Конспект интегрированного занятия в старшей группе по краеведению "Мальчик с пшеничными волосами. С.А.Есенин"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Соловова Елена Николаевна

Данный конспект занятия интегративного типа знакомит детей с детством рязанского поэта. дети в доступной игровой форме получают новое знание по краеведению через произведения С.А.Есенина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_dlya_konkursa.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по краеведению

«Мальчик с пшеничными волосами. С.А.Есенин»

(интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, умственное развитие)

Цель: познакомить дошкольников с поэтическим творчеством С.А. Есенина, воспитывать чувство восхищения к родному краю и родной природе через произведения С.А. Есенина.

Задачи:

  1. Познакомить с поэтическим творчеством С. Есенина, воспевающим красоту родного края.
  2. Формировать навыки анализа поэтического текста.
  3. Развивать способность отражать полученные впечатления в рисунках.
  4. Воспитывать любовь к Родине, родному краю, уважительное отношение к поэтам России.
  5. Развивать логическое мышление.

Предварительная работа:

  1. Знакомство и  разучивание с детьми стихотворений С.А. Есенина.
  2. Подбор музыкального сопровождения к играм, хороводу, самостоятельной деятельности детей.
  3. Подготовка и подбор слайд-шоу к занятию.
  4. Изготовление индивидуального раздаточного материала для детей.

Индивидуальная работа: разучивание с детьми стихотворений С.А. Есенина.

Оборудование: компьютер, мультимедиа экран, аудио- и видео- материалы, набор сюжетных картинок людей в различного вида одеждах, народные рубахи и сарафаны по количеству детей, игровизоры на каждого ребёнка и маркеры, мольберты с пейзажами родного края, мольберты, кисти и краски, альбомные листы на каждого ребёнка.

Составители: Елена Николаевна Соловова, Александра Андреевна Фильчукова.

Ход занятия:

В: Здравствуйте, ребята!

Д: Здравствуйте!

В: Сегодня у нас с вами не обычное занятие и начнём мы его с воспоминаний одного мальчика.

Р: Худощавый и низкорослый,

Средь мальчишек всегда герой,

Часто, часто с разбитым носом

Приходил я к себе домой!

В: Ребята, а кто так может про себя говорить?

Д: Мальчик, озорник.

В: А мог ли о себе так рассказать взрослый?

Д: Да.

В: Почему?

Д: Все взрослые когда-то были детьми и помнят, что с ними происходило в далёком прошлом – счастливом и беззаботном детстве.

В: На самом деле, в этих строчках описывает себя как мальчишку с разбитым носом, известный поэт, наш земляк Сергей Александрович Есенин. Мы с вами уже знакомились с его творчеством. Узнали Сергея Александровича как талантливого поэта, автора многих стихотворений о родной природе. А сегодня узнаем его как простого деревенского мальчишку, который очень любил играть и шалить. А вы любите играть?

Д: Да!

В: Я предлагаю вам поиграть в народную забаву из детства поэта «Золотые ворота».

Дети играют с воспитателем в игру «Золотые ворота»

(Игра «Золотые ворота» - выбираются двое игроков, которые встают друг напротив друга, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Остальные игроки встают цепочкой (берутся за руки или кладут руки на плечи друг другу) и проходят под воротами. Игроки – ворота напевают:

Золотые ворота пропускают не всегда,

Первый раз прощается, второй – запрещается,

А на третий раз – не пропустим вас!!!

На последних словах «ворота» резко закрываются и ловят тех, кто оказался под ними. Пойманные образуют новые «ворота». Игра заканчивается тогда, когда всех играющих поймают.)

В: Много талантливых людей родила рязанская земля! Сергей Александрович известен не только на Рязанщине и в России, но и во всем мире. Кто из вас знает, как называется место, где родился поэт?

Д: Село Константиново.

В: Верно. 21 сентября (3 октября) 1895 года в крестьянской семье родился мальчик Серёжа у Александра Никитича и Татьяны Федоровны Есениных. Ребята, кто знает, кто такие крестьяне?

Д: Крестьяне это те люди, которые работают на земле, в поле. Они не богаты.

В: А как они должны одеваться, чтобы работать в поле?

Д: Одежда должна быть удобной и легкой, чтобы не было жарко. Рубашки и штаны широкие, сарафан тонкий, легкий.

В: Давайте попробуем узнать крестьян по их внешнему виду. У вас на игровизорах и у меня на экране изображены люди в различных одеждах. Найдите среди них крестьян и обведите маркером.

Индивидуальная работа на игровизорах с проверкой.

В: Давайте проверим. Кого отметили, как узнали крестьян?

Д: Узнали крестьян по их одежде: лёгкая, широкая, яркая, не богатая.

В: А чем наша современная одежда отличается от той, в которой ходил мальчик Серёжа в своем детстве?

Д: Отличается материалом, фасоном, длиной. И девочки и мальчики ходят в брюках. Не понятно иногда кто есть кто, где работают.

В: А как думаете, много ли друзей было у будущего поэта?

Д: Да.

В: Чтобы быть похожими на друзей маленького Серёжи Есенина, я предлагаю вам одеться так же, как они. Мальчикам одеть рубашки крестьянские, а девочкам сарафаны.

Дети переодеваются в сарафаны и рубахи.

В: Как  вы себя в ней чувствуете?

Д: Легко, свободно.

В: Ребята, а скажите, какое сейчас время года?

Д: Осень.

В: А осенью во всех деревнях люди отмечали, да и сейчас отмечают праздник урожая с песнями, танцами, хороводами. Я вас тоже приглашаю всех в хоровод.

Веселись народ, вставай дружно в хоровод!

Хоровод на слова С.Есенина «Закружилась листва золотая».

Дети стоят в кругу.

В: У Сергея Александровича очень много написано стихотворений о родной природе, об осени особенно нежно и трепетно в своих стихах он нам повествует. И я знаю, что некоторые из вас подготовили стихи С.есенина наизусть.

Р1: Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек легкая стая

С замираньем летит на звезду.

Р2: Я сегодня влюблен в этот вечер,

Близок сердцу желтеющий дол.

Отрок-ветер по самые плечи

Заголил на березке подол.

Р3: И в душе и в долине прохлада,

Синий сумрак как стадо овец,

За калиткою смолкшего сада

Прозвенит и замрет бубенец.         

Р4: Я еще никогда бережливо

Так не слушал разумную плоть,

Хорошо бы, как ветками ива,

Опрокинуться в розовость вод.

Р5: Хорошо бы, на стог улыбаясь,

Мордой месяца сено жевать...

Где ты, где, моя тихая радость,

Все любя, ничего не желать? 

(дети садятся на стульчики)

В: Раннее детство Серёжи прошло у деда с бабкой по материнской линии. Детство было беззаботным и весёлым. Стихи слагать начал рано. Толчки давала бабка. Она рассказывала сказки. Как вспоминал сам поэт некоторые сказки с плохими концами ему не нравились и он переделывал их на свой лад. Я предлагаю вам послушать известного российского актера, который в театре и в кино не раз играл роль Сергея Александровича Сергея Безрукова.

Слушание Стихотворения «Гой ты Русь моя родная» в исполнении С. Безрукова.

В: Ребята, какой голос у актёра?

Д: Мягкий, запоминающийся, спокойный, бархатистый.

В: А не кажется ли вам он волшебным, чарующим? Привлекающим внимание.

Д: Да.

В: Почему?

Д: Он как волшебник рисует словами перед нами различные картины, которые сменяют друг друга.

В: Действительно, Сергей Есенин как волшебник в своих стихах рисует перед нами картины родной природы, своей малой Родины, которой он любовался каждый день в детстве. Давайте же с вами пройдем теми же тропами, которыми ходил поэт – от его дома до берега реки Оки, где он часто любил бывать.

На экране фото дома-музея С.Есенина. Дети вместе с воспитателем проходят вдоль «улицы» с мольбертами, прикрепленными к ним осенними пейзажами села Константиново. Рассматривают их.

В: Ребята, а ведь вы сейчас действительно, все выглядите и ведете себя как друзья Серёжи – одеты как он, ходите теми же дорожками. А хотите ли вы стать как он волшебниками?

Д: Хотим.

В: Тогда, я предлагаю вам занять свои места у мольбертов с чистыми листами и красками.

Дети садятся за мольберты.

В: Волшебники бывают разные – поэты, музыканты, художники, ученые. Кем же будем мы?

Д: Художниками.

В: Кто заметил, о каком времени года мы с вами сегодня говорили в  стихах С.Есенина?

Д: Об осени?

В: А пейзажами села Константиново в какой период любовались?

Д: Тоже в осенний.

В: Так давайте же, попробуем, слушая стихи С.Есенина об осени, в которых он воспевает наш Рязанский край, изобразить и передать цветом то, что он видел и о чем хочет рассказать. А после того, как вы закончите свои работы, мы сделаем ещё одну «аллею» по которой мог бы прогуливаться наш земляк – Сергей Александрович Есенин.

Самостоятельная художественная деятельность детей под присмотром и контролем воспитателя. Фоном звучат стихи С.Есенина в исполнении С. Безрукова.

Пот окончании занятия дети рассказывают о том, что они нарисовали, что их побудило на это. Организуется выставка детских работ в виде «аллеи», по которой дети прогуливаются.

В: Наше занятие подошло к концу. Что вам запомнилось и понравилось?

Д: Ответы детей.

В: Я же хочу вам пожелать, чтобы никто из вас не терял веру в то, что каждый может быть волшебником. Верьте в это и мечтайте!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада с использованием современных технологий, тема занятия: «Зимушка»

Обобщение, уточнение и расширение представлений знаний детей о зиме;Активизация словаря по теме;Совершенствование грамматического строя;Развитие памяти, внимания, фонетического восприятия;Формирование...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Каша – матушка наша» (конспект совместной образовательной деятельности в старшей групп

в данном занятие интегрируются следующие области: развитие речи, социализация, познание, здоровье. Дается представление о крупах, какие каши можно из них готовить....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада тема занятия: «Русская матрёшка».

Цель занятия:Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой.Задачи:Познакомить детей с историей матрёшки. Развивать интерес детей к народному творчеству.Развивать творческие способности детей ч...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием икт технологий тема занятия: «Зимушка зима»

Нод для детей старшей группы·          расширение и конкретизация представлений о зиме и ее приметах;·...

План-конспект занятия ( старшая группа) :Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Путешествие в прошлое», посвящённое 75-летию снятия блокады Ленинграда (Совместно с родителями)

В РАМКАХ ПРОЕКТА " НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО" , БЫЛО РАЗРАБОТАНО И ПРОВЕДЕНО ЗАНЯТИЕ СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ К 75- ЛЕТИЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»...


 

Комментарии

Соловова Елена Николаевна

Я стала лауреатом второй степени в региональном конкурсе "Есенинские уроки 2018г.",написав данный конспект.