Методика разучивания песни
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа)

Тимофеева Елена Юрьевна

Поэтапное разучивание песни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_razuchivaniya_pesni.odt22.18 КБ

Предварительный просмотр:


Методика разучивания песни включает в себя три основных этапа:

I - Ознакомление с песней

II - Разучивание песни

III - Закрепление песни

Остановимся подробнее на каждом из них.

  1. Ознакомление с песней

Песенное творчество занимает важную роль в жизни взрослых и детей. «Когда нам хорошо - мы поем». Практически все дети поют часто и много, так они выражают свои чувства, настроение. И неважно, как они это делают, главное то, чтобы они захотели петь!

Моя задача, как музыкального руководителя, на первом этапе показать детям песню таким образом, чтобы им немедленно захотелось выучить ее и спеть  легко и непринужденно.

После исполнения мной песни, мы немного говорим о содержании и характере песни. Обязательно я объясняю детям слова, которые могут быть непонятны.

II.Разучивание песни

Второй этап это,собственно, работа над песней и обучение певческим навыкам. Особенное внимание уделяется звукообразованию, дыханию, дикции. Очень важно следить за посадкой детей при пении – плечи расправлены, прямая спина, опора на пятки.

Рассмотрим подробнее игровые моменты, которые я использую для подготовительного этапа работы над песней.

Дыхание.Очень важно научиться правильно дышать. Это полезно не только в пении, но и в речевом развитии в целом. К тому же, правильно дыхание способствует здоровью всего организма (доказано учеными). Итак, самые простые упражнения на дыхание, это «Собачка» и «Свеча». В первом случае, мы, изображая собаку, выставляем язычок и быстро чередуем вдох, выдох, при этом я слежу, чтоб дети не двигали плечами, сохраняли осанку прямой. Упражнение «Свеча» так же предполагает быстрый выдох, но вдыхаем мы медленно и глубоко (стараясь не поднимать плечи), и выдыхать частично, так, будто мы пытаемся задуть свечу, но у нас не получается с первого раза, и мы резко, целенаправленно дуем еще и еще.

Также использую замечательное упражнение «Веселый самолетик». Перед этим, детям даю установку: «Давайте посоревнуемся, чей самолетик дальше улетит?» предлагаю сделать спокойный, но быстрый вдох носом, и по моей команде «самолетик летит»: «У-у-у…» - так долго, как хватит дыхания. Побеждает самолетик, путь которого длиннее.

Звукообразование. На этом этапе детям важно показать не только на личном примере хорошо открывающийся рот во время пения, но и использовать, к примеру, игрушки из театра (в моем случае червячки-маппеты). Благодаря им дети легко усваивают тот момент, что рот мы открываем широко и свободно, нижнюю челюсть опускаем плавно, и т.д.

Дикция.Для отработки дикции, которая так нужна в пении, я использую свои любимые скороговорки из устного народного творчества:

«Про какие про покупки,про покупочки мои...», «На дворе трава…», и т.д. мы проговариваем их также в игровой форме – сольно, группами, по цепочке, мальчики-девочки, воспитатель-ребенок и т.д. Моим воспитанникам помогает настроиться на пение пропевание скороговорок на одном звуке.

Для подготовки певческого аппарата, его разогрева, я часто беру упражнение «Птичка» .Птичка взлетает снизу на низкий звук «ууууу» - глиссандо вверх - «птичка взлетела». Упражнение можно чередовать с приземлением птички .

Основной этап работы над песней – пение коротких музыкальных фраз, выучивание сложных мотивов, разбор ритмического рисунка.

Чтобы проще запомнить короткие музыкальные фразы, я использую всем знакомое упражнение «Музыкальное эхо». Перед этим прошу детей представить, что мы находимся в пещере, и звуки здесь отражаются от стен четко и точно, и здесь можно встретиться с эхом! Пою в медленном темпе первую фразу – дети (они будут «Эхом») в том же темпе повторяют за мной, стараясь изобразить мои интонации, ритм и манеру в целом. Когда текст уже на слуху, прошу детей побыть «путешественниками в горах», а мы с воспитателем будем их «Эхом». Такую игру можно играть как угодно. Иногда, чтобы поработать над звучанием, мы в помощью такого упражнения просто поем слова, которые придут в голову, и водящим может быть любой из детей.

Очень часто в песне встречаются сложные музыкальные мотивы. Сложность в том, что нужно одновременно спеть интонационно правильно и легко.

Для того, чтобы помочь детям определить движение музыки в сложных местах, нередко мною используется упражнение «Музыкальные ступеньки». Я беру кошечку, и «шагаю» ею по ступенькам лесенки, одновременно пою по слогам проблемную фразу. Благодаря этому дети не только «увидели» направление мелодии, но и им стало легче «пропеть» ступеньки для кошечки, помочь ей преодолеть «Музыкальные ступеньки».

Для быстрых песен характерен мелкий ритмический рисунок, и иногда детям не удается с первых занятий подстроиться под него. Для этого мы отстукиваем ритм ладошками.

III.Закрепление песни

На третьем этапе ведется работа над выразительным пением, оттачиваются необходимые навыки исполнения. Возможны вариации в составе исполнителей: пение по подгруппам; «мальчики» - «девочки»; пение вместе и с солистом; пение с закрытым ртом или про себя, по моей команде дети начинают петь со словами, и т.д.

Некоторые дети чувствуют себя неуверенно, когда их просишь спеть сольно, но стоит запеть коллективно, и ребенок открывается совершенно с другой стороны. Чтобы дети таким образом не зажимались и всегда чувствовали себя уверенно, я использую такое упражнение,прошу начать петь самого смелого, с началом следующей фразы к нему присоединяется другой ребенок, затем следующий и т.д. В итоге - все дети поют.

Существует очень много игровых методов и приемов для формирования певческих навыков детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика разучивания русской народной песни в оркестре детских музыкальных инструментов.

Методическая разработка разучивания русской народной песни "Я на горку шла" в оркестре детских (ударных) музыкальных инструментов.Состав инструментов: Металлофоны, бубны, треугольники, ложки, трещотка...

Методическая разработка "Методика разучивания р.н. песни "Во кузнице"

Игровые приемы и методы обучения игре на музыкальных инструментах....

Методика разучивания песни " Листопад", муз. Т. Попатенко для старшей группы

Методика разучивания песни "Листопад", муз Т. Попатенко, слова Е. Авдиенко для старшей группы1. Программное содержание2. Этапы разучивания песни...

Методика разучивания песни "Русская зима" Л.Олифировой

В данном материале рассматривается методика разучивания песни "Русская зима Л, Олифировой с детьми дошкольного возраста....

Мамин День - Встречайте праздник с песнями: Разучивание песни, с приемами мнемотехника; для формирования смысловой памяти и речевого воспроизведения.

Мамин День - Встречайте праздник с песнямиЗима-старушка прячется в сугробах и в лесуНе хочется пускать в наш край ей вновь Весну-КраснуОна напустит холоду со жгучим ветерком,А мы ей нашу п...

Методика разучивания песни с детьми дошкольного возраста.

педагогическое просвещение родителей и педагогов, по «Методике разучивания песни с детьми дошкольного возраста»....

Методика разучивания р.н. песни «Во кузнице» в подготовительной группе Раздел: «Игра на детских музыкальных инструментах».

Методика разучивания р.н. песни «Во кузнице» в подготовительной группеРаздел: «Игра на детских музыкальных инструментах»....