Развитие мелкой мотрики детей первого года жизни
статья на тему

Драгомирецкая Ирина Викторовна

Данная статья полезна будет воспитателям и родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki_ruk_detey_do_goda.docx18.76 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики рук

детей первого года жизни.

Составитель: Драгомирецкая Ирина Викторовна

Учитель-дефектолог

               Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук. Все ученые, изучавшие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки. Невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев писал, что движения руки способствуют развитию речи. Английский психолог Д.Селли также придавал очень большое значение «созидательной работе рук» для развития мышления и речи. Движение пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками более сложную работу.

              Маленький ребенок, который только недавно родился еще не может выполнять координированные целенаправленные движения. Все движения ребенка, в том числе и движения рук в этом возрасте носят безусловно – рефлекторный характер, т.е. возникают без целенаправленного усилия – они не преднамеренны. И.М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей между зрительными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.        

          При появлении комплекса оживления развиваются и закрепляются движения выпрямленных рук над грудью, возникают ощупывающие движения. Этот комплекс оживления возникает в первые месяцы жизни малыша, когда он останавливает взгляд на лице человека, улыбается ему и активно двигает ручками и ножками, издает тихие звуки. С этого времени включаются центры тактильного анализатора коры больших полушарий.

             В процессе развития кинестетического чувства – положения и перемещения тела в пространстве, т. е. в процессе формирования зрительно – тактильно – кинестетических связей происходит овладение относительно тонкими действиями рук. После   сформирования этих связей движения руки выполняются под контролем зрения. Теперь вид предмета – это стимул движений по направлению к нему.

                Формирование движений рук начинается постепенно на протяжении первого полугодия жизни. Рука, сжатая в кулачек, распрямляется, особые движения захватывания предметов пытаются выполнить пальцы, рука начинает действовать как специфический орган.

       Говоря о мелкой моторике, мы подразумеваем способность координировать движения мелких мышц, управляющих лицом и руками.

     Мелкая моторика развивается на базе крупной моторики. Развитие движений начинается с головы и идет от средней линии тела к периферии (сначала развиваются движения плеча, затем предплечья, и только потом — кисти и пальцев), сначала развивается стабильность, а затем мобильность.

Стабильность подразумевает сохранение стабильности тела в статике и динамике и способность использовать руки при смене поз.

Билатеральная координация предполагает использование двух рук, перекладывание объектов из руки в руку, умение одной рукой держать, а другой - обследовать объект. При совершении действий, требующих разъединения и соединения объектов, одна рука начинает использоваться как основная, другая - как помогающая, однако доминантной руки пока может и не быть.

Этапы формирования мелкой моторики рук у детей раннего возраста.

           До 3,5 – 4 месяцев движения рук у ребенка носят безусловно – рефлекторный характер. Первая двигательная функция рук -    схватывание, которое сначала проявляется как врожденный рефлекс. Этот рефлекс называют хватательным или ладонным, потому что он возникает в ответ на раздражение ладони, а не пальцев. 

  • Смотрит на предмет.
  • Машет руками.
  • Следит за предметом.
  • Пытается дотянуться до висящего над ним предмета.
  • Разжимает ладонь, пытаясь схватить предмет.        
  • Произвольно засовывает палец в рот.

                В 4 –4,5 месяца у ребенка появляются простые движения рук, направленные на непосредственный контакт с объектом: притягивание случайно задетого предмета, его ощупывание.  В этот период у ребенка возникают «ощущения», т. е. он замечает появление и исчезновение предметов, их объективные качества, способен соотнести разные, но одновременно воспринимаемые свойства (оптические, звуковые и т. д.) к одному и тому же объекту.

  • Тянет в рот предмет, находящийся в руке.

           В возрасте от 4 – 7 месяцев у ребенка наступает этап простого «результативного» действия. Для этого периода характерно активное обнаружение скрытых свойств объекта. Появляется повторное притягивание случайно схваченного предмета с последующим ощупыванием, рассматриванием. Малыш обследует предмет губами и языком, берет другой, бросает, чтобы вызвать звук, похлопывает по предмету, стучит им, размахивает.

  • Трясет вложенной в руку погремушкой.
  • Хватает предметы из рук взрослого.

            С 5 месяцев у ребенка при схватывании предмета более активное участие принимают пальцы: заметно доминирующее положение большого пальца – ребенок отводит его при схватывании. Малыш может ритмически взмахивать предметом, извлекая звуки, может его переложить в другую руку.

  • Сам берет находящийся перед ним предмет.

          С 6 месяцев он не только умеет крепко удерживать вложенный в руку предмет, но и брать его из любого положения. Малыш познает движения предметов, как следствие, их притягивание или отталкивание, а главное, он выделяет форму предмета в соответствии с возможностями схватывания или перемещения. Он способен выделять постоянные свойства предмета независимо от его положения.

  • Берет второй предмет, не бросая первый.
  • Перекладывает предмет из руки в руку.

           

         7 – 10 месяцев – это уже следующий этап в развитии действий с предметами. В этот период малыш умеет соотносить предмет с определенным положением в пространстве. Он вкладывает и вынимает предметы, укладывает на определенное место, нанизывает крупные предметы в определенном порядке и т. д. Ребенок прекрасно сжимает игрушку, берет мелкие предметы пальцами, а большие всей ладонью. Движения схватывания становятся более точными, уверенными. Вслед за развитием тонких движений пальцев появляется цепочка слогов.

  • Берет предмет щепотью.
  • Стучит предметом о предмет.

         С 10 – 11  месяцев до 1 года 2 месяцев - до 1 года 3 месяцев отмечается появление функциональных действий, которые выражают социальную сущность предмета, определяют его назначение. Наблюдается совершенствование действий, выработанных ранее, обобщение и перенос их на новые объекты. Дети целенаправленно используют предметы: укачивают куклу, прокатывают машину, строят из кубиков. На протяжении этого периода совершенствуются действия рук: разжался кулачок, пальцы действуют более самостоятельно.

  • Активизируется кончик большого пальца, а затем указательный.
  • Использует пинцетный захват

В последующем наблюдается интенсивное развитие относительно тонких движений всех пальцев, которое продолжается на протяжении всего периода раннего детства.

           

          Движения пальцев рук тесно связанны с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика была роль руки – она дала возможность путем указывающих, очерчивающих, оборонительных и других движений развить тот первичный язык, с помощью которого люди объяснялись. Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время оставалась связанной с жестикуляторной речью. Поэтому очень важно смотреть как развивается мелкая моторика у ребенка, т.к. это является важной частью речевого развития и познания мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пособия для развития тактильных ощущений у детей первого года жизни

Тактильные ощущения – одна из форм общения ребенка раннего возраста с окружающим миром. С первых дней жизни информацию о нем младенец получает от ухаживающего за ним взрослого, мамы. Ощущения, п...

Развитие речи детей первого года жизни

Презентация предназначена для практических работников ДОУ, студентов дошкольных отделений, а так же молодых родителей, стремящихся с самого рождения видеть своих детишек умными и развитымиПотому что р...

Работа по развитию пальчиков и кистей рук детей первого года жизни

У здорового новорожденного ребёнка отсутствует хватание,наблюдаются червеобразные действия пальцев кисти. Работу по тренировке пальцев рук надо начинать с развития хватательных навыков.Я предлагаю пер...

Особенности речевого развития детей первого года жизни

Развитие ребенка до трех лет происходит невероятно интенсивно. В этот период он проходит путь от младенца, который умеет только есть и спать, до самостоятельно бегающего, любопытного и интересно рассу...

Буклет-памятка для родителей "Нормативы психомоторного развития детей первого года жизни"

Каждая мама после рождения малыша хочет быть уверена, что её кроха развивается правильно, своевременно овладевает различными навыками и соответствует возрастным нормам развития. В данном буклете ...

Особенности развития и воспитания детей первого года жизни

Еще до появления на свет малыша каждый родитель задумывается на тем, каким будет его ребенок, как сложится его жизнь,сможет ли он найти себя в современном мире. И конечно, каждый хочет видеть своего р...

Статья на тему "Развитие речи у детей первого года жизни"

Мы не видим, что происходит в мозгу новорожденного. Мы не знаем, что включается в тот момент, когда ваш ребенок открывает глаза и встречается с вашим взглядом в первый раз. Но точно известно, что мозг...