Пособия для развития тактильных ощущений у детей первого года жизни
методическая разработка (младшая группа) по теме

 

Тактильные ощущения – одна из форм общения ребенка раннего возраста с окружающим миром. С первых дней жизни информацию о нем младенец получает от ухаживающего за ним взрослого, мамы. Ощущения, получаемые малышом от общения с матерью, ухаживающим взрослым, накапливают опыт тактильной чувствительности, развивают тактильное восприятие, что, в свою очередь, стимулирует его умственную деятельность.

Ощущение – это отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на рецепторы. Многообразие ощущений отображает качественное многообразие окружающего мира.

Ощущение возникает в результате воздействия определенного физического раздражения на соответствующий рецептор, первичная классификация ощущений исходит из рецептора, который дает ощущение данного качества или «модальности».

В качестве основных видов ощущений различают:

- кожные ощущения – прикосновения и давления, осязания, температурных ощущений и болевых, вкусовых и обонятельных ощущений, зрительных, слуховых, ощущений положения и движения (статические и кинестетические);

- органические ощущения – голод, жажда, болевые ощущения, ощущения внутренних органов и т.д.

Тактильные ощущения – это форма кожной чувствительности, обусловленная работой двух видов рецепторов:

- нервных сплетений, окружающих волосяные луковицы;

- рецепторов, состоящих из клеток соединительной ткани капсул.

Кожная чувствительность подразделяется классической физиологией органов чувств на 4 различных вида:

- боли;

- тепла;

- холода;

- прикосновения и давления.

Предполагается, что каждый из этих видов чувствительности располагает специфическими рецепторами, особой афферентной системой (постоянным потоком нервных импульсов, поступающих в центральную нервную систему от органов чувств).

Кожно-кинестетическая или общая чувствительность занимает особое место среди различных видов чувствительности. Являясь одной из самых древних, она может быть представлена, как база для формирования зрительного и слухового восприятия. Кроме того, кинестетическая чувствительность  является основой всех видов движений.

В настоящее время существует научно-подтвержденный факт: от развития движений пальцев рук зависит функционирование зон коры головного мозга, отвечающих за речь. Стимулирование тактильных чувств также оказывает положительное влияние на координацию, внимание, мышление, воображение, зрительную и двигательную память.

Проблемы развития тактильного восприятия у детей первого года жизни связываются с такими действиями, как ощупывание, схватывание и манипулирование. Под тактильным восприятием подразумевают – получение информации благодаря ощупыванию руками и пальцами.

В младенческом возрасте ребенок, совершая движения руками и ладонями, дотрагивается до различных предметов поначалу случайно, а затем целенаправленно и регулярно. Период хаотических физических контактов сменяется намеренным и координированным получением значимой информации об окружающем мире. По словам Ананьева, на первом году жизни «доминирование тактильной рецепции и кинестезии над зрением и слухом – есть возрастная особенность».

Два фактора определяют становление тактильных функций, которые в онтогенезе неразрывно связаны и находятся в постоянном взаимодействии:

- закономерности биологического созревания мозга;

- развитие предметной деятельности.

Ухтомский А.А. убедительно показал, что тактильные ощущения являются сигналом активно-двигательных рефлексов: хватания, удержания, манипулирования.

Все вышеперечисленные научные факты доказывают важность развития тактильных ощущений с первых дней жизни малыша.

Доказано, что детям грудного возраста необходимо находиться у мамы на руках. Это его физиологическая потребность, необходимая для полноценного физического, психического и эмоционального развития. Благодаря прикосновениям ребенок учится жить в новом мире, получает о нем информацию. Если малыш недополучает тактильных ощущений, он испытывает дискомфорт и начинает капризничать.

Ученым удалось доказать зависимость уровня интеллекта от количества тактильных ощущений. Дело в том, что каждое прикосновение к коже посылает в мозг импульс, стимулируя умственные процессы, поэтому, чем чаще прикасаться к малышу, ласково с ним разговаривать, обнимать его, тем выше будет его двигательная активность и эрудиция, тем раньше он начнет говорить и лучше усваивать информацию.

Для развития тактильных ощущений я предлагаю группы пособий, которые можно изготовить самостоятельно. Эти пособия могут быть полезны в использовании родителям и воспитателям домов ребёнка. Они  рассчитаны на детей от 2-3 до 12 месяцев. Всех их объединяет принцип схожести по одному-двум признакам и отличие по другим.

 

1. Мобили:

- с кольцами пяти цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый), закрепленных на кольце-основе;

- с плоскими кругами пяти цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый), закрепленных на кольце-основе;

- разноцветными узкими, атласными лентами, капроновыми лентами, закрепленными на кольце-основе;

- с плоскими квадратами из лакированной кожаной ткани восьми цветов, закрепленных на кольце-основе;

- с кусочками тканей разной фактуры, закрепленных на кольце-основе;

- с прозрачными подвесными коробочками с цветными прозрачными камушками внутри.

- подвесные погремушки на эластичной тесьме.

2. Разные по форме и фактуре тканевые мешочки с различными наполнителями:

- атласные узкие мешочки разные по цвету и с разными наполнителями;

- мешочки из разных по фактуре тканей и с разными наполнителями;

- небольшие плоские квадратики из лакированной кожаной ткани 8 цветов;

- банка с лоскутами разных по фактуре тканей, сшитых между собой для вытягивания.

3. Плоские пособия из различных материалов:

- овальной и квадратной формы, различные по величине и отделочной окантовочной тесьме, изготовленные из пакетиков от молочных смесей;

- в виде изображений фруктов из плотной и мягкой прозрачной пленки с разноцветной окантовкой по краю;

- в виде изображений цветков, животных. Изготовленных из цветных стеганых тканей на синтепоне с прозрачным мешочком-окошечком внутри, в котором находится прозрачный камушек в тон изделия.

4. Валики:

 - из веревок различных по толщине, цвету;

 - деревянных бусин, цилиндров;  

- с разными по фактуре кистями на концах.

5. Мягкие книжки:

 - книжки – листалки разные по фактуре, цвету, размеру;

 - книжки – раскладушки разные по фактуре, цвету, размеру.

6. Развивающие планшеты, закрепляющиеся к стенкам манежа:

- 2 вида с завинчивающимися и развинчивающимися различными крышками;

- 2 вида с различными по цвету и размеру коленчатыми валиками;

- 2 вида с различными застежками (пуговицами, крупными молниями), карманами,      коробочками с секретами.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие тактильных ощущений у детей.

Тактильные ощущения – одна из форм общения ребенка раннего возраста с окружающим миром....

«Развитие тактильных ощущений у детей раннего возраста»

«Развитие тактильных ощущений у детей раннего возраста»...

ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Развитие тактильных ощущений у детей раннего возраста»

ОТЧЕТПО САМООБРАЗОВАНИЮГончаровой Анны АнатольевныВоспитатель (Должность)«Развитие тактильных ощущений у детей раннего возраста»...

«Развитие тактильных ощущений у детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития в работе учителя – логопеда» проект

С каждым годом  в дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количества детей имеющих проблемы в речевом развитии. Во всех возрастных группах  всё чаще появляются...

Дидактическое пособие для развития тактильных ощущений "Ёжики"

laquo;Ум ребёнка – на кончиках его пальцев». В.А. СухомлинскийТактильные ощущения – один из самых главных способов познания ребёнком окружающего мира. Это пособие можно и...

Пособие на развитие тактильных ощущений "Ящик ощущений"

Обогащать чувственный опыт детей различными сенсорными впечатлениями;Расширять словарный запас слов (мягкий, твердый, тяжелый, легкий, деревянный, маленький, большой и т.п.);Развивать мелкую моторику ...