Политкультурное воспитание дошкольников
учебно-методический материал (средняя группа) на тему

Пынкова Татьяна Ивановна

Материал раскрывающий проблемы политкультурного воспитания и как мы пытаемся их решить в рамках своего ДО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл politologiya.docx21.35 КБ

Предварительный просмотр:

Мне кажется, что политическая культура, с одной стороны является частью общей культуры общества, хотя и затрагивает лишь определённые стороны жизни ,с другой стороны ,политическая культура всегда связана с конкретной политической системой, имеющейся в данном обществе. Политическая культура во многом зависит от ментальности, или менталитета ведь под менталитетом мы понимаем” пласт сознания”, где коренятся традиции, привычки, исторически обусловленные способы интеллектуального освоения мира, то есть, другими словами,-“духовный инструментарий народа”.

Поликультурное воспитание -явление относительно новое для России. В настоящее время активно разрабатываются научно-теоретические основы поликультурного воспитания в России (Г.Д. Дмитриев., А.Н. Джуринский., В.В. Макаев., З.А. Малькова., Д.Б. Сажин., Л.Л. Супрунова., В.ІО. Хотинец и др.). Значительная часть исследований посвящена проблеме ознакомления детей дошкольного возраста с национальными культурами (Е.С. Бабунова., Т.Ф. Бабынина., Е.А. Барахсанова., М.И. Богомолова., В.Д. Ботнарь., Э.Ф.Вертякова., Э.К. Суслова., Т.В. Черник., Т.И. Чиркова., Л.С. Ядрихин-ская) и обучению детей второму (неродному) языку (И.В. Вронская., ЕЛО. Бахталина).

Однако в этой области педагогики недостаточно разработана педагогическая проблема связи образования и воспитания, в том числе формирования поликультурной личности дошкольника средствами национальной культуры. Недостаточность научно-теоретического обоснования данной проблемы приводит к тому, что многие дошкольные учреждения проводят работу по поликультурному воспитанию интуитивно.

Отсутствие педагогических, психологических рекомендаций для реализации поликультурного воспитания в процессе билингвального образования, их недостаточное соответствие возрастным особенностям детей дошкольного возраста, отсутствие профессиональной подготовки специалистов в этой области свидетельствуют о том, что современное поликультурное общество нуждается в разработке научно-методических основ педагогики поликультурности и толерантности.

Таким образом, выявляются следующие противоречия:

- между заказом общества на поликультурное воспитание подрастающего поколения и реальным состоянием обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях;

- между необходимостью реализации поликультурного подхода в процессе образования и недостаточной изученностью этой проблемы в педагогической науке;

- между потребностью образования в научно-обоснованной системе поликультурного воспитания с включением обучения второму (неродному) языку и недостаточной разработанностью методик поликультурного воспитания в условиях билингвального образования.

Структурные компоненты

Предметно-содержательный компонент

Общесоциальный компонент

Профессиональный компонент

Когнитивный


Знания в области сущности культуры, разнообразия и особенностей субкультур, их соотношения и динамики, особенностей и закономерностей межкультурной коммуникации, культурной толерантности и интолерантности, культурной идентичности и поликультурной сущности человека.

Умение строить межличностные отношения в поликультурном коллективе с учетом культурных особенностей участников взаимодействия.

Знания в области возрастных, гендерных, национально-религиозных, профессиональных культурных особенностей субъектов педагогического взаимодействия; умение определять поликультурные характеристики и особенности мировосприятия субъектов профессиональной деятельности, ученического коллектива; умения выстраивать конструктивные взаимоотношения и предотвращать межкультурные конфликты.

Мотивационно-ценностный

Признание ценности культурной самобытности и индивидуальной неповторимости человека, уникальности и равноценности разных культур и субкультур.

Культурный плюрализм и толерантное отношение к культурной самобытности личности.

Интерес к представителям иных культур и направленность на конструктивное взаимодействие с ними.

Желание предупредить и преодолеть возникающие межкультурные противоречия, отсутствие негативных стереотипов в восприятии иных культур.

Ценностное отношение к учащимся как носителям культурной самобытности, к поликультурности профессионального окружения, восприятие поликультурности как фактора взаимообогащения личностного культурного опыта.

Интерес к особенностям мировосприятия представителей иных культур, направленность на их анализ и рефлексию собственных чувств и отношений.

Стремление к достижению эффективного сотрудничества с коллегами, учащимися и их родителями как представителями другой культуры, потребность в общении с «иными».

Стремление к оказанию действенной помощи учащимся в проблемных ситуациях, связанных с межкультурными различиями в коллективе.

Деятельностно-поведенческий

Участие в межкультурном общении (стихийном и организованном), в культурном обмене.

Пресечение фактов нетерпимости к культурным особенностям, проявлений ксенофобии, шовинизма.

Отстаивание идей равенства и достоинства всех культур, права каждого народа и каждого культурного сообщества утверждать и сохранять свою культурную самобытность, содействие обеспечению её уважения.

Участие в обмене педагогическим опытом с коллегами, имеющими разный опыт работы, придерживающимися разных педагогических концепций, реализующими разные методики и технологии обучения и воспитания.

Организация конструктивных взаимоотношений, сотрудничества с родителями учащихся с учетом их национальной, возрастной, гендерной, статусной, профессиональной принадлежности.

Учет и использование культурного опыта и культурной самобытности учащихся при конструировании содержания образования, организации общения между учащимися.

Осуществление поликультурного воспитания учащихся.

Компонентами содержания социального развития дошкольников в политкультурном обществе становятся толерантность, патриотизм, гражданственность и этнотолерантность, которые формируются целенаправленно в педагогическом процессе МБ ДОУ средствами вхождения ребенка в культуру.В нашем ДОУ создан мини-музей предметов быта русской деревни.

Мы в нашем МБДОУ решаем следующие задачи:

1.Воспитывать уважение к людям разных национальностей, их культуре.Поддерживать интерес к народной культуре своей страны.

2.Развивать представление о том ,что Россия-большая многонациональная страна, все люди которой хотят жить в мире и согласии.

3.Познакомить с расовым составом жителей нашей планеты, помочь понять многообразие ее этнического состава, объяснить, что в каждой стране живут люди разных национальностей.

4.Обьяснить значение позитивного общения, сотрудничества с людьми разных стран и этносов.

5.Способствовать выражению отношения к жизни разных народов, к событиям истории в играх, рисунках, рассказах ,вопросах.

Освоение задач воспитания этнотолерантности у дошкольников осуществляется в разных видах совместной и самостоятельной деятельности.

Основными методами воспитания этнотолерантности мы считаем следующие.

1.Расказы воспитателя, беседы ,организация выставок, просмотр видеофильмов и т.д.обеспечивают накопление ребенком представлений о расовом и этническом составе планеты нашей страны особенностях культуры 2.Знакомство детей с устным народным творчеством ,народными игрушками и способами их изготовления, народными играми, народным музыкальным и изобразительным искусством, народными праздниками способствует воспитания интереса к культуре своей стране,  этноса, других народов ,углубляет опыт познания ребенком причин различия и сходства этнических культур ,обеспечивают возможность отражения полученных знаний в разных видах художественно-творческой деятельности.

3.Обсуждение реальных специально созданных проблемных ситуаций ,связанных с решением проблем межэтнического взаимодействия, в целях воспитания этнотолерантного отношения к людям разных рас и национальностей.

4.Метод проектов углубляет интерес ребенка к этнической проблематике мотивирует к самостоятельному поиску информации.Детям можно предложить темы проектной деятельности” Создание коллекций “,”Создание альбома”,” Мы разные, мы вместе” с рисунками и рассказами детей .

5.Праздники (народные обрядовые,)театрализованно-музыкальные развлечения, “семейные вечера” подводят своеобразный итог, накопление опыта деятельности и поведения ,становление этнотолерантных установок.

Примерный план на месяц для средней групп детского сада.

Содержание

Задачи

Формы

Методы и приемы

История нашего города

Познакомить с историей возникновения.

Привить чувство гордости за свой город.

Занятия

Экскурсии

Беседы

Рассказ воспитателя

Рассматривание иллюстраций

Художественная литература

Улицы города

Дать понятия о происхождении некоторых улиц.Развивать интерес к родному городу.

Занятия

Дид.игры

Экскурсии

Беседа

Чтение художественной литературы

Рассматривание иллюстраций

Зарисовки вальбоме с расказом детей.

Предприятия нашего города

Воспитывать у детей чувство уважения к людям труда

Интерес к профессиям

Продолжаем знакомить с городом

Занятия

Сюжетно-ролевые игры

 

Беседы

Художественная литература

Рассматривание альбомов

Транспорт нашего города

Учить правилам поведения на транспорте уважительное отношениек людим на транспорте

Сюжетно-ролевая игра

Проблемная ситуация

Д/и

Чтение художественной литературы

Беседы

Рассматривание иллюстраций


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.

Практический материал по воспитанию культуры поведения  дошкольников. Представлен  в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников

Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по  нравственно – патриотическом...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...

«Гендерное воспитание дошкольников. Гендерное воспитание дошкольников в игре.»

Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определяется принцип уважения личности ребенка. Задачей педагога (также по ФГОС ДО) являетс...

«Политкультурное воспитание в условиях детского сада» «Игры-путешествия»

laquo;Политкультурное воспитание в условиях детского сада»«Игры-путешествия»Развлечение «Традиции и игры народов России»...