«Календарно - тематическое планирование в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта »
консультация по теме

Пахомова Светлана Анатольевна

21 августа 2017 года выступила на  районной научно – практической конференции в г.Звенигово Республика Марий Эл  «Интеграция образовательных учреждений всех уровней» с докладом «Календарно - тематическое планирование в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта» и поделилась опытом и наработками нашего детского сада "Родничок" п. Шелангер Звениговского района Республики Маррий Эл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_15.docx29.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование «Звениговский муниципальный район»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Шелангерский детский сад «Родничок»

«Календарно - тематическое планирование в рамках реализации

Федеральных государственных требований»

Выступила:  Пахомова С.А.,

старший воспитатель

МДОУ Шелангерский детский сад «Родничок»

2017г.

                

Планирование образовательного процесса строится  с учетом:
принципа интеграции образовательных областей;
комплексно-тематического принципа построения воспитательно-образовательного процесса.


         Такой подход предусматривает
объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы» и обеспечивает целостное представление детей об окружающем мире, возможность освоения информации через разные каналы восприятия: зрительный, слуховой, кинестетический.

     В качестве
«видов тем» могут выступать «тематические недели», «события», «реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции» и др.


Примерный цикл тем ( Таблица № 1, № 2) разрабатывается для всех возрастных групп МДОУ на учебный год на основе изучения:

-содержания комплексной и парциальных программ, реализуемых в МДОУ,

--национально-культурных и природных особенностей региона;

-актуальных интересов детей;

-календаря праздников и праздничных дат  на текущий год.

Таблица № 1 Комплексно-тематическое перспективное планирование
Цикл тем
в 2012-2013 учебном году:

Осень  

Зима

Весна

1. День знаний

2. «Осень разноцветная»

3. «Овощи и фрукты»

4. «Наш детский сад»

5. «Нам на улице не страшно»

6. «Труд взрослых на селе»

7. «Деревья и дары леса»

8. «Домашние и дикие животные»

9. «Птицы»

10. «Время жить в Марий Эл!»

11. «Транспорт»

12. «Дом, семья»

13. «Обобщающая неделя по осени»

14. «Зима в природе»

15. «Будь здоров!»

16. «Русские обычаи, традиции, народные праздники»

17. «Новый год»

18. «Неделя зимних игр и забав»

19. «Вода - волшебница»

20. «На чем мы ездим»

21.«Труд взрослых в городе»

22. «ОБЖ»

23. «Животные северных и южных стран»

24. «Наши защитники»

25. «Обобщающая неделя по зиме»

26. «Наши мамы»

27. «Ранняя весна»

28. «Книжкина неделя»

 29. «Россия – Родина моя»

30.«Воздух – невидимка»

31. «Космос»

32. «Пожарная безопасность»

33. «Цветы»

34. «Что посеешь – то и пожнешь»

35. «День Победы»

36. «Хлеб - всему голова»

37. « Права ребенка»

38. « Лето красное – приди!»

Таблица № 2 Примерное содержание комплексно-тематического перспективного планирования 

№ п/п

Тематика

Содержание

Цель

Пути достижения

Доминирующая область

1

День знаний

Проведение Дня знаний.

Оснащение: набор карточек со школьными принадлежностями или реальные предметы

Развитие познавательной мотивации, формирование интереса к школе

Стихи. Беседа.

Посещение торжественной линейки, посвященной

1 сентября

«Социализация»

«Коммуникация»

«Познание»

«Художественное творчество»

«Музыка»

«Физ.культура»

2

Осень разноцветная

Признаки осени. Живая и неживая природа.

Оснащение: иллюстрации об осени, календарь природы

Расширение и углубление знаний об изменениях в живой, неживой природе осенью

Беседа. Загадки. Наблюдение за изменениями в природе на прогулке.

Беседа о взаимосвязи природных явлений с растительным и животным миром.

 «Познание»

«Социализация»

«Коммуникация»

«Художественное творчество»

«Чтение худ. литературы»

«Музыка»

«Здоровье»

«Труд»

«Физ. культура»

Изучению одной темы уделяется  одна- две  недели.

    Освоение детьми определенного содержания завершается организацией кульминационного момента, итогового события: досуга, праздника, выставки,  спектакля, встречи с интересными людьми, экскурсии и др. Это повышает мотивированность детской деятельности; способствует развитию самостоятельности, инициативности, активности дошкольников; обеспечивает снижение психологических нагрузок на детей при усилении развивающего эффекта образовательного процесса.

    Тематический      принцип  построения  образовательного  процесса  позволяет вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику ДОУ.

На основе цикла тем разрабатываются примерные комплексно-тематические планы (Таблица № 3) .

 Перспективное планирование содержания воспитательно-образовательной работы представляет собой взаимосвязанную цепочку введения детей в рассматриваемую тему (явление), ее освоение в процессе:
-непосредственно образовательной деятельности  педагога с детьми;
-совместной  образовательной деятельности педагога с детьми
в режимных моментах;
-самостоятельной
 детской деятельности в условиях развивающей предметной среды группы, стимулирующей процессы саморазвития ребенка, его творческие проявления;
-взаимодействие с семьями воспитанников по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Таблица № 3                   Примерная структура  ПЛАНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на день)

Группа______________________  Тема______________________________________________________________________________________________

Цель ___________________________________________________________________________________________________________________________

Итоговое мероприятие______________________________________________ Дата проведения итогового мероприятия___________________________

Ответственный за проведение итогового мероприятия__________________________________________________________________________________

День недели

Режим

образовательные области

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителя-ми/ социальными партнера-ми

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

1

2

3

4

5

6

7

Утро: игры, дежурство, индивид.  работа, поручения,  утр. гимнастика, КГН,

завтрак,          игры.

Указываются образов. области, задачи которых  реализуются в данной деятельности и формах работы с детьми

утр. гимнастика; дидактические игры, чтение худ. литературы; беседа; развивающие игры; артикуляционная и пальчиковая гимнастика

Беседа; подража-тельные движения; обучающие игры. Закрепление пройденного по образовательным областям

Объяснение, показ  личный пример, напоминание, ситуативный  разговор, напоминание.

Обогащение предметно-развивающей среды в группе.

Активизация детей на самостоятельную деятельность в центрах: книги, природы,  худож. творчества; дежурства; сюжетно-ролевые игры; самообслуживание; моделирование; ведение календаря природы.

Беседы, консультации (индивидуальные, групповые, подгрупповые) Совместные праздники, досуги,  занятия.

Экскурсии, наблюдения, чтение. Совместное творчество.

Организация совместной трудовой деятельности (труд в природе, в группе) – субботники., презентации, конкурсы, интеллектуальный марафон.

Родительские собрания, гостиные, работа родитель-ских клубов, семинары, открытые просмотры, мастер-класс. Семинары-

практикумы

Анкетирование.. Оформление родительских уголков. Буклеты, информационные листы. Фотоальбомы.

Экскурсии с детьми. Чтение детям, заучивание наизусть.

Экскурсии в школу, дома творчества. Показ спектаклей кукольного театра.

Непосредственно образовательная деятельность

Указывается деятельность и краткое содержание непосредственно образовательной деятельности.

Игры, подготовка к прогулке.

Прогулка:

игры,      наблюдения,

труд, индивидуальная работа, физкультурно-оздоровительная  работа.

Подвижная игра, спортивные игры, физкультурное занятие на улице. Наблюдения за объектами живой и неживой природы.  Целевые прогулки, экскурсии. Труд на участке, в цветнике, огороде.

Беседа; подраж-тельные движения; обучающие игры. Закрепление пройденного по образовательным областям.

Коррекция.

Сюжетно-ролевая игра, наблюдение, экспериментирова-ние, исследоват. деятельность, конструирование, развивающие игры, рассказ, беседа, создание коллекций, проектная деятель-ность, проблемные ситуации, изготовление макетов, моделирование, сравнение, объяснение, показ, личный пример, ситуативный разговор.

Обогащение предметно-развивающей среды в группе, на участке.

Сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные игры. Игры с песком (со снегом).

Экспериментирование (песок, вода, снег, ветер). Моделирование. Опыты. Продуктивная деятельность.

Возвращение с прогулки, КГН, обед, работа перед сном

 чтение художественной литературы.

Самостоятельная деятельность детей в центрах активн.

Самостоятельная деятельность детей в различных центрах активности.

Вечер: оздоровит. и закалив.  процедуры, КГН, полдник, игры

самост. деятельность детей, досуги, инд. работа

Бассейн, гимнастика после сна, закаливание. Кружки. Сюжетно-ролевые, дидактические, досуго-вые  игры. Чтение худ. литерату-ры, видео-просмотры. Викторины, конкурсы, КВН. Совместный труд детей. Выставки. Драматизации. Показ спектаклей.

Беседа; подраж-тельные движения; обучающие игры. Закрепление пройденного по образовательным областям.

Коррекция.

Обогащение предметно-развивающей среды в группе.

Игры-экспериментирования, сюжетные самодеятельные, дидактические, настольно-печ. игры. Самостоят. худож. деятельность, творческие задания; дежурство; ведение календаря природы. Работа в центрах: природы, книги, худож. тврчества. Опыты. Постройки для сюжетных игр. Продуктивная деят.

Прогулка.

Все мероприятия планируются  также как и в первую половину дня.

    Образовательный процесс строится на адекватных возрасту формах работы с детьми, максимальном развитии всех специфических детских видов деятельности: игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

     Построение образовательного процесса в соответствии с комплексно-тематическим принципом – дело более сложное, чем работа в режиме привычной учебной модели. Но это даёт возможность педагогам работать в соответствии с современными требованиями, делает образовательный процесс увлекательным, даёт ощущение полноты жизни всех его участников. Переключение на разнообразные виды деятельности помогает удерживать внимание детей, что повышает эффективность занятия, снимает утомляемость и перенапряжение. Объединение различных областей знаний на одном занятии позволяет сэкономить время для игры, прогулок, самостоятельной деятельности дошкольников. Система интегрированного обучения способствует также эффективному взаимодействию всех специалистов ДОУ и их сотрудничеству с родителями, образуя тем самым детско-взрослое сообщество.


   ФГТ внесли существенные изменения в структуру планирования образовательной деятельности. Основным принципиальным отличием является замена учебного блока - «Специально организованные занятия», на блоки «Образовательной деятельности, осуществляемой в совместной деятельности взрослых и детей», где существенным признаком совместной деятельности является наличие партнёрства, сотрудничество взрослого и ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое обеспечение реализации федерального государственного образовательного стандарта в практической деятельности педагога ДОО" (в рамках календарно-тематического планирования тема дня "Специальный транспорт"

Методичесое обеспечение реализация ФГОС в практической деятельности педагога ДОО (в рамках календарно-тематического планирования тематического блока "Безопасность" в старшей группе)...

Презентация на тему: "Управление качеством дошкольного образования Ставропольского края в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)".

В презентации представлена состема дошкольного образования Ставропольского края. целевые ориентиры в оценке качества дошкольного образования, рейтинг территорий по психологической готовности педагогче...

Примерный перечень нормативно-правовых документов федерального, регионального уровня и локальных актов образовательных организаций, регламентирующих образовательный процесс в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дош

Публикация перечня нормативно-правовых документов федерального, регионального уровня и локальных актов удобно составлена в виде таблицы: содержит название документа, структуру и краткий обзор. Помощь ...

Влияние детских дошкольных учреждений на социализацию детей в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта

В работе рассматривается  процесс социализации детей на основе деятельностной сущности, где преимущественно важным аспектом социализации в дошкольном учреждении является игровая деятельность. Авт...

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством игр и упражнений в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного

На сегодняшний день очень актуальна проблема речевого развития детей дошкольного возраста. Число детей с речевыми нарушениями неуклонно растет. Чаще всего нарушения речи носят системный характер. Нару...