Консультация для воспитателей "Патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Алена Константиновна Нестеренко

Патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie.docx21.09 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки

Родина, Отечество…В корнях этих слов близкие, дорогие каждому образы: мать и отец, родные места, речь, музыка, история…

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Эта тема стала приоритетным направлением всей деятельности нашего дошкольного учреждения. Работа, проводимая педагогическим коллективом, по разработке и внедрению методов нравственно-патриотического воспитания дошкольников с обращением к основам народной жизни, к традиционной нравственности, чувству патриотизма, ярким страницам истории своей Родины стала чрезвычайно актуальной на данном историческом этапе. Вакуум, образовавшийся в нашем обществе в сфере нравственно-патриотического воспитания, уже обернулся большими проблемами для государства в целом и для каждого из нас в отдельности.

Музыкальное искусство  в педагогике является  важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка. Ввести маленьких  детей в прекрасный мир музыки, воспитывая  на ее основе  добрые чувства, прививая нравственные качества – какая  это благодарная и вместе с тем важная задача! Понятие «нравственность» включает внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы правила поведения, определяемые этими качествами. Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

  • нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
  • нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);
  • нравственной позиции ( способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
  • нравственного поведения (готовности служения людям и отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

         Актуальность выбранной нами темы очевидна:  фундаментальные сдвиги в системе ценностных ориентаций, связанные с экономическими и социальными  кризисами  породили обесценивание знаний, власть примитивного материального богатства, искажение исторических событий,  бездуховность современной  массовой культуры, кризис семьи и семейного воспитания,  возрастающая агрессия в обществе, озлобленность, пьянство и наркомания в подростковой среде; экологические катастрофы, в том числе, чрезмерное загрязнение вредными для здоровья детей шумами, которые разрушающе действуют на психику  детей,  все это сказывается на духовном развитии детей и на их психическом развитии –  это делает   необходимым возвращение в жизнь ребенка духовно-нравственных традиций нашего народа и мировой культуры, которые нужно привить, сберечь, передать.

Одна из важнейших задач музыкального образования – это воспитание души ребенка средствами музыки, воздействие на процесс становления его нравственных качеств. Именно в  дошкольном возрасте формируются задатки нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Наша цель не в воспитании отдельных талантов, а в том, чтобы все дети полюбили музыку, чтобы для всех она стала духовной потребностью.

Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого. “Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования”, – так говорил Аристотель. “Дело искусства – сохранять душу”, – это слова нашего современника В. Распутина.

Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир.

Я, как педагог, осуществляющий музыкальное воспитание детей, стараюсь работать в тесном контакте с воспитателями и специалистами. Мы вместе решаем, какую музыку использовать на комплексных, тематических занятиях, как ее лучше преподнести. Вместе с педагогами мы стремимся использовать на занятиях и в повседневной жизни музыкальные произведения, ценные в воспитательном отношении. Стараемся раскрыть перед детьми их красоту, сделать эти произведения знакомыми и любимыми. Причем те образы, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, конкретными, вызывающими интерес, будящими воображение.

Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу.

Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем. Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста. В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания. Русские песни становятся более понятными, доступными, когда я включаю их в такую исполнительскую деятельность, как игра на детских музыкальных инструментах. Необходимо использовать в своей работе многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т.д. Русская народная музыка должна постоянно звучит при выполнении движений на музыкальных занятиях и в утренней гимнастике. Разнообразие мелодий обогащает музыкально-ритмические движения детей, отводит их от трафарета и придает движениям определенную окраску.

Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми необходимо добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и т.п., активно включались в работу и по подготовке к праздникам и развлечениям.

В ряде случаев можно использовать взаимосвязь музыкального и изобразительного искусства. Народная музыка включается в занятия по изобразительной деятельности, когда дети создают декоративные композиции по мотивам народных промыслов. Включение устного фольклора (сказки, потешки, пословицы, поговорки, загадки, скороговорки обогащает содержательную и образную сторону речи и стимулирует эмоциональные отклики детей, делает процесс восприятия народного искусства более ярким, глубоким и осознанным.

Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.

Одним из важных этапов работы в этом направлении является использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины. Для ребенка-дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Нравственное воспитание ребенка-дошкольника – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Для многих людей это слово “мама” – самое прекрасное слово на земле. Все дети любят своих мам. Они делают мамам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар.

Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. В нашем детском саду это достигается разными средствами, в том числе и средствами музыкального искусства. Через восприятие музыкальных образов, я воспитываю такое  отношение  к образам реальной природы, которое вызывает у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности и  доброты.

Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. В репертуаре программы по музыке много музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц. Дети с огромным удовольствием передают с помощью выразительных движений эти образы. Помимо этого в разделе слушания музыки программой предлагается масса инструментальной музыки, характеризующая образы природы. Каждый временной цикл (осенний, зимний, весенний) мы стараемся закончить тематическим праздником или развлечением.

Планируя такие праздники, мы используем в работе с детьми такие методы и приемы, которые направляют внимание детей на те или иные явления, отраженные в музыке, развивают способность сравнивать реальные образы окружающего с художественными образами музыкальных произведений.

В заключение хочу сказать, что необходимо приобщать детей ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. И тогда будет развиваться личностная культура ребенка как основа его любви к Родине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки"

В статье кратко описана роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников....

Консультация для педагогов «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки»

Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку...

КОНСУЛЬТАЦИЯ. ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личност...

КОНСУЛЬТАЦИЯ «Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки»

Музыкальное искусство в педагогике является важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка. Ввести маленьких детей в прекрасный мир музыки, воспитывая на ее основе добрые чувств...

консультация "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки"

консультация "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки"...