Методика разучивания песни " Листопад", муз. Т. Попатенко для старшей группы
методическая разработка (старшая группа) на тему

Борисова Татьяна Александровна

Методика разучивания песни "Листопад", муз Т. Попатенко, слова Е. Авдиенко для старшей группы

1. Программное содержание

2. Этапы разучивания песни

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дошкольное образование. Музыкальное воспитание

Методика

разучивания песни  «Листопад»,

муз. Т. Попатенко, сл. Е. Авдиенко

для старшей группы детского сада

Борисова Татьяна Александровна

Музыкальный руководитель ГБОУ СОШ №306, СП №3

Г. Москва, СВАО

Методика

разучивания песни  «Листопад»

для старшей группы детского сада

Диапазон песни: ми 1 октавы – до 2 октавы

Песня «Листопад» на музыку Т. Попатенко и слова Е. Авдиенко предлагается в программе под редакцией Васильевой для старшей группы первого квартала.

                 Методика обучения пению детей старшей группы

Общее развитие ребенка на шестом году жизни, укрепление его физических сил оказывают влияние на совершенствование голосового аппарата. Навыки, над которыми в предыдущих группах детского сада велась работа, уточняются и закрепляются. Детей учат петь естественно, плавно, напевно, подвижно, легко, звонко.

Развивая певческое дыхание и дикции, детей учат контролировать себя, исправлять ошибки, регулировать силу голоса, отчетливо, ясно произносить все звуки, слова. Постоянное внимание обращается на чистоту пения.

Как правило, в группе имеются 5-6 ребят, поющих низко и не точно. С ними следует проводить индивидуальные занятия. В результате систематической работы с детьми укрепляется голос ребенка, определяется певческий диапазон – РЕ первой октавы – ДО второй октавы.

Программное содержание

  1. Закрепить у детей умение воспринимать и передавать лирический характер песни. Вызывать эмоциональную отзывчивость на песню лирического характера. Петь напевно, неторопливо, в умеренном темпе.
  2. Брать дыхание после вступления и удерживать его до конца музыкальной фразы.
  3. Петь чисто скачок на квинту (ми – си) вниз. Чисто интонировать мелодию. В конце куплета звук держать долго. Музыкальные фразы заканчивать мягко.
  4. Особое внимание уделить правильному дыханию, умению взять люфтпаузу, при этом, не останавливая движение мелодии.
  5.  Правильно произносить согласные в конце слов («листопад», «шаг»), подчеркивая их (листопад-звук-«т», «шаг»-звук «к»). Гласные звуки также правильно произносить в словах- «кружатся», «в небе», «улице», «стелется», «метелица».

Слушание песни. Беседа

1 занятие

   Перед разучиванием песни провести беседу с детьми об осени, о её приметах, красоте осеннего пейзажа. Показать красивый осенний пейзаж. Спросить у детей, что они видят на этом пейзаже. Какие у осени краски. Как красиво осенью.

    Сказать, что я хочу для них спеть очень красивую песню. Спросить, хотят ли они её услышать? Затем, после утвердительного ответа, спеть. Спросить, понравилась ли им песня? Получив ответ, показать портрет композитора Тамары Александровны Попатенко и рассказать о том, что она написала очень много песен для детей: «Скворушка прощается», «Котенок и щенок». Показать её портрет.

   Выразительно прочитать текст песни. Спросить у детей, как они понимают фразу «По дороге стелется желтая метелица»; как вы думаете: почему «день осенний хмурится»? и что значит «что ни шаг, то лужица»?

  Для того, чтобы дети могли почувствовать минорную тональность, провести музыкально-дидактическое упражнение «Бубенчики» музыка Е.Тиличеевой.

   Музыкальному руководителю спеть сначала в мажоре «динь-динь; дан-дан, дон-дон» (E-dur). Затем в миноре «динь-динь; дан-дан, дон-дон» (E-moll). Дети повторяют за педагогом.

   Так как песня требует большой напевности, спеть с детьми упражнение на русскую народную песню «Не летай соловей» в обр. В. Кикты. Упражнение выполнять протяжно, не спеша, чуть грустно и нежно.

   Музыкальному руководителю спеть песню еще раз с музыкальным сопровождением. Затем спеть a capella.

Попросить детей подпевать на слог «лю».

Разучивание песни

2 занятие

Для выработки чистого интонирования спеть вокально-игровые упражнения:

1. Широкие интервалы на «А-у!» (ми-си, си-ми).

2.  Пропевание звуков минорного трезвучия, начиная со среднего тона,  в песенке «Бубенчики» Е. Тиличеевой.

3.  Упражнение «Не летай соловей».

Показать детям пейзаж осени. Прочитать стихотворение А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало…». Спросить у детей, помнят ли они песню, которую я им пела на прошлом занятии.

Музыкальному руководителю спеть 1 куплет песни с музыкальным сопровождением.

Попросить у детей вместе со мной спеть мелодию на слог «лю».

Выразительно прочитать слова 1 куплета.

Предложить детям спеть первый куплет со словами.

Обратить внимание на правильную дикцию, на сложные слова «по дороге стелется желтая метелица». Спросить, что это значит, как они думают? Предложить детям прочитать отдельные слова в умеренном темпе, негромко. Затем шепотом, «по секрету», но чтобы все слова звучали ясно и четко.

Рассказать о том, как нужно правильно брать дыхание.

Предложить детям еще раз спеть 1 куплет песни.

3 занятие

       На занятии провести музыкально-дидактическую игру «Лесенка».

Для развития музыкального слуха и голоса спеть песенку «Лесенка» Е. Тиличеевой. Диапазон фа-до2.

Проиграть мелодию на металлофоне в восходящем движении и в нисходящем движении. Спросить у детей, кто хочет попробовать поиграть эту мелодию на металлофоне. Дать поиграть 2-3 детям.

     Спросить, какую песню мы пели на прошлом занятии? Дети отвечают, рассказывая, какая песня была по характеру.

Спеть 2-й куплет с музыкальным сопровождением.

Прочитать с выражением слова 2-го куплета.

Предложить детям повторить слова вместе.

Предложить повторить слова шепотом, по «секрету», для четкости проговаривания слов. Рассказать, что нужно активно шевелить губами и четко произносить слова, но тихо, шепотом.

Обратить внимание детей на то, как нужно дышать во время пения.

Спеть 2-й куплет без музыкального сопровождения.

Предложить детям спеть вместе со мною.

Закрепление

4 занятие

        Попросить детей спеть песню-упражнение «Кукушечка» Е. Тиличеевой. Упражнение на развитие дыхания, умение петь протяжно и напевно.

         Сыграть мелодию песни без музыкального сопровождения. Спросить у детей узнают ли они эту песню. Предложить детям спеть мелодию и выложить ритмический рисунок (кружочками). Участвуют 2-3 ребенка.

      Прохлопать с детьми тот ритмический рисунок, который они выложили. Похвалить детей.

      Спеть 3-й куплет. Выразительно прочитать слова 3-го куплета.

Проговорить слова вместе с детьми.

Предложить прохлопать ритмический рисунок. Постучать ритм по коленкам. Затем девочки хлопают в ладоши, мальчики хлопают по коленкам. Прохлопать всем вместе.

Спеть 3-й куплет.

      Спеть всю песню так, как будто мы на телевидение выступаем. Стараться петь протяжно и нежно, хорошенько проговаривая каждое слово. Сказать, что мы поем, а не напеваем.

Похвалить детей, сказать им, какие они молодцы. Сказать, что все пели очень красиво, четко проговаривая слова, нежно и протяжно. Песня получилась очень яркая и выразительная.

     Спросить у детей как они думают, а можно ли эту песню сыграть на музыкальных инструментах? Предложить им сыграть эту песню на колокольчиках, металлофонах и треугольниках.

Спросить, как они думают, на что похожи эти капельки?

Список литературы

  • Методика музыкального воспитания в детском саду под ред. Н.А. Ветлугиной – М., Просвещение, 1982
  • «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.:МОЗАИКА _ СИНТЕЗ, 2010
  • Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. 6-е изд., испр. И доп. – М.: МОЗАИКА  - СИНТЕЗ, 2010
  • Учите детей петь Т. М. Орлова, С. И. Бекина – М. Просвещение, 1987


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность. Образовательная область «Коммуникация» Тема: Разучивание стихотворения «Зима – портниха» с применением мнемотехники. (старшая группа)

Открытое занятие.Цель: Сохранение зрительного образа после прослушивания стихотворения, сопровождающегося просмотром картинок для быстрого воспроизведения стихотворения....

"Тебе пою, Россия, песнь мою" (сценарий праздника для детей старших групп и родителей)

Праздник проводился в подготовительной группе совместно с родителями. После праздника было организовано чаепитие. Зал был украшен предметами быта  татар, коми и жителей России....

Методика разучивания песни "Русская зима" Л.Олифировой

В данном материале рассматривается методика разучивания песни "Русская зима Л, Олифировой с детьми дошкольного возраста....

Методика организации и проведения сюжетно-ролевой игры в старших группах детского сада

Поэтапное описание методики и этапов проведения игры с презентацией...

Методика разучивания песни

Поэтапное разучивание песни...

Методика разучивания песни с детьми дошкольного возраста.

педагогическое просвещение родителей и педагогов, по «Методике разучивания песни с детьми дошкольного возраста»....

«Методика организации и проведения занятий по аппликации в старшей группе детского сада»

В старшем дошкольном возрасте дети не только приобретают разнообразные знания, умения и навыки, но и пытаются их самостоятельно применять в процессе создания аппликационного образа. А это уже свидетел...