра «Нарисуй музыку» - на определение характер.

Игра «Отгадай, что  делает  кукла», «Солнышко  и  дождик», «Музыкальный  телефон», «Волшебный  мешочек» - инструменты, а среди них игрушка, «Назови  композитора», «Оркестр» и  т.д.

Игры и пособия для  развития музыкально-слуховых представлений связанных с различением и воспроизведением звуковысотного движения. Детям  нравятся  игры, включающие  воспроизведение  мелодии  голосом  или на музыкальном инструменте. Игры могут проводиться в процессе пения. Такие  игры  помогают  научить детей  петь выразительно. Для чистого интонирования использую такие игры: «Бубенчики», «Лесенка-чудесенка» - учатся определять звуки по высоте,  «Музыкальное лото» -определи песню по вступлению – на закрепление знакомых песен. Игра «Подумай и отгадай» (карточки с изображением медведя, зайчика, птички) – развивает умение различать звуки низкого, среднего и высокого регистра, а также «Где  мои  детки», «Кто  пришёл  в  гости», «Угадай-ка», «Громкая, тихая музыка»  и  т.д.

Развитие чувства ритма, способности активно переживать музыку, ощущать  эмоциональную  выразительность  музыкального  ритма и точно его  воспроизводить – предлагает  использование  музыкально-дидактических  игр и  пособий, связанных  с  воспроизведением ритмического  рисунка  мелодии  в  хлопках, на музыкальных инструментах и передачей смены характера музыки с помощью движений. Часто использую дидактические игры с выполнением творческих заданий. «Кого завет музыка» (бубен, дудочка, металлофон и ложки). Игра «Научи матрешек танцевать», «Повтори ритм». Игры с пением на развитие ритма: «Я иду с цветами», «Часы», «Волк  и  козлята».

 

Таким образом, музыкально-дидактические  игры  и пособия соединяют в себе различное сочетание методов музыкального воспитания (образно-игровая форма). Применение разнообразных упражнений позволяют  поддерживать у детей интерес к деятельности, осуществлять ее более интересно.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Музыкальные дидактические игры123.75 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

пт Музыкально-дидактические игры

Слайд 2

пт Музыкально-дидактическая игра «Чудесный мешочек» Возраст: от 4 до 5 лет Цель: Развивать звуковысотный слух. Игровой материал: Небольшой мешочек, красиво оформленный аппликацией. В нем игрушки: зайчик, кукла, мишка, петушок, лошадка и др. Ход игры: Участвует вся группа. «Дети, - говорит воспитатель, - к нам на занятие пришли гости. Но где они спрятались? Может быть , здесь? (Показывает мешочек.) сейчас мы послушаем музыку и узнаем, кто там». Музыкальный руководитель проигрывает мелодии знакомых детям произведений: «Заинька», музыка М. Красева , слова Л. Некрасовой, «Кукла» музыка М. Старокадомского , слова О. Высотской , «Медведь», музыка В. Ребикова , «Петушок» музыка В. Витлина, слова А. Пассовой и др. дети узнают музыку, и кто-либо из них достает из мешочка соответствующую игрушку и показывает всем.

Слайд 3

пт Музыкально-дидактическая игра «Узнай свой инструмент» Возраст: от 4 до 5 лет Цель: Упражнять детей в различении тембров звучания пианино, колокольчика и дудочки. Необходимо знание песни «Веселые инструменты» Г. Левкодимова . Описание: Три карточки с контурным изображением пианино, колокольчика и дудочки. Такие же цветные карточки разрезаны на четыре части. Ширма, детские музыкальные инструменты: пианино, колокольчик, дудочка. Ход игры: Разрезанные части цветных карточек вместе с инструментами кладут за ширму перед ведущим. Он предлагает спеть песню, прослушать еще раз звучание инструментов. Затем проводится игра. На вопрос ведущего «На чем я играл?» отвечает тот, у кого рисунок большой не цветной карты соответствует прозвучавшему инструменту. При правильном ответе он получает часть цветной карточки и накладывает ее на соответствующую часть большой не цветной карты. Если ребенок ответил неправильно, то ведущий кладет эту карточку вниз под все карточки. Игра закончится, когда все дети сложат из четырех частей большие цветные карты.

Слайд 4

пт Музыкально-дидактическая игра «Весёлые дудочки» Возраст: от 4 до 5 лет Цель: Упражнять детей в восприятии и различении трёх ритмических рисунков, условно соответствующих ритму звучания: а) трубы (играет медведь); б) дудочки (играет лиса); в) свирели (играет мышонок). Материал: Три карточки с контурными изображениями зверей, играющих на духовых инструментах: на трубе — медведь; на дудочке — лиса; на свирели — мышонок. Такие же по размеру карточки, но с цветным изображением, разрезаны на четыре части. Металлофон, ширма. Требуется знание песни «Весёлые дудочки» Г. Левкодимова . Ход игры: Игра проводится так же, как и предыдущая. Дети поют песню, прослушивают, как играют звери на своих инструментах, и начинают играть. На вопрос ведущего «Кто это играет?» отвечает тот, у кого большая не цветная карта соответствует исполненному ритмическому рисунку.

Слайд 5

пт Музыкально-дидактическая игра «Найди игрушку» Возраст: от 4 до 5 лет Цель: Развивать музыкально – сенсорные способности ( звуковысотный слух). Игровой материал: Игрушки, соответствующие содержанию песен: зайчик, медведь, кошечка, петушок и т. д.; проигрыватель с пластинками программных произведений. Ход игры: Игрушки лежат на столе. Полукругом сидят дети. Воспитатель предлагает послушать мелодию и выбрать (называет имя ребенка) соответствующую игрушку. Игра заканчивается, когда на столе не останется ни одной игрушки. Игра может проводиться на занятии для закрепления знакомых произведений и в свободное от занятий время (лучше во второй половине дня).

Слайд 6

пт Музыкально-дидактическая игра «Назови инструмент» Возраст: от 4 до 5 лет Цель: развитие тембрового слуха. Оборудование: металлофон, треугольник, бубен, ложки, барабан, музыкальный молоточек. Ход игры. Дети определяют знакомые инструменты на слух, закрепляют навыки игры, исполняют попевки , песенки.

Слайд 7

пт Музыкально-дидактическая игра «Подумай и отгадай» Возраст: от 4 до 5 лет Цель: Развивать музыкально – сенсорные способности ( звуковысотный слух). Игровой материал: Карточки (по числу играющих), на которых изображены медведь, зайчик, птичка. Ход игры : Детям раздают по одной карточке. На фортепиано или в грамзаписи звучит мелодия: «Зайчик» М. Старокадомского , «Медведь» В. Ребикова , «Воробушки» М. Красева , Дети узнают мелодию и поднимают нужную карточку. Например, после песни «Медведь» В. Ребикова поднимают карточку с изображением медведя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра – как средство развития словаря у детей дошкольного возраста с ОНР.

В данной метатической разработке подробно описано, как дидактическая игра влиет на развитие речи детей....

Роль дидактической игры в формировании эмоционального благополучия у детей дошкольного возраста

Введение............................................................................................................. 3  Глава 1. Теоретические основы изучения эмоциональной сферы...................

Музыкально-дидактическое пособие Круги Луллия, используемое для организации самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста

Основные цели данного пособия: закрепить знания детей о музыкальных произведениях и их композиторах; о звучании и названии различных музыкальных инструментов; помочь услышать, различить, сравнить разн...

Дидактическая игра как средство развития креативного мышления детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности.

Дидактическая игра как средство развития креативного мышления детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности.Современное общество, ориентируясь на будущее, особое внимание уделяет развитию ...