Главные вкладки

    Консультация для воспитателей "Роль художественного слова в формировании математических способностей дошкольников"
    методическая разработка по теме

    консультации и практический материал

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл portf_1.docx407.73 КБ

    Предварительный просмотр:

    Роль художественного слова в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

     (из опыта работы).

    В работе с детьми старшего дошкольного возраста повышается роль словесных приемов обучения. Указания и пояснения педагога направляют и планируют деятельность детей. Давая инструкцию, он учитывает, что дети знают и умеют делать, и показывает только новые приемы работы. Вопросы педагога в ходе объяснения стимулируют проявление детьми самостоятельности и сообразительности, побуждая их искать разные способы решения одной и той же задачи.

     Детей учат находить разные формулировки для характеристики одних и тех же математических связей и отношений. Существенное значение имеет отработка в речи новых способов действия. Поэтому в ходе работы с раздаточным материалом педагог спрашивает то одного, то другого ребенка, что, как и почему он делает. Сопровождение действия речью позволяет детям его осмыслить. После выполнения любого задания следует опрос. Дети отчитываются, что и как они делали, и что получилось в результате.

    На занятиях и в свободной деятельности я самостоятельно определяю объем и степень включения в работу стихотворного материала, считалок, загадок. Первоначальное знакомство со стихотворением или считалкой происходит на занятии по математике. Однако разучивание лучше всего я осуществляю в свободное время. После чего использование стихотворных строк при изучении математики применяю при работе с детьми. Запомнившиеся наизусть считалки используются детьми в различных ситуациях в повседневной жизни и в свободной игровой деятельности. Я поощряю речевую активность детей независимо от времени и места ее проявления.

    Веселые задачи учат детей воображать, фантазировать, отвечать на вопросы, закрепляя количество и счет, форму, цвет, дети учатся анализировать, рассуждать, и доказывать.

    Слушая такие задачи, ребенок представляет ситуацию, вживается в происходящие события. Тематика в задачках самая разнообразная: цветы, деревья, птицы, насекомые и, конечно же, сказочные герои. Именно такой подход позволяет расширить представления детей об окружающем мире.

    Загадки находят свое применение в зависимости от целей познавательного общения. Их я использую на занятиях, в индивидуальной работе с детьми, в познавательных беседах. Затем подвожу детей к размышлению над загадкой, руковожу и направляю поисковую деятельность, наталкиваю на сравнения, которые доступны детям и могут привести их к нахождению ответа.

    В своей педагогической деятельности я использую книгу В.В. Волиной "Праздник числа", которую рекомендую всем педагогам дошкольных учреждений. В этой книге кроме задач, логических игр, ребусов, много веселых стихов, загадок, скороговорок, пословиц. Весь этот материал не просто связан с тем или иным числом, но развивает речь ребенка, обогащает словарный запас, тренирует внимание и память.

    Скороговорка позволяет закреплять, отрабатывать математические термины, слова и обороты речи, связанные с развитием количественных представлений. Скороговорки я разучиваю как на занятиях по математике, так и вне их.

    На занятиях по математике я использую пословицы и поговорки с целью закрепления количественных представлений.

    Считалки применяю для закрепления нумерации чисел, порядкового и количественного счета. Их заучивание помогает не только развивать память, но и способствует выработке умения вести пересчет предметов, применять в повседневной жизни сформированные навыки.

    Таким образом, использование элементов устного народного творчества помогает в воспитании и обучении детей, испытывающих трудности в усвоении математических знаний о числах, величинах, геометрических фигурах и т.д.

    Подборка художественного слова.

    Количество.

    Две сестренки, две плетенки

    Из овечьей шерсти тонкой.

    Как гулять – так надевать,

    Чтоб не мерзли пять да пять.

    Есть игрушки у меня:

    Паровоз и два коня,

    Серебристый самолет,

    Три ракеты, вездеход…

    Сколько вместе?

    Как узнать?

    Помогите сосчитать!

    Семь малюсеньких котят.

    Что дают им – все едят.

    А один сметаны просит.

    Сколько же котяток? (Восемь.)

    Начинается считалка:

    На березу села галка,

    Две вороны, воробей,

    Три сороки, соловей.

    (Посчитайте-ка, ребята: сколько всего село птичек на березу.)

    Шел Саша по шоссе,

    Нес сушки в мешке.

    Сушку – Грише,

    Сушку – Мише.

    Есть сушка Проше,

    Васюше и Антоше.

    Еще две сушки

    Нюше и Петрушке.

    (Сколько сушек нес Саша?)

    Ориентировка во времени

    Братцев этих ровно семь.

    Вам они известны всем.

    Каждую неделю кругом

    Ходят братцы друг за другом.

    Попрощается последний –

    Появляется передний. (Дни недели.)

    В книге шесть листов простых,

    А седьмой – золотой. (Дни недели, один – выходной.)

    Учиться любит старший брат,

    Но воскресенью тоже рад.

    Учебных дней в неделе шесть.

    И один день на отдых есть.

    (Сколько дней в неделе?)

    Ежегодно приходят к нам в гости:

    Один седой, другой молодой,

    Третий скачет,

    А четвертый плачет. (Времена года.)

    Золотистая косичка –

    Это рыжая сестричка.

    Убирает, веет,

    Косит,

    Урожай в амбары

    Носит. (Осень.)

    Форма

    Не похож он на пятак,

    Не похож на бублик,

    Круглый он, да не дурак,

    С дыркой, да не бублик!

    Я так мила, я так кругла,

    Я состою из двух кружочков,

    Как рада я, что я нашла

    Себе таких, как вы, дружочков. (Восьмерка.)

    Три вершины тут видны,

    Три угла, три стороны,-

    Ну, пожалуй, и довольно!-

    Что ты видишь? (Треугольник.)

    Эта форма у клубка,

    У планеты, колобка,

    Но сожми ее дружок

    И получится… (кружок).

    Не овал я и не круг,

    Треугольника я друг,

    Прямоугольнику я брат,

    А зову меня…( квадрат).

    Величина

    От горшка два вершка.

    Высоко- превысоко

    Бросил я свой мяч легко.

    Выше дома, выше крыши,

    Облаков высоких выше.

    Но упал мой мяч с небес,

    Закатился в темный лес…

    Он высокий и пятнистый,

    С длинной-длинной шеей,

    И питается он листьями-

    Листьями с деревьев. (Жираф.)

    Я длинный и зеленый,

    Вкусен я соленый,

    Вкусен и сырой,

    Кто же я такой? (Огурец.)

    Ростом разные подружки,

    Но похожи друг на дружку.

    Все они сидят друг в дружке,

    А всего одна игрушка. (Матрешки.)

    Ориентировка в пространстве

    У него глаза цветные,

    Не глаза, а три огня.

    Он по очереди ими

    Сверху смотрит на меня. (Светофор.)

    Три брата – один впереди,

    Два позади бегут

    И догнать одного не могут. (Велосипед трехколесный.)

    На все четыре стороны.

    Расставил Андрюшка

    В два ряда игрушки.

    Рядом с мартышкой-

    Плюшевый мишка.

    Вместе с лисой-

    Зайка косой.

    Следом за ним-

    Еж и лягушка.

    Как же игрушки

    Расставил Андрюшка?

    Стоит горка крутая,

    На ней тыква большая,

    А пониже тоже

    Три тыквы моложе.

    А под горкою в траве

    Еще две.

    В дошкольном образовательном учреждении учебно-воспитательный процесс строится на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой М.А., дополнительной программы «Радуга», с элементами программы «Успех». Но в условиях модернизации образования одной из главных задач считаю внедрение в практику работы инновационных программ и технологий. Поэтому организованные виды деятельности провожу как в традиционной форме, в соответствии с методикой, так и в нетрадиционной.

    Работа проводится по всем направлениям развития ребенка: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому. Наиболее ярко были освещены следующие мероприятия.

    По познавательно-речевому развитию, помимо проведения занятий, оформила уголок «Фольклор в жизни детей», тематика которого направлена на обогащение словаря детей и расширение кругозора. Подобрала картотеку игр на формирование речевой активности. Для совершенствования работы с детьми по данному направлению мною были изучены следующие педагогические технологии:

    - «Пальчиковые игры для развития речи детей» Е. Б. Шмелева;

    - «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной деятельностью» Н. В. Алешиной;

    - «Формирование мелкой моторики руки» С.Е. Большакова;

    - «Гимнастика для пальчиков» Т. А. Косиновой.

    На современном этапе наблюдается тенденция к ухудшению состояния здоровья детей, поэтому большое внимание уделяю изучению и внедрению в практику здоровье сберегающих технологий. В этом направлении внедряю в практику «Здоровье сберегающие технологии» В. И. Коваленко, «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Н. Н. Авдеевой, Р. Б. Стеркиной.

    В группе создана двигательная развивающая среда. Внедрены в практику работы с детьми динамические паузы, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика. Развита двигательно-образовательная деятельность:

    - утренняя гимнастика;

    - физкультурные занятия;

    - физкультминутка;

    - спортивные развлечения, праздники, досуг;

    - подвижные игры на воздухе;

    - гимнастика после сна.

    А также провожу профилактику плоскостопия на корригирующих дорожках, дыхательную гимнастику в режимных моментах.

    В качестве докладчика приняла участие в районном семинаре «Система оздоровительной работы МБДОУ д/с №83».

    В своей профессиональной деятельности использую личностно-ориентированный подход в работе с детьми, пытаюсь дать детям больше самостоятельности в поисках правильного решения в разных видах деятельности, но при этом учитываю индивидуальные особенности каждого ребенка в группе.

    В процессе непосредственной образовательной деятельности стараюсь развивать у детей познавательную активность, творчество. Воспитываю желание и потребность общаться со сверстниками, оказывать друг другу помощь. У детей наблюдается проявление интереса не только к самому занятию, но и к результатам своего труда. Они с удовольствием рисуют, лепят, учат стихи.

    Одним из главных направлений в своей работе выбрала художественно-эстетическое развитие детей. В качестве докладчика приняла участие в педагогическом совете «Изобразительная деятельность в ДОУ как средство раскрытия творческого потенциала детей». А также провела с родителями мастер-класс «Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности с детьми дошкольного возраста». В рамках преемственности в этом направлении мною были рассмотрены труды Р. И. Афанасьевой, О. Ю. Зыряновой, Т. С. Комаровой.

     Изучила «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования» Е. С. Полат., «Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования» Г. Б. Голуб, О. В. Чураковой. Разработала проект создания мини-музея декоративно-прикладного искусства. В качестве докладчика приняла участие в педагогическом совете «Внедрение технологии проектирования в деятельность ДОУ».

    Общение с родителями помогает достичь определенных результатов в работе с детьми. Родители являются активными помощниками в жизни группы: собирали материал для уголка «Фольклор в жизни детей», для создания в детском саду мини-музея декоративно-прикладного искусства, поддерживают любую инициативу детей. В работе с родителями использую как традиционные формы работы, так и нетрадиционные:

    - традиционные и нетрадиционные родительские собрания;

    - анкетирование;

    - совместные досуговые мероприятия;

    - консультации;

    - участие родителей в конкурсах и выставках и др.

     В виде консультаций для родителей предлагаю различные рекомендации от психолога, логопеда.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опыт работы. Формирование математических способностей дошкольников в формах игры средствами сказки и малых фольклорных форм.

    Формирование математических способностей дошкольниковв формах игры средствами сказки и малых фольклорных форм....

    Влияние поисково-исследовательской деятельности на развитие логико-конструктивного мышления и формирование математических способностей дошкольников (презентация)

    В процессе исследования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно отстаивать собственную точку зрения. Логико-конс...

    Развивающие игры-тренажеры из бросового материала для формирования математических способностей дошкольников

    Дети очень любят играть игры и им все время нужно пополнять  жизнь новыми разнообразными играми. Покупать, нужны средства, а бросовый материал у нас все время копится.  Вот какие игры из бро...

    «Использование дидактических игр, как способ формирования математических способностей дошкольников.»

    Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений....

    Консультация для педагогов Формирование математических способностей дошкольников через сказку.

    Подготовке детей к основам математики отводится важное место. Это можно объяснить началом обучения с раннего возраста, избытком информации, получаемой ребёнком, повышенное внимание к ко...