Работа с родителями
консультация (средняя группа) на тему

Барт Екатерина Григорьевна

Из опыта работы "Детское экспериментироние"

Из опыта работы «Детское экспериментирование»

Детское экспериментирование.

Всем известно, что новые знания можно получать от кого-либо в готовом виде, а можно и самостоятельно. Вот и дети нашей группы научились добывать знания, они овладели технологией исследовательского поиска. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различному роду исследовательской деятельности, в частности- к экспериментированию.

Из своего опыта работы сделала вывод, что знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. не зря гласит китайская пословица «Расскажи – и я забуду, покажи и я запомню, дай попробовать- и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Делаю большой акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей, исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования доставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы: «Как?», «Почему?», «Зачем?». Дети стремятся к познанию нового, неизвестного. Они постоянно задают много вопросов. Дети видят проблему, где другие не замечают, удивляются, анализируют, сравнивают и делают выводы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskoe_eksperimentirovanie.docx17.29 КБ

Предварительный просмотр:

 
    Из опыта работы «Детское экспериментирование»

Детское экспериментирование.

Всем известно, что новые знания можно получать от кого-либо в готовом виде, а можно и самостоятельно. Вот и дети нашей группы научились добывать знания, они овладели технологией исследовательского поиска. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различному роду исследовательской деятельности, в частности- к экспериментированию.

Из своего опыта работы сделала вывод, что знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. не зря гласит китайская пословица «Расскажи – и я забуду, покажи и я запомню, дай попробовать- и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Делаю большой акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей, исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования доставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы: «Как?», «Почему?», «Зачем?». Дети стремятся к познанию нового, неизвестного. Они постоянно задают много вопросов. Дети видят проблему, где другие не замечают, удивляются, анализируют, сравнивают и делают выводы.

В процессе экспериментирования развивается речь детей. На прогулке наблюдаем за голубым небом, обращаем внимание на листочки, травку. В следующий раз наблюдаем за темным небом, слышим раскаты грома и т. д.

В уголке природы или на участке проводили стихийные наблюдения и эксперименты, которые не требуют специальной подготовки. Например, как вода влияет на рост растений. Гуляя с детьми, одновременно выискиваем в природе явления, которые могут заинтересовать детей.

Например, отчего почернел снег? При плановом эксперименте планирую, выбираю объект наблюдения, знакомлюсь с ним заранее, ставлю проблему, цель, задачи, даю время на обдумывание, а затем привлекаю детей к обсуждению методики и ходу эксперимента. Например, как освободить бусинки из ледяного плена?

Стараюсь заранее не предсказывать результат, т. к. дети теряют ценные ощущения первооткрывателей, вот и тогда они работают увлеченно. В процессе работы нужно поощрять детей.

Каждый ребенок во время эксперимента от начала до конца занят делом. Занятие нужно начинать энергично, чтобы дети увлеклись интересным содержанием материала, умственным напряжением. Все действия носят пробный характер. Активность полностью исходит от самого ребенка, он самостоятельно ставит цели и способы их достижения. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы. Пришли с прогулки, у всех мокрые рукавички. Как идти домой в мокрых рукавичках? Что нужно сделать, чтобы быстрее высушить их? Владик-нужно погладить горячим утюгом, Ира- повесить сушиться, Саша-положить в микроволновку, Арюна-положить на батарею. Проверяют гипотезы и делают вывод.

Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, т. к. с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Но само наблюдение может происходить и без эксперимента. Например, наблюдение за зимними изменениями природы не связано с экспериментом, поскольку процесс развивается без участия человека. Наблюдая за лошадью, Настя заинтересовалась, а как же лошади разговаривают? Оказывается, они разговаривают ушами.

В процессе экспериментирования ребенок чувствует себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность. Процесс познания- творческий процесс, и задача воспитателя и родителей- поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям и создать для этого необходимые условия.

Темы детских исследований могут быть разными: Фантастическими, эмпирическими, экспериментальными, теоретическими. Они должны быть интересны ребенку, должны принести реальную пользу, быть оригинальными, неожиданными, чтобы дети могли выполнить относительно быстро. Например, имеет ли вода форму, цвет, запах? Из чего построен дом? Зачем идет дождь? Освободим бусинки из ледяного плена. Язык лошади. Почему вымерли динозавры? Почему надувают шары? И т. п.

Во время экспериментирования дети действуют не боясь совершить ошибку, принимают смело решение, действуют уверенно, без сомнений, работают сосредоточенно, вкладывают в исследование всю свою энергию и знания, не ограничивают собственные исследования, дают себе волю понять реальность, которая их окружает. Внимательно анализируют факты и стараются не делать поспешных выводов. А самое главное, что во время исследований мы с детьми верим, что достижением намеченной цели, преодолеем любые преграды на своем пути.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по повышению правовой компетентности родителей Методическое пособие для воспитателей и специалистов ДОУ по работе с родителями

Предлагаемое методическое пособие подготовлено с целью оказания  помощи педагогам дошкольных образовательных учреждений в работе с родителями по формированию у них правовой и педагогической...

Совместная работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Работа с родителями

Важным аспектом в системе экологического образования в детском саду является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс....

Методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников «Совместная эколого – оздоровительная работа с детьми и родителями»

Материал содержит методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников. Раскрывает цель, задачи и основные принципы работы с родителями по экологическому воспитанию детей д...

Работа с родителями. Статья: « Проектная деятельность в работе с родителями»

      Работу с родителями веду параллельно, с самого начала выявления ипривития детям интереса к музыке. По мере возможности изучаю условияжизни ребёнка; выявляю индивидуальные с...

Работа с родителями. Методические рекомендации по теме: «Работа с родителями»

Работа с родителями. Методические рекомендации по теме:«Работа с родителями»...

Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».

В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...