Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста посредством познания природы
статья на тему

Пожидаева Екатерина Анатольевна

Статья об эстетическом восприятии мира посредством  осуществления экологического воспитания подрастающего поколения и формирования экологического сознания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_ns_portal.docx18.6 КБ

Предварительный просмотр:

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста посредством познания природы

«Эстетическое чувство, получаемое

человеком от природы,  должно

возвыситься на ступень эстетического

вкуса, приобретаемого воспитанием и

развитием»

В.Г.Белинский

    Актуальным требованием современного общества является формирование  личности, способной жить в гармонии с собой и окружающим миром людей и природы. Для этого необходимо осуществлять экологическое воспитание подрастающего поколения, формировать у детей экологическое сознание,  включающее в себя эстетическое восприятие окружающего мира.

   Это  важно, поскольку эстетическое, духовное, а значит, эмоционально окрашенное отношение к природе рождает и развивает у детей нравственное отношение к ней. В процессе эстетического переживания дети постепенно приходят к пониманию того, что доброе и бережное отношение природе заключается в сохранении приумножении ее богатства и красоты.

Проблема эстетического восприятия природы детьми дошкольного возраста получила свое развитие в работах педагогов и психологов: Залкинд Э.И., Компанцевой Л.В, Лепиловой К.М. Они подчеркивали, что явлениям природы присущи эстетические качества, которые воздействуют на чувства человека и доступны осмыслению их дошкольниками.

   Убеждения человека формируются с детства. Одна из главных нравственных задач, стоящих перед педагогами – воспитать любовь к Родине, значит, и бережное отношение к родной природе. Если воспитатель приучит детей любоваться яркими красками природы,  у ребенка разовьется художественный вкус, он сможет глубже познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками.

   Дошкольный возраст – период, когда закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Поэтому в системе по эстетическому воспитанию дошкольников большое место должно быть отведено природе. Умение видеть красоту природы – первое условие  воспитания через природу и ощущения единства с ней. Вот почему педагогические воздействия требуют постоянного общения с природой.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках ФГОС ДО предполагает воспитание гуманного отношения к природе, формирование системы экологических знаний и представлений, развитие эстетических чувств.

    Руководя познанием природы и приобретением детьми различных навыков и умений, воспитатель применяет разнообразные методы и приемы. К таким методам относятся наблюдение, эксперимент, труд, игры. Наряду с этим широко применяются методы, основанные на слове воспитателя: рассказ, чтение художественных произведений, беседы, проводимые с демонстрацией натуральных объектов или их изображений. Методы и приемы, используемые в работе, соединяются, например: наблюдение с беседой, рассказ воспитателя с чтением художественного произведения, эксперимент с трудом.

   Одни и те же приемы могут использоваться в разных методах. К примеру, сравнение применяется во время наблюдений, в дидактических играх, в беседе; игровые приемы так же используются при наблюдениях, в беседах; показ, пояснение – при обучении трудовым навыкам, проведении опытов. Разнообразие и эффективность методов и приемов характеризуют мастерство воспитателя.

    Для формирования первичных знаний воспитатель использует наблюдение, рассматривание картин, чтение художественных произведений, рассказ, показ диафильмов и кинофильмов. Для уточнения, расширения и углубления знания  используют беседы, дидактические игры, обобщающие наблюдения.

    Значение экскурсии состоит в том, что дети наблюдают явления и объекты в естественной обстановке и рассматривают их не изолированно, а в сочетании с другими объектами. Дети нуждаются в знаниях о единстве и разнообразии природы. При этом у детей развиваются наблюдательность, интерес к изучению природы, обогащается личный опыт. Уже первые наблюдения детей дают им представления о сезонных явлениях природы, временах года. Природа меняет свои краски, меняется жизнь растений, птиц, животных. Очень важно, чтобы дети почувствовали природу. Для этого надо привлекать их внимание к сезонным краскам леса, к его великолепию, пению птиц, стрекотанию кузнечиков, шелесту листьев. Центральным моментом всякой экскурсии является плановое наблюдение, которое проводится со всеми детьми. При этом возможно собрать небольшой природный материал для дальнейшего наблюдения над ним детьми.

    На прогулках воспитатель может ознакомить ребят с теми явлениями природы, представления о которых складываются длительное время. Детей знакомят с таянием снега, набуханием почек, появлением травы. Можно организовать разнообразные игры с природным материалом – песком, глиной, водой, льдом, листьями. Например, показать, как на морозе вода превращается в лед. Подкрашенную воду разлить в разные формы, заморозить и получить цветные льдинки.

     На прогулках внимание детей обращается на то,  что колорит каждого времени года разный. Например, колорит осенней природы отличается от зимнего, в котором преобладают холодные цвета, для весеннего характерны прозрачные голубые, зелёные цвета, а для летнего – солнечные, яркие, тёплые цвета и оттенки.

     У дошкольников накапливается чувственный опыт, они видят природные явления в естественных условиях во всех связях и отношениях. На прогулках дети испытывают удовольствие от общения с природой. Знания о природных явлениях, получаемые на прогулках экскурсиях углубляются и дополняются на художественно-эстетических занятиях. Слушая о наблюдаемых явлениях природы, ребенок сопоставляет действительность и художественные образы, ярче чувствует красоту природных явлений.

      Вместе с родителями дети участвуют в акциях и проектах.

       Работа в уголке природы проводится ежедневно в часы, отведенные для труда. Дети наблюдают за растениями и животными, привыкают к бережному отношению к ним, овладевают элементарными трудовыми навыками, приучаются к совместному труду со взрослыми, друг с другом, а затем и самостоятельно.

      Почувствовать красоту природы, увидеть в ней поэтическое начало, помогают занятия по развитию речи (рассказ, чтение наизусть, словесные игры).

      Театральные игры, праздники и развлечения экологической направленности также обладают богатым потенциалом в эстетическом воспитании дошкольников.

      Существует тесная взаимосвязь между непосредственным наблюдением природы и эстетическим восприятием произведений искусства. Наличие живых впечатлений от красоты природы окажет в дальнейшем влияние на полноценное восприятие произведений искусства и на результат продуктивной деятельности.

      Таким образом, природа является первоначальным и конечным источником прекрасного, а человек выступает в роли открывателя, творца.

Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства.

Литература:

1. Козина Е.О. Художественная деятельность в экологическом воспитании подростков: метод проектов. / Е.О. Козина – Санкт-Петербург, 2010

2. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. / С.Н. Николаева — М.: «Академия», 2001


3. Островская Г.И. Формирование экологического сознания детей старшего дошкольного возраста средствами художественно-образного освоения природы. / Г.И. Островская – Екатеринбург, 1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста посредством пения

Статья по эстетическому воспитанию дошкольников посредством пения...

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «Нравственное и эстетическое воспитание детей дошкольного возраста посредствам использования музейной педагогики»

В условиях детского сада трудно создать экспозиции, которые соответствуют требованиям музейного дела. Существует практика, создаваемые в образовательных учреждениях музеи называть мини – музеями....

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством экологического воспитания.

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством экологического воспитания. Дошкольный возраст – период, когда закладываются основы личности, в том числе позитивно...

Отчёт по самообразованию 2020 Формирование художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора» на 2019 – 2020 учебный год

Отчёт по самообразованию 2020 Формирование художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора» на 2019 – 2020 учебный год...

Рабочая программа по самообразованию на тему: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством приобщения к природе»

Проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, поэтому необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так ка...

План по самообразованию«Формирование художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора» на 2021 – 2022 учебный год -2022Г

План по самообразованию"Формирование художественно -эстетического воспитания детей дошкольного возроста посредствам малых форм фольклера"-2022г....