Главные вкладки

    Дополнительная общеразвивающая программа по опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста
    рабочая программа на тему

    Павлова Ольга Александровна

    Программа «Маленькими шагами в большой мир» способствует выполнению и реализации задач по развитию поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. Данная программа адресована для использования в дошкольных образовательных организациях и дополнительных образовательных учреждениях.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_po_eksperimentalnoy_deyatelnosti.docx65.45 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по эстетическому направлению развития воспитанников

    «Тяжинский детский сад №5 «Светлячок»»

    Маленькими шагами в большой мир

    Дополнительная общеразвивающая программа по опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста

                                                                                 Составитель:

                                                                                Павлова О.А.,

                                                                             воспитатель

                 

    Тяжинский

    Составитель О.А.Павлова, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по эстетическому направлению развития воспитанников «Тяжинский детский сад №5 «Светлячок»

    Рабочая программа «Маленькими шагами в большой мир» способствует выполнению и реализации задач по развитию поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. Данная программа адресована для использования в дошкольных образовательных организациях и дополнительных образовательных учреждениях.

    Содержание

    Пояснительная записка……………………………………………………..4

    Цель и задачи программы…………………………………………………..7

    Основные принципы в организации познавательной деятельности ……8

    Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей…………9

    Основные направления, формы, методы  средства реализации

    Программы …………………………………………………………………13

    Структура детского экспериментирования ………………………………15

    Планируемые результаты освоения Программы…………………………17

    Предметно-пространственная среда………………………………………18

    Заключение…………………………………………………………………19

    Список литературы…………………………………………………………20

    1.Пояснительная записка

     “Умейте открыть перед ребенком в окружающем

    мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек

    жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.

    Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы

    ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому,

    что он узнал”

    (В. А. Сухомлинский)

    С самого рождения детей окружают различные явления природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер, зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки. Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком, водой - предметы и явления природы входят в их жизнедеятельность, являются объектом наблюдений.

    Детство – это радостная пора открытий. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии ребенка с миром природы и разворачиваться, как увлекательное путешествие, так, чтобы он получал от этого радость.

    На сегодняшний день в системе дошкольного образования появляется множество новых  методов работы с детьми. Вместе с этим меняются задачи и цели обучения.

    Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная деятельность, основанная на возросших требованиях к универсальности знаний.

    Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением  Федерального Государственного стандарта дошкольного образования. В требованиях к выпускнику детского сада выделены следующие интегративные качества: «Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать.  Способен  самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе».

    По мнению академика Н.Н. Поддьякова, в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного познания и освоения.

    Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески. Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес  различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

    Новизной данной разработки  является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования. И характеризуется структуризацией практического и диагностического материала именно для дошкольников.

    Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

    Программа « Маленькими шагами в большой мир» адресована детям дошкольного возраста. Она рассчитана на   4 года      : вторая младшая группа  (3-4 года), средняя группа (4-5 лет), старшая группа (5-6 лет), подготовительная группа (6-7 лет). Данная программа обеспечивает личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком:

    • вместе
    • на равных
    • как партнеров

    создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность. Специфика отбора содержания рабочей программы зависит от возраста детей, их способностей качественно усваивать содержание данной программы.

    При разработке  программы  учитывались следующие нормативные документы:

    • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
    •  Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

    (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384);

    • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно -эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

    Программа «Маленькими шагами в большой мир» разработана  в соответствии с программой  « От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, и  с использованием парциальных программ:  Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова "Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2 - 7 лет"; «Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст» И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир; «Неизведанное рядом» В.В. Щетинина,     О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова.

            

    1. 1.2.  Цель и задачи программы

    Цель:   формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность

    В ходе её достижения решаются следующие задачи:

    • Расширять представления детей об окружающем мире в процессе экспериментальной деятельности;
    •  Поддерживать интерес детей к самостоятельному экспериментированию;
    • Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
    • Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
    • Активизировать речь и обогащать словарь детей.
    • Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

    1.3. Основные принципы в организации

    познавательной деятельности.

    Программа соответствует следующим принципам:

    • принцип воспитывающего обучения;
    • принцип доступности;
    • принцип постепенности, последовательности и систематичности;
    • принцип наглядности;
    • принцип сознательности;
    • принцип прочности.

    Принципы работы по организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста:

    Принцип целостности:

    - основывается на комплексном принципе построения непрерывности  процесса поисково-исследовательской деятельности;

    - предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

    Принцип систематичности и последовательности:

    - обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, развития поисково-экспериментальной деятельности дошкольников;

     - предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;

    - формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.

     Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

    - предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;

    - обеспечивает психологическую защищенность ребенка эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.

     Принцип доступности:

     - предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми;

     - предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников.

     Принцип активного обучения:

     - предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;

     - обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

    Принцип результативности:

     - предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

    1. Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников   дошкольного возраста.

    Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром.  К концу младшего дошкольного возраста начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети. По отношению к окружающим у ребенка формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых. В этом возрасте ребенок может воспринимать предмет без попытки его обследования. Его восприятие приобретает способность более полно отражать окружающую действительность. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него. Ему свойственны высокая эмоциональность, готовность самостоятельно воспроизводить действия и поступки, одобряемые взрослыми. Он жизнерадостен и активен, его глаза с неиссякаемым любопытством вглядываются в мир, а сердце и ум открыты для добрых дел и поступков.

    Средний возраст

    Дети 4–5 лет социальные нормы и правила поведения все еще не осознают, однако у них уже начинают складываться обобщенные представления о том, как надо (не надо) себя вести. Поэтому дети обращаются к сверстнику, когда он не придерживается норм и правил, со словами «так не поступают», «так нельзя» и т.п. Поведение ребенка 4–5 лет не столь импульсивно и непосредственно, как в 3–4 года, хотя в некоторых ситуациях ему все еще требуется напоминание взрослого или сверстников о необходимости придерживаться тех или иных норм и правил. Дети 4–5 лет продолжают проигрывать действия с предметами, но теперь внешняя последовательность этих действий уже соответствует реальной действительности: ребенок сначала режет хлеб и только потом ставит его на стол перед куклами. В игре дети называют свои роли, понимают условность принятых ролей. Происходит разделение игровых и реальных взаимоотношений. В процессе игры роли могут меняться. В 4–5 лет сверстники становятся для ребенка более привлекательными и предпочитаемыми партнерами по игре, чем взрослый. В общую игру вовлекается от двух до пяти детей, а продолжительность совместных игр составляет в среднем 15–20 мин, в отдельных случаях может достигать и 40–50 мин. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим.  В среднем дошкольном возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже не является такой непосредственной, как раньше. Во многих случаях не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях ребенку необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Мышление детей 4–5 лет протекает в форме наглядных образов, следуя за восприятием.  В возрасте 4–5 лет преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого, встречаются в мультфильмах и т.д. Особенности образов воображения зависят от опыта ребенка и уровня понимания им того, что он слышит от взрослых, видит на картинках и т.д. В них часто смешивается реальное и сказочное, фантастическое. Воображение помогает ребенку познавать окружающий мир, переходить от известного к неизвестному.. Элементы же продуктивного воображения начинают лишь складываться в игре, рисовании, конструировании.  В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. Дети продолжают сотрудничать со взрослыми в практических делах (совместные игры, поручения), наряду с этим активно стремятся к интеллектуальному общению, что проявляется в многочисленных вопросах (почему? зачем? для чего?), стремлении получить от взрослого новую информацию познавательного характера. Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом, продуктивной деятельностью), однако уже отмечаются и ситуации чистого общения.

     Старший возраст.

    В  старшем  дошкольном  возрасте  продолжает  развиваться  образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования  объекта,  указать,  в  какой  последовательности  объекты  вступят  во взаимодействие и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае,  если  дети  будут  применять  адекватные  мыслительные  средства.  Среди  них можно  выделить  схематизированные  представления,  которые  возникают  в  процессе наглядного  моделирования.  Кроме  того,  продолжают  совершенствоваться  обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В  дошкольном  возрасте  у  детей  еще  отсутствуют  представления  о  классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают  формироваться  операции  логического  сложения  и  умножения  классов.  

    Развитие  воображения  в  этом  возрасте  позволяет  детям  сочинять                     достаточно  оригинальные  и  последовательно  разворачивающиеся  истории.  Воображение будет  активно  развиваться  лишь  при  условии  проведения  специальной  работы  по  его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания.  Наблюдается  переход  от  непроизвольного  к  произвольному  вниманию.

    Достижения  этого  возраста  характеризуются  распределением  ролей  в  игровой деятельности;  структурированием  игрового  пространства;  дальнейшим  развитием изобразительной  деятельности,  отличающейся  высокой  продуктивностью; применением  в  конструировании  обобщенного  способа  обследования  образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.

    Восприятие  в  этом  возрасте  характеризуется  анализом  сложных  форм объектов;  развитие  мышления  сопровождается  освоением  мыслительных  средств (схематизированные  представления,  комплексные  представления,  представления  о цикличности  изменений);  развиваются  умение  обобщать,  причинное  мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

    Подготовительный к школе возраст

    Возраст (6 – 7 лет) характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В этот период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы. Характерной особенностью данного возраста является так же развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи. Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах. К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов. Развитие воображения идет развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений. В сфере  развития речи к концу дошкольного возраста расширяется активный словарный запас и развивается способность использовать в активной речи различные сложнограмматические конструкции.

    2.1.Основные направления, формы, методы, средства реализации Программы

    Программа осуществляется  по четырем направлениям: работа с воспитанниками, с родителями, с педагогами, организация развивающей предметно- пространственной среды:

     В содержание работы с воспитанниками включены:

    • «Живая природа» – многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др.;
    • «Неживая природа» – воздух, вода, вес, свет, цвет и др.;
    • «Человек» – функционирование организма; рукотворный мир: материалы и свойства, преобразование предметов и др.

    Работа по формированию познавательных интересов у  детей дошкольного возраста ведется согласно планированию образовательной деятельности в ДОУ.  В содержание этой работы входит обучение на общегрупповых  и индивидуальной  ОД с детьми.

    В содержание работы с родителями включается:

    Просвещение родителей  по опытно- экспериментальной деятельности  с детьми (папки- передвижки, консультации, электронный материал и т.д.)

    Привлечение родителей к пополнению предметно- пространственной  среды в группе.

    В содержание работы с педагогами включает в себя:

    • Просвещение коллектива педагогов по вопросам опытно- экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста (мастер-класс, презентации, консультации и т.д.)

    В содержание организации развивающей предметно- пространственной среды  занимают одно из ключевых мест в реализации программы и оформлена отдельным разделом.

    Формы и методы  реализации программы.

    • Метод наблюдения: – распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;                    – за изменением и преобразованием объектов;

     Игровой метод;

    • Рассказы воспитателя:– создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями.
    • Рассказы детей: -этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно— речевых умений детей.
    • Художественное слово;
    • Загадки;
    • Беседы : применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.
    • Информационно-коммуникативные технологии: компьютер, мультимедийный проектор , фотоаппарат.

    Формы работы с детьми:

     фронтальные;

     групповые;

      индивидуальные.

    Программа «Маленькими шагами в большой мир» предусматривает образовательную деятельность, продолжительность которой учитывает возрастные особенности воспитанников.  

    Группы ДОУ

    Количество ОД

    Продолжительность ОД

    Младшая группа

    1 раз в неделю

    10-15 минут

    Средняя группа

    1 раз в неделю

    15-20 минут

    Старшая группа

    2 раза   в неделю

    20-25 минут

    Подготовительная группа

    2 раза  в неделю

    1. инут

    1. Структура детского экспериментирования

    -постановка проблемы, которую необходимо разрешить;

    - целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);

    - выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);

    - проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);

    - анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);

    - формулирование выводов

    Таблица 1

    Модель обучения детей организации экспериментирования

    Этапы обучения

    Приемы

    Навыки исследовательской деятельности

    Мотивация деятельности

    -  создание  развивающей среды;

    - проблемные ситуации;

    Устойчивый интерес

    -  интрига  и  сюрпризные моменты

    Планирование,  выбор  средств, реализация  и  формулирование  выводов эксперимента при поддержке педагога

    Самостоятельное  планирование,

    реализация  эксперимента;

    формирование  цели  и  простейших

    гипотез  с  помощью  педагога;

    графическое фиксирование результатов

    1 этап

    Педагог  ставит проблему  и начинает  ее решение,  дети самостоятельно осуществляют решение проблемы

    -наводящие вопросы;            - уважительное отношение к любым высказываниям ребенка, его действиям;                             - предоставление свободы выбора, действий и перемещения в пространстве

    2 этап

    Педагог  ставит

    проблему,  дети

    самостоятельно

    находят  ее

    решение  и

    осуществляют

    эксперимент

    - проблемные вопросы;

    - пополнение уголка

    новыми материалами и

    предметами;

    приемы

    межличностного

    общения и сотрудничества;

    - работа воспитателя по

    указанию целей;

    - допущение неточности

    в действиях воспитателя

    -изготовление карточек

    с символическим

    изображением темы

    эксперимента;

    Самостоятельная  организация  детьми исследовательской  деятельности;

    фиксирование  результатов,

    формулирование выводов и рефлексия

    3 этап

    Постановка

    проблемы,

    отыскивание

    метода  и

    разработка

    самого  решения

    осуществляются

    самостоятельно

    -разработка совместно с

    детьми условных

    графических обозначений

    2.3.  Планируемые результаты освоения программы

    В начале проведения опыта работы мною  были выделены ожидаемые результаты:

    • Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности.
    • Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие  - развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.
    • Обогатить предметно – развивающую среду.
    • Пополнить научно – методологическую базу ДОУ по данному вопросу.

    Для положительной мотивации деятельности дошкольников воспитатели используют различные стимулы:

    • внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
    • тайна, сюрприз;
    • мотив помощи;
    • познавательный мотив (почему так?);
    • ситуация выбора.

    Диагностика усвоения рабочей программы по «Экспериментальной и опытнической деятельности» проводится один раз в год, в мае. По ее результатам составляется план индивидуальной работы с детьми.

    1. Предметно - пространственная  среда.

    Требования к материально- техническим условиям реализации Программы включает:

    • соответствие санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;
    •  соответствие правилам пожарной безопасности;
    •  средства обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей.

    Для работы по опытно – экспериментальной деятельности в групповой ячейке необходимы инструменты и оборудование, которые соответствуют санитарно – гигиеническим нормам

    Организация предметно – пространственной  развивающей среды по опытно-экспериментальной деятельности

    • зоны и уголки для детской экспериментальной и опытнической деятельности в группах;
    • уголки природы, «огород на окне» в группах;
    • библиотека детской познавательной и художественной литературы в    группах в соответствии с возрастными особенностями детей;
    • коллекция детских дидактических мультимедийных презентаций;
    • коллекция детских дидактических игр.

    Основное оборудование:

    Приборы – помощники: увеличительные стекла, компас, магниты; разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы. Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья деревьев, семена и т.д.

    Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, дерева, пробки т.д. Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д. Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители.

    Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сито, сахар и т.д. Дополнительное оборудование:

     Детские фартуки или халаты, салфетки, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.

     Карточки - схемы проведения экспериментов.

    1. Заключение

    Проанализировав данную программу   можно сделать вывод, что опыт работы в данном направлении эффективен для развития познавательной активности детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

    Применение метода экспериментирования также оказывает  влияние на:

    • повышение уровня развития любознательности;
    • исследовательских умений и навыков детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);
    • углубление и расширение знаний детей о неживой природе;
    •  повышение компетентности родителей в организации работы по развитию опытно-экпериментальной  деятельности  дошкольников в процессе экспериментирования дома.  В заключении хочу отметить, что положительные результаты по итогам мониторинга свидетельствуют об эффективности организации опытно- экспериментальной деятельности дошкольников.

    Список литературы

    1. Амелина Л. Наблюдение за животными с детьми раннего возраста. // Дошкольное воспитание. – 1982. - №5.
    2.Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. М.: Элизе Трэйдинг, ЦГЛ, 2003.
    3.Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1982.
    4. Н.М. Зубкова «Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет» - Санкт-Петербург , 2007 г
    5. Дыбина О.В. Ребёнок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. - М.:Мозаика-Синтез,2006.

    6. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.-М. :ТЦ Сфера, 2005.

    7. Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. -  Программа развития Издательство: Сфера , 2008

    8. Короткова Н. А. Познавательно- исследовательская деятельность.//Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста.-М.: ЛИНКА-ПРЕСС,2007, с.118-189.

    9.  Менщикова Л.Н.. Экспериментальная деятельность детей. -  Издательство: Учитель,  2009год

    10. Москаленко В.В.. Опытно-экспериментальная деятельность. -  Издательство: Учитель, 2009

    11. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. -  Издательство. Аркти, 2005

    Приложение 1

    Диагностика развития и условий для осуществления

    экспериментальной деятельности воспитанников ДОУ.

    Одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста, является потребность и новых впечатлениях, новых знаниях. Эта потребность выделена и изучена в целом ряде исследований (Л.И. Божович, М.П. Денисова, М.И. Лисина, Н.Л. Фигурин, Н.М. Щелованов и др.).

    Новые впечатления, новые знания являются мощным стимулом психической деятельности на протяжении всей жизни человека. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развитие.

    Исследование состоит из нескольких этапов:

    1  этап: Изучение места детского экспериментирования в предпочтениях детей и особенностей данной деятельности у старших дошкольников;

    2  этап: Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе;

    3 этап: Исследование педагогической компетентности родителей и воспитателей в области диагностики и развития детского экспериментирования.

    Для этого использовали методику Г.П. Тугушевой, А.Е. Чистяковой. Данная методика исследует сферу интересов в экспериментальной деятельности в предпочтениях детей.

    Ребенку предлагалось выбрать: «Что больше нравится. Почему?», «Что будешь с ним делать?». За первый выбор – 9 баллов, за второй – 8 баллов, за третий выбор – 7 баллов, за четвертый – 6 баллов, за пятый – 5 баллов, за шестой – 4 балла, за седьмой – 3 балла, за восьмой – 2 балла, за девятый – 1 балл.

        Все выборы фиксировались в таблице:

    Оценка результатов выбора детьми оборудования из уголка

    экспериментирования

     

    Фамилия, имя ребенка

    Оборудование из уголка экспериментирования

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

         

          Затем проводились целенаправленные наблюдения за деятельностью детей в свободное и специально - организованное время индивидуального и коллективного экспериментирования. Наблюдения проводились в течение 2 недель и фиксировались в специальных протоколах. Оценка результатов осуществлялась по следующим критериям: целепологание; заданность содержания деятельности; мотивационные основы; социальная оценка деятельности; субъектность деятельности; общая характеристика деятельности; принадлежность исходной инициативы; характер волевой регуляции ребенка в деятельности; кому принадлежит контрольная, оценивающая, корректирующая функция в деятельности; эмоциональная доминантность; когнитивная доминантность; временная и пространственная форма организации; смысловые результаты деятельности. При этом использовались критерии, выделенные Т.И. Чирковой на основе изучения работ Н.Н. Поддьякова.

     

            Оценка результатов проведения метода экспертных оценок

    Структура деятельности экспериментирования

    Экспериментирование

    Высокий

    уровень

    Средний

    уровень

    Низкий

    уровень

    Целеполагание

     

     

     

     

    Мотивационные основы

     

     

     

    Принадлежность исходной инициативы

     

     

     

    Продолжительность занятием деятельностью

     

     

     

    Участие в разнообразных формах организации деятельности

     

     

     

    Эмоциональная доминантность

     

     

     

    Когнитивная доминантность

     

     

     

    Кому принадлежит контрольная, оценивающая,

    корректирующая функция в деятельности

     

     

     

    Смысловые результаты деятельности

     

     

     

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дополнительная образовательная программа по сенсорному развитию «РАДУГА» с детьми дошкольного возраста 3 – 5 лет

        Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе,...

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ОПЫТНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

    Детство – это радостная пора открытий. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии ребенка с миром природы и разворачиваться, как увлекательное путешествие, так, чтобы он п...

    Методическая разработка Дополнительная общеразвивающая программа по развитию логического мышления у детей дошкольного возраста

    Дополнительная общеразвивающая программапо развитию логического мышленияу детей дошкольного возраста...

    Дополнительная образовательная программа по сенсорному развитию «РАДУГА» с детьми дошкольного возраста 3 – 5 лет

        Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе,...

    Дополнительная образовательная программа по сенсорике «Разноцветный мир» с детьми дошкольного возраста

    Сенсорное воспитание – это развитие  восприятия ребенка  и формирование его  представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запа...

    Дополнительная общеразвивающая программа по развитию логического мышления у детей дошкольного возраста

    Дополнительная общеразвивающая программа по развитию логического мышления у детей дошкольного возраста...

    Дополнительная общеразвивающая программа по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста

    Программа предназначена для кружковой работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. Программа рачитана на 72 часа, занятия 2 раза в неделю по 25-30 минут. Данная программа составлялась ...