Культура речи педагога ДОУ
консультация на тему

Яковлева Оксана Николаевна

Консультация ля педагогов ДОУ на тему "Культура речи педагога"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11.10.18_kultura_rechi_pedagoga.docx19.63 КБ

Предварительный просмотр:

Культура речи педагога.

        Есть такой анекдот: «Всем, кто говорит: «Зачем писать правильно, мы же не на уроке русского языка», желаю встретить хирурга, который будет их оперировать со словами: «А зачем аккуратно резать и зашивать? Мы же не на курсах кройки и шитья».

Для того чтобы речь малышей развивалась успешно, нужна развивающая речевая среда. Что это такое?

Речевая среда – это любые языковые образцы, которые воспринимает ребенок: это речь окружающих его близких взрослых и детей, педагогов, а также телевидение, фильмы, кино, театр, речь людей в транспорте и магазине, в музее и на улице и т.д. Но для маленького ребенка дошкольного возраста речевая среда – это прежде всего речь тех людей, с которыми он общается постоянно – то есть родителей и педагогов детского сада или детского центра. Подражая им, малыш перенимает все тонкости построения фраз, интонации, темпа и мелодики речи, употребления слов, но он также принимает и все ошибки!

К речи педагога предъявляются высокие требования:

•        содержательность, точность, логичность;

•        лексическая, фонетическая, грамматическая, орфоэпическая правильность;

•        образность, смысловая выразительность;

•        эмоциональная насыщенность, богатство интонаций, неторопливость, достаточная громкость;

•        хорошая дикция;

•        соблюдение правил речевого этикета

•        умелое использование невербальных средств общения (жесты, мимика, пантомимические движения).

Правило 1. В речи надо избегать постоянного употребления присловий: «как бы», «на самом деле», «так сказать», «типа», «значит», «это», «ну» — они делают речь смешной, разорванной, несвязной. Л.В. Щерба называл такие слова «упаковочным материалом», совершенно ненужным для передачи смысла.

Жил-был этот, как его,

Ну, значит, и того,

Жило это самое

Со своею мамою.

Был еще один чудак-

Это в общем значит так,

И его любимый зять.

Звали зятя

Так сказать.

А жену звали ну…

А соседа звали это…

А его родители-

Видишь ли

И видите ли…

А еще какой-то э-э-э

Жил на верхнем этаже…

И дружили они все…

Ну и значит, и вообще.

Правило 2. Взрослым в своей речи желательно очень четко и точно называть все предметы, которые окружают ребенка и которыми он пользуется. Например, не говорить безликое «штаны», а называть конкретно: «брюки», «рейтузы», «колготки», «шорты», «джинсы». Вместо того чтобы говорить «не забудь шапку», назвать конкретный головной убор: берет, ушанка, кепка, шлем, панама, шляпка, бейсболка и т.д.

Когда  Вы правильно и точно называете предметы, у ребенка начинают появляться вопросы к Вам – почему так называется? Это отличный повод поговорить с малышом, попробовать обсудить чем похожи и чем отличаются разные предметы. И это будет жизненное занятие, которое полезно и для интеллекта, и для речи ребенка и которое не потребует ни специальных книжек или картинок, ни Вашего времени. Такие обсуждения делаются «по пути»  — при сборе на прогулку, подготовке к обеду и так далее.

Правило 3. В своей речи желательно не злоупотреблять уменьшительно –ласкательными словами и не сюсюкать: ножка, дорожка, машинка, ротик, кашка, ложечка , вилочка, карандашик и т.д. Ласковые слова очень нужны, но Ваша речь не должна состоять преимущественно из них!

Правило 4. Правило употребления глаголов в обращении к ребенку/детям. Очень часто родители и педагоги обращаются к детям в прошедшем времени: «Так, встал и пошёл умываться!», «Встали, плечи расправили. Делаем зарядку». Это недопустимо – это грубая речевая ошибка. Представьте, что кто-нибудь скажет Вам в автобусе: «Так, встала и уступила место!» — что Вы почувствуете? То же чувствуют и дети, когда им говорят в такой манере. К детям нужно обращаться с просьбой в настоящем времени: «Давайте встанем. Поднимите руки вверх. Сделаем зарядку». Или:  «Встань, пожалуйста, и иди умываться»

Правило 5. Грамматическая и орфоэпическая правильность речи.

Приведу пример часто встречающихся ошибок. Правильное ударение выделено заглавной буквой.

ЗвонИм (звонИт), баловАть (балУет, балУешь, балОванный, баловАться, балУюсь, балУется, но бАловень), досУг, предложИть (предложЕние), красИвее, месяцАми (по месяцАм), ремЕнь, алфавИт, ворОта (к ворОтам, но в поэзии, песенка воротА), нет грибА, возьму дОску (дополнительный вариант – доскУ), давнИшний, задОлго, завИдно, яичница (произносится «яишница»), началсЯ, началАсь, началОсь (неправильно нАчался), повторИт (неправильно – повтОрит), арбУз, кУхонный, мЕльком, партЕр, шофЁр (неправильно – шОфер).

Что еще нужно запомнить: как правильно говорить

Пара чулок, пара сапог, пара гетр, пара носков, пара валенок,

Килограмм яблок, груш, слив, но апельсинов, помидоров, вафель (Не вафлей)

Возьми из кухни (возьми с кухни – ошибка)

Клади (неправильно – «ложь»)

Ляг (неправильно – «ляжь»)

По результатам орфоэпического и грамматического теста были получены следующие результаты:

Диагностировано 16 педагогов.

Орфоэпический тест:

Высокий – 0

Выше среднего – 5 чел.

Средний – 5 чел.

Ниже среднего – 5 чел

Низкий – 1 чел.

Грамматический тест:

Высокий – 0

Выше среднего – 2 чел.

Средний – 1 чел.

Ниже среднего – 7 чел.

Низкий – 6 чел.

Также хочу вас познакомить с рубрикой «Подслушано в детском саду». На слайде вы можете прочитать подслушанные фразы, используемые в речи педагогов нашего детского сада.

       Дети каждой возрастной группы общаются со своим педагогом в хозяйственно - бытовой и трудовой деятельности, он организует их игры, он говорит с ними на всех занятиях, предусмотренных программой, знакомит детей с речью авторов художественных произведений во время чтения. Следовательно, развивающий потенциал речевой среды в детском воспитательном учреждении целиком зависит от качества речи воспитателя. Для воспитателя детского сада владение образцовой речью — это показатель его профессиональной подготовленности. Поэтому забота о совершенствовании своей речи — нравственный и общественный долг каждого педагога. Он обязан развить в себе совершенное владение теми речевыми навыками, которые потом передаст детям.

       Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения соблюдение требований и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультирование для педагогов "Культура речи педагога".

Развитие грамотной речи и повышение её культуры в педагогическом коллективе....

Семинар - практикум для педагогов "Культура речи педагога"

Семинар - практикум для педагогов "Культура речи педагога"...

Рекомендации для педагогов "Культура речи педагога"

В данных рекомендациях определены требования, предъявляемые к речи педагога, предложены основные "правила" слушания собеседника, а так же советы психологов Р.С. Немова, А.И. Новикова по овла...

консультация для педагогов "Культура речи педагога"

          Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в пов...