«Консультационный центр как инновационная модель социального партнерства ДОУ и семьи»
статья на тему
Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить
друг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания детей
установление партнерских отношений между дошкольным образовательным
учреждением и родителями. Необходимость взаимодействия и
сотрудничества детского сада и семьи – это требование социальных условий
времени, нельзя вырастить настоящего человека без стремлений обеих
сторон к успеху.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
выступление | 22.33 КБ |
Предварительный просмотр:
«Консультационный центр как инновационная модель социального партнерства ДОУ и семьи»
Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить
друг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания детей
установление партнерских отношений между дошкольным образовательным
учреждением и родителями. Необходимость взаимодействия и
сотрудничества детского сада и семьи – это требование социальных условий
времени, нельзя вырастить настоящего человека без стремлений обеих
сторон к успеху. Решающим условием взаимодействия и построения
партнерских взаимоотношений является сближение педагогов и родителей
воспитанников, которое достигается доверительным общением,
взаимопониманием и устанавливается только в совместной деятельности.
Педагоги и родители – это партнеры, которые дополняют друг друга, их
отношения предполагают равенство сторон, взаимность,
доброжелательность, уважение, создание атмосферы общности интересов в
воспитании, располагая к диалогу.
Сложности родителей в воспитании детей дошкольного возраста во многом связаны с их недостаточной психолого-педагогической компетентностью. Несмотря на большое количество существующих на сегодняшний день педагогических пособий, они не могут решить проблемы каждой конкретной семьи. Поэтому родителям необходима консультативная помощь специалистов.
В настоящее время активно развиваются новые формы дошкольного образования. Одной из таких форм является организация консультационных центров на базе ДОУ для родителей (законных представителей)с детьми дошкольного возраста, в т.ч. не посещающих дошкольную образовательную организацию, включая детей с особыми образовательными потребностями.
Основные задачи консультационного центра:
-оказание помощи родителям (законнымпредставителям) по различным вопросамвоспитания, обучения и развития детеймладенческого, раннего и дошкольноговозраста;
- оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) воспитывающих детей, не посещающих образовательные учреждения по различным вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста;
- оказание всесторонней помощи родителям (законным представителям) воспитывающих детей, не посещающих образовательные учреждения, в обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в школу;
- оказание помощи в смягчении адаптационного периода у будущего воспитанника детского сада.
Организация коррекционно-педагогической помощи родителям (законным представителям) строится на основе интеграции деятельности специалистов: воспитателя, учителя-логопеда, медицинского работника, музыкального руководителя, инструктора по ФИЗО.
Практика общения с родителями позволяет выявить наиболее типичные проблемы, волнующие взрослых, обращающихся за консультативной помощью.Так, к основным проблемам можно отнести:
- невозможность посещения ребёнком дошкольного учреждения в силу специфики заболевания. Данная проблема связана, прежде всего, с необходимостью комплексной помощи всех специалистов Центра родителям в вопросах воспитания, обучения и развития особого ребёнка;
- преодоление адаптационного периода у будущего воспитанника детского сада. Эта проблема волнует наиболее многочисленную категорию взрослых, которая представлена разным составом: родители, бабушки, дедушки, опекуны.
-нарушение развития речи у детей. У детей отмечается нарушение звукопроизношения, страдает слоговая структура слова, словарь ниже возрастного уровня;
- готовность ребёнка к школьному обучению. Эта проблема волнует родителей детей старшего дошкольного возраста и, в основном, связана с необходимостью выбора образовательного учреждения для обучения ребёнка.
С одной стороны, дети, не посещающие ДОУ, часто не готовы войти в новую школьную жизнь. Их воспитание нередко осуществлялось стихийно, без чёткой обоснованной программы, вне определённой системы. Возможно, они подготовлены интеллектуально, но у них не сформирована мотивация обучения в школе, они не готовы проявлять внимательность и усидчивость, испытывают сложности в общении со сверстниками. Переход в школу и адаптация к школьной жизни у них затруднена.
С другой стороны, существует ещё и социальная проблема. Основным преимуществом детского сада является возможность для ребёнка общаться со сверстниками. Круг общения многих «домашних» детей ограничивается родителями, родственниками и друзьями родителей. Чтобы школа не превратилась для ребёнка и его родителей в «сплошной кошмар», важно вовремя помочь семье.
Формы сотрудничества с родителями в рамках консультационного центра:
1. Обеспечение родителей необходимой информацией на печатных и электронных носителях (памятки, буклеты-сопровождение, анкетирование, подборки практического материала, фото- и видеоматериалы, газета).
2. Обращения родителейпо электронной почте, в соц.сетях или по телефону.
3.Консультированиеродителей — индивидуальное и групповое. Консультации проводятся специалистами, исходя из запроса родителей и с учётом особенностей развития детей.
4.Практическая деятельность специалистов с родителями. Это проведение мастер-классов, тренингов дидактического взаимодействия (как правильно заниматься с детьми; как относиться к ошибкам и исправлять их).
5. Использование ИКТ
Изучение нового с помощью презентации весьма увлекательно, так как включает самые разнообразные материалы: схемы, таблицы, видео- и аудио-фрагменты, элементы анимации. Знакомим с актуальными вопросами по воспитанию детей, используя медиа-пособия, а также образовательные порталы и сайты в Интернете.
Следует отметить ряд трудностей, по работе консультационного центра:
- с целью привлечения к деятельности консультационного центра педагоги вынуждены неоднократно информировать родителей, напоминать им о необходимости посещения центра;
- отсутствие в учреждениях специалистов: учителей-логопедов и педагогов-психологов. Как правило, эта категория детей имеют различные нарушения в развитии и нуждаются в комплексной помощи специалистов;
- отсутствие у родителей психолого-педагогических знаний приводит к неадекватной оценке возможностей ребёнка: завышение или занижение требований приносит отрицательные плоды. Следовательно, коррекционно-педагогическая помощь и поддержка такой семьи предполагает длительную, тщательную, кропотливую работу всех специалистов Центра.
Таким образомвыстраиваниядиалога ДОУ и семьи, должно быть на основе сотрудничества, содружества,взаимопомощи, что в итоге приведет к созданию единого пространства дляразвития каждого ребенка.
Качество образовательного процесса в дошкольном учреждении может
быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны
родителей и педагогов. Поэтому вопрос педагогической компетентности
родителей является на сегодняшний день ключевым. Для более эффективноговзаимодействия ДОУ с родителями должна быть создана системапедагогического сопровождения семьи от первых дней пребывания ребенка вдошкольном учреждении до его поступления в школу, учитывающаявозрастные периоды развития детей и педагогическую компетенцию каждойсемьи.
Считаем, что положительный результат может быть достигнут только
при объединении семьи и детского сада в одно образовательное
пространство, подразумевающее взаимодействие, сотрудничество между
педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства
ребенка. И это возможно при условии учета особенностей каждой конкретнойсемьи.
Подготовила: старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 189»
Корнева Зинаида Валерьевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы. Модель социального партнерства ДОУ и семьи в рамках ФГОС
Современная модель социального партнерства ДОУ и семей воспитанников понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собст...
Консультационный пункт как инновационная модель социального партнерства
В данной статье рассмотрены актуальные вопросы модернизации взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС включения субъектов образовательных отношений в единое пространство детского...
Консультационный пункт как инновационная модель социального партнерства
В данной статье рассмотрены актуальные вопросы модернизации взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС включения субъектов образовательных отношений в единое пространство детского...
«Модель социального партнерства ДОУ и семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ в рамках внедрения ФГОС»
Работа с семьей становится, таким образом, одним из важнейших направлений в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья....
Модель социального партнерства ДОУ и семьи, воспитывающего ребенка с ОВЗ
Семья и дошкольное учреждение – два наиболее важных института социализации дошкольников.Взаимодействие с семьей – важная задача образовательной системы. Именно семья и семейные отношения -...
Модель социального партнерства ДОО и семьи в рамках ФГОС"
Выступление на РМО для педагогов МДОУ...
Модель социального партнерства ДОО и семьи в рамках ФГОС"
Выступление на РМО для педагогов МДОУ...