Главные вкладки
Работа по развитию пальчиков и кистей рук детей первого года жизни
консультация по логопедии (младшая группа) по теме
У здорового новорожденного ребёнка отсутствует хватание,наблюдаются червеобразные действия пальцев кисти. Работу по тренировке пальцев рук надо начинать с развития хватательных навыков.Я предлагаю периодизацию развития тонкой моторики детей раннего возраста. Начинать заниматься с самого рождения( по сензитивным периодам).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа по развитию пальчиков и кистей рук детей первого года жизни.
Работу по развитию пальчиков и кистей рук следует начинать с рождения ребёнка.
- Сжатые кулачки ребёнка надо нежно и осторожно массировать по наружному краю кисти- от мизинца к запястью.
Массаж кистей рук можно проводить с использованием всевозможных ворсовых щёток: мягкой щёткой - по наружной поверхности кулака от кончиков пальцев к запястью, жесткой (зубной) щёткой – по подушечкам пальцев.
С ребёнком 1-2 месяцев упражнение проводится каждый день по 3 раза в течении 10-20 секунд и состоит из 4-6 движений ( и так до 5-7 месяцев). - С 1-2 до 3-5 месяцев проводят следующее упражнение. Расслабленную руку малыша захватывают в средней трети предплечья и не резко поднимают вверх, немного её потряхивают и легко опускают на веки или губы ребёнка, как наиболее чувствительные зоны.
Если бри сближении рук и губ появляются сосательные движения, то руки некоторое время удерживают около губ, с тем чтобы ребёнок попытался захватить их губами. - После массажа в разжатые кулачки ребёнка вкладывают круглые предметы так, чтобы один его палец находился с противоположной стороны от остальных пальцев; ему помогают вначале удержать этот предмет, а затем потянуть к себе и покрутить из стороны в сторону.
- С 3 месяцев надо развивать умение брать игрушку из рук взрослого. Если ребёнок не протягивает к погремушке руки, следует погладить его по руке сначала с тыльной стороны, а затем со стороны ладони. Помогите ребёнку достать рукой ногу. Для привлечения внимания подвесьте к ноге яркий помпончик или колокольчик.
- С 5 месяцев следует побуждать ребёнка брать игрушку сверху, сбоку, снизу. Игрушки предлагайте различной формы, с различной поверхностью (губку, скруглённые прищепки для белья, колечки, ткани, морковки).Побуждайте ребёнка дать вам руку – протяните ему собственную руку, возьмите его за руку, поглаживая, повторяйте: Дай ручку».
- С 6 месяцев к массажу всей кисти добавляется массаж каждого пальчика в отдельности (разминание) от кончиков к основанию. Слегка постукивайте пальцами по подушечкам.
- С 7 месяцев показывайте различные действия с игрушками: как толкать мячик, как стучать крышкой о кастрюлю, как вываливать шарики из миски.
- С 9 месяцев показывайте следующие действия:
- как покатать машину или мячик;
- открыть-закрыть коробку, кастрюлю крышкой;
- покачать, покормить куклу;
- положить кубик на кубик (снять);
- выполнить «ладушки», «до свидания»;
- поиграть в «Сороку-белобоку»;
- вынуть-вложить игрушку ( в тазик, кастрюлю).
Игрушки берутся разные – большие и маленькие, различные на ощупь, тряпочки (их можно подобрать парами - по цвету, по рисунку, по текстуре), шарики, колечки, кубики.
Показать ребёнку нанизывание колец на стержень.
9. К концу 1-го года жизни перед массажом кистей рук хорошо выполнять криомассаж ( массаж с использованием льда и горячей воды).
Цель криомассажа – снижение тонуса и уменьшение напряжённости мышц. Метод прост в использовании, за исключением острых воспалительных заболеваний. Для его проведения возьмите две ёмкости (тазики). В одни тазик налейте тёплую воду (ближе к горячей, но чтобы малышу было приятно), в другой положите ледяные кубики («конфетки»), которые можно сделать в бытовом холодильнике. Сначала предложите малышу пошебуршать «конфетками», а затем опустить руки в тёплую воду: «Потрогаем кубики («конфетки»)- они холодные», «Потрогаем водичку – она горячая». Спросите: «Где горячая водичка?», «Где конфетки?».
Затем руки нужно хорошенько встряхнуть и вытереть полотенцем.
----- Продолжительность процедуры не должна превышать 7 минут.
-----Одновременное ощупывание кубиков («конфеток») – от 5 до 30 секунд.
-----Курс составляет 15 – 20 сеансов, проводимых ежедневно.
10. Сразу после криомассажа предложите малышу вкладывание – вынимание игрушек, нанизывание. Можно дать ребёнку рвать на мелкие кусочки газету (любую бумагу) – малыши делают это с удовольствием по несколько минут; можно предложить перебирать крупные деревянные бусы, вкладывать один в один полые кубики разной величины; нанизывать кольца пирамидки- сначала на конус, затем на стержень.
Такие игры помогают ребёнку совершенствовать работу двумя пальцами.
К одному году важно чтобы в движение вовлекалось как можно больше пальцев и чтобы эти движения были достаточно энергичными. Очень хорошо тренируют движения игры с пальчиками, например «Колечки»: взрослый смыкает, размыкает большой палец малыша с указательным, средним, безымянным и мизинцем по очереди. Сначала на одной руке, затем на другой: «Пальчики здороваются, целуются, прощаются». Лучше делать это под ритмичную песенку.
Родители должны помнить – для разностороннего, гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях – на сжатие, на расслабление.
Тренировать следует все пальцы, в том числе безымянный и мизинец. В противном случае мы рискуем получить противоположный результат – увеличение тонуса мышц пальцев.
С нормализации кисти и пальцев рук начинается и развитие зрительно – моторной координации. При этом необходимо использовать следующие принципы:
------ систематичность проведения упражнений;
------ последовательность – сначала на правой руке, затем на левой, при успешном проведении на правой и левой руке – на обеих одновременно;
------ переход от простого к сложному – постепенно, по нарастающей сложности, не пропуская ни одного упражнения, - это очень важно для поддержания у ребёнка интереса к упражнениям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тактильные ощущения – одна из форм общения ребенка раннего возраста с окружающим миром. С первых дней жизни информацию о нем младенец получает от ухаживающего за ним взрослого, мамы. Ощущения, п...
Презентация предназначена для практических работников ДОУ, студентов дошкольных отделений, а так же молодых родителей, стремящихся с самого рождения видеть своих детишек умными и развитымиПотому что р...

Развитие ребенка до трех лет происходит невероятно интенсивно. В этот период он проходит путь от младенца, который умеет только есть и спать, до самостоятельно бегающего, любопытного и интересно рассу...

Развитие детей первого года жизни по основным линиям развития для формирования предпосылок речевой деятельности....

Каждая мама после рождения малыша хочет быть уверена, что её кроха развивается правильно, своевременно овладевает различными навыками и соответствует возрастным нормам развития. В данном буклете ...

Данная статья полезна будет воспитателям и родителям....