Наполнение развивающей среды в соответствии с образовательными областями
консультация на тему

Кармаева Надежда Николаевна

Наполнение развивающей среды в соответствии

с образовательными областями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл napolnenie_razvivayushchey_sredy_v_sootvetstvii.docx27.85 КБ

Предварительный просмотр:

Наполнение развивающей среды в соответствии

с образовательными областями

Согласно ФГОС дошкольного образования содержание образовательной программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):

  • социально-коммуникативное;
  • познавательное;
  • речевое;
  • художественно-эстетическое;
  • физическое.

Виды деятельности дошкольников (игра, общение, познавательно-исследовательская и др.) в пределах каждой образовательной области могут реализовываться на основе потенциала развивающей предметно-пространственной среды ДОО с соответствующим наполнением.

Данная среда представляет собой совокупность предметов, игрушек, материалов, которые понятны и интересны детям, без которых невозможно осуществление специфических видов детской деятельности. Отсутствие педагогически целесообразного предметного наполнения обедняет содержание воспитательно-образовательного процесса, сужает варианты развития игры и пр.

Принимая во внимание особенности детей раннего и дошкольного возраста, характеристики ведущих видов деятельности (предметной и игровой), создаваемая среда должна удовлетворять потребности в отобразительной и сюжетно-ролевой игре, в рамках которой обеспечиваются интенсивное интеллектуальное и личностное развитие, становление нравственных качеств и свойств личности. В такой среде дети выступают в качестве субъектов игровой деятельности, ее активных творцов.

Создание соответствующей среды, ориентированной на развитие активности, самостоятельности, творчества, построенной в соответствии с индивидуальными потребностями, интересами дошкольников, возможностями для преобразований, в том числе в совместной с педагогом деятельности, способствует реализации личностно ориентированного подхода. На его основе закладывается фундамент для равноправного общения, сотрудничества и партнерства педагога и воспитанников.

Наполнение развивающей среды подбирается таким образом, чтобы обеспечить возможность решения педагогических задач в рамках той или иной образовательной области, в том числе на интегративной основе. Стандарт определяет конкретное содержание каждой образовательной области.

Так, социально-коммуникативное развит направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в дошкольной образовательной организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, матери-але, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и на-родов мира.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, речевого творчества, звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие предусматривает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

В группе детского сада должна быть создана оптимально насыщенная многофункциональная среда, предоставляющая возможности для организации различных видов игр с детьми, а также для моделирования игровой среды в соответствии с игровой ситуацией. Все игры и игрушки необходимо размещать так, чтобы воспитанники при необходимости могли легко взять необходимое и также легко убрать все на место после завершения игры. Игрушки должны быть подобраны с учетом возраста, пола, интересов детей, иметь высокий художественный уровень, отражать гуманистические ценности и идеалы.

При организации пространства важно не перенасытить его предметами мебели. В частности, крупногабаритные наборы типа «Кухня», «Магазин», «Парикмахерская» и т. п. рекомендуется заменить открытыми полками, на которых можно разместить коробки с атрибутами для разных сюжетно-ролевых игр. Допускается использовать компактные наборы на колесиках, которые можно перемещать. Таким образом, пространство становится динамичным, трансформируемым, безопасным с психологической точки зрения (не перегружено объектами). При наполнении развивающей среды необходимо использовать как традиционные, так и современные игрушки и материалы. Это позволит создать вариативную, многофункциональную среду, отвечающую требованиям времени, а также отражающую накопленный педагогический опыт организации деятельности дошкольников.

При решении задач той или иной образовательной области можно использовать как игры и игрушки, так и соответствующее оборудование, дидактический материал.

Например, наличие комплектов видеофильмов о великих художниках, медиапрезентаций с изображениями картин, скульптурных композиций и т. п., аудиодисков с произведениями разных музыкальных жанров оптимизирует процесс формирования элементарных представлений о видах искусства. Задачи обогащения активного словаря, развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи можно решать более эффективно на основе комплектов мультфильмов, видеофильмов, диафильмов, в которых персонажи ведут диалоги. Повторение и закрепление услышанных фраз, слов можно организовать в сюжетно-ролевых играх с использованием наборов типа «Магазин», «Кухня», «Мастерская» и др. Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта возможно также с использованием соответствующего демонстрационного материала типа «Спорт и спортсмены», макетов «Стадион» и т. п.

При наполнении развивающей среды крайне важно правильно определить педагогическую ценность игрушек и игровых материалов. В этом педагогу может помочь письмо Минобразования России от 17.05.1995 № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях», согласно которому наибольшую педагогическую ценность представляют игрушки, обладающие следующими качествами:

  • полифункциональность - игрушки можно использовать в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях. Тем самым игрушка способствует развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления и др.;
  • возможность применения игрушки в совместной деятельности - игрушка должна быть пригодна к использованию группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера) и инициировать совместные действия - коллективные постройки, совместные игры и др.;
  • дидактические качества - игрушки помогают обучить ребенка конструированию, дать представление о цвете, форме и пр., могут содержать механизмы программированного контроля, например, некоторые электрифицированные и электронные игры и игрушки;
  • принадлежность к изделиям художественных промыслов - эти игрушки являются средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщают его к миру искусства и знакомят с народным художественным творчеством.

В данном документе также указаны характеристики игрушек, которые могут оказывать отрицательное влияние и поэтому не представляют педагогической ценности. Это игрушки, которые:

  • провоцируют ребенка на агрессивные действия; вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игры (людям и животным), роли которых выполняют играющие партнеры (сверстник и взрослый);
  • вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игр, в качестве которых выступают сюжетные игрушки (куклы, мишки, зайчики и др.);
  • провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;
  • вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста.

Рынок игрушек, игрового оборудования, дидактических материалов и т. п. достаточно большой, чем обусловлена острая проблема их выбора, соотнесения педагогически целесообразных игрушек с содержанием образовательных областей.

Предлагаемая классификация игрушек и дидактических материалов на основе образовательных областей, представленная в приложении, позволит педагогу сориентироваться в их многообразии, сделать обоснованный выбор и оптимально, без перенасыщения наполнить среду.

Данная классификация не отражает весь рынок современных игрушек и игрового оборудования и не является конкретным перечнем для наполнения среды групп и других Комплектность игрушек, их количество будут определяться педагогами с учетом перечней материалов и оборудования для оснащения групповых комнат, музыкального и спортивного залов и территории ДОО, рекомендуемых авторами примерных основных образовательных программ дошкольного образования, в зависимости от специфики деятельности детского сада, возрастных и тендерных особенностей воспитанников, решаемых педагогических задач и других факторов. Такой подход отражает личностно ориентированную и компетентностную модель реализации воспитательно-образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно-игровая развивающая среда как средство реализации образовательных областей в соответствии с ФГТ

         В соответствии с ФГТ образовательная деятельность  в дошкольном учреждении должна решать задачи десяти образовательных областей и проходить в процессе раз...

«Актуальность создания благоприятной развивающей среды дошкольного образования. Наполнение развивающей среды в соответствии с образовательными областями»

Развитие образования – неотъемлемая часть стратегии общенационального развития – начинается с уровня дошкольного образования, нацеленного в соответствии с Федеральным государственным образовательным с...

Наполение развивающей среды в соответствии с образовательными областями

Основные требования к созданию предметно-пространственной развивающей среды в соответствии ФГОС....

Наполнение развивающей среды в соответствии с образовательными областями

Согласно ФГОС дошкольного образования со­держание образовательной программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и спо­собностей детей в различных видах деятельности...

Сообщение на педсовете: Наполнение развивающей среды в соответствии с образовательными областями

Развивающая среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую  функции. Наполняемость предметной развивающей среды должна обеспечивать разностороннее развитие детей, отвечать при...