Проект по пению " Разучивание песни"
проект (средняя группа) на тему

Антонова Любовь Николаевна

Проект   музыкально-игровой, творческий  рассчитан  на 2 месяца. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_razuchivanie_pesni.docx41.67 КБ

Предварительный просмотр:

Проект   «Играем и поем»

Средний  дошкольный возраст  

Характеристика проекта: Творческий, краткосрочный.

География проекта:  МАДОУ «ЦРР – детский сад №116» г. Сыктывкар.

Срок:   февраль- апрель.2016 года.

Актуальность проекта: 

Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Это занятие не только приятное, но и полезное. Пение объединяет детей, создает условия для их положительного эмоционального общения,  улучшает самочувствие,  укрепляет здоровье. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Пение активизирует умственные способности, развивает эстетическое и нравственное представление детей, слух, память, внимание, мышление, укрепляет лёгкие и весь дыхательный аппарат.   Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса. Пение, развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь

Формирование певческих навыков – один из наиболее сложных и важных разделов музыкального воспитания детей дошкольного возраста.В старшем дошкольном возрасте голосовой аппарат отличается хрупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками ещё не достаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Поэтому необходимо не только владеть методикой обучения пению, но и беречь голос ребёнка.

Цель: Формирование вокально-хоровых  навыков у детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

1. Развивать вокально-певческие навыки: чистое интонирование, певческую дикцию, артикуляцию и дыхание.

2. Развивать голосовой аппарат, музыкальную память, внимание, воображение, мышление.

3. Развивать эмоционально- выразительное исполнение песни «Детский сад» А.Д. Филиппенко

 4. Развивать умение петь индивидуально и коллективно с сопровождением и без него.

5. Способствовать развитию умственных способностей;

6.Воспитывать любовь к вокальным произведениям, формировать эмоциональную сферу ребенка, творческую активность. Обогащать музыкально-слуховые впечатления в процессе исполнительства.

Участники проекта: Дети  средней группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Описание проекта:

Проект направлен на развитие вокально-певческих навыков у детей среднего дошкольного возраста. В ходе проекта дети готовятся к  утреннику «Весна красна».

В работе над формированием вокально-певческих навыков у дошкольников огромное значение имеет в первую очередь работа над чистотой интонирования. В этой работе имеет значение правильная артикуляция гласных звуков.( Приложение № )

Навык артикуляции включает:

• выразительное фонетическое выделение и грамотное произношение;

• постепенное округление фонем, умение сберечь стабильное положение гортани при пении разных фонем, что является условием уравнивания гласных;

• умение найти близкую или высокую позицию, которая контролируется ощущением полноценного резонирования звука в области «маски»;

• умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные в разном ритме и темпе.

Для выработки навыка певческой дикции мы использовали следующие упражнения артикуляционной гимнастики: «Прогулка в лес» и «Сказка про то, как язычок в зоопарк ходил». ( Приложение Артикуляционная  гимнастика)

С целью выработки дикции мы также использовали проговаривание  скороговорок и чистоговорок, которые необходимо петь на одной ноте, опускаясь и поднимаясь по полутонам, по 8-10 раз с твердой атакой звук.

Навык эмоционально — выразительного исполнения отражает музыкально-эстетическое содержание и исполнительский смысл конкретного вокального произведения (попевки, песни). ( Приложение № ).

Он достигается:

• выразительностью мимики лица;

• выражением глаз;

• выразительностью движения и жестов;

• тембровой окраской голоса:

• динамическими оттенками и особенностью фразировки;

• наличием пауз, имеющих синтаксическое и логическое (смысловое) значение.

Для успешного освоения детьми певческих навыков необходима совместная работа музыкального руководителя воспитателей и родителей.

В обучении детей пению помогает работа с родителями. На родительских собраниях и в индивидуальных беседах я рассказываю о том, чему учатся дети на музыкальных занятиях, об охране детского голоса и так далее. Для родителей выставляются папки-передвижки с материалами о музыкальном воспитании в семье, а также о развитии певческих навыков у дошкольников.

 В период целенаправленной работы по развитию певческих навыков у детей дошкольного возраста оформлялись родительские уголки: «Охрана детского голоса», «Пойте вместе с нами», «Пойте перед сном» и др. ( Приложение № )  Так же в родительских уголках помещаются тексты разучиваемых песен. Родители наших воспитанников с удовольствием принимают участие в праздниках и вечерах развлечений, в подготовке и проведении мероприятий, создании музыкальной развивающей среды. Такая совместная работа детского сада и семьи оказывает благотворное влияние на дошкольников. Родители доверчиво относятся к нашим консультациям и рекомендациям, и поэтому многие ребята, став школьниками, продолжают петь в вокальных студиях, поступают в музыкальную школу.

         Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе. 

         В работе с воспитателями используются открытые просмотры ( «Прогулка в лес» и «Сказка про то, как язычок в зоопарк ходил» )( Приложение № 3,4) и другие, консультации («Интеграция в формировании вокально-певческих навыков у детей дошкольного возраста!» ,«Охрана детского голоса»и другие   ( Приложение №), беседы, круглый стол, семинары – практикумы например: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речи ребёнка» ( Приложение № ), где педагоги детского сада знакомятся с программными задачами, методами и приёмами обучения детей пению. С каждым воспитателем индивидуально разучивается песенный репертуар, даются рекомендации по использованию знакомого музыкального репертуара на других занятиях и в повседневной жизни детского сада.

Ресурсное обеспечение проекта:

1. Кадры и социальные партнеры:

  • Дети
  • Взрослые  - воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

2. Материальные база: оборудование: пианино, музыкальный центр, компьютер, проекционная система, интернет .

  • Программное  обеспечение: Microsoft Office Word, Microsoft Office Point
  • дидактические игры;
  • репродукции картин (На  прогулке,  Мы  играем ), иллюстрации к упражнениям для распевания; схемы направления мелодии.

3. Интернет ресурсы.

Формы и методы реализации проекта:

1. Коллективная работа;

2. Индивидуальная работа;

3. Беседа;

4. Распевание;

5. Упражнения, формирующие правильную певческую осанку;

6. Интонационно-фонетические упражнения

7. Артикуляционные упражнения;

9. Музыкально-дидактические игры и упражнения.

Приемы обучения пению:

1.   Показ с пояснениями. Пояснения, сопровождающие показ музыкального руководителя, разъясняют смысл, содержание песни. Если песня исполняется не в первый раз, объяснения могут быть и без показа.

2.   Игровые приемы. Использование игрушек, картин, образных упражнений делают музыкальные занятия более продуктивными, повышают активность детей, развивают сообразительность, а также закрепляют знания, полученные на предыдущих занятиях.

3.   Вопросы к детям активизируют мышление и речь детей. К их ответам на вопросы педагога надо подходить дифференцированно, в зависимости от того, с какой целью задан вопрос и в какой возрастной группе.

4.    Оценка качества детского исполнения  песни должна зависеть от возраста детей, подготовленности. Неправильная оценка не помогает ребенку осознать и исправить свои ошибки, недостатки. Надо поощрять детей, вселять в них уверенность, но делать это деликатно.

Этапы работы над песней.

№ этапа

Название

Содержание

Кол-во занятий

I этап

Знакомство с песней

Вступительное слово, прослушать песню, определить  характер песни, разбор текста песни (по смыслу), повторное исполнение (разбор структуры песни)

1-2 занятия

II  этап

Разучивание песни

Разбор мелодии песни, работа над дикцией, дыханием, звукооб-разованием,    артикуляцией, инто-нацией.

3-4 занятия

III  этап

Закрепление

Работа над выразительностью, эмоциональностью исполнения, динамикой (Громко-тихо), самостоятельное исполнение песни

1-2 занятия

IV этап

Повторение

Совершенствование самостоятельного исполнения песни с музыкальным сопровождением. Исполнение песни на концерте ко Дню матери.

Структура занятия:

  1. Артикуляционная гимнастика
  2. Интонационно-фонетические упражнения
  3. Скороговорки, чистоговорки.
  4. Упражнения для распевания

        6 . Работа с песней

Рабочий план реализации проекта

Этапы

Содержание

Результат

I этап:

организационно-аналитический

- Изучение методической литературы, опыта работы других дошкольных учреждений по формированию вокально-певческих навыков  через разные аспекты работы в МАДОУ.

- Провести изучение вокальных данных детей среднего дошкольного возраста.

- Определить разделы для определения содержания работы над песней.

- Разработать перспективно - календарный план по формированию   вокально - хоровых  навыкоав  у детей среднего дошкольного возраста.

- Изучение разных методов и приёмов по формированию вокально-певческих навыков  у детей дошкольного возраста.

- Подбор  упражнений артикуляционной гимнастики, интонационно-фонетических упражнений для развития чистого интонирования и артикуляции

- Создание картотеки скороговорок и чистоговорок для развития певческого дыхания, выразительной дикции.

- Разделы:  артикуляционная гимнастика;

интонационно-фонетические упражнения; скороговорки, чистоговорки; упражнения для распевания; работа с песней.

- Перспективно - календарный план.

II этап:

 содержательно-практический

- Разработка сценария, подбор репертуара , стихотворений.

 - Организация работы в соответствии с перспективным планом в  средней группе

организация работы с педагогами учереждения:

Консультации:

-«Интеграция в формировании вокально-певческих навыков у детей дошкольного возраста!»  

-«Охрана детского голоса»

-Семинар-практикум «Артикуляционная гимнастика как средство развития речи ребёнка».

организация работы с родителями:

Консультации:

- «Пойте вместе с нами»,

- «Пойте детям перед сном»

Выставка поделок «Очумелые ручки»;

- Сценарий праздничного  утренника  Весна  красна.

- требования к педагогической деятельности музыкального руководителя.

- Раскрытие методов и приёмов работы по пению.

- Повышение профессиональной компетентности педагогов Учреждения.

-  

.

- Папка – передвижка упражнения артикуляционной гимнастики: «Прогулка в лес» и «Сказка про то, как язычок в зоопарк ходил»

- Тексты изучаемых песен в родительском уголке.

- Изготовление творческих работ своими руками.

III этап:

 контрольно-оценочный

- Обобщить опыт работы.

- Определить перспективы дальнейшей работы по пению с детьми старшего дошкольного возраста.

- Проведение праздничного концерта  «День Матери».

- размещение опыта работы в СМИ и интернетресурсах.

- Отчёт о проделанной работе.

- презентация проекта в Учреждении, городе.

- освещение опыта работы на сайте учреждения.

Предполагаемые результаты проекта

Краткосрочные:

1. Дети овладели определенными способами певческих умений: звуковедения, точности интонирования, певческого дыхания, дикции.

- Эмоционально откликаются на музыкальные произведения, понимают их, сформирован положительный настой к пению.

-Могут эмоционально передать в пении общий характер песни, смену ярких интонаций, а также особенности взаимодействия различных музыкальных образов, используя отдельные средства выразительности (музыкальные, внемузыкальные).

- Умеют петь в ансамбле, слушать других детей в процессе пения.

2. Родители воспитанников с удовольствием приняли участие во всех предложенных мероприятиях:

- знакомство с  папками – передвижками упражнения артикуляционной гимнастики: «Прогулка в лес» и «Сказка про то, как язычок в зоопарк ходил»

-  в концерте, посвящённом  «Дню матери».

- чтение предложенной им литературы и поиск новой.

3. Были созданы:

- новые пособия дидактических игр;

-  картотека скороговорок и чистоговорок для развития певческого дыхания, выразительной дикции.

-  папки – передвижки  упражнения артикуляционной гимнастики: «Прогулка в лес» и «Сказка про то, как язычок в зоопарк ходил»;

Консультации для воспитателей: - «Интеграция в формировании вокально-певческих навыков у детей дошкольного возраста!», «Охрана детского голоса»;

- семинар-практикум «Артикуляционная гимнастика как средство развития речи ребёнка».

Консультации для родителей: «Пойте вместе с нами»,  «Пойте детям перед сном»;

Долгосрочные:

- повысится профессиональный уровень музыкального руководителя по применению в работе современных педагогических технологий; 

- повысится интерес и активность родителей к участию в жизни детского сада;

- станет возможным реализация  данного проекта в работе с новыми детьми;

- возникнет потребность музыкального руководителя в разработке и реализации новых проектов в работе с детьми;

- появится возможность представить данный проект в профессиональных конкурсах педагогического мастерства

- участники проекта пришли к заключению, что проектный метод – очень интересный и продуктивный вид педагогической деятельности.  Появилась идея для разработки и реализации нового  педагогического  проекта «Мой папа самый лучший»

Оценка рисков и меры, запланированные для минимизации влияния таких факторов риска

Риск

Недостаточная компетентность педагогов в освоении новых форм работы.

Увеличение учебной нагрузки.

Нежелание родителей участвовать в мероприятиях.

Пути минимизации рисков:

Повышение квалификации педагогических кадров посредством проведения консультационной работы.

 Помощь педагогам путём создания на базе дошкольного учреждения методической службы.

Оптимизация количества занятий и приведения его к нормам СанПиН

Проведение мероприятий в увлекательной игровой форме.

Список использованной литературы:

1. Евдотьева А.А. "Учимся петь и танцевать, играя!" г. Калуга, 2007г.

2. Кацер О.В «Игровая методика обучения пению» изд. «Музыкальная палитра», С-П -2005г

3. Тарасова К. статья «К постановке детского голоса» // «Музыкальный руководитель» №1-2005г., с.2

4. Волкова Г.В. «Логопедическая ритмика». М., Владос, 2002.

5. Тиличеева Е. «Маленькие песенки». Вокальные упражнения для детей дошкольного возраста». М., Музыка, 1978.

6. Орлова Т. М., Бекина С. И. «Учите детей петь». Москва, 1998.

7. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж, СПб, 1997.

8. Ветлугина Н.А. «Музыкальный букварь». М.: Просвещение, 1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пособие для разучивания песни "Слово на ладошке"

Пособие для разучивания песни "Слово на ладошке"...

методическая разработка "Алгоритм разучивания песни"

разработка включает в себя метод работы над правильным певческим дыханием с детьми средних и старших групп....

Методическая разработка по разучиванию песни в старшей группе "Урожай собирай" муз А. Филиппенко, сл Т. Волгиной

Методика разучивания песни по программе старшей группы "Урожай собирай" :1. Введение2. Программное содержание3. Методические указания4. Этапы работы над песней...

Методика разучивания песни " Листопад", муз. Т. Попатенко для старшей группы

Методика разучивания песни "Листопад", муз Т. Попатенко, слова Е. Авдиенко для старшей группы1. Программное содержание2. Этапы разучивания песни...

презентация разучивание песни "Русская сторонка"

показ презентаци поможет детям с нарушениями зрения понять смысл песни "Русская сторонка" (музыка Е.Филипповой, слова В. Бредиса. зрительный ряд будет являться стимулом для запоминания слов....

Алгоритм разучивания песни

Консультация для воспитателей. Данный материал раскрывает порядок разучивания песни с дошкольниками....