Главные вкладки

    Работа по развитию пальчиков и кистей рук детей первого года жизни
    консультация по логопедии (младшая группа) по теме

    Каравасилиади Светлана Константиновна

    У здорового новорожденного ребёнка отсутствует хватание,наблюдаются червеобразные действия пальцев кисти. Работу по тренировке пальцев рук надо начинать с развития хватательных навыков.Я предлагаю периодизацию развития тонкой моторики детей раннего возраста. Начинать заниматься с самого рождения( по сензитивным периодам).

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Работа по развитию пальчиков и кистей рук детей первого года жизни.


    Работу по развитию пальчиков и кистей рук следует начинать с рождения ребёнка.

    1. Сжатые кулачки ребёнка надо нежно и осторожно массировать по наружному краю кисти- от мизинца к запястью.
      Массаж кистей рук можно проводить с использованием всевозможных ворсовых щёток: мягкой щёткой - по наружной поверхности кулака от кончиков пальцев  к запястью, жесткой (зубной) щёткой – по подушечкам пальцев.
      С ребёнком 1-2 месяцев упражнение проводится каждый день по 3 раза в течении 10-20 секунд  и состоит из 4-6 движений ( и так до 5-7 месяцев).
    2. С  1-2 до 3-5 месяцев проводят следующее упражнение. Расслабленную руку малыша захватывают в средней трети предплечья и не резко поднимают вверх, немного  её потряхивают  и легко опускают на веки или губы ребёнка, как наиболее чувствительные зоны.
      Если бри сближении  рук и губ появляются сосательные движения, то руки некоторое время удерживают около губ, с  тем чтобы ребёнок попытался захватить их губами.
    3. После массажа в разжатые кулачки ребёнка вкладывают круглые предметы так, чтобы один его палец находился с противоположной стороны от остальных пальцев; ему помогают вначале удержать этот предмет, а затем потянуть к себе и покрутить из стороны в сторону.
    4. С  3 месяцев надо развивать умение брать игрушку из рук взрослого. Если ребёнок не протягивает к погремушке руки, следует погладить его по руке сначала с тыльной стороны, а затем со стороны ладони. Помогите ребёнку достать рукой ногу. Для привлечения внимания подвесьте к ноге яркий помпончик или колокольчик.
    5. С  5 месяцев следует побуждать ребёнка брать игрушку сверху, сбоку, снизу. Игрушки предлагайте различной формы, с различной поверхностью (губку, скруглённые прищепки для белья, колечки, ткани, морковки).Побуждайте ребёнка дать вам руку – протяните ему собственную руку, возьмите его за руку, поглаживая, повторяйте: Дай ручку».
    6. С  6 месяцев  к массажу всей кисти добавляется массаж каждого пальчика в отдельности (разминание) от кончиков к основанию. Слегка постукивайте пальцами по подушечкам.
    7. С  7 месяцев показывайте различные действия с игрушками: как толкать мячик, как стучать крышкой о кастрюлю, как вываливать шарики из миски.
    8. С 9  месяцев показывайте следующие действия:
      - как покатать машину или мячик;
      - открыть-закрыть коробку, кастрюлю крышкой;

    -  покачать, покормить куклу;
    - положить кубик на кубик (снять);
    - выполнить «ладушки», «до свидания»;

    - поиграть в «Сороку-белобоку»;
    - вынуть-вложить игрушку ( в тазик, кастрюлю).
    Игрушки берутся разные – большие и маленькие, различные на ощупь, тряпочки (их можно подобрать парами - по цвету, по рисунку, по текстуре), шарики, колечки, кубики.

                  Показать ребёнку нанизывание колец на стержень.
      9.   К концу 1-го года жизни перед массажом кистей рук хорошо выполнять криомассаж ( массаж с использованием льда и горячей воды).
            Цель криомассажа – снижение тонуса и уменьшение напряжённости мышц. Метод прост в использовании, за исключением острых воспалительных заболеваний. Для его проведения возьмите две ёмкости (тазики). В одни тазик налейте тёплую воду (ближе к горячей, но чтобы малышу было приятно), в другой положите ледяные кубики («конфетки»), которые можно сделать в бытовом холодильнике. Сначала предложите малышу пошебуршать  «конфетками», а затем опустить руки в тёплую воду: «Потрогаем кубики («конфетки»)- они холодные», «Потрогаем водичку – она горячая». Спросите: «Где горячая водичка?», «Где конфетки?».
            Затем руки нужно хорошенько встряхнуть и вытереть полотенцем.

    ----- Продолжительность процедуры не должна превышать 7 минут.
    -----Одновременное ощупывание кубиков («конфеток») – от 5 до 30 секунд.

    -----Курс составляет 15 – 20 сеансов, проводимых ежедневно.

    10.   Сразу после криомассажа предложите малышу вкладывание – вынимание игрушек, нанизывание. Можно дать ребёнку рвать на мелкие кусочки газету (любую бумагу) – малыши делают это с удовольствием по несколько минут; можно предложить перебирать крупные деревянные бусы, вкладывать один в один полые кубики разной величины; нанизывать кольца пирамидки- сначала на конус, затем на стержень.

            Такие игры помогают ребёнку совершенствовать работу двумя пальцами.

             К одному году важно чтобы в движение вовлекалось как можно больше пальцев и чтобы эти движения были достаточно энергичными. Очень хорошо тренируют движения игры с пальчиками, например «Колечки»: взрослый смыкает, размыкает большой палец малыша с указательным, средним, безымянным и мизинцем по очереди. Сначала на одной руке, затем на другой: «Пальчики здороваются, целуются, прощаются». Лучше делать это под ритмичную песенку.
             Родители должны помнить – для разностороннего, гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях – на сжатие, на расслабление.
              Тренировать следует все пальцы, в том числе безымянный и мизинец. В противном случае мы рискуем получить противоположный результат – увеличение тонуса мышц пальцев.

               С нормализации кисти и пальцев рук начинается и развитие зрительно – моторной координации. При этом необходимо использовать следующие принципы:
     ------  систематичность проведения упражнений;
     ------  последовательность – сначала на правой руке, затем на левой, при успешном проведении на правой и левой руке – на обеих одновременно;
     ------  переход от простого к сложному – постепенно, по нарастающей сложности, не пропуская ни одного упражнения, - это очень важно для поддержания у ребёнка интереса к упражнениям.







    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Пособия для развития тактильных ощущений у детей первого года жизни

    Тактильные ощущения – одна из форм общения ребенка раннего возраста с окружающим миром. С первых дней жизни информацию о нем младенец получает от ухаживающего за ним взрослого, мамы. Ощущения, п...

    Развитие речи детей первого года жизни

    Презентация предназначена для практических работников ДОУ, студентов дошкольных отделений, а так же молодых родителей, стремящихся с самого рождения видеть своих детишек умными и развитымиПотому что р...

    Особенности речевого развития детей первого года жизни

    Развитие ребенка до трех лет происходит невероятно интенсивно. В этот период он проходит путь от младенца, который умеет только есть и спать, до самостоятельно бегающего, любопытного и интересно рассу...

    Буклет-памятка для родителей "Нормативы психомоторного развития детей первого года жизни"

    Каждая мама после рождения малыша хочет быть уверена, что её кроха развивается правильно, своевременно овладевает различными навыками и соответствует возрастным нормам развития. В данном буклете ...

    Развитие мелкой мотрики детей первого года жизни

    Данная статья полезна будет воспитателям и родителям....