План самообразования воспитателя младшей группы «Солнышко»
статья (младшая группа) на тему

Лазарева Суфия Сеятовна

Тема: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста».

 

 Цель: Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

 

 Задачи: 1. Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук;

2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;

3. Улучшить общую двигательную активность;

 4. Содействовать нормализации речевой функции;

5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие;

6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

7. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

 

      Актуальность выбранной темы:    

 

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя не состоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности. И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас. Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой? Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

 Основные направления работы с детьми на занятиях.

 

 Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами).

 Игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки,крышки от пластиковых бутылок).

 Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.

Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение). Работа с бумагой (складывание, сминание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров). Работа с карандашом (обводка, раскрашивание, выполнение графических заданий).

 Игры в “сухом бассейне”, наполненном фасолью или цветными крышками.

 

     План работы на 2016-2017 учебный год

 

 Изучение методической литературы:

 Сентябрь-май

 1. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: ООО«ЭКСМО», 2006.

 2. «Энциклопедия развивалок» под.ред. Т.Решетник, Е.Анисина и др.-М.:ООО «ЭКСМО»,2011.

 3. Большакова С. Е. «Формирование мелкой моторики рук»: Игры и упражнения. – М.: ТЦ «Сфера», 2006.

 4. Ермакова И. А. «Развиваем мелкую моторику у малышей». – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

 5. Крупенчук О. И. «Пальчиковые игры». – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

 6. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. «Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики» – СПб: Корона-Век, 2007.

 Работа с детьми:

 Октябрь.

 1.Заучивание пальчиковой игры «Замок».

 2.Пальчиковая игра «Спрячь в ладошки».

 3.Обучение детей игре «Шнуровка».

 4.Конструирование из палочек «Заборчик», «Дорожка».

 5.Настольная игра «Мозаика».

 6.Игра «Я катаю мой орех».

 7.Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

Ноябрь

1.Заучивание пальчиковой игры «Капуста».

 2.Пальчиковая игра «Переложи игрушки».

 3.Изображение пальцами различных фигур: «Очки», «Бинокль», «Стол», «Стул», «Замок».

 4.Конструирование из палочек «Лесенка», «Квадрат», «Треугольник».

 5.Настольная игра «Найди фигуре место».

 6.Повторение игр на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

Декабрь

 1.Заучивание пальчиковой игры «Пирожки» , «Человечек».

 2.Учить детей одевать и раздевать кукол.

 3.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Шнуровка».

 4.Конструирование из лего-конструктора «Домик», «Заборчик».

 5. Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы).

Январь

1.Разучивание пальчиковых игр «Карандаш», «Орехи», «Дорожка». Повторение пальчиковой игры «Капуста», «Пирожки», «Замок».

2.Учить детей выкладывать простые узоры из веревочки (по карточкам образцам). 3.Пальчиковая игра «Художник» ( с помощью «волшебной палочки» или пальчиком) 4.Конструирование из палочек «Флажок», «Елочка».

5.Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная).

Февраль

 1.Заучивание пальчиковой игры «Лапки-царапки», повторение игры «Капуста»

 2.Научить детей пользоваться ножницами (резать по прямой линии).

 3. Пальчиковая игра «Апельсин», «Шнуровка».

 4.Учить детей выкладывать фигурки животных из геометрических фигур.

 5.Настольные игры «Мозаика», «Ассоциации» .

 6.Пальчиковая игра «Котенок» (с прищепками)

Март

 1.Закрепление пальчиковых игр «Лапки-царапки», «Капуста», «Пирожки».

 2.Учить детей сматывать нитки в клубок «Шаловливый котенок».

 3.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Моя семья»

 4.Конструирование из палочек «Окно», «Домик», «Флажок».

 5.Изготовление подарков к праздникам: «День защитников Отечества».

 Апрель.

 1.Заучивание пальчиковой игры «Спокойного сна». Повторение знакомых игр.

2.Учить детей скатывать шарики из кусочка салфетки, для комбинированных работ по ИЗО.

3.Пальчиковые игры «Выгладим платочки для мамы и для дочки».

 4.Конструирование из палочек предметов мебели: «Стол», Стул», «Кровать», «Телевизор» и т.д.

 Май

 1.Заучивание пальчиковой игры «Как живешь?», повторение «Замок», «Капуста», «Спокойного сна!».

 2.Учить детей инсценировать руками стихи- «Голуби».

 3.Продолжать учить детей выкладывать узоры с помощью веревочки.

 4.Конструировать из палочек «Ракета» (по образцу и по желанию).

 5.Учить детей изображать пальчиками различные фигуры: «Флажок», «Очки», «Стол», «Стул», «Бочка», «Крыша».

 6.Учить детей способу обрывания по нарисованным линиям (Полоски, треугольники, квадраты).

 Работа с родителями:

Сентябрь

Анкетирование родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников» .

Октябрь

Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития мелкой моторики» Ноябрь

 Буклет «Пальчиковые игры для малышей».

 Декабрь.

Конкурс для родителей по изготовлению дидактических игр для развития мелкой моторики.

Январь

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников» Февраль

Выставка творческих детско-родительских работ «Наши с мамой руки».

 Март.

Создание картотеки потешек для работы с детьми. Применять потешки в режимных моментах.

 Апрель.

 Мастер-класс «Способности детей - на кончиках их пальцев».

 Январь-май

Создание пальчикового театра по мотивам русских народных сказок.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_po_samoobrazovaniyu.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

План самообразования воспитателя младшей группы «Морские звездочки» Лазаревой С.А.

Тема: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста».

 Цель: Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

 Задачи: 1. Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук;

2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;

3. Улучшить общую двигательную активность;

 4. Содействовать нормализации речевой функции;

5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие;

6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

7. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

      Актуальность выбранной темы:        

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя не состоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности. И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас. Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой? Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

 Основные направления работы с детьми на занятиях.

 Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами).

 Игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки,крышки от пластиковых бутылок).

 Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.

Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение). Работа с бумагой (складывание, сминание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров). Работа с карандашом (обводка, раскрашивание, выполнение графических заданий).

 Игры в “сухом бассейне”, наполненном фасолью или цветными крышками.

     План работы на 2016-2017 учебный год

 Изучение методической литературы:

 Сентябрь-май

 1. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: ООО«ЭКСМО», 2006.

 2. «Энциклопедия развивалок» под.ред. Т.Решетник, Е.Анисина и др.-М.:ООО «ЭКСМО»,2011.

 3. Большакова С. Е. «Формирование мелкой моторики рук»: Игры и упражнения. – М.: ТЦ «Сфера», 2006.

 4. Ермакова И. А. «Развиваем мелкую моторику у малышей». – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

 5. Крупенчук О. И. «Пальчиковые игры». – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

 6. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. «Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики» – СПб: Корона-Век, 2007.

 Работа с детьми:

 Октябрь.

 1.Заучивание пальчиковой игры «Замок».

 2.Пальчиковая игра «Спрячь в ладошки».

 3.Обучение детей игре «Шнуровка».

 4.Конструирование из палочек «Заборчик», «Дорожка».

 5.Настольная игра «Мозаика».

 6.Игра «Я катаю мой орех».

 7.Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

Ноябрь 

1.Заучивание пальчиковой игры «Капуста».

 2.Пальчиковая игра «Переложи игрушки».

 3.Изображение пальцами различных фигур: «Очки», «Бинокль», «Стол», «Стул», «Замок».

 4.Конструирование из палочек «Лесенка», «Квадрат», «Треугольник».

 5.Настольная игра «Найди фигуре место».

 6.Повторение игр на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

Декабрь

 1.Заучивание пальчиковой игры «Пирожки» , «Человечек».

 2.Учить детей одевать и раздевать кукол.

 3.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Шнуровка».

 4.Конструирование из лего-конструктора «Домик», «Заборчик».

 5. Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы).

Январь

1.Разучивание пальчиковых игр «Карандаш», «Орехи», «Дорожка». Повторение пальчиковой игры «Капуста», «Пирожки», «Замок».

2.Учить детей выкладывать простые узоры из веревочки (по карточкам образцам). 3.Пальчиковая игра «Художник» ( с помощью «волшебной палочки» или пальчиком) 4.Конструирование из палочек «Флажок», «Елочка».

5.Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная).

Февраль

 1.Заучивание пальчиковой игры «Лапки-царапки», повторение игры «Капуста»

 2.Научить детей пользоваться ножницами (резать по прямой линии).

 3. Пальчиковая игра «Апельсин», «Шнуровка».

 4.Учить детей выкладывать фигурки животных из геометрических фигур.

 5.Настольные игры «Мозаика», «Ассоциации» .

 6.Пальчиковая игра «Котенок» (с прищепками)

Март

 1.Закрепление пальчиковых игр «Лапки-царапки», «Капуста», «Пирожки».

 2.Учить детей сматывать нитки в клубок «Шаловливый котенок».

 3.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Моя семья»

 4.Конструирование из палочек «Окно», «Домик», «Флажок».

 5.Изготовление подарков к праздникам: «День защитников Отечества».

 Апрель.

 1.Заучивание пальчиковой игры «Спокойного сна». Повторение знакомых игр.

2.Учить детей скатывать шарики из кусочка салфетки, для комбинированных работ по ИЗО.

3.Пальчиковые игры «Выгладим платочки для мамы и для дочки».

 4.Конструирование из палочек предметов мебели: «Стол», Стул», «Кровать», «Телевизор» и т.д.

 Май

 1.Заучивание пальчиковой игры «Как живешь?», повторение «Замок», «Капуста», «Спокойного сна!».

 2.Учить детей инсценировать руками стихи- «Голуби».

 3.Продолжать учить детей выкладывать узоры с помощью веревочки.

 4.Конструировать из палочек «Ракета» (по образцу и по желанию).

 5.Учить детей изображать пальчиками различные фигуры: «Флажок», «Очки», «Стол», «Стул», «Бочка», «Крыша».

 6.Учить детей способу обрывания по нарисованным линиям (Полоски, треугольники, квадраты).

 Работа с родителями:

Сентябрь 

Анкетирование родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников» .

Октябрь

Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития мелкой моторики» Ноябрь

 Буклет «Пальчиковые игры для малышей».

 Декабрь.

Конкурс для родителей по изготовлению дидактических игр для развития мелкой моторики.

Январь

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников» Февраль

Выставка творческих детско-родительских работ «Наши с мамой руки».

 Март.

Создание картотеки потешек для работы с детьми. Применять потешки в режимных моментах.

 Апрель.

 Мастер-класс «Способности детей - на кончиках их пальцев».

 Январь-май 

Создание пальчикового театра по мотивам русских народных сказок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования воспитателя младшей группы Клочковой Е.В. на тему "Активизация словаря детей 3-4 лет".

План самообразования воспитателя младшей группы на тему "Активизация словаря детей 3-4 лет"Тема: Активизация словаря детей 3-4 лет.Цель: изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей младшег...

План самообразования воспитателя младшей группы на тему "Активизация словаря детей 3-4 лет"

Цель: изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей младшего дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей....

План самообразования воспитателя младшей группы на тему: «Активизация словаря детей 3–4 лет»

Цель:- изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей младшего дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей : 1....