Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по опытно-экспериментальной деятельности "Почемучки"
рабочая программа (средняя группа) на тему

Шматова Светлана Александровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_modulya_opyty_i_eksperimentyi_gr3.doc137.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная образовательная программа

по опытно-экспериментальной деятельности 

кружка «Почемучки».

Возрастная категория детей: 4 – 5 лет

Руководитель: Киричук С.А, Ивченко А.А.

                                                                                                                             

Пояснительная записка

    Направленность (профиль) программы естественно-научное.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково – познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности.

Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года — практически единственным способом познания мира.

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Новизна программы состоит в том, что данная программа формирует первоначальные исследовательские умения детей от 4-х до 7 лет, включает в активную познавательную деятельность.

Приоритет в обучении отдается совместной практической деятельности воспитателя и детей.

Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.

Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

Адресат программы

Дополнительная общеразвивающая программа предназначена для детей в возрасте от 4-5 лет.

Объем и срок освоения программы

 Срок освоения программы – 1 год.

На полное освоение программы требуется 36 часов, включая индивидуальные консультации, экскурсоводческие практикумы, тренинги, посещение экскурсий.

Форма обучения

Форма обучения – очная.

Особенности организации образовательного процесса

Набор детей в объединение – свободный. Программа объединения предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми. Состав групп 27 человек.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий. Общее количество часов в год – 36 часов. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 20 минут, между занятиями установлены 10-минутные перемены. Недельная нагрузка на одну группу: 20 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Педагогическая целесообразность заключается в том, чтобы для активизации творческого развития детей на занятиях использовать упражнения и игры, которые направлены на решение разных задач.

Практическая значимость.

Цель:

 Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.

Задачи:

Познавательные

  • расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических представлений детей
  • формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов

Развивающие:

  • Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
  • Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
  • Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
  • Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
  • Стимулировать желание детей экспериментировать.
  • Формировать коммуникативные навыки.

Принципы отбора содержания.

- принцип единства развития, обучения и воспитания;

- принцип систематичности и последовательности;

- принцип доступности;

- принцип наглядности;

Основные формы и методы        

Форма организации занятий:

индивидуальная;

групповая;

фронтальная.

Методы и приемы:

методы

Приёмы

Наглядный

Наблюдения, иллюстрации, просмотр видео презентации об изучаемых явлениях и др.

Словесный

Беседы, чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов.

Практический

Игры-опыты, игры-эксперименты, игры с элементами

ТРИЗ, сюжетно-ролевые игры с элементами экспериментирования, дидактические игры, настольно-печатные игры, фокусы, занимательные опыты.

Планируемые результаты: 

В работе над проектом обучающиеся умеют сравнивать и обобщать собственные наблюдения, делать выводы, связанные с различными природными явлениями, предполагается формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений, формирование исследовательских умений, а также самостоятельности в процессе экспериментальной деятельности, применении знаний на практике.

Механизм оценивания образовательных результатов.

Высокий уровень.

Ребенок владеет терминологией в рамках изученных тем.

Самостоятельно объясняет связь фактов (использует причинно-следственное рассуждение потому что…).

Может упорядочить и систематизировать конкретные материалы.

Самостоятельно устанавливает причинно-следственные связи (если..., то…).

Делает простейшие опыты по схеме, подбирает необходимое оборудование для проведения опыта, делает соответствующие выводы по завершению опыта.

Самостоятельно зарисовывает свои наблюдения.

Средний уровень.

Ребенок владеет терминологией в рамках изучаемых тем.

При помощи взрослого может объяснить связь фактов.

Может упорядочить и систематизировать некоторые материалы.

При помощи взрослого может продолжить логическую цепочку.

С небольшой помощью взрослого выстраивает простейшие зависимости.

Может сделать простейший опыт по образцу или по схеме.

Может зарисовать свои наблюдения.

Низкий уровень.

Затрудняется в использовании терминологии в рамках изучаемых тем.

При помощи взрослого может объяснить связь фактов.

Может упорядочить и систематизировать некоторые материалы только с помощью взрослого.

При помощи взрослого может продолжить логическую цепочку.

Только с помощью взрослого выстраивает простейшие зависимости.

Делает простейщие опыты по предложенной схеме при помощи взрослого.

Может зарисовать свои наблюдения с помощью взрослого.

Формы подведения итогов реализации программы

Для выявления уровня усвоения содержания программы и своевременного внесения коррекции в образовательный процесс, проводится текущий контроль в виде контрольного среза знаний освоения программы в конце освоения модуля. Итоговый контроль проводится в виде промежуточной (по окончанию каждого года обучения) или итоговой аттестации (по окончанию освоения программы).

Обучающиеся участвуют в различных выставках и соревнованиях муниципального, регионального и всероссийского уровня, например, …. По окончании модуля обучающиеся представляют творческий проект, требующий проявить знания и навыки по ключевым темам.

Организационно-педагогические условия реализации дополнительной общеразвивающей программы

Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана, рабочей программы и регламентируется расписанием занятий. В качестве нормативно-правовых оснований проектирования данной программы выступает Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказ Министерства образования Российской Федерации от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Устав …, правила внутреннего распорядка обучающихся …., локальные акты …. Указанные нормативные основания позволяют образовательному учреждению разрабатывать образовательные программы с учетом интересов и возможностей обучающихся.

Научно-методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией общеразвивающей программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.

Социально-психологические условия реализации образовательной программы обеспечивают:

- учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;

- вариативность направлений сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся);

- формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;

- формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников.

Материально-технические условия.

Кабинет, соответствующий санитарным нормам СанПин. Пространственно-предметная среда (стенды, наглядные пособия и др.).

Кадровые. Педагог дополнительного образования.

Материально-технические: проектор, конструкторы, ноутбуки, программное обеспечение, поля и др. Видеоуроки. Архив видео и фотоматериалов. Методические разработки занятий, УМК к программе.

Отличительные особенности:

Поисково-экспериментальная деятельность принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не сформирован и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.

Кроме того, опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды детской деятельности. Метод экспериментирования, являясь интегрирующим видом деятельности, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

Оценочные материалы:

Изучение результативности работы педагога строится на основе входной и итоговой педагогической диагностики развития каждого воспитанника.

В диагностике используются специальные таблицы, с помощью которых можно отследить изменения в личности ребенка, и определить необходимую дополнительную работу с каждым ребенком по совершенствованию его индивидуальных особенностей.

Мониторинг усвоения знаний осуществляется на основе методике О.А Зыковой в начале и конце учебного года. Используется такие формы обследования как блиц – опрос, беседа с детьми, анкетирование родителей.

Основными условиями детского экспериментирования являются:

- взаимосвязь с другими сторонами воспитания (умственным, трудовым, нравственным и т. д.);

- использование разных видов деятельности;

- четкое определение содержания экологического воспитания;

- использование эффективных средств диагностики, контроля экологического воспитания.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Всего

Сентябрь

1

«Поиграем с солнышком»

1

2

«Что в коробке»

1

3

«Игры с веерами и султанчиками»

1

4

«Почему осенью бывает грязно»

1

Октябрь

1

«Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем»

1

2

«Почему всё звучит?»

1

3

«Прозрачная вода».

1

4

«Вода принимает форму».

1

Ноябрь

1

«Какие предметы могут плавать?»

1

2

«Делаем мыльные пузыри».

1

3

.» Подушка из пены».

1

4

«Воздух повсюду».

1

Декабрь

1

«Воздух работает».

1

2

«Каждому камешку свой домик».

1

3

«Можно ли менять форму камня и глины».

1

4

«Свет повсюду».

1

Январь

1

«Свет и тень».

1

2

«Замёрзшая вода».

1

3

«Тающий лёд».

1

4

«Разноцветные шарики».

1

Февраль

1

«Таинственные картинки».

1

2

«Всё увидим, всё узнаем».

1

3

«Песочная страна»

1

4

«Где вода»?

1

Март

1

«Водяная мельница».

1

2

«Звенящая вода».

1

3

«Угадайка»

1

4

«Ловись, рыбка, и мала, и велик».

1

Апрель

1

«Фокусы с магнитом».

1

2

«Солнечные зайчики».

1

3

«Что растворяется в воде»?

1

4

«Что отражается в зеркале»?

1

Май

1

«Волшебное сито».

1

2

«Цветной песок».

1

3

«Игры с песком».

1

4

«Фонтанчики».

1

Итого

36

Предметно-пространственная среда для экспериментирования

         Компонент      дидактический

          Компонент оборудования

  Компонент       стимулирующий

- книги познавательного характера для младшего возраста;
- тематические альбомы;
- коллекции:  семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки :" (зимы, весны, осени), "Ткани".

- Песок, глина;
- набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде; 
- материалы для игр с мыльной пеной, 
красители - пищевые и не пищевые (гуашь, акварельные краски и др.).
Простейшие приборы и приспособления:
- Лупы, сосуды  для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.
- "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки
- семена бобов, фасоли, гороха

- на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям  младшего возраста.
-  персонажи, наделанные определенными чертами
("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.


Материалы для организации экспериментирования (средний дошкольный возраст)
1. Бусинки, пуговицы.
2. Веревки, шнурки, тесьма, нитки.
3. Пластиковые бутылочки разного размера.
4. Разноцветные прищепки и резинки.
5. Камешки разных размеров.
6. Винтики, гайки, шурупы.
7. Пробки.
8. Пух и перья.
10. Фотопленки.
11. Полиэтиленовые пакетики.
12. Семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов.
13. Спилы дерева.
14. Вата, синтепон.
15. Деревянные катушки.
16. Киндер-сюрпризы
17. Глина, песок.
18. Вода и пищевые красители.
19. Бумага разных сортов.

Перспективное планирование опытов и экспериментов

Сентябрь
1.«Поиграем с солнышком»
Задачи: определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или  темные),  где это происходит быстрее (на солнышке или в тени).
2. «Что в коробке»
Задачи: познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа), показать, что свет не проходит через непрозрачные  предметы.
3. «Игры с веерами и султанчиками»
Задачи: познакомить детей с одним из свойств воздуха-движением; движение  воздуха-это ветер.

4. «Почему осенью бывает грязно»
Задачи: познакомить с тем, что почва по-разному пропускает воду.

Октябрь.

1. «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем».

Задачи: закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки; нос – определять запах; пальцы – определять форму, структуру поверхности; язык – определять на вкус) .

2. «Почему всё звучит?»

Задача: подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.

3. «Прозрачная вода».

Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льётся, имеет вкус) .

4. «Вода принимает форму».

Цель: выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.

Ноябрь.

1. «Какие предметы могут плавать?»

Задача: дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести.

2. «Делаем мыльные пузыри».

Задача: познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует плёночку.

3.» Подушка из пены».

Задача: развить у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести) .

4. «Воздух повсюду».

Задачи: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость.

Декабрь.

1. «Воздух работает».

Задача: дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т. д.) .

2. «Каждому камешку свой домик».

Задачи: классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностями поверхности (гладкие, шероховатые) ; показать детям возможность использования камней в игровых целях.

3. «Можно ли менять форму камня и глины».

Задача: выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять её форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твёрдый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части) .

4. «Свет повсюду».

Задачи: показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костёр, искусственные – изготовление людьми (лампа, фонарик, свеча) .

Январь.

1. «Свет и тень».

Задачи: познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.

2. «Замёрзшая вода».

Задача: выявить, что лёд – твёрдое вещество, плавает, тает, состоит из воды.

3. «Тающий лёд».

Задача: определить, что лёд тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму ёмкости, в которой находится.

4. «Разноцветные шарики».

Задача: получить путём смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зелёный, фиолетовый, голубой.

Февраль.

1. «Таинственные картинки».

Задача: показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стёкла.

2. «Всё увидим, всё узнаем».

Задача: познакомить с прибором – помощником – лупой и её назначением.

3. «Песочная страна»

Задачи: выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.

4. «Где вода»?

Задачи: выявить, что песок и глина по – разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость.

Март.

1. «Водяная мельница».

Задача: дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы.

2. «Звенящая вода».

Задача: показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук.

3. «Угадайка»

Задача: показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала.

4. «Ловись, рыбка, и мала, и велика».

Задача: выявить способность магнита притягивать некоторые предметы.

Апрель.

1. «Фокусы с магнитом».

Задача: выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.

2. «Солнечные зайчики».

Задачи: понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом) .

3. «Что растворяется в воде»?

Задача: показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ.

4. «Что отражается в зеркале»?

Задачи: познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать.

Май.

1. «Волшебное сито».

Задачи: познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита, развить самостоятельность.

2. «Цветной песок».

Задачи: познакомить детей со способом изготовления цветного песка (перемешав его с цветным мелом) ; научить пользоваться тёркой.

3. «Игры с песком».

Задачи: закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развить конструктивные умения.

4. «Фонтанчики».

Задачи: развить любознательность, самостоятельность, создать радостное настроение.


Мониторинговая карта по  опытно-экспериментальной деятельности

кружка «Почемучки» в средней группе в _________ уч. г.

Фамилия Имя Ребенка

Ребенок владеет терминологией в рамках изученных тем.

Самостоятельно объясняет связь фактов (использует причинно-следственное рассуждение потому что…)

Может упорядочить и систематизировать конкретные материалы.

Самостоятельно устанавливает причинно-следственные связи (если.., то…).

Делает простейшие опыты по схеме, подбирает необходимое оборудование для проведения опыта, делает соответствующие выводы по завершению опыта.

1

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

2

3

4

5

6


Список используемой литературы

1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом» -ООО «ТЦ Сфера», 2001

2. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999.
3. Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995.
4. Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.
5. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М.: Мозаика - Синтез, 2007 (методическое пособие).

6.Тугушева Г.П., Чистякова А.Е., «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста».- Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2008

7.Зыкова О.А., «Экспериментирование с живой и неживой природой»,ТЦ «Учитель» Воронеж 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью

При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...

Дополнительная общеразвивающая программа по опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста

Программа «Маленькими шагами в большой мир» способствует выполнению и реализации задач по развитию поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. Данная программа адре...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования   по художественно – эстетическому развитию  «Чудеса на ткани»  для воспи...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)

2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)

Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....

Дополнительная общеразвивающая программа по опытно-экспериментальной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста «МАЛЕНЬКИМИ ШАГАМИ В БОЛЬШОЙ МИР ЭКСПЕРИМЕНТОВ»

Актуальность и педагогическая целесообразность программыДошкольное детство - это важнейший период в жизни ребенка, так как именно в этом возрасте наступает радостная пора открытий. Познание окружающег...