«Терапия творческим самовыражением»
статья на тему

Охотина (Слуцкая) Дарья Владимировна

В докладе предложены арт-техники связанные с раскрытием творческого потенциала ребёнка. Приработе с ребенком происходит высвобождение его скрытых энергетических резервов и, в результате, нахождением им оптимальных способов решения своих проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл terapiya_tvorcheskim_samovyrazheniem.docx28.23 КБ

Предварительный просмотр:

«Терапия творческим самовыражением»

По данным Д.Б.Эльконина, возраст развития творческой активности,– 3 – 5 лет. Приблизительно в 3 года у ребенка развивается потребность действовать как взрослый. Ребенок максимально сензитивен к развитию творческих способностей через подражание. Но, даже подражая взрослым, ребенок привносит что-то свое. Творчество выражается в оригинальном видении ситуации.

Арт-терапия – метод, связанный с раскрытием творческого потенциала ребёнка, высвобождением его скрытых энергетических резервов и, в результате, нахождением им оптимальных способов решения своих проблем.

Арт-терапия использует с терапевтической целью все виды искусства и творческой деятельности и включает в себя многие направления: изотерапия, сказкотерапия, игровая терапия, песочная терапия, музыкальная терапия, фототерапия и многие другие, а также всевозможные комбинации этих направлений.

Позитивные эффекты, которые вызывает арт-терапия:

  • Создаёт положительный эмоциональный настрой в группе.
  • Облегчает процесс коммуникации со сверстниками, родителями, педагогами, другими взрослыми. Совместное участие в художественной деятельности способствует созданию отношений взаимного принятия, эмпатии.
  • Укрепляет культурную идентичность ребёнка, способствует преодолению языкового барьера, особенно в многонациональных коллективах.
  • Позволяет обратиться к тем реальным проблемам или фантазиям, которые, по каким-либо причинам затруднительно обсуждать вербально.
  • Даёт возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в социально приемлемой форме, позволяет проработать подавленные мысли и эмоции. Работа над рисунками, картинами, скульптурами – безопасный способ разрядки разрушительных и саморазрушительных тенденций.
  • Развивает чувство внутреннего контроля, создаёт условия для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями, стимулирует развитие сенсомоторных навыков, функций правого полушария головного мозга, отвечающего за интуицию и невербальные способы коммуникации.
  • Содействует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, практических навыков изобразительной деятельности, художественных способностей в целом.
  • Облегчает адаптацию к повседневной жизни и занятиям в школе. Снижает связанные с обучением утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления.
  • Эффективна в коррекции различных отклонений и нарушений личностного развития. Опирается на здоровый потенциал личности, внутренние механизмы саморегуляции и исцеления.
  • Позволяет выстраивать отношения, основанные на любви и взаимной привязанности, и тем самым компенсировать их возможное отсутствие в родительском доме.

АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ

  1. Обмен ролями. «Актеру» предлагается сыграть роль какой-нибудь другой ключевой в его жизни фигуры, или сыграть роль своей противоположности,  а другой актер (или сам психолог) играет «актера».

  1. Техника «Новое значение привычных предметов»

  • Разложите на столе несколько предметов: например, ручка, очки, стакан, колокольчик, блокнот и т.п.
  • Попросите детей выбрать любой предмет
  • Предложите каждому ребенку описать выбранный им предмет и сказать, как можно его использовать
  • А теперь главное задание: дети должны придумать новое  - необычное - назначение выбранного ими предмета (например, стакан не только для того, чтобы пить воду, но его еще можно использовать, чтобы начертить ровно круг).

  1. Техника «Волшебное искусство» (Руби Уолкер)

Показания и рекомендации к применению: арт-терапевтические возможности данной техники связаны со свободой выбора цвета, способов изображения и вербального описания. Неусидчивым детям нравится эта свобода. Успех в создании рисунка может очень много значить для детей со сниженной самооценкой.

Материалы: бумага разных оттенков и набор красок в баночках с небольшими отверстиями.

Описание техники: при использовании техники «Волшебное искусство» ребенок выбирает бумагу и краску любого цвета и, после создания рисунка, поясняет, что на нем изображено, и какие чувства с этим связаны. Психологическая оценка основана на анализе цветовых предпочтений, характеров изображенных персонажей или объектов, а также эмоциональных реакций ребенка либо на весь рисунок, либо на отдельные его элементы.

Инструкция для ребенка: «Мы создадим с тобой волшебную картинку. Не беря кисточку и пользуясь лишь баночками с красками, сделай пятно, проведи линию или нарисуй все, что тебе хочется».

Приступая к работе, необходимо позаботиться о том, чтобы было чем вовремя стереть случайно брызнувшую краску, когда ребенок затем согнет лист, — это надо сделать после того, как на бумаге будет что-то нарисовано.

Психолог: «Волшебная картинка, ну-ка покажи нам, что, — называется имя ребенка, — сегодня нарисовал!» После чего, взяв концы сложенного листа, ребенок разворачивает его. Затем ребенка просят рассказать о том, что он видит на рисунке. 

4. Игра-драматизация «Чудо-кактус» (Сучкова Н.О.)

Техника направлена на проработку психологических проблем у агрессивных детей. За счет работы с пластилином, сложного для ребенка процесса разминания блоков происходит переход внутреннего напряжения в материал. Получившийся кактус является контейнером эмоций ребенка. Колючки служат символом агрессивных реакций ребенка на окружающий мир, а момент прикрепления к этим колючкам цветов может нести в себе коррекционное действие.

Для работы необходимы: терапевтическая сказка «Чудо-кактус» пластилин, зубочистки, шаблоны цветов из разноцветной бумаги.

Вначале, ребенку читается сказка.

Терапевтическая сказка «Чудо-кактус»

На золотых песчаных просторах жил сердитый кактус. Он был таким мрачным и колючим, что вокруг него образовалось огромная невидимая преграда. И всякий, кто приближался к нему ближе, чем его колючки, каждый раз «ойкал» от неприятных уколов. Поэтому все в округе называли кактус «Дерущаяся Злюка». Из-за всех углов только и слышалось: «Ты не ходи этой дорогой, там Дерущаяся Злюка!» или «Дерущаяся Злюка опять подрался!»«Дерущуюся Злюку чаще нужно наказывать, вот тогда он перестанет вредничать». Но надо сказать, что после таких слов колючки у кактуса росли еще больше и становились намного острее, чем были. И в тот момент, когда колючки стали совсем огромными, а солнце очень жарким, вдруг пошел дождь. Его капли были такими большими и свежими, что все обитатели песчаных просторов стали бегать под дождем, прыгать через лужи и громко смеяться. Спустя какое-то время дождь закончился. Выглянуло солнышко и стало щекотать своими лучами обитателей песчаных просторов... и тут один из участников такого веселья заметил, что на кактусе стали появляться красивые цветы. Тогда он подошел к Дерущейся Злюке, стал смеяться и петь песни. Цветов на кактусе становилось все больше, а колючки становились меньше. Увидев это, все жители стали петь песни и смеяться, встав как можно ближе к Дерущейся Злюке. О чудо! Колючки исчезли совсем. Теперь на кактусе было много красивых ароматных цветов, а Дерущуюся Злюку все стали называть ЧУДО-КАКТУС.

После прослушивания сказки ребенок лепит кактус, протыкает его зубочистками, украшает цветами. Дети могут сделать цветы сами из различных материалов (бумага, пластилин, гербарий).

5. Рисование с помощью клубка (Норма Лебен)

Показания и рекомендации к применению: техника может быть использована в работе с гиперактивными, легко отвлекаемыми, импульсивными, агрессивными, а также замкнутыми детьми, как индивидуально, так и в группах. Эта игра развивает творческие способности и повышает самооценку. Наблюдая за разматыванием клубка, ребенок «рисует» его нитью.

Материалы: клубок ниток или веревки любого цвета и толщины.

Инструкция для психолога: Разматывая нить, психолог показывает детям, каким образом, создавая на полу или столе определенные фигуры, можно с ее помощью «рисовать». Затем он передает клубок одному из детей и просит его продолжить «рисование». Ребенок, создав свою часть изображения, передает клубок следующему. После того как все дети «порисовали», психолог обсуждает с ними то, что получилось.

Обсуждение включает в себя некоторые вопросы, например, кто что видит. Ответы каждого должны сопровождаться теми или иными вербальными или невербальными знаками одобрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческое самовыражение детей в процессе изобразительной деятельности при помощи нетрадиционной техники "Пластилинография"

Творческое самовыражение детей в процессе изобразительной деятельности при помощи нетрадиционной техники "Пластилинография"...

«Мастер – класс» Тема: «Развитие эмоционального мира дошкольника посредством творческого самовыражения»

Мастер-класс по развитию и закреплению эмоций через самовыражение в творчестве.(Для педагогов дошкольных учреждений)Цель: освоение и последующее активное применение арт-технологии, техники монот...

Условия, обеспечивающие развитие способностей к творческому самовыражению дошкольников посредством музыкального движения.

Благодаря музыкально-ритмическим движениям у детей дошкольного возраста развиваются  способности к творческому самовыражению....

Творческое самовыражение детей в процессе изобразительной деятельности при помощи нетрадиционной техники рисования пластилином.

Творческое самовыражение детей в процессе изобразительной деятельности при помощи нетрадиционной техники рисования пластилином.        Путь в прекрасный и многогранн...

Песочная терапия как одна из форм невербальной психокоррекции дошкольников основанной на творческом самовыражении.

Песочная терапия как одна из форм невербальной психокоррекции дошкольников основанной на творческом самовыражении....

Песочная терапия как одна из форм невербальной психокоррекции дошкольников основанной на творческом самовыражении

Песочная терапия как одна из форм невербальной психокоррекции дошкольников основанной на творческом самовыражении...

Песочная терапия как средство творческого самовыражения ребенка

С помощью средств арт-терапии, куда входит музыкотерапия, сказкотерапия, песочная терапия, пластилинография, ребенок не только отображает и познает окружающий мир, развивает воображение и учиться обща...