«Роль художественного слова в ознакомлении с искусством».
консультация на тему

Понамаренко Юлия Александровна

«Роль художественного слова в ознакомлении с искусством».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_hudozhestvennogo_slova_v_oznakomlenii_s_iskusstvom.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

     «В 4 года, в 3 и в 5, все дети любят рисовать.

И каждый смело нарисует все, что его интересует:

Цветы, рисунки, лес и сказки…все нарисует, были б краски,

Да лист бумаги на столе и мир в семье и на Земле».

Перед педагогом, знакомящим детей с изобразительным искусством стоит задача развития у детей чувства прекрасного, формирования высокого эстетического вкуса, умения понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Работа по эстетическому воспитанию дошкольников имеет различные формы, основными из них являются занятия по изобразительной и художественно-речевой деятельности, экскурсии и беседы, в процессе которых дети приобщаются к искусству, художественной литературе, а также организованная самостоятельная деятельность, где каждый ребенок может проявить творческую инициативу, реализовать воображение.

Н. К. Крупская писала: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознать свои мысли и чувства». Эмоционально-творческое настроение и эстетические чувства у дошкольников пробуждает поэзия, фольклорные произведения, сказки.

По результатам исследования детского творчества, проведенным В. И. Лейбсон, было отмечено, что произведения, имеющие описания героев, развитие действий, воспринимаются дошкольниками более живо, т. к. ребенок может поставить себя на место центрального образа, но тем не менее красивые лиричные стихи о природе помогают оживить рассматривание картин знаменитых мастеров, известных художников-иллюстраторов.

Художественное слово - сколько точек соприкосновения можно найти между словами и изобразительным искусством! Они дополняют друг друга, активизируя художественное восприятие образа. Особенно эмоционально дети откликаются на красоту поэтических строк, они помогают осмыслить дошкольникам свои чувства, прежде чем взять карандаши, кисть и краски.

Художественное слово создает подлинную красоту языка, эмоционально окрашивает произведение, и его содержание, поэтому вызывает остроту мысли и чувства, воздействует, убеждает, воспитываетХудожественный образ, воплощенный в слове (стихотворение, рассказ, загадка и т. д., обладает своеобразной наглядностью. В нем заключено то характерное, типичное, что свойственно данному явлению и выделяет его среди других. Выразительное чтение художественных произведений способствует созданию творческого настроения, активной работе мысли, воображения. Для того чтобы стихотворение о природе привлекло детей, необходимо использовать произведения мелодичные, звонкие, с красивым ритмом, с четкой рифмой.

И. Токмакова «Ели»

О. Высотская «Одуванчик»

И Суриков «Первый нег»

А. С. Пушкин «Улыбкой ясною природа»«Идет волшебница зима»

С. Погореловский

Садись на камень под сосну

Лесную слушать тишину.

Жужжит, лепечет ручеек

О том, что путь далек, далек…

Упала шишка, скрипнул сук

Жужжит, жужжит тяжелый жук…

Листва рассказывает сны…

Ты слышишь голос тишины.

Ритмичность звукоподражание, мелодичность делает стихотворение привлекательным, образным, пробуждает воспоминания о звуках леса. Звук пробуждает цвет, запах и т. д.

Потешки, поговорки, пестушки, загадки также обладают привлекательной для детей ритмичностью и образностью, что делает впечатление ребенка ярким, динамичным и способным сподвигнуть ребенка к желанию выплеснуть эту яркость в своей работе.

Цок, цок, цок, цок!

Я лошадка - серый бок!

Я копытцем постучу,

Если хочешь, прокачу!

Посмотри, как я красива,

Хороши и хвост и грива.

Цок, цок, цок, цок

Я лошадка - серый бок!

Комментировать действия показа или уже выполнение каких-либо действий детьми тоже помогают потешки.

Лепка. Разминание пластилина под слова:

Хомячок, хомячок

Разожми мой кулачок

Разожми, разожми

Что найдешь себе возьми.

Дети с произнесением каждого слова делают движения сжимания пластилина в кулачке, перекладывая из руки в руку. Тем самым, обыгрывая скучный процесс. Кусочек пластилина, приобретает какую либо форму и игру можно продолжить, пытаясь угадать, на что или на кого похож этот кусочек:

Скачет зайка маленький

Около завалинки.

Быстро скачет зайка,

Ты его поймай-ка!

Дети представляют себе образ зайки, характерные движения животного, обыгрывают слова потешки действием. Прочувствовав роль на себе, приступая к рисованию, ребенку гораздо легче воплотить этот образ на листе бумаги или в скульптуре. Это уже становится естественным продолжением всколыхнувшегося движения души. Сама потешка может стать побуждением к творческой деятельности. Педагог демонстрирует игру с бумажной мышкой, привлекая детей к игре.

На ладошке у Тимошки

Мышка спит, задравши ножки.

Ой, спит, спит, спит

Ой, да носиком сопит.

Будешь мышку будить

Пальчиками шевелить.

Раз, два, три, четыре, пять.

Я не дам тебе поспать.

Ой, шу-шу-шу.

Разбужу, растормошу.

А станешь убегать,

Я тебя за хвостик хвать.

Будем пальчики считать?

Раз, два, три, четыре, пять.

Вот кулак, а вот ладошка

На ладошку села кошка

И крадется потихоньку

И крадется потихоньку

Видно мышка там живет.

Таня мышку там найдет.

В начале занятия важно сфокусировать внимание детей. И здесь хорошо помогают присказки, зачины которые можно позаимствовать у сказки, отточенной временем.

В одном болоте жила-была лягушка.

По имени и отчеству Квакушка.

Вздумала она прыгнуть на мост.

Присела да и завязила в тину хвост.

Дергала, дергала, дергала

Выдернула хвост, да завязила нос

Дергала, дергала, дергала

Выдернула нос, да завязила хвост …

Это присказка, а вот сказка чередом идет.

Так как у дошкольников образное мышление занимает большое место, оно становится фундаментом для развития абстрактного мышления, поэтому, чем больше ребенок получает впечатлений визуальных, вербальных тем более глубоким и многообразным будут душа и мысли подрастающего человека. Отсюда вытекает и задача – развить у детей чувство прекрасного, формирование высокого эстетического вкуса, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. А это возможно лишь в гармоничном сочетании художественного слова и изобразительного искусства.

Таким образом, использование сюжета сказки, включение зачина, загадки, стихотворения позволяет сделать каждую часть занятия органичной, естественной. И такие занятия проходят живо, радостно. И итогом занятия мы получаем эмоциональные выразительные детские работы и хорошее настроение детей. Отсюда следует, что для формирования творчества в рисовании, лепке, аппликации большое значение имеет взаимодействие художественного слова, музыки, изобразительного искусства. Благодаря этому педагог создает у детей эмоциональный настрой, вызывает желание самостоятельно передать образ в своей работе, обогатить его выразительными деталями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль художественного слова в экологическом и нравственном воспитании детей.

Чтобы дать ребенку почувствовать красоту поэтического слова, воспитатель должен сам чувствовать ее и уметь передавать в своем исполнении. ...

Художественное слово при ознакомлении с комнатными растениями

Использовании художественное слово на занятии по ознакомлении с комнатными растениями...

Роль художественного слова в обогащении речи детей

"Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь, в годы отрочества душа ребенка будет пустой..." В.А.Сухомлинский...

Методическое пособие для воспитателей и родителей детей дошкольного возраста «Использование художественного слова в ознакомлении дошкольников с сезонными явлениями в природе»

                    Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. В период детства идет ин...

Роль художественного слова в воспитании детей дошкольного возраста.

Конечно, хорошо, если воспитатель знает и любит литературу, но ему еще нужно уметь «заразить» этой любовью детей. Богатые возможности для формирования этого умения предоставляет практика. Д\В №5, 2006...