Главные вкладки

    Пособия для развития тактильных ощущений у детей первого года жизни
    методическая разработка (младшая группа) по теме

     

    Тактильные ощущения – одна из форм общения ребенка раннего возраста с окружающим миром. С первых дней жизни информацию о нем младенец получает от ухаживающего за ним взрослого, мамы. Ощущения, получаемые малышом от общения с матерью, ухаживающим взрослым, накапливают опыт тактильной чувствительности, развивают тактильное восприятие, что, в свою очередь, стимулирует его умственную деятельность.

    Ощущение – это отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на рецепторы. Многообразие ощущений отображает качественное многообразие окружающего мира.

    Ощущение возникает в результате воздействия определенного физического раздражения на соответствующий рецептор, первичная классификация ощущений исходит из рецептора, который дает ощущение данного качества или «модальности».

    В качестве основных видов ощущений различают:

    - кожные ощущения – прикосновения и давления, осязания, температурных ощущений и болевых, вкусовых и обонятельных ощущений, зрительных, слуховых, ощущений положения и движения (статические и кинестетические);

    - органические ощущения – голод, жажда, болевые ощущения, ощущения внутренних органов и т.д.

    Тактильные ощущения – это форма кожной чувствительности, обусловленная работой двух видов рецепторов:

    - нервных сплетений, окружающих волосяные луковицы;

    - рецепторов, состоящих из клеток соединительной ткани капсул.

    Кожная чувствительность подразделяется классической физиологией органов чувств на 4 различных вида:

    - боли;

    - тепла;

    - холода;

    - прикосновения и давления.

    Предполагается, что каждый из этих видов чувствительности располагает специфическими рецепторами, особой афферентной системой (постоянным потоком нервных импульсов, поступающих в центральную нервную систему от органов чувств).

    Кожно-кинестетическая или общая чувствительность занимает особое место среди различных видов чувствительности. Являясь одной из самых древних, она может быть представлена, как база для формирования зрительного и слухового восприятия. Кроме того, кинестетическая чувствительность  является основой всех видов движений.

    В настоящее время существует научно-подтвержденный факт: от развития движений пальцев рук зависит функционирование зон коры головного мозга, отвечающих за речь. Стимулирование тактильных чувств также оказывает положительное влияние на координацию, внимание, мышление, воображение, зрительную и двигательную память.

    Проблемы развития тактильного восприятия у детей первого года жизни связываются с такими действиями, как ощупывание, схватывание и манипулирование. Под тактильным восприятием подразумевают – получение информации благодаря ощупыванию руками и пальцами.

    В младенческом возрасте ребенок, совершая движения руками и ладонями, дотрагивается до различных предметов поначалу случайно, а затем целенаправленно и регулярно. Период хаотических физических контактов сменяется намеренным и координированным получением значимой информации об окружающем мире. По словам Ананьева, на первом году жизни «доминирование тактильной рецепции и кинестезии над зрением и слухом – есть возрастная особенность».

    Два фактора определяют становление тактильных функций, которые в онтогенезе неразрывно связаны и находятся в постоянном взаимодействии:

    - закономерности биологического созревания мозга;

    - развитие предметной деятельности.

    Ухтомский А.А. убедительно показал, что тактильные ощущения являются сигналом активно-двигательных рефлексов: хватания, удержания, манипулирования.

    Все вышеперечисленные научные факты доказывают важность развития тактильных ощущений с первых дней жизни малыша.

    Доказано, что детям грудного возраста необходимо находиться у мамы на руках. Это его физиологическая потребность, необходимая для полноценного физического, психического и эмоционального развития. Благодаря прикосновениям ребенок учится жить в новом мире, получает о нем информацию. Если малыш недополучает тактильных ощущений, он испытывает дискомфорт и начинает капризничать.

    Ученым удалось доказать зависимость уровня интеллекта от количества тактильных ощущений. Дело в том, что каждое прикосновение к коже посылает в мозг импульс, стимулируя умственные процессы, поэтому, чем чаще прикасаться к малышу, ласково с ним разговаривать, обнимать его, тем выше будет его двигательная активность и эрудиция, тем раньше он начнет говорить и лучше усваивать информацию.

    Для развития тактильных ощущений я предлагаю группы пособий, которые можно изготовить самостоятельно. Эти пособия могут быть полезны в использовании родителям и воспитателям домов ребёнка. Они  рассчитаны на детей от 2-3 до 12 месяцев. Всех их объединяет принцип схожести по одному-двум признакам и отличие по другим.

     

    1. Мобили:

    - с кольцами пяти цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый), закрепленных на кольце-основе;

    - с плоскими кругами пяти цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый), закрепленных на кольце-основе;

    - разноцветными узкими, атласными лентами, капроновыми лентами, закрепленными на кольце-основе;

    - с плоскими квадратами из лакированной кожаной ткани восьми цветов, закрепленных на кольце-основе;

    - с кусочками тканей разной фактуры, закрепленных на кольце-основе;

    - с прозрачными подвесными коробочками с цветными прозрачными камушками внутри.

    - подвесные погремушки на эластичной тесьме.

    2. Разные по форме и фактуре тканевые мешочки с различными наполнителями:

    - атласные узкие мешочки разные по цвету и с разными наполнителями;

    - мешочки из разных по фактуре тканей и с разными наполнителями;

    - небольшие плоские квадратики из лакированной кожаной ткани 8 цветов;

    - банка с лоскутами разных по фактуре тканей, сшитых между собой для вытягивания.

    3. Плоские пособия из различных материалов:

    - овальной и квадратной формы, различные по величине и отделочной окантовочной тесьме, изготовленные из пакетиков от молочных смесей;

    - в виде изображений фруктов из плотной и мягкой прозрачной пленки с разноцветной окантовкой по краю;

    - в виде изображений цветков, животных. Изготовленных из цветных стеганых тканей на синтепоне с прозрачным мешочком-окошечком внутри, в котором находится прозрачный камушек в тон изделия.

    4. Валики:

     - из веревок различных по толщине, цвету;

     - деревянных бусин, цилиндров;  

    - с разными по фактуре кистями на концах.

    5. Мягкие книжки:

     - книжки – листалки разные по фактуре, цвету, размеру;

     - книжки – раскладушки разные по фактуре, цвету, размеру.

    6. Развивающие планшеты, закрепляющиеся к стенкам манежа:

    - 2 вида с завинчивающимися и развинчивающимися различными крышками;

    - 2 вида с различными по цвету и размеру коленчатыми валиками;

    - 2 вида с различными застежками (пуговицами, крупными молниями), карманами,      коробочками с секретами.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие тактильных ощущений у детей.

    Тактильные ощущения – одна из форм общения ребенка раннего возраста с окружающим миром....

    «Развитие тактильных ощущений у детей раннего возраста»

    «Развитие тактильных ощущений у детей раннего возраста»...

    ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Развитие тактильных ощущений у детей раннего возраста»

    ОТЧЕТПО САМООБРАЗОВАНИЮГончаровой Анны АнатольевныВоспитатель (Должность)«Развитие тактильных ощущений у детей раннего возраста»...

    Сборник игр на развитие тактильных ощущений для детей младшего дошкольного возраста.

    Сборник игр на развитие тактильных ощущений для детей младшего дошкольного возраста....

    «Развитие тактильных ощущений у детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития в работе учителя – логопеда» проект

    С каждым годом  в дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количества детей имеющих проблемы в речевом развитии. Во всех возрастных группах  всё чаще появляются...

    Инновационный подход к развитию тактильных ощущений у детей с патологией зрения

    Инновационный подход к  развитию тактильных ощущений у детей с патологией зрения...

    Дидактическое пособие для развития тактильных ощущений "Ёжики"

    laquo;Ум ребёнка – на кончиках его пальцев». В.А. СухомлинскийТактильные ощущения – один из самых главных способов познания ребёнком окружающего мира. Это пособие можно и...