План-программа работы
рабочая программа (средняя группа) на тему

Егорова Елена Васильевна

« Ознакомление со свойствами материалов через опытно-экспериментальную деятельность детей дошкольного возраста (4-5 лет) г. Коломна ,2015 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_eksperimentalnaya_rabota_v_sredney_gruppe.docx29 КБ

Предварительный просмотр:

«Утверждаю»

  «Согласовано»                                                                                                                                                                                           Зам.заведующей по УМР                                                                                                                                                                                                    

 МБДОУ Д/С №17 «Журавушка»  

___________   Т.В.Сайкина

«____»__________   2015 г.

                          Заведующая

МБДОУ Д/С № 17              

  «Журавушка»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               _____________Н.В.Юдина                                                                                                                                                                                                              «   __»____             _2015 г.

План-программа работы

 « Ознакомление со свойствами материалов

через опытно-экспериментальную деятельность

  детей дошкольного возраста (4-5 лет)»

Е.В.Егорова

г. Коломна ,2015 г.

                                                                                                                                                               

Пояснительная записка

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.

Огромную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность дошкольников, которая протекает в форме экспериментальных действий.

Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата.

С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире : вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре.

Основной целью программы является развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.

Месяц

Темы игр-экспериментирований

Первая неделя

Третья неделя

Октябрь

Бумага и ее свойства

 Город мастеров

 (бумага и ее свойства)

Ноябрь

В гостях у Карандаша Карандашовича

(дерево)

В гостях у Карандаша Карандашовича и

Гвоздя Гвоздовича (Дерево,металл)

Декабрь

Мех. Зачем зайчику другая шуба

Плавающие и тонущие предметы

Январь

Магнит. Действие магнита на предмет

Волшебная рукавичка (магнит)

Февраль

Какими бывают камни?

Путешествие в мир стеклянных вещей.

Все увидим, все узнаем.

Март

Стекло ,его качества и свойства

В мире пластмассы

Апрель

Магазин  «Ткани»

Чем можно измерять?

Май

Различные материалы.

Из чего сделаны предметы?

Месяц

№ п/п

Тема

Цели.

Задачи.

Обеспечение интеграции образования

(образовательной области)

Планируемые результаты

Октябрь

1.

Бумага и ее свойства

Развивать представления детей о свойствах бумаги (мнется, рвется, намокает)

познакомить детей со свойствами бумаги;

Познание: Формировать познавательно - исследовательский интерес методом исследования

Коммуникация: формировать умение согласовывать слова в предложении

Умеют называть свойства бумаги  

Проявляют интерес к  исследовательской деятельности

2.

Город мастеров

 (бумага и ее свойства)

Развивать диалогическую речь закрепить знания в активном словаре детей за счет повторения признаков бумаги.

Познание: Формировать познавательно - исследовательский интерес методом исследования

Коммуникация: формировать умение согласовывать слова в предложении.

Умеют называть свойства бумаги

Проявляют интерес к  исследовательской деятельности

Ноябрь

1.

В гостях у Карандаша Карандашович (дерево)

Уточнить и обобщить знания о свойствах дерева , воспитывать бережное отношение к предметам. Пополнять словарь детей (шероховатый

Познание: Формировать познавательно - исследовательский интерес методом исследования.

Коммуникация: формировать умение согласовывать слова в предложении.

Умеют называть свойства дерева

Проявляют интерес  к исследовательской деятельности

2.

В гостях у Карандаша Карандашовича и

Гвоздя Гвоздовича

(дерево,металл)

Уточнить и обобщить знания о свойствах  дерева и металла, воспитывать бережное отношение к предметам. Пополнять словарь детей

 (шероховатый, плавится)

Познание: Формировать познавательно - исследовательский интерес методом исследования. Умеют называть свойства  металла и дерева.

Коммуникация: формировать умение согласовывать слова в предложении.

Умеют называть свойства металла и дерева . Проявляют интерес  к исследовательской деятельности

Декабрь

1.

Плавающие и тонущие предметы

Дать представления о предметах плавающих и тонущих в воде. Развивать умение классифицировать по признаку :тонет ,плавает .

Познание: Формировать познавательно - исследовательский интерес методом исследования.

Коммуникация: формировать умение согласовывать слова в предложении

Умеют называть свойства дерева и металла, а также их различия.

Проявляют интерес  к исследовательской деятельности

2.

Мех.

Зачем зайчику другая шуба

Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе

Познание: продолжать закреплять знания об окружающей нас природе; формировать представление о жизни диких животных зимой. Коммуникация: формировать умение говорить грамматически правильно.

Умеют отвечать на поставленный воспитателем вопрос.

Проявляют интерес к окружающей нас природе

Январь

1.

Магнит.

Действие магнита на предмет

Расширять логический и естественно научный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо.

Познание: формировать знания о свойствах магнита, развивать интерес и любознательность.

Коммуникация: учить делиться впечатлениями от

Владеет навыком самостоятельного обследования предметов, называют свойства материалов

2.

Волшебная рукавичка

Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.(магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с магнитом внутри)

Познание: формировать у детей познавательные интересы. Развивать любознательность, мышление, активность.

Коммуникация: активизация словаря, развивать логическое мышление.

Проявляют любознательность и интерес к исследовательской деятельности

Февраль

1.

Какими бывают камни?

Помочь определить какими свойствами  обладают камни (в воде и на воздухе)

Познание: формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

Коммуникация: учить называть свойства камней, развивать речевую активность детей

Владеет навыками исследовательской деятельности, называют свойства разных камней

2.

Путешествие в мир стеклянных вещей

«Все увидим, все узнаем».

Познакомить детей со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления. Активизировать познавательную деятельность вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закреплять умение классифицировать материал из которого делают предметы.

Познание: Знать и называть свойства стекла, формировать интерес к познавательно исследовательской деятельности. Коммуникация: учить строить предложения грамматически правильно.

Умеют называть свойства стеклянных предметов. строят предложения грамматически правильно

Март

1.

Стекло ,его качества и свойства

Узнавать предметы, сделанные из стекла ,определять его качества (структура поверхности :толщина. прозрачность и свойства : хрупкость

Познание : знать свойства прозрачность ,хрупкость , толщина.

Коммуникация: расширять словарь детей за счет слов характеризующих свойства стекла

Умеют выделять предметы, сделанные из стекла, среди множества других предметов . Умеют согласовывать существительные с прилагательными

2.

В мире пластмассы

Знакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы, помочь выявить свойства пластмассы - гладкая,

Познание : учить различать предметы из пластмассы называть его свойства. Развивать любознательность и интерес к исследуемым предметам.

Коммуникация: пополнять словарь детей за счет свойств пластмассы (гладкая, легкая, цветная).

Умеют выделять предметы, сделанные из пластмассы, среди множества других предметов. Используют в своей речи прилагательные описывающие свойства пластмассы

Апрель

1.

Чем  и что можно измерять?

Знакомить с

измерительными предметами. Способность  измерять окружающие предметы.

Коммуникация: расширять словарь детей за счет слов характеризующих свойства

измерительных предметов

Умеют согласовывать существительные с прилагательными

2.

Магазин  «Ткани»

Узнавать предметы, сделанные из ткани, определять ее качества (структура поверхности .  свойства)

Познание : знать свойства  , толщина.

Коммуникация: расширять словарь детей за счет слов характеризующих свойства ткани

Умеют выделять предметы, сделанные из ткани  среди множества других предметов . Умеют согласовывать существительные с прилагательными

Май

1.

Различные материалы

Знакомить с материалами ; ткань, дерево, мех, металл, стекло, пластмасса определять их качества (структура поверхности,   свойства)

Познание : знать свойства материалов

Коммуникация: расширять словарь детей за счет слов, характеризующих их свойства

Умеют выделять материал из которого сделан предмет.,  

2.

Из чего сделаны предметы?

Узнавать предметы, сделанные из ткани, дерева меха, металла, стекла, пластмассы, камня; определять их  свойства.

Познание : знать свойства  материалов из которых сделаны предметы

Коммуникация: расширять словарь детей за счет слов, характеризующих их свойства

Используют в своей речи прилагательные, описывающие  свойства  разных материалов из которых сделаны предметы .

Цель программы: 

Создание условий для формирования у дошкольников поисково- познавательной деятельности, которая бы позволила не только систематизировать и расширять имеющиеся у детей представления об окружающей действительности, но и дать возможность детям через эксперимент взять на себя новые социальные роли: исследователя, лаборанта, ученого.

Задачи программы:

1.Развивать представления о свойствах веществ, явлениях окружающей действительности ( вода и воздух, свет и тень, магнетизм, свойства песка, воздуха, камня, древесины, стекла, пластмассы, металла, резины, ткани); о взаимодействии различных веществ при их соединении, о влиянии одних на свойства других.

2.Развивать способности использовать обобщенные способы исследования разных объектов окружающей жизни с помощью систем эталонов,  перцептивных  действий.

3. Развивать  мыслительные  способности: операции анализа, классификации, сравнения, обобщения; развивать самостоятельность, наблюдательность, мышление, память.

4.Воспитывать ценность проживание в гармонии с природой.


Список литературы:

1. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.

2. Л. Н. Менщикова « Экспериментальная деятельность детей» изд.- 2009г.

3. Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г.

4. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.

5. Перспективное планирование по программе « От рождения до школы» изд. – «учитель», 2011г.

6. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез.2006г.

7. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира//Формирование начал экологической культуры дошкольников Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.

8. “Опытно-экспериментальная деятельность” В.В. Москаленко

9.Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры/Составитель Н.В.Нищева,-СПб,;ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2013.-240 с.-(Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»)

10.ЮНЫЙ ЭКОЛОГ. Система работы в средней группе детского сада С.Н.Николаева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-программа по освоению и внедрению в практику работы ДОУ ИКТ

План-программа по формированию информационной компетентности педагогов ДОУ....

План- программа коррекционной работы с ребенком с ОВЗ. Подготовительная группа.

Подробная план- программа работы с ребенком с ОВЗ по коррекции со списком рекомендуемой литературы....

План - программа кружковой работы по развитию двигательной активности дошкольников

Программа кружковой работы по гимнастике составлена с целью помочь решать проблемы, связанные с развитием эмоционального уровня, оздоровления детей, развития двигательных навыков и умений, а также вос...

План-программа кружковой работы по нравственно-патриотическому воспитанию «Люби и знай родной край»

Цель: Приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностямЗадачи: Развивать интерес и уважение к истории, традициям и обычаям малой РодиныЗнакомить детей с культур...