Сминар - практикум "Пальчиковые игры"
методическая разработка (младшая группа) на тему

Надежда Борисовна Сиверскова

Конспект семинара - практикума с родителями детей младшего дошкольного возраста.

Известно, что между речевой и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Известно и то, что в последние 5 – 10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле – аудио – видео…) они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rayonnyy_konkurs_semyadetskiy_sad.doc192.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению физического развития воспитанников

№ 30 «Дельфиненок» г. Павлово

II группа раннего возраста

Сиверскова Надежда Борисовна

воспитатель высшей квалификационной категории

Пояснительная записка

Известно, что между речевой и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Известно и то, что в последние 5 – 10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле – аудио – видео…) они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно.

Итак, подводя итоги, можно констатировать следующее:
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.

Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой
моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

Список использованных информационных источников:

  1. Бардышева Т.Ю. Разговорчивые пальчики. – М., 2001.
  2. Бардышева Т.Ю., Щербакова Т.Н. Вот как пальчики шагают.    Пальчиковые игры. – М., 2002.
  3. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук: популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития»., 1997.
  4. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В.        Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития»., 1997.
  5. Громова О.Н., Прокопенко Т.А. Игры – забавы по развитию мелкой моторики у детей. М., Гном и Д, 2001.
  6. Ермакова С.О. Пальчиковые игры для детей от года до трех лет. М.,2008.
  7. Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. – СПб., 2000.
  8. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М., 1999.
  9. Интернет - ресурсы

Родительское собрание на тему:

«Использование пальчиковых игр в развитии детей»

Предварительная работа:

  • Накануне собрания предложить родителям небольшое тестирование.
  • Попросить родителей вместе с детьми накануне собрания изготовить методическое пособие для развития мелкой моторики.
  • За день до собрания в группе оформить выставку этих пособий.

Повестка дня собрания:

  1. Значение пальчиковых игр.
  2. Сообщение результатов предварительного тестирования.
  3. Игротренинг
  4. Изготовление пособий для развития мелкой моторики своими руками из бросового материала.
  5. Выставка пособий, выполненных своими руками, для развития мелкой моторики кистей рук.

Ход собрания:

- Уважаемые родители!

Глядя на предложенный материал на столах, вы все догадались, какова тема нашего собрания: «Использование пальчиковых игр в развитии ребёнка»

- Как вы понимаете выражение «Ум ребенка – в пальчиках»? (ответы родителей)

       Пальчиковые игры - это, наверное, самые древние игры, которые только придумало человечество. Влияние воздействия руки на мозг человека известно еще до нашей эры. С помощью ручек кроха учится познавать мир, узнает, что такое большое – маленькое, мягкое – твердое, теплое – холодное. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.

        Движения пальцев и кистей рук имеют развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу какого органа? (сердца). Массируя безымянный палец, можно активизировать работу – печени. Массируя средний палец, можно активизировать работу – кишечника. Массируя указательный палец, можно активизировать работу – желудка. Массируя большой, можно активизировать работу – головы.

Пальчиковые игры развивают не только мелкую моторику, но и, как не удивительно, речь.

- Как связаны ручки с речью?  

В головном мозге речевой центр находится совсем рядом с двигательным центром, и, когда возбуждается последний, возбуждение переходит и на первый. Таким образом, играя своими ручонками, малыш развивает и свою речь. Кстати, с помощью специальных пальчиковых игр можно избавиться от речевых проблем.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом. Не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

Пальчиковая игра решает множество задач в развитии ребенка:

- способствует овладению навыками мелкой моторики;

- помогает развивать речь;

- повышает работоспособность головного мозга;

- развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

- развивает тактильную чувствительность;

- снимает тревожность.

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка, каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.

Дети с удовольствием принимают участие в играх - потешках. Самый известный вариант такой игры - «Сорока-сорока».

-  А в какие пальчиковые игры вы играете с детьми дома?   (ответы родителей, с их показом)

Кроме того, в практике надо применять массаж и самомассаж с использованием прищепок, грецких орехов, шишек, шестигранных карандашей, массажных мячей.

Например, игра - массаж «Чудо–прищепки» - ребенок поочередно на каждое слово стиха «кусает» прищепкой ногтевые фаланги.

Кусается сильно котенок – глупыш.

Он думает: это не палец, а мышь.
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться,
Скажу тебе: кыш!

        Игры - шнуровки развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют  навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий. Вышивание шнурком является первой ступенькой к вышиванию иглой. Игры по аппликации, по лепке, по рисованию способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение.  

Предлагаю Вам поиграть.

Задание № 1 «Кто быстрее соберёт бусы»

В ёмкости находятся колечки, сделанные из солёного теста, разного цвета. Нужно вставить колечки в шнурки такого же цвета, чтобы получились бусы.

Задание № 2  «Кто больше наберёт гороха»

Насыпаем горох на блюдце. Большим и указательным пальцами берем горошину и удерживаем ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берем следующую горошину, потом еще и еще — так набираем целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

А сейчас предлагаю изготовить пособия для развития мелкой моторики своими руками из бросового материала. Такие пособия как: «Солнышко», «Мякиш».

Пособие «Солнышко»

Для изготовления данного пособия понадобится: картон жёлтого цвета, ножницы, клей, бельевые прищепки жёлтого цвета. Берём картон , вырезаем из него два круга, склеиваем их для прочности. У нас получилась основа для солнышка. Нужно теперь только прикреплять прищепки, чтобы лучиков было как можно больше.

Пособие «Мякиш»

Служит для массажа (самомассажа) ладони ребёнка. Для изготовления данного пособия понадобится: мука, воздушные шары, разноцветные нитки мулине, простой карандаш, ножницы небольших размеров, воронка. Берём воздушный шарик, помещаем в него воронку и насыпаем чайной ложкой муку (наполнитель может быть разный, например, круглый горох). Для того чтобы мука более плотно находилась в воздушном шарике, необходимо утрамбовать  её с помощью простого карандаша. Когда в воздушном шарике будет достаточно муки, завязываем его нитками мулине. Рисуем с помощью цветных маркеров глазки, носик, ротик.  И у нас получается «Мякиш» с разноцветными волосами и весёлым личиком.

- Как же добиться того, чтобы интерес к этим играм не угасал?

Во-первых, всегда нужно помнить, что в дошкольном возрасте не существует такого занятия, которое могло бы увлечь ребенка на долгое время.

Во-вторых, все эти игры нужно проводить совместно с детьми, т. к. здесь необходимо участие взрослого и ободряющее внимание к трудному для ребенка процессу шнурования, пристегивания и т. п.

И третье, если ребенок не проявил интереса к игрушке – значит ему рано, ведь у каждого малыша индивидуальный темп развития. Можно предложить игрушку попозже – через месяц, через два. Ведь главное, чтобы игра была интересна малышу, только тогда она будет и полезна.

Демонстрация игр, выполненных своими руками. (Демонстрация пособий проходит под музыкальное сопровождение «Сказки гуляют по свету»)

Дорогие родители, на этом можно закончить наше собрание. Помните, чтобы вы не создавали вместе с ребенком, главное – желание продолжать заниматься подобной деятельностью и дальше, поэтому завершайте свои занятия в хорошем настроении и малыша, и Вашем.

Тестирование:

  • Любит ли ваш ребенок играть?
  • В какие игры вы играете с детьми дома?
  • Чему могут научить ребенка эти игры?
  • Любимая игра ребенка дома?
  • В какие игры ребенок любит играть с папой?
  • В какие игры ребенок любит играть с мамой?
  • Какие игрушки вы покупаете ребенку?
  • Изготовили ли вы ребёнку игрушку своими руками?
  • Дорожит ли ваш ребёнок этой игрушкой?
  • Как часто малыш играет с ней?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сминар для воспитателей "Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности".

Изучение методов и приемов в организации театрализованной деятельности...

Словесные игры. Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры.

Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам. Словесные игры.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры....

Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасностиИгры  на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...

Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.

Самостоятельная работа "Картотека игр".  Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...