Приобщение детей к этнокультурному наследию как одна из форм развития творческих способностей дошкольников
рабочая программа на тему

Приобщение детей к этнокультурному наследию как одна из форм развития творческих способностей дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приобщение детей к этнокультурному наследию как одна из форм развития творческих способностей дошкольников.

Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке,

фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине….

Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина.

В. Сухомлинский.

           Дошкольное детство – важный этап в становлении морального облика человека. В эти годы у детей закладываются основы нравственности, формируются первоначальные этические представления  и народные традиции необходимы для разностороннего развития ребенка,  формирования патриотических чувств и духовно-нравственных качеств.

          Приобщая ребёнка к традициям народа,  мнению В.Г.Безносова, В.П. Зеньковского, Д.С. Лихачёва мы растим его полноправным членом общества, потому что ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше этнокультурное наследие через включение в культуру и социальную активность. 

           Актуальность моей темы заключается в том, что в настоящее время дети страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций, и мы постепенно перестаём ощущать ценность того, что живём на русской земле, говорим на русском языке и впитали в себя русскую культуру.  

           Недостаточно  сформирована система работы с родителями по проблеме приобщения детей к этнокультурному воспитанию в семье.

              Да, и большинство педагогов сами плохо знают традиции, обычаи русского народа, не всегда проникнуты чувством и пониманием его величия.

        В сентябре 2015года мною была проведена диагностика детей по методике Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Новицкой М.Ю. с целью  выявления знаний и практических умений воспитанников по данной теме. Она проводилась в 4 этапа:

1этап: а) знания названий и назначения предметов русского народного быта с помощью проведения настольно-печатной игры «Ремесла на Руси».

2 этап: а) умение воспроизводить характерные признаки предметов русского народного быта в продуктивных видах деятельности в процессе занятий по лепке, аппликации и рисовании.                                                                                                                   б) знание разных видов народно-прикладного творчества с помощью дидактической игры «Народные промыслы» .

3 этап: а) умение ориентироваться на практике в разных видах народно-прикладного творчества в процессе проведения дидактических  игр «Народные узоры»,  «Что изменилось?», «Народные узоры».                                                                                                б) умение использовать разные виды народно-прикладного творчества в процессе продуктивной деятельности во время проведения совместной деятельности «У Матрешки день рождение».

4 этап: а) знания русских народных праздников и традиций с помощью опроса детей.                                                                                                               б) умения использовать знания русских народных праздников и традиций определяются  с помощью дидактической игры Т.Ф. Барыкиной “Отгадай праздник»,  А.Рыжова «Развивающая среда дошкольных учреждений».                  Анализ результатов, полученных в ходе диагностики на начало года  показал, что с высоким уровнем детей не выявлено, средний уровень у 46%, низкий уровень у 54% обследованных дошкольников.

На основе  диагностических данных определила цель работы по этнокультурному воспитанию:   Создание условий для воспитания у детей патриотических чувств через активное приобщение  их  к русской народной культуре,  развитие творческих способностей детей, используя интегрированный подход в образовательной деятельности.

Исходя из данной цели, поставила перед собой задачи:

  1. Формировать предметно – развивающую среду и условия для приобщения детей  народной культуре.
  2. Познакомить детей с разнообразием жанров русского народного творчества, с народно-прикладным искусством. Дать представление о традициях русских промыслов, русского фольклора.
  3. Знакомить с предметами  русского быта, жилищем, народным костюмом. Привить потребность в изучении традиций, обычаев, быта русского народа.
  4. Воспитывать интерес к русским народным играм, выявляя самобытность и многообразие содержание и формирование игры.
  5. Воспитывать чувство гордости и любви к Родине, к родному краю, к её народной культуре и людям, создающим её.

        Ожидаемые результаты:  

  • возникновение большого интереса ребят к своим истокам, к родному языку;
  • формирование гражданственности, любви к Родине;
  •  сформированность чувств национального достоинства;
  • умение разносторонне использовать элементы русской народной культуры во всех областях и видах деятельности;
  •  сформированность умения разрешать конфликтные ситуации, устанавливать новые контакты;
  • повышение родительской компетенции

Приступая к работе над данной проблемой, я хорошо понимала, что для совместной деятельности с детьми мне необходим основательный, теоретический и практический багаж знаний, изучение новинок методической литературы. 

Изучив методические пособия разработала перспективный план работы на год, конспекты совместной деятельности на младший и средний возраста, на основе программы О.К. Князевой, М.Д. Моханёвой «Приобщение детей к истокам народной культуры» и «Пособие по этнокультурному воспитанию», Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Новицкой М.Ю.         

  Отработав по теме: « Приобщение детей к истокам русской народной культуры» несколько  лет, систематизировав накопленный материал, я разнообразила совместную деятельность с детьми, используя  интегрированный  подход, включая сведения об истории и культуре России во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую.                                                        

        Интерес к теме возникает у ребёнка тогда, когда будет затронута его эмоционально-чувственная сфера. Это достигается благодаря включению в программу совместной деятельности: игр, элементов театрализации, фольклора и практической деятельности, во время которой дети имеют возможность сделать что-то своими руками, через такие

Методы и приёмы:

  • наглядный: рассматривание иллюстраций, картин, просмотр мультимедийных презентаций ;
  • практический: наблюдения, поисковая деятельность детей;
  • словесный: чтение русских фольклорных произведений, потешек, былин.
  • игровой: праздники, открытые мероприятия, русские народные игры

         

В ходе работы  мною была разработана система  по приобщению детей к истокам русской народной культуры, как одна из форм развития творческих способностей.

1. Создание  уголка,  воспроизводящего атмосферу русского национального быта.

 Создали  мини-музей, где  дети знакомятся с истоками русского народного искусства. Для знакомства с традициями русской культуры прошлого мы посещали Ялуторовский острог.

Запомнились детям посиделки в избе, за настоящей прялкой.

 Мастерицы учили нас, как  изготовить настоящие бусы для национального костюма, плести из бисера разные украшения.

 Большую радость детям доставляло изготовление из различного лоскутного материала, цветных ниток куколок-оберегов.

Ещё были просмотрены презентации «Как люди на Руси жили», «Уклад людей в древней Руси», «Спортивные состязания и народные игры».

Также проводили беседы: «Зачем нужны музеи? Что в них хранится?»

2. Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и т.п.).

  С детьми  обыгрывала  потешки, используя пальчиковый театр, шапочки, маски различных персонажей.

Используем  игры-упражнения по составлению с детьми загадок о предметах старинного русского быта.

Дети с интересом играют в дидактические игры «Назови сказку», «Узнай из какой сказки герой», Загадки и отгадки», «Я начну, а ты продолжи», «Что было раньше, что сейчас», «Чудесный мешочек».
3. Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками.

Мы водили хороводы под русские народные песни., проводили замечательные праздники «Масленица», «Посиделки у бабушки Арины», «Рождество», «Ярмарка», «Праздник весны» и тд.

На праздниках мы с ребятами,  в русских народных костюмах, рассказываем потешки, небылицы, поём частушки, загадываем друг другу загадки, водим  хороводы: «Как на тоненький ледок», «А я по лугу», «Я на горку шла», «Выходили, красны девицы».

 Если в младшей  группе я сама организовывала детей, помогая войти в роль сказочного персонажа, взяв инициативу на себя, то в средней группе дети уже могут самостоятельно организовывать игры в театре, распределять роли, показывать знакомые сказки и придуманные сценки из народного быта. Ребята  с удовольствием перевоплощаются в персонажей сказок и сами выбирают костюмы.

       

4. Знакомство с народным искусством.

Я познакомила детей с народными игрушками: матрёшкой, дымковскими, филимоновскими, богородскими, с их историями , с формой, цветом, орнаментом и росписью , что каждый знак и символ обозначает, а их сочетание всегда передаёт определённое значение.

Дети с удовольствием передают в своих работах основные элементы лепки и росписи, умение составлять узор.

 Выставки детских работ, тематические выставки: «Дымково», «Филимоново» и тд.


5. Знакомство с русскими народными играми.

В младшем  и среднем возрасте любимыми играми у детей стали русские народные игры как:

 «У медведя во бору», «Баба сеяла горох», «Гуси-гуси», «Смешинки». «Коршун», «Краски», «Жмурки», «Городки» , «Горелки», «Богатырская наша сила» , «Колечко, колечко», «Заря-заряница», «Ручеёк», «Баю-бай» и др.

В этих играх используются разнообразные атрибуты: маски, иллюстрации, русские народные инструменты.

  Оформлена картотека «Русских народных подвижных игр».

 6.Работа с родителями. Для родителей были разработаны консультации: «Роль народно-прикладного искусства в эстетическом развитии детей», «Народные праздники», «Масленица», «Что рассказал музей?», рекомендации «Давайте споём», «Семейный музей».

Они принимали участие в организации мини-музея, изготавливали своими руками костюмы, кокошники.

А также вместе проводим праздники: Масленицу, Рождество, Пасху и др.

7.Работа с педагогами. Для педагогов были предложены рекомендации,  метод проектов по теме «Нравственно-патриотическое воспитание».

Педагоги участвовали в выставках творческих работ, организации мини-музеев.

Для того чтобы определить эффективность данной системы, в феврале 2016 года была проведена диагностика детей. С высоким уровнем 15%, средний уровень 62%, с низким уровнем 20%.                                                                                                                          Анкетирование родителей показало, что для большинства из них (70%) характерно положительное отношение к традициям, желание узнать больше, помочь детскому саду по мере возможности в приобщении детей к традициям русского народа. Вместе с тем ответы родителей показали недостаточную информированность семей о народных традициях, отсутствие национальных семейных праздничных традиций.

       Такая системная работа - богатейший материал для развития культурно-творческого и эмоционального потенциала каждого ребенка, его познавательной и интеллектуальной сферы, продуктивной деятельности, личностного, нравственно - патриотического развития, при котором складывается национальное мировоззрение, необыкновенное чувство любви и уважения к родным корням, и многие другие качества, которые порой невозможно воспитать без подобной системы работы. Почти все наши выпускники, ежегодно уходя из детского сада, посещают школу искусств, где в какой-то мере продолжается начатая нами работа.

Перспектива на будущее: разработать план для детей старшей группы, используя региональный компонент (знакомство с традициями, культурой других народов живущих в нашей области).

Больше всего мне хочется развивать в детях чувство гордости за свою Родину, вызвать в них восхищение творчеством русского народа  и вместе с тем чувство ответственности за тот кусочек земли, на которой мы живём!

  Именно такой представляется мне стратегия приобщения детей к русской народной  культуре, как одной из форм развития творческих способностей дошкольников.

Список литературы:                                                                                                        1. Бударина Т.А., Маркеева О.А. «Знакомство детей с русским народным творчеством» СПб,2001.

      2. Князева О.Л. М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» СПб,2004

  3. Лунина Г.В. « Воспитание детей на традициях русской культуры», СПб,2005

4. Сухомлинский В.А « Хрестоматия по этике».М., 1990.

5. Юдин А.В. «Русская традиционная народная духовность».-М., 1994

6. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду/Под ред А.В. Орловой. М.- 2001.

7. Науменко Г.М. «Фольклорный праздник».-М., 2000

8. Синицина Е.И. « Умные занятия ».Серия « Через игру к совершенству».-М.:1998

9. Темерин С.М « Русское прикладное искусство»- М.,1960

10. Молотова Л.Н., Соснина Н.Н. « Русский народный костюм» СПб,2004

11. Тарановская Н.В. «Русская народная игрушка».-М., 2009

12. Разина Т.М. «Русское народное творчество».М.,2001

13. «Народное искусство в воспитании детей» под редакцией Т.С.Комаровой,                14. «Пособие по этнокультурному воспитанию», Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Новицкой М.Ю., -М.,2005

15. «Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством» И.А. Бойчук, Т.Н.Попушина, СПб «ДЕТСТВО ПРЕСС»2013

 16. «Конспекты занятий по этнографии и народоведению ДОУ» Н.В. Пугачёва, Н.А.Есаулова, - М,2007

17. «Использование фольклора в развитии дошкольника» Н.Н. Яковлева, С-П Детство-Пресс, 2011              

муниципальное автономное учреждение дошкольного образования города Ялуторовска «Детский сад №5»

Концепция:

«Приобщение детей к этнокультурному наследию как одна из форм развития творческих способностей дошкольников»

Автор:

Шинкаренко Татьяна Валерьевна

воспитатель первой квалификационной категории

2016 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. Дидактические игры с блоками Дьенеша как одна из форм развития общих способностей дошкольников.

В консультации подробно раскрыто понятие "дидактическая игра", а также предложена система дидактических игр с блоками Дьенеша....

Доклад для районного методического объединения: "Интеграция- одна из форм развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе....

Консультация для педагогов «Приобщение детей к этнокультурному наследию, как одна из форм развития творческих способностей дошкольника»

Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его худ...

Презентация Социальное партнерство как одна из форм развития творческих способностей в процессе духовно-нравственного воспитания

В презентации дан материал о  развитии  социального партнерства между социальной сферой и образовательной:  между областным центром социальной помощи семье и детям «Буревестник&ra...

Семейный клуб как одна из форм развития творческих способностей ребенка и семьи

Развитие творческих способностей всех участников образовательного процесса...

Приобщение детей к этнокультурному наследию, как одна из форм развития творческих способностей дошкольника

Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине…. Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсег...