Главные вкладки

    «Календарно - тематическое планирование в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта »
    консультация по теме

    Пахомова Светлана Анатольевна

    21 августа 2017 года выступила на  районной научно – практической конференции в г.Звенигово Республика Марий Эл  «Интеграция образовательных учреждений всех уровней» с докладом «Календарно - тематическое планирование в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта» и поделилась опытом и наработками нашего детского сада "Родничок" п. Шелангер Звениговского района Республики Маррий Эл.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad_15.docx29.87 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное образование «Звениговский муниципальный район»

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    Шелангерский детский сад «Родничок»

    «Календарно - тематическое планирование в рамках реализации

    Федеральных государственных требований»

    Выступила:  Пахомова С.А.,

    старший воспитатель

    МДОУ Шелангерский детский сад «Родничок»

    2017г.

                    

    Планирование образовательного процесса строится  с учетом:
    принципа интеграции образовательных областей;
    комплексно-тематического принципа построения воспитательно-образовательного процесса.


             Такой подход предусматривает
    объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы» и обеспечивает целостное представление детей об окружающем мире, возможность освоения информации через разные каналы восприятия: зрительный, слуховой, кинестетический.

         В качестве
    «видов тем» могут выступать «тематические недели», «события», «реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции» и др.


    Примерный цикл тем ( Таблица № 1, № 2) разрабатывается для всех возрастных групп МДОУ на учебный год на основе изучения:

    -содержания комплексной и парциальных программ, реализуемых в МДОУ,

    --национально-культурных и природных особенностей региона;

    -актуальных интересов детей;

    -календаря праздников и праздничных дат  на текущий год.

    Таблица № 1 Комплексно-тематическое перспективное планирование
    Цикл тем
    в 2012-2013 учебном году:

    Осень  

    Зима

    Весна

    1. День знаний

    2. «Осень разноцветная»

    3. «Овощи и фрукты»

    4. «Наш детский сад»

    5. «Нам на улице не страшно»

    6. «Труд взрослых на селе»

    7. «Деревья и дары леса»

    8. «Домашние и дикие животные»

    9. «Птицы»

    10. «Время жить в Марий Эл!»

    11. «Транспорт»

    12. «Дом, семья»

    13. «Обобщающая неделя по осени»

    14. «Зима в природе»

    15. «Будь здоров!»

    16. «Русские обычаи, традиции, народные праздники»

    17. «Новый год»

    18. «Неделя зимних игр и забав»

    19. «Вода - волшебница»

    20. «На чем мы ездим»

    21.«Труд взрослых в городе»

    22. «ОБЖ»

    23. «Животные северных и южных стран»

    24. «Наши защитники»

    25. «Обобщающая неделя по зиме»

    26. «Наши мамы»

    27. «Ранняя весна»

    28. «Книжкина неделя»

     29. «Россия – Родина моя»

    30.«Воздух – невидимка»

    31. «Космос»

    32. «Пожарная безопасность»

    33. «Цветы»

    34. «Что посеешь – то и пожнешь»

    35. «День Победы»

    36. «Хлеб - всему голова»

    37. « Права ребенка»

    38. « Лето красное – приди!»

    Таблица № 2 Примерное содержание комплексно-тематического перспективного планирования 

    № п/п

    Тематика

    Содержание

    Цель

    Пути достижения

    Доминирующая область

    1

    День знаний

    Проведение Дня знаний.

    Оснащение: набор карточек со школьными принадлежностями или реальные предметы

    Развитие познавательной мотивации, формирование интереса к школе

    Стихи. Беседа.

    Посещение торжественной линейки, посвященной

    1 сентября

    «Социализация»

    «Коммуникация»

    «Познание»

    «Художественное творчество»

    «Музыка»

    «Физ.культура»

    2

    Осень разноцветная

    Признаки осени. Живая и неживая природа.

    Оснащение: иллюстрации об осени, календарь природы

    Расширение и углубление знаний об изменениях в живой, неживой природе осенью

    Беседа. Загадки. Наблюдение за изменениями в природе на прогулке.

    Беседа о взаимосвязи природных явлений с растительным и животным миром.

     «Познание»

    «Социализация»

    «Коммуникация»

    «Художественное творчество»

    «Чтение худ. литературы»

    «Музыка»

    «Здоровье»

    «Труд»

    «Физ. культура»

    Изучению одной темы уделяется  одна- две  недели.

        Освоение детьми определенного содержания завершается организацией кульминационного момента, итогового события: досуга, праздника, выставки,  спектакля, встречи с интересными людьми, экскурсии и др. Это повышает мотивированность детской деятельности; способствует развитию самостоятельности, инициативности, активности дошкольников; обеспечивает снижение психологических нагрузок на детей при усилении развивающего эффекта образовательного процесса.

        Тематический      принцип  построения  образовательного  процесса  позволяет вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику ДОУ.

    На основе цикла тем разрабатываются примерные комплексно-тематические планы (Таблица № 3) .

     Перспективное планирование содержания воспитательно-образовательной работы представляет собой взаимосвязанную цепочку введения детей в рассматриваемую тему (явление), ее освоение в процессе:
    -непосредственно образовательной деятельности  педагога с детьми;
    -совместной  образовательной деятельности педагога с детьми
    в режимных моментах;
    -самостоятельной
     детской деятельности в условиях развивающей предметной среды группы, стимулирующей процессы саморазвития ребенка, его творческие проявления;
    -взаимодействие с семьями воспитанников по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

    Таблица № 3                   Примерная структура  ПЛАНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на день)

    Группа______________________  Тема______________________________________________________________________________________________

    Цель ___________________________________________________________________________________________________________________________

    Итоговое мероприятие______________________________________________ Дата проведения итогового мероприятия___________________________

    Ответственный за проведение итогового мероприятия__________________________________________________________________________________

    День недели

    Режим

    образовательные области

    Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

    Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

    Взаимодействие с родителя-ми/ социальными партнера-ми

    Групповая,

    подгрупповая

    Индивидуальная

    Образовательная деятельность в режимных моментах

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    Утро: игры, дежурство, индивид.  работа, поручения,  утр. гимнастика, КГН,

    завтрак,          игры.

    Указываются образов. области, задачи которых  реализуются в данной деятельности и формах работы с детьми

    утр. гимнастика; дидактические игры, чтение худ. литературы; беседа; развивающие игры; артикуляционная и пальчиковая гимнастика

    Беседа; подража-тельные движения; обучающие игры. Закрепление пройденного по образовательным областям

    Объяснение, показ  личный пример, напоминание, ситуативный  разговор, напоминание.

    Обогащение предметно-развивающей среды в группе.

    Активизация детей на самостоятельную деятельность в центрах: книги, природы,  худож. творчества; дежурства; сюжетно-ролевые игры; самообслуживание; моделирование; ведение календаря природы.

    Беседы, консультации (индивидуальные, групповые, подгрупповые) Совместные праздники, досуги,  занятия.

    Экскурсии, наблюдения, чтение. Совместное творчество.

    Организация совместной трудовой деятельности (труд в природе, в группе) – субботники., презентации, конкурсы, интеллектуальный марафон.

    Родительские собрания, гостиные, работа родитель-ских клубов, семинары, открытые просмотры, мастер-класс. Семинары-

    практикумы

    Анкетирование.. Оформление родительских уголков. Буклеты, информационные листы. Фотоальбомы.

    Экскурсии с детьми. Чтение детям, заучивание наизусть.

    Экскурсии в школу, дома творчества. Показ спектаклей кукольного театра.

    Непосредственно образовательная деятельность

    Указывается деятельность и краткое содержание непосредственно образовательной деятельности.

    Игры, подготовка к прогулке.

    Прогулка:

    игры,      наблюдения,

    труд, индивидуальная работа, физкультурно-оздоровительная  работа.

    Подвижная игра, спортивные игры, физкультурное занятие на улице. Наблюдения за объектами живой и неживой природы.  Целевые прогулки, экскурсии. Труд на участке, в цветнике, огороде.

    Беседа; подраж-тельные движения; обучающие игры. Закрепление пройденного по образовательным областям.

    Коррекция.

    Сюжетно-ролевая игра, наблюдение, экспериментирова-ние, исследоват. деятельность, конструирование, развивающие игры, рассказ, беседа, создание коллекций, проектная деятель-ность, проблемные ситуации, изготовление макетов, моделирование, сравнение, объяснение, показ, личный пример, ситуативный разговор.

    Обогащение предметно-развивающей среды в группе, на участке.

    Сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные игры. Игры с песком (со снегом).

    Экспериментирование (песок, вода, снег, ветер). Моделирование. Опыты. Продуктивная деятельность.

    Возвращение с прогулки, КГН, обед, работа перед сном

     чтение художественной литературы.

    Самостоятельная деятельность детей в центрах активн.

    Самостоятельная деятельность детей в различных центрах активности.

    Вечер: оздоровит. и закалив.  процедуры, КГН, полдник, игры

    самост. деятельность детей, досуги, инд. работа

    Бассейн, гимнастика после сна, закаливание. Кружки. Сюжетно-ролевые, дидактические, досуго-вые  игры. Чтение худ. литерату-ры, видео-просмотры. Викторины, конкурсы, КВН. Совместный труд детей. Выставки. Драматизации. Показ спектаклей.

    Беседа; подраж-тельные движения; обучающие игры. Закрепление пройденного по образовательным областям.

    Коррекция.

    Обогащение предметно-развивающей среды в группе.

    Игры-экспериментирования, сюжетные самодеятельные, дидактические, настольно-печ. игры. Самостоят. худож. деятельность, творческие задания; дежурство; ведение календаря природы. Работа в центрах: природы, книги, худож. тврчества. Опыты. Постройки для сюжетных игр. Продуктивная деят.

    Прогулка.

    Все мероприятия планируются  также как и в первую половину дня.

        Образовательный процесс строится на адекватных возрасту формах работы с детьми, максимальном развитии всех специфических детских видов деятельности: игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

         Построение образовательного процесса в соответствии с комплексно-тематическим принципом – дело более сложное, чем работа в режиме привычной учебной модели. Но это даёт возможность педагогам работать в соответствии с современными требованиями, делает образовательный процесс увлекательным, даёт ощущение полноты жизни всех его участников. Переключение на разнообразные виды деятельности помогает удерживать внимание детей, что повышает эффективность занятия, снимает утомляемость и перенапряжение. Объединение различных областей знаний на одном занятии позволяет сэкономить время для игры, прогулок, самостоятельной деятельности дошкольников. Система интегрированного обучения способствует также эффективному взаимодействию всех специалистов ДОУ и их сотрудничеству с родителями, образуя тем самым детско-взрослое сообщество.


       ФГТ внесли существенные изменения в структуру планирования образовательной деятельности. Основным принципиальным отличием является замена учебного блока - «Специально организованные занятия», на блоки «Образовательной деятельности, осуществляемой в совместной деятельности взрослых и детей», где существенным признаком совместной деятельности является наличие партнёрства, сотрудничество взрослого и ребёнка.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Индивидуализация образовательного процесса в рамках внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

    Одним из условий ФГОС ДО является поддержка индивидуальности и инициативы детей. Таким образом, образовательный процесс в Доу необходимо строить с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. И...

    Методическое обеспечение реализации федерального государственного образовательного стандарта в практической деятельности педагога ДОО" (в рамках календарно-тематического планирования тема дня "Специальный транспорт"

    Методичесое обеспечение реализация ФГОС в практической деятельности педагога ДОО (в рамках календарно-тематического планирования тематического блока "Безопасность" в старшей группе)...

    Презентация на тему: "Управление качеством дошкольного образования Ставропольского края в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)".

    В презентации представлена состема дошкольного образования Ставропольского края. целевые ориентиры в оценке качества дошкольного образования, рейтинг территорий по психологической готовности педагогче...

    Организация Образовательной Деятельности по лексическим темам с Детьми ТНР в условиях реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) дошкольной образовательной организации (ДОО)

    Организация Образовательной Деятельности по лексическим темам с Детьми ТНР в условиях реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) дошкольной образовательной организации ...

    Проект «Инновационные формы взаимодействия с семьей в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

    Партнерство дошкольной образовательной организации и семьи.  Приобщение родителей к участию в жизни детского сада.  Создание в детском саду психологически комфортных условий для эм...

    Примерный перечень нормативно-правовых документов федерального, регионального уровня и локальных актов образовательных организаций, регламентирующих образовательный процесс в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дош

    Публикация перечня нормативно-правовых документов федерального, регионального уровня и локальных актов удобно составлена в виде таблицы: содержит название документа, структуру и краткий обзор. Помощь ...