Семинар - практикум для педагогов "Культура речи педагога"
материал по развитию речи на тему

Семинар - практикум для педагогов "Культура речи педагога"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_kultura_rechi.docx61.42 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум «Культура речи педагога»

Цель: повышение общей культуры педагогов, педагогической компетентности воспитателей в вопросах профессиональной речевой культуры.  Расширение знаний о значении соблюдения педагогами норм литературного языка.

Задачи: расширить представление о речевой культуре педагога как основного инструмента культуры в целом. Осветить содержание деятельности педагога, компоненты и требования к его профессиональной речи.  Раскрыть значение культуры речи воспитателя для формирования речи детей дошкольного возраста. Познакомить с рядом специальных упражнений, способствующих сохранению и совершенствованию речевого и голосового аппарата. Помочь совершенствовать владение нормами литературного языка.  Убедить в необходимости регулировать свое речевое поведение в общении с дошкольниками и другими людьми. Вызвать чувственный отклик и активное участие педагогов в обсуждении вопросов по рассматриваемой теме.

План проведения:

1.Вступительное слово.

2.Культура речи педагога.

3.Компоненты профессиональной речи педагога.

4.Физическая пауза: «Упражнения для развития речевого дыхания».

5.Требования к речи воспитателя ДОУ.

6.Практикум: «Знатоки русской речи».

7.Значение культуры речи воспитателя детского сада.

8.Анкетирование педагогов ДОУ: «Стиль педагогического общения как показатель общей культуры педагога».

9.Вопросы для обсуждения:

-Чем отличается речь педагога в общении с детьми, родителями и педагогами.

-Какова роль семьи в речевом развитии детей.

10.Создание коллажа «Культура речи».

Вступительное слово.
Уважаемые коллеги,
наполняешься гордостью за наш родной язык, когда читаешь высказывания выдающихся людей о его богатстве, живописности, многогранности и меткости! Компасом сегодняшней встречи нам будут служить следующие строки А.Н.Толстого: «Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое,  трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего».

Еще в 1968 году в фильме “Доживем до понедельника” имел место эпизод, посвященный культуре речи педагога. Был показан диалог молодой учительницы с коллегой:                                                                                                                      «Я им говорю: не ложите зеркало на парту, а они все ложат,  ложат и смотрятся в него». Прошло время, а проблема осталась. И речь современных педагогов бывает не всегда правильной. А ведь речь педагога – основное орудие педагогического воздействия и, одновременно, образец для воспитанников. По роду своей деятельности мы много говорим, общаемся. Поэтому сегодня мы поговорим о речевой культуре педагога,  наш семинар так и будет называться      «Культура речи педагога».                                                                                                   

Что же такое культура речи? Однозначного понимания термина не существует. Профессор Л.И.Скворцов дает определение, согласно которому,  «культура речи – это владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.д.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи».То есть, культурная речь – это нормированная речь.

Требования к речи педагога ДОУ

Е.И.Тихеева детально рассмотрела «культурные и методические требования» к речи педагога.

  1. Речь педагога должна быть грамотна, литературна. Следует,  прежде всего,  разбираться в особенностях своей речи, учитывать её ошибки и погрешности, бороться с ними путём постоянного самоконтроля и совершенствования своего языка.
  2. Особого внимания требует к себе этика речи. По форме и тону речь педагога должна быть всегда культурной и безупречно вежливой.
  3. Структуру речи следует согласовывать с возрастом ребёнка.
  4. Содержание речи должно строго соответствовать развитию, запасу представлений, интересам детей, опираясь на их опыт.
  5. Особого внимания требует точность, ясность и простота речи. От точности речи зависит точность воспроизведения, отчётливость понимания.
  6. Необходимо регулировать темп своей речи. Не понимая смысла льющихся потоком слов, ребёнок просто перестаёт слушать. Недопустима и слишком медленная, растянутая речь: она надоедает.
  7. Следует регулировать силу своего голоса, говорить настолько громко или тихо, насколько этого требуют условия момента и содержания речи. Тихую речь дети не слышат, не улавливают её содержание. Громкую речь, переходящую в крик, дети перенимают как манеру речи быстро. Кричат дети, их перекрикивают взрослые. В этом гаме тонут слова и их содержание.
  8. Речь педагога должна быть эмоциональна, по возможности, образна, выразительна и отражать  интерес, внимание, любовь к ребёнку, заботу о нём.
  9. Педагог должен владеть методическим мастерством, знанием приёмов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей и умением их применять во всех  случаях общения с детьми.

Требования, сформулированные Е.И.Тихеевой еще в тридцатые годы прошлого столетия, актуальны и сегодня, совпадают во многом с современным пониманием гуманистического речевого общения, речевой культуры педагога. Педагог должен самокритично относиться к собственной речи и при наличии недочетов в ней стремиться к их устранению.

К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение  не только говорить с ребенком, но и слышать его.

Безусловно, знание названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование своей речи – это залог успешности работы воспитателя по речевому развитию детей в ДОУ.

Коммуникативные качества хорошей речи

Учение о качествах речи берет свое начало в трудах античных философов, ораторов, которые разработали целую систему оценок качеств речи - положительных и отрицательных. Например, Теофраст в книге "О стиле" изложил такие достоинства речи, как чистота, ясность, точность, величавость, суровость, торжественность, стремительность, правдивость, мощность. К недостаткам речи Гермоген относил сбивчивость, напыщенность, ребячливость, ложный пафос. По убеждению Цицерона,  оратор мог вызвать восхищение слушателей красотой речи. По мнению Дионисия Галикарнасского, самое важное и совершенное из достоинств речи - уместность.

Конечно, не все положения античных мыслителей могут быть приняты нами. Но многое заслуживает внимания.

Современное учение о коммуникативных качествах хорошей речи разработал Борис Николаевич Головин.

Компоненты красивой речи: правильность, богатство, чистота, логичность, точность, выразительность, уместность.

Запомнить компоненты речи помогут радуги цвета.                                                                                     Ведь радуга, как речь, замечу,                                                                                                                                   Игрива, звучна и проста.                                                                                                                       Логичность, правильность и точность линий,                                                                                                                                                                             Богатство красок, чистота,                                                                                                                                         Как выразительны, красивы,                                                                                                                                        Уместны все ее цвета!

Культура речи педагога охватывает все компоненты речевой деятельности и их составляющие. Определенные нормы существуют для всех компонентов речевой культуры и проявляются они, прежде всего, как нормы общения: когнитивная (восприятие других и их понимание), аффективная (отношение к другому), поведенческая (выбор поведения в конкретной ситуации). Наиболее значимыми нормами общения являются этические и коммуникативные.

 Коммуникативные и этические нормы представляют собой конкретные правила, помогающие осуществлять оптимальное общение, создавать благоприятный эмоциональный климат и раскрывать личность каждого партнера по общению. Они обеспечивают выбор средств общения и действуют на всех этапах речевой деятельности.

 Коммуникативные качества речи – это свойства, которые помогают организовать общение и сделать его эффективным: уместность, богатство, чистота, точность, логичность,  доступность, выразительность, правильность. Специфика педагогической деятельности заключается в постоянном деятельном контакте с другими людьми. Работа педагога направлена на формирование личности подрастающего человека, выработку определенных правил поведения, интеллектуальное развитие. Педагог должен обладать не только психологическими, специальными знаниями, но также и навыками профессионального общения.

Практикум. Педагогическое мастерство есть высокий уровень профессиональной деятельности педагога, требующее постоянного совершенствования особенно речевой культуры.

Предлагается педагогам  дать определение следующим компонентам  речи.

Правильность речи – (ответы педагогов) это соответствие речи языковым нормам. 

Задание. Путешествие по России (уточнение знаний названий жителей разных городов).

Я приглашаю вас в путешествие по России. Мы побываем в разных городах и узнаем, как зовут их жителей.

Отправная точка – Москва! Здесь живут … (москвичи).

Первую остановку сделаем в Торжке. Здесь родилась муза Пушкина – его «гений чистой красоты» Анна Керн. Как же называются жители этого города? Если не знаете, ни за что не догадаетесь! Новоторы! Дело в том, что древнее название города Новый Торг.

Едем дальше! Старая Русса… Звучит красиво… Кто здесь живёт? Староруссцы, как, например, полагал знаток русского языка Лев Успенский? Или старорусы, что подсказывает логика языка? Не то и не другое! Жители древнего города называют себя рушанами!

Проезжаем Псков. Не задумываясь, скажем, что здесь живут … (псковитяне). Но сами жители славного города называют себя «псковичи» с ударением на последний слог! Допустимо и то и другое название!

Ну а теперь далеко-далеко – туда, где Пётр I когда-то лично своею царскою рукой спускал на воду корабли и закладывал монастыри – в Архангельск! Только не называйте здешних жителей архангелами или архангельцами! Они – архангелогородцы!

Изменим направление с севера на юг! В Туле живут … (туляки и тулячки). В Липецке – … (липчане и липчанки). В Курске – … (куряне и курянки).

А вот и город Воронеж. Здесь рождаются и радуются жизни … (воронежцы) и… И не ищите названия для прекрасной половины жителей Воронежа! Потому что его просто нет! Не существует! Для того чтобы рассказать о воронежских красавицах, придётся прибегнуть к описательной манере – жительницы Воронежа!

Ещё сложнее с жителями Гусь-Хрустального. Есть варианты? Даже два: гусевцы и гусяки. Второе название, правда, разговорное.

Не очень повезло, на мой взгляд, жителям Кривого Рога. Криворожане и криворожцы оба варианта допустимы, но не слишком благозвучны.

А знаете ли вы, как называть жителей Камчатки? Только не пытайтесь с помощью привычных суффиксов образовать правильное название. Камчадалы! Разве можно было догадаться?

Наше виртуальное путешествие закончилось. Путешествуя по огромной России, вы можете оказаться в дотоле неизвестном вам городе. Обязательно поинтересуйтесь, как правильно называть его жителей, чтобы их не обидеть. Информацию можно узнать в Словаре названий жителей.

Точность – (ответы педагогов) соответствие  смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. 

Задание «Выберите нужный глагол, чтобы спросить следующее».

(на катере) - Вы на следующей пристани ..?

(Сходите)

(в автобусе, трамвае) - Вы на следующей остановке ..?

(Выходите)

Пояснение. Когда пароход, катер причаливает к пристани, то кладут сходни, и по ним пассажиры сходят.

В троллейбусе, автобусе, трамвае есть вход (задняя дверь) и выход (передняя дверь), поэтому пользующиеся городским транспортом входят и выходят, отсюда уместен вопрос: «Вы выходите?» Однако допустим и вопрос «Вы сходите на следующей остановке?» поскольку в данном случае приходится сходить по ступенькам.

Наличие вариантов в языке иногда приводит к таким курьёзам.

Сценка «В автобусе»

- Вы на следующей остановке сходите?

- Сходить можно только с ума, а в автобусе спрашивают: "Вы на следующей остановке слезаете?"

- Тоже сказал! Слезают с крыши, с дерева. Правильно надо сказать: "Вы на следующей остановке выходите?"

- Это замуж выходят. В автобусе же говорят: "Вы встаете?"

- Ну и ну! Да вы и так стоите, а не сидите. Зачем же спрашивать, встаете ли вы? "

- Тогда и оставайтесь в автобусе, если не знаете русского языка!

 Логичность – выражение  в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли.

Чистота – отсутствие  в речи элементов, чуждых литературному языку и отвергаемых нормами нравственности слов и словосочетаний (диалектизмов, канцеляризмов, жаргонизмов, просторечия, вульгаризмов). 

Задание « Заимствованные слова»

В настоящее время заимствованные слова (особенно из английского языка) являются неотъемлемой частью нашей речи. Всё чаще появляются люди, употребляющие иностранные слова для  того, чтобы утвердиться в собственной значимости. Иногда эти слова используются неверно.

Объяснить значение иностранных слов

дежавю

комильфо

Пояснение.

ДЕЖАВЮ́ (фр.) -  психологический эффект, при котором создаётся впечатление, что человек оказывается в подобной ситуации не в первый раз.
КОМИЛЬФО (фр. – «как надо», «как следует») — приличный, хороший тон.

Стиль «черный низ – белый верх» - комильфо.

Пить шампанское утром - не комильфо.

Фужер шампанского за праздничным столом – комильфо.

Вывод. Использование заимствованных слов уместно, если говорящий точно знает значение этих слов.

Выразительность – (ответы педагогов) особенность  речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания.

Богатство – (ответы педагогов) умение  использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Речь считается богатой, если она разнообразна по своей языковой структуре. Человек должен обладать большим словарным запасом, из которого он может выбрать нужное слово и применить его в своей речи.

А каким должен быть словарный запас одного человека?

Ответить на этот вопрос однозначно очень трудно. Одни исследователи считают, что активный словарь современного человека обычно не превышает 7-9 тысяч разных слов; по подсчетам других, он достигает 11-13 тысяч слов. Приведем сведения о количестве слов у писателей и поэтов:

А.С. Пушкин употребил в своих произведениях более 21 тысячи слов,

С. Есенин - 18 890 слов,

Сервантес - около 17 тысяч слов,

Шекспир - около 15 тысяч слов (по другим источникам - около 20 тысяч),

Гоголь ("Мертвые души") - около 10 тысяч слов.

Уместность – (ответы педагогов) употребление  в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения (под условиями общения понимается место, время, жанр и задачи коммуникативного процесса).

Русские классики с трепетом относились к родному языку. Л.Н.Толстой говорил: «Нравственность человека видна в его отношении к слову. Обращаться с языком кое - как значит, и мыслить кое - как: приблизительно, неточно, неверно».  И.С.Тургенев призывал беречь чистоту языка как святыню.

Выбранная нами профессия педагога требует, чтобы мы говорили правильно, выразительно, доступно. В речи педагогов отмечаются следующие недостатки: использование просторечий и диалектизмов, устаревших слов; засоренность речи словами-паразитами (ну, вот, так сказать и т.д.); неправильное ударение в словах; произнесение слов с акцентом или с характерными особенностями местного говора; побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как пишутся (его вместо[ево]; копирование речи малышей, «сюсюканье»); частое  неоправданное употребление слов с уменьшительно - ласкательными суффиксами (Танечка, вымой ручки!  Катенька, убери чашечку со столика!); использование в речи слов не понятных детям без уточнения    их  значения;  многословие, наслоение лишних фраз, деталей; насыщение речи сложными грамматическими конструкциями и оборотами; ускоренный темп речи, что очень затрудняет понимание речи детьми; монотонная  речь, при которой у детей резко снижается интерес к содержанию высказывания; нечеткая артикуляция звуков в процессе речи.

Правильность речи - фундамент языковой культуры; без нее нет и не может быть ни литературного художественного мастерства, ни искусства живого и письменного слова.

Знаменитый поэт Ф. Шиллер  сказал: «Из слов человека можно видеть, кем он хочет прослыть, но то, что он есть на самом деле, можно угадать лишь по мимике, жестам, телодвижениям, которые непроизвольны».

По данным французского исследователя Ф. Сюлже, только 7% информации во время общения мы с вами получаем из содержания высказывания, 38% - от интонации, 55% достоверной информации – через позу, мимику, выразительные движения. Все эти понятия входят в определение голоса. Одной из составляющих речи является качество голоса педагога.

 Голос – важнейший элемент техники речи. Для педагога он является основным средством труда.                                                                                                                                                                                  К голосу предъявляется ряд требований:

1.Голос не должен вызывать неприятных ощущений, а должен обладать благозвучностью.

2.Педагог должен уметь изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения.

3.Педагогу необходимо уметь управлять своим голосом в общении с другими людьми, говорить не для себя, а для слушателей.

4.С помощью голоса педагог должен уметь внушить детям определенные требования и добиться их выполнения.

                                                                                                                                                                             5.Голос педагога должен быть достаточно вынослив.                                                                                               Исходя из этих требований, можно сказать, что голос педагога должен обладать благозвучностью, гибкостью, полетностью, выносливостью.

 Педагог обязан владеть методическим мастерством, знать приемы, необходимые для оказания соответствующего влияния на речь детей, и уметь их применять во всех случаях общения со школьниками и другими людьми.

 Следующим компонентом речи является дикция. Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи. Хорошая дикция обеспечивается строгим соблюдением артикуляционных характеристик звуков. Дикция является одним из обязательных элементов техники речи педагога, поскольку речь его является образцом. Нечеткая артикуляция приводит к невнятной речи и затрудняет понимание говорящего.

Важным компонентом речи является орфоэпия – правильное литературное произношение всех слов родного языка. Сложность усвоения правильного литературного произношения заключается в том, что произношение не всегда совпадает с правописанием. Поэтому общепринятым нормам литературного произношения следует учиться. Если возникают сомнения в правильности произнесения слов и постановки ударения, пользуйтесь словарями – справочниками.

Выразительность – еще один элемент профессиональности речи педагога. Выразительная речь наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием, это обусловлено спецификой устной речи, в которой особое значение приобретают интонация, жесты, мимика. Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности: логического ударения (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путем повышения или понижения голоса, изменения темпа), пауз, мелодичности речи (движения голоса в речи по высоте и силе), темпа (количество слов произнесенных за определенную единицу времени). Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, закончено.

Давайте выполним несколько упражнений:

Упражнение «Актёры и зрители» 

Цель: развитие чувствительности педагогов к невербальным средствам коммуникации.                                      Я предлагаю вам инсценировать несколько явлений. Один из вас подходит к столу и берёт листочек с обозначенными в них заданиями. Время на подготовку 30 секунд. Затем команды показывают друг другу инсценировки и пытаются отгадать смысл показанного задания.

Инсценировки:

Необходимо пройти:

1.В босоножках по лужам.

 2.Так, чтобы кого-нибудь не разбудить

3.Большую часть расстояния и вдруг понять, что забыли важные документы.

4.И вдруг увидеть человека, которому хотите понравиться.

5.И вдруг заметить, что  вас кто-то преследует.

(выполнение)

Упражнение «Фраза»                                                                                                                                                Цель: обучение педагогов осознанию  интонационных особенностей  речи.

Следующие задания направлены на осознание интонационных особенностей речи.

Фразу: «А сейчас мы с вами отправимся в путешествие» нужно будет произнести с определённой интонацией, как:

1.Черепаха.

2.Маленький ребёнок.

3.Робот.

4.Пулемётная очередь.

Физическая пауза: «Упражнения для развития речевого дыхания».

 На выдохе произнесите, пожалуйста, скороговорку: «Как на горке, на пригорке жили двадцать два Егорки. Раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т. д.» Сколько «Егорок» поместилось на одном  выдохе?
Основой звучащей речи является правильное речевое дыхание. Оно обеспечивает нормальное голосовое звучание и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи, создает возможность в зависимости от содержания высказывания изменять силу и высоту голоса.

 

                                 Задание «Проверь себя!»

Определить род существительных и употребить слово в правильной форме: Окна занавешены (тюль). Лицо скрыто (вуаль). Крышу кроют (толь). Вымою голову (шампунь). Голова покрыта (шаль). Окна занавешены тюлем (муж.род). Лицо скрыто вуалью (жен.род). Вымою голову шампунем (муж.род). Крышу кроют толем (муж.род). Голова покрыта шалью (жен.род).

Закончите предложения, употребив существительное в правильной форме: Я встала, сняв ребенка с (колени). В саду много (яблони), (вишни). Карантин по гриппу продолжался 22 (сутки). Я купила весь садовый инвентарь, кроме (грабли). Я встала, сняв ребенка с коленей. В саду много яблонь, вишен. Карантин по гриппу продолжался двадцать двое суток. Я купила весь садовый инвентарь, кроме грабель.

Образовать форму повелительного наклонения глаголов: ехать – бежать – махать – сесть – лечь – езжай(те), беги(те), маши(те), сядь(те), ляг(те).

Исправить предложение: Он полный невежа в вопросах искусства. Мальчик одел пальто и шапку и пошел гулять. Коля является ведущим лидером нашей группы. Когда я вернулся обратно к своим друзьям, все были очень рады. Беседа с детьми подошла к своему завершающему концу. Все дети своевременно выполнили заданное задание. Врачиха выписала детям лекарство. Он полный невежда в вопросах искусства. Мальчик надел пальто и шапку и пошел гулять. Коля является лидером нашей группы. Когда я вернулся к своим друзьям, все были очень рады. Беседа с детьми подошла к завершению. Все дети своевременно выполнили задание. Врач выписала детям лекарство.

Правильно употребить слова в родительном падеже единственного числа: бинт, торт, бант, гусь. Нет чего (кого)? бинт`а, т`орта, б`анта, г`уся.

О некоторых глаголах: надеть – одеть. Глагол надеть обозначает действие, производимое по отношению к самому себе или (в конструкциях с предлогом на) по отношению к другому лицу либо предмету: надеть очки, кольцо, перчатки, туфли, пальто; надеть шубу на ребенка, надеть чехол на кресло, надеть наволочку на подушку. Глагол одеть обозначает действие, обращенное на другое лицо или предмет, выраженный прямым дополнением (т.е. существительным или местоимением в винительном падеже без предлога): одеть куклу, одеть ребенка.

 О некоторых глаголах: есть – кушать. Глагол кушать стилистически ограничен в своем употреблении. В современной литературной норме слово кушать не употребляется в форме 1 лица (нельзя говорить: я кушаю, мы кушаем; надо: я ем, мы едим. В 3-м лице этот глагол обычно употребляется только по отношению к ребенку для выражения ласки. Возможно также использование его при вежливом приглашении к еде (кушай, кушайте, пожалуйста), где формы ешь, ешьте, звучат несколько фамильярно.

Вот мы с вами потренировались, вспомнили некоторые правила русского языка.
А сейчас для разрядки анекдот. «У одного бородатого деда, ложащегося спать, внук спрашивает: «Дедушка, а Вы когда спите, то бороду на одеяло кладете, или под одеяло?»
Крепко задумался дед, маялся долго, то бороду на одеяло положит, то под одеяло –        заснуть  не может. Сон потерял, вскоре и разум».
Ну а напоследок  попробуем обратиться к нормам русского языка и проверить самих себя!

Задание: «Знатоки русской речи».

 В русском языке для совершенствования культуры речи решающее значение имеет овладение нормами литературного языка. Разновидности нормы выделяются в соответствии с формами речи и уровнями языковой системы: орфоэпические (произношения), акцентологические (ударения) - нормы устной речи; орфографические и пунктуационные  – нормы письменной речи; лексические (словоупотребления), словообразовательные и синтаксические, вместе именуемые грамматическими, проявляющиеся в устной и письменной речи; и стилистические.

 Сейчас я предлагаю обратиться к нормам языка и проверить самих себя.

 Педагоги получают бланки со словами, в произношении которых наиболее часто встречаются ошибки в речи русскоязычного населения в целом и педагогов, в частности. Это ошибки, которые в своем большинстве признаются грубыми и в силу это недопустимы в речи педагогов, т.к. на его речь ориентируются воспитанники, их родители и просто окружающие.

 Задание: Вам предлагаются пары слов. В каждой паре только один вариант правильный (1 или 2).  Нужно выбрать правильный ответ и отметить его в соответствующей графе.

 Опросный лист. 

1.Августовский – августОвский1

2.асиммЕтрия – асимметрИя 2

3.бАнты – бантЫ 1

4.вклЮчит – включИт2

5.газопрОвод – газопровОд2

6.диспАнсер – диспансЕр2

7.ломОта – ломотА1

8.дремОта – дремотА1

9.зАдать – задАть2

10.зАнять – занЯть2

11.звОнит – звонИт2

12.катАлог – каталОг2

13.красИвее – красивЕе1

14.крЕпим – крепИм2

15.кУхонный – кухОнный1

16.меньшИнства – меньшинствА1

17.мусоропрОвод – мусоропровОд2

18.никчЕмный – никчЁмный2

19.обеспЕчение – обеспечЕние1

20.обОдрить – ободрИть2

21.осУжденный – осуждЁнный2

22.плЕсневеть – плесневЕть_1

23.полигрАфия – полиграфИя2

24.пОнял – понЯл1

25.премИровать – премировАть2

26.принУдить – принудИть1

27.слИвовый – сливОвый1

28.тУфля – туфлЯ1

29.углУбленное изучение – углублЁнное

30.хАос – хаОс1

Шкала оценки уровня культуры речи педагога:

 0 – 2 ошибки – высокий уровень культуры речи;

 3 – 6 ошибок – удовлетворительный;

 7 – 10 ошибок – низкий.

Конечно, невозможно запомнить произнесение всех русских слов, но вполне возможно

не делать грубых ошибок.

             Значение культуры речи воспитателя детского сада.

Всестороннее развитие ребенка осуществляется на основе усвоения многовекового опыта человечества лишь благодаря общению ребенка со взрослыми. Взрослые – хранители опыта человечества, его знаний, умений, культуры.  Передать этот опыт нельзя иначе как с помощью языка. Язык – важнейшее средство человеческого общения.

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных.

Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание. В исследованиях Е.И.Тихеевой, Ф.А.Сохина и других основоположников  методики развития речи детей дошкольного возраста отмечается, что дети учатся говорить благодаря слуху и способности к подражанию. Дошкольники говорят то, что слышат, так как внутренние механизмы речи образуются у ребенка только под влиянием систематически организованной речи взрослых.  Большое влияние на формирование культуры речи у детей оказывает воспитатель. И.О.Соловьева отмечает, что “перед педагогом стоят задачи: воспитание у детей чистого, ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание отчетливого произношения (хорошей дикции), воспитание выразительности детской речи”.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком. М.М.Алексеева отмечает, что подражая взрослым, ребенок перенимает “не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи”.  Поэтому педагог должен самокритично относиться к собственной речи, придерживаться литературных норм произношения, и при наличии недочетов в ней стремиться к их устранению. Необходимо устранять в своей речи различные акценты, влияние местных говоров, правильно ставить ударения в словах.

Перед воспитателем стоит серьезная задача: он обязан за чередой тревог и волнений разглядеть личность будущего человека, которого он создает, прежде всего, при помощи нашего языка. Язык воспитателя должен быть для ребят эталоном. С помощью этого сильнейшего оружия и тончайшего инструмента педагог развивает историческую память народа, приобщает к богатствам многонациональной культуры тех, для кого эта культура воспринимается, прежде всего, через воздействующее слово.

Именно поэтому к речи педагога ДОУ, сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

                    

                        Анкетирование педагогов ДОУ.

Речь воспитателя служит образцом, который воспринимает ребенок и по которому он учится строить свою речь. Поэтому особое внимание нужно обратить на форму своей речи, стиль общения с дошкольниками.

Рядом психологов и методистов используется термин “стиль  педагогического общения” – это совокупность поведенческих реакций, в которых проявляются качества личности педагога, манера общения с детьми, а также его поведение в различных ситуациях профессиональной деятельности. Стиль педагогического общения зависит от индивидуальных качеств педагога: психических свойств личности, интеллекта, а также от той ролевой установки, которую определяет для себя педагог.

Предлагаем вам заполнить анкету, с помощью которой можно определить стиль педагогического общения каждого из нас.

Воспитателям раздаются бланки анкет:

 

«Cтиль педагогического общения как показатель общей культуры педагога».

Задание: Внимательно прочитайте вопрос. Выберите наиболее предпочтительный для вас вариант ответа.

Ключ:

25 – 30 очков – тяготеет к демократическому стилю.

20 – 24 очка – преобладает авторитарный стиль.

10 – 19 очков – характерен либеральный стиль.

1.Считаете ли Вы, что ребенок должен:

Делиться с Вами своими мыслями, чувствами.

Говорить Вам только то, что он сам захочет.

Оставлять свои мысли и переживания при себе.

2.Если ребенок взял у другого ребенка без спроса игрушку, карандаш, то Вы:

Доверительно с ним говорите и предоставите возможность самому принять решение.

Не вмешиваетесь. Дети сами разберутся в своих проблемах.

Известите об этом всех детей и заставите вернуть взятое с извинениями.

3.Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребенок на занятии был сосредоточен, аккуратен и хорошо выполнил задание, как Вы поступите:

Похвалите и всем детям покажите его работу.

Проявите заинтересованность, выясните, почему так хорошо получилось сегодня.

Скажете ему: «всегда бы так занимался».

4.Ребенок при входе в группу не поздоровался. Как Вы поступите:

Заставите его поздороваться.

Не обратите на него внимание.

Сразу же вступите с ним в общение, не упоминая о его промахе.

5.Дети спокойно занимаются. У Вас есть свободная минута. Что Вы предпочтете делать:

Спокойно, не вмешиваясь, наблюдать, как они общаются и работают.

Помочь, подсказать, сделать замечание.

Заниматься своими делами (записи, подготовка к занятиям и т.д.).

6.Какая точка зрения кажется Вам правильной:

Чувства, переживания ребенка еще поверхностны, быстро проходящие, и на них не стоит обращать внимания.

Эмоции ребенка, его переживания – это важные факторы, с их помощью можно эффективно обучать и воспитывать.

Чувства ребенка удивительны, переживания его значимы, к ним нужно относиться бережно, с большим тактом.

7.Ваша исходная позиция в работе с детьми:

Ребенок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый может и должен научить его и воспитать.

У ребенка много возможностей для саморазвития, взрослый должен максимально повышать активность самого ребенка.

Ребенок развивается неуправляемо, находится под влиянием наследственности и семьи, поэтому главная задача, чтобы он был здоров, накормлен, не нарушал дисциплины.

8.Как Вы относитесь к активности ребенка:

Положительно – без нее невозможно полноценное развитие.

Отрицательно – она часто мешает целенаправленно и плавно вести обучение и воспитание.

Положительно, но только тогда, когда активность контролируется педагогом.

9.Ребенок не захотел выполнять задание под предлогом, что он уже делал это дома, Ваши действия:

Сказали бы «ну и не надо».

Заставили бы выполнить работу.

Предложили бы выполнить другое, но аналогичное задание.

10.Какая позиция по–вашему правильная:

Ребенок должен быть благодарен взрослым за заботу о нем.

Если ребенок не осознает заботу о нем, не ценит, то это его дело, когда-нибудь пожалеет.

Воспитатель должен быть благодарен детям за их доверие и любовь.

Ответ

Число баллов по номеру вопроса

   1

   2

   3

   4

   5

   6

   7

   8

   9

  10

   a

   2

   3

   2

   2

   3

   1  

   2

   3

   1

   2

   b

   3

   1

   3

   1

   2

   2

   3

   1

   2

   1

   c

   1

   2

   1

   3

   1

   3

   1

   2

   3

   3

итого:  _________________

                             Вопросы для обсуждения.

Чем отличается речь педагога в общении с детьми, родителями и педагогами.

Вывод:  «Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается» (Аристотель).

Речь педагога служит инструментом для передачи информации слушателям. Следовательно, педагог должен с уважением относиться к личности собеседника, употреблять в речи только те слова и термины, которые понятны всем участникам общения, соответствуют их возрасту, знаниям, компетентности. Речь педагога должна быть доступной пониманию, внятной, аргументированной, целенаправленной, целесообразной и этически корректной. Педагог должен относиться к собеседнику как к ценности, придерживаться норм культуры речи и культуры общения. Культура речи педагога – важнейшее качество его профессиональной педагогической деятельности.

Какова роль семьи в речевом развитии детей.

 Семье принадлежит начальная и первенствующая роль в формировании личности ребенка. Навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретается в семье. Ребенок учится устной речи путем подражания. Слышит ребенок правильную, отчетливо ясную речь и невольно воспринимает ее, и мало-помалу добрый навык приобретает могущественную силу привычки. Воспримет его ухо какой-нибудь извращенный диалект, то или другое местное наречие, и так же незаметно последнее становится его второй натурой.  С недостатками речи трудно впоследствии бороться. То, что делает семья для развития ребенка, имеет колоссальное значение для всей его последующей жизни. Семья может и должна быть деятельной пособницей и союзницей детского сада в деле развития культуры речи детей.  

Подведение итогов – создание коллажа «Культура речи»

А сейчас мы обобщим все знания, полученные на мастер-классе. Мы будем создавать картину. (На мольберт крепится лист ватмана. Педагог читает стихотворение и по ходу прикрепляет к листу заготовки, выполненные на самоклеющейся бумаге).

Культура речи

Солнце – это воспитатель! (прикрепляется изображение солнца)

Он образец красивой речи.

Освещая путь детишкам, (прикрепляются фото детей).

Лучики бегут навстречу.

Облака для нас – общение. (Прикрепляются 2 облака с надписью «вербальное общение» и «невербальное общение».)

В них своё хитросплетение.

Это поза, жесты, взгляд,

Слова, мимика, контакт. (Прикрепляются капельки с надписями.)

Солнце капелек коснулось.

Что за чудо-красота?

Засияла речь игриво,

Появилась радуга.(Прикрепляется изображение радуги.)

Семь компонентов нашей речи

Запомнить просто и легко.

Лишь вспомни радугу на небе,

И станет на душе светло.

В ней правильность, логичность, точность,

Богатство красок, чистота,

А выразительность какая!

Ведь от неё поёт душа!

Сей стих приобретет известность.

И в этом есть свой толк, уместность. (Записываются выделенные слова на каждой дуге радуги.)

Туча темная – ошибки. (Прикрепляется изображение тучи.)

Будем исправлять все дружно. (Прикрепляется изображение зонтика над фотографиями детей.)

Вот задача педагога –

И светла будет дорога!

Чтоб гордились русской речью,

Её величеством и силой.

Ну, а знания о речи

Только радость приносили!

Итак, согласны ли вы со словами французского философа и писателя Вольтера: «Выучить несколько языков – дело одного - двух лет, а чтобы научиться говорить на своем родном языке как следует, надо полжизни!»?

                                            Говорите, пожалуйста, правильно, ведь слово – это одежда мыслей.

Литература.

1. Голуб И.Б., Неклюдов В.Д. Русская риторика и культура речи. М., Логос, 2011.

2. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. М., 1972.

3. Розенталь Д.Э. Говорите и пишите по - русски  правильно., М., Айрис – пресс, 2007.

 Интернет -  ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар – практикум   «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчу...

Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Приняла участие на семинаре – практикуме по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развит...

Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология связной речи дошкольников Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология связной речи дошкольников Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хомен...

Синдром эмоционального выгорания. Занятие с педагогами ДОУ в рамках семинара - практикума "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

В ходе занятия раскрываются понятия "эмоциональное выгорание", пичины его возникновения, стадии протекания. Особое внимание уделяется важному компоненту профилактики возникновения СЭВ - разв...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ для воспитателей и педагогов ДОУ "Творческий педагог - творческие дети"

Цель: актуализация творческого, креативного потенциала воспитателей и педагогов ДОУ, как одного из составляющих их профессиональной компетентности.Задачи:Совершенствовать профессиональное м...