Индивидуальная программа профессионального самообразования
методическая разработка на тему

Патлина Ирина Александровна

Без игры нет,  и не может быть полноценного умственного развития.

 Игра - это огромное светлое окно,

через которое  в духовный мир ребёнка,                                                                                                                                                                                                    выливается живительный поток представлений, понятий.

Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

В.А.Сухомлинский

 

Введение

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

 Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.

 Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс

решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.

Цель: создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр.

Задачи:

  • проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
  • составить  подборку дидактических  игр, заданий  игрового содержания по развитию  математических представлений у детей дошкольного возраста;
  • использовать разработанный материал на занятиях  математики с детьми дошкольного возраста;
  • активно воздействовать на всестороннее развитие детей:  

обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).

Ожидаемый результат:

  • активизация познавательного интереса дошкольников;
  • развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления;
  • формирование элементарных математических представлений.

       Все дидактические игры можно разделить на три вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.

       В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся с признаками предметов: цветом, величиной, формой.

       Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети познают окружающий мир, углубляют приобретенные знания в новых связях, в новых обстоятельствах, также они направлены на развитие речи и правильной ориентировке в пространстве.

       Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, мозаика, разрезные картинки и кубики. Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет, устанавливать сходства и различия предметов, научить сравнивать и выделять признаки предметов.

       Также при формировании элементарных математических способностей у дошкольников можно использовать игры на плоскостное моделирование, игры-головоломки, задачи-шутки.

     Но, не смотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру.

 

Этапы работы.

 

       1. Изучение литературы по теме.

       В течение года изучить необходимую методическую литературу, а так же статьи журналов, ознакомиться с материалами интернет источников.

1.

З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», М.: Просвещение 1990.

2.

Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.: Баласс,

 2003 г. — 256 с.

3.

Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия    

для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. — М.: ВАКО, 2005 г. — 208 с.

4.

 «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.

5.

Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников.

 Методические рекомендации. - М. : Баласс, 2003 г. - 256 с.

6.

Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей.

СПб. : Детство-пресс, 2004.

7.

Журналы «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду»,

 «Детский сад. Всё для воспитателя».

     

      2. Составление картотеки дидактических игр по математическому развитию для детей младшего дошкольного возраста (в течение года).

   3.  Создание предметно-развивающей среды в группе (уголок познавательного развития).

 

       4. Работа с детьми.

 

Сроки

Содержание работы

Использование д/игр

             сентябрь

Мониторинг начальных знаний об

      элементарных математических

 представлениях.     

Дидактические игры на усвоение

понятия «цвета»: «Сделаем кукле

бусы», «Цветная вода», «Цветные

 палочки».

октябрь

Формирование представлений о свойствах

предметов ближайшего окружения: цвет, форма,

размер. Выделение признаков различия и

 сходства.

Дидактические игры по развитию

 представлений о величинах:

 «Украсим коврик», «Домики для

медвежат», «Угостим мышек чаем»,

 «Цветные кубики».

ноябрь

Объединение предметов в группу по цвету,

 форме, размеру.

«Найди пару», «Разложи по

коробочкам».

декабрь

Выделение части группы. Нахождение

«лишних» предметов.

д/игра «Что лишнее?», «Что

 изменилось?»

январь

Знакомство с понятиями «один», «много».

Дидактические игры по развитию

количественных представлений: «В

лес за грибами», «Малина для

медвежат», «Угости зайчат».

февраль

Сравнение групп предметов по

 количеству (столько же, больше, меньше).

Дидактические игры по развитию

равенства на основе сопоставления

двух групп предметов: «Угостим

белочек грибочками», «Жучки на

листиках», «Бабочки и цветы».

март

Знакомство с наглядным изображением чисел 1-

3, формирование умения соотносить цифру с

количеством.

Формирование представлений о

непосредственном сравнении предметов по

 длине и ширине (длиннее – короче, шире – уже,

 выше – ниже).

Дидактические игры: «Подбери

дорожки к домикам», «Почини

коврик», «Мостики для зайчат»,

«Подбери дорожки к домикам».

апрель

Знакомство с геометрическими фигурами: круг

и шар, квадрат и куб, треугольник,

 прямоугольниковал.

Знакомство с наглядным изображением чисел 4-

5, формирование умения соотносить цифру с

количеством.

Дидактические игры:

«Геометрическое лото», «Разложи

фигурки по домикам», «Катится – не

катится», «Найди пару по форме».

май

Формирование пространственных

представлений: на-над-под, слева-справа,

вверху-внизу, снаружи-внутри, за-перед и др.

Количественный и порядковый счет от 1 до 5.

Сравнение предыдущего и последующего чисел.

Дидактические игры на расположение

в пространстве: «Возьми игрушку»,

«Магазин игрушек».

Дидактические игры на умение

 соотносить цифры с количеством:

 «Следопыты», «Строители»,

«Магазин игрушек».

   

  5. Работа с родителями.

 

1. Участие родителей в изготовлении

дидактических игр и демонстрационного

материала.

В течение года

2. Проведение индивидуальных консультаций и

бесед.

В течение года

3. Проведение консультации для родителей на

 тему «Роль дидактических игр в воспитании

детей дошкольного возраста».

В течение года

4. Рекомендации: «Формируем пространственные

представления», «Как научить детей определять

свойства предметов».

В течение года

 

 6. Отчет воспитателя о проделанной работе за год (май, 2017 г.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnaya_programma_pedagoga.docx25.3 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ   Д/С  «Росинка» 2017-2018 у.г.

Индивидуальная программа профессионального и личностного совершенствования педагога в процессе самообразования

Тема: «Использование дидактических игр, как способ формирования математических способностей».

                                              Воспитатель: Патлина И.А.

Без игры нет,  и не может быть полноценного умственного развития.

 Игра - это огромное светлое окно,

через которое  в духовный мир ребёнка,                                                                                                                                                                                                    выливается живительный поток представлений, понятий.

Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

В.А.Сухомлинский

Введение

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

 Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.

 Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс

решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.

Цель: создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр.

Задачи:

  • проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
  • составить  подборку дидактических  игр, заданий  игрового содержания по развитию  математических представлений у детей дошкольного возраста;
  • использовать разработанный материал на занятиях  математики с детьми дошкольного возраста;
  • активно воздействовать на всестороннее развитие детей:  

обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).

Ожидаемый результат:

  • активизация познавательного интереса дошкольников;
  • развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления;
  • формирование элементарных математических представлений.

       Все дидактические игры можно разделить на три вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.

       В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся с признаками предметов: цветом, величиной, формой.

       Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети познают окружающий мир, углубляют приобретенные знания в новых связях, в новых обстоятельствах, также они направлены на развитие речи и правильной ориентировке в пространстве.

       Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, мозаика, разрезные картинки и кубики. Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет, устанавливать сходства и различия предметов, научить сравнивать и выделять признаки предметов.

       Также при формировании элементарных математических способностей у дошкольников можно использовать игры на плоскостное моделирование, игры-головоломки, задачи-шутки.

     Но, не смотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру.

Этапы работы.

       1. Изучение литературы по теме.

       В течение года изучить необходимую методическую литературу, а так же статьи журналов, ознакомиться с материалами интернет источников.

1.

З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», М.: Просвещение 1990.

2.

Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.: Баласс,

 2003 г. — 256 с.

3.

Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия    

для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. — М.: ВАКО, 2005 г. — 208 с.

4.

 «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.

5.

Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников.

 Методические рекомендации. - М. : Баласс, 2003 г. - 256 с.

6.

Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей.

СПб. : Детство-пресс, 2004.

7.

Журналы «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду»,

 «Детский сад. Всё для воспитателя».

     

      2. Составление картотеки дидактических игр по математическому развитию для детей младшего дошкольного возраста (в течение года).

   3.  Создание предметно-развивающей среды в группе (уголок познавательного развития).

       4. Работа с детьми.

Сроки

Содержание работы

Использование д/игр

             сентябрь

Мониторинг начальных знаний об

      элементарных математических

 представлениях.      

Дидактические игры на усвоение

понятия «цвета»: «Сделаем кукле

бусы», «Цветная вода», «Цветные

 палочки».

октябрь

Формирование представлений о свойствах

предметов ближайшего окружения: цвет, форма,

размер. Выделение признаков различия и

 сходства.

Дидактические игры по развитию

 представлений о величинах:

 «Украсим коврик», «Домики для

медвежат», «Угостим мышек чаем»,

 «Цветные кубики».

ноябрь

Объединение предметов в группу по цвету,

 форме, размеру.

«Найди пару», «Разложи по

коробочкам».

декабрь

Выделение части группы. Нахождение

«лишних» предметов.

д/игра «Что лишнее?», «Что

 изменилось?»

январь

Знакомство с понятиями «один», «много».

Дидактические игры по развитию

количественных представлений: «В

лес за грибами», «Малина для

медвежат», «Угости зайчат».

февраль

Сравнение групп предметов по

 количеству (столько же, больше, меньше).

Дидактические игры по развитию

равенства на основе сопоставления

двух групп предметов: «Угостим

белочек грибочками», «Жучки на

листиках», «Бабочки и цветы».

март

Знакомство с наглядным изображением чисел 1-

3, формирование умения соотносить цифру с

количеством.

Формирование представлений о

непосредственном сравнении предметов по

 длине и ширине (длиннее – короче, шире – уже,

 выше – ниже).

Дидактические игры: «Подбери

дорожки к домикам», «Почини

коврик», «Мостики для зайчат»,

«Подбери дорожки к домикам».

апрель

Знакомство с геометрическими фигурами: круг

и шар, квадрат и куб, треугольник,

 прямоугольниковал.

Знакомство с наглядным изображением чисел 4-

5, формирование умения соотносить цифру с

количеством.

Дидактические игры:

«Геометрическое лото», «Разложи

фигурки по домикам», «Катится – не

катится», «Найди пару по форме».

май

Формирование пространственных

представлений: на-над-под, слева-справа,

вверху-внизу, снаружи-внутри, за-перед и др.

Количественный и порядковый счет от 1 до 5.

Сравнение предыдущего и последующего чисел.

Дидактические игры на расположение

в пространстве: «Возьми игрушку»,

«Магазин игрушек».

Дидактические игры на умение

 соотносить цифры с количеством:

 «Следопыты», «Строители»,

«Магазин игрушек».

   

  5. Работа с родителями.

1. Участие родителей в изготовлении

дидактических игр и демонстрационного

материала.

В течение года

2. Проведение индивидуальных консультаций и

бесед.

В течение года

3. Проведение консультации для родителей на

 тему «Роль дидактических игр в воспитании

детей дошкольного возраста».

В течение года

4. Рекомендации: «Формируем пространственные

представления», «Как научить детей определять

свойства предметов».

В течение года

 6. Отчет воспитателя о проделанной работе за год (май, 2017 г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа профессионального и личностного совершенствования педагога в процессе самообразования

Индивидуальная программа профессионального и личностного совершенствования педагога в процессе самообразования Фамилия      ПатлинаИмя...

Самообразованию Индивидуальная программа профессионального совершенствования педагога. Тема: «Использование дидактических игр, как способ формирования математических способностей»

Индивидуальная программа профессионального и личностного совершенствования педагога в процессе самообразования Фамилия         ...

Индивидуальная программа профессионального и личностного совершенствования педагога в процессе самообразования

Индивидуальная программа профессионального и личностного совершенствования Фамилия    ПатлинаИмя  ИринаОтчество    АлександровнаДолжность  ВоспитательВозра...

Самообразование Индивидуальная программа Профессионального и личностного совершенствования педагога 2019 - 2020 год

Направления работы в  доуЛичная темаЗадачи:1. Содействие формированию психологической компетентности родителей (законных представителей) в закономерностях развития ребенка, в вопросах развития и ...