Проект "Слово на кончике пальцев"
проект (младшая группа) на тему

Артемьева Елена Викторовна

Проект "Слово на кончике пальцев"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_slovo_na_konchike_paltsev.docx39.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида 24 города Кузнецка

Проект

«Слово на кончике пальцев»

        

        

                

Подготовила:

Артемьева Е.В.

2017

Паспорт проекта.

Возраст: 1г. 6м -3 года.

Вид проекта: творческо-информационный.

Продолжительность: долгосрочный.

Участники: воспитатели, родители, дети.

Актуальность.

В нашей стране обследование малыша учителями-логопедами проводиться, в основном, когда ему исполняется 5 лет, а то и непосредственно перед самой школой. Этому есть своё объяснение. Получается, пока идёт становление речи, практически никто не вмешивается в этот процесс, не бьёт тревогу. Когда же речь устоялась, вместе с дефектами специалисты принимаются за дело. Это нельзя принять правильным, особенно если учитывается состояние здоровья современных детей. Формировать накопительный опыт родителей для повышения речевой активности через игры и игровые ситуации.

Цель проекта:

  • Создать условия для развития речи, познавательных и творческих способностей детей, через развитие мелкой моторики и игровые ситуации.
  • Воспитывать интерес к совместной деятельности со взрослыми.

Задачи проекта:

  • Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;
  • Установить влияет ли развитие пальчиковой моторики на координацию звукопроизношения;
  • Подтвердить целесообразность проведения подобных занятий;
  • Сделать работу по совершенствованию пальчиковой моторики оптимальное время;
  • Повысить интерес малышей к подобным упражнениям и превратить их в занимательную игру.

Основные направления проекта:

  • Массаж;
  • Специальные игры-упражнения для развития мелких движений пальцев;
  • Обучение умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания;
  • Формировать развитие мелкой моторики в специально созданных ситуациях, с использованием настольных и подвижных игр, в изобразительной деятельности (в лепке и рисовании).

Предполагаемый результат:

  • Дальнейшее обогащение сенсорного опыта детей с дидактическим материалом;
  • Совершенствование разнообразных действий с предметами (открывание, закрывание, нанизывание, сжимание, прокатывание);
  • Развитие всех компонентов устной речи: лексической. Произносительной;
  • Получать радость от совместного творчества с родителями, находить оригинальные решения в создании необычных вещей из природно-бросового материала.

Перспективные план по реализации педагогического проекта «Слово на кончике пальцев».

Месяц: Сентябрь

Задачи

Специально-организованное обучение

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Освоение умения понимать обращённую к нему речь с опорой на наглядность, реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы воспитателя.

Рассматривание картины Е. Батуриной «Спасём мяч». Чтение стихотворения А. Барто «Мячик». Цель: помочь детям понять сюжет картины, отвечать на вопросы воспитателя по её содержанию, активно повторяя за ним слова и фразы. Побуждать малышей поддерживать воспитателя при чтении хорошо знакомого стихотворения. Вызывать сочувствие к девочке, уронившей в речку мячик.

  • Целевая прогулка по территории детского сада. Показать какой красивый д/с, как много в нем ребят.
  • Игровая ситуация «Таня потеряла Мишку» - учить детей сопереживать, сочувствовать, показать, сто можно сделать, чтобы помочь Тане, подбодрить её….
  • П/И «Мой весёлый звонкий мяч».
  • Заучивание стиха А. Барто с детьми (подгруппами) «Мяч».

Игра с мячами, большими и маленькими; учить детей в играх быть уступчивыми, не отнимать игрушки друг у друга, проявлять уважение.

Узнавание и называние цвета предметов. Восприятие и воспроизведение звуков речи.

Различие и название цвета предметов. Дидактическое упражнение «Паровоз». Цель: продолжать упражнять детей в различении и названии цветов. Учить отчетливо произносить звук «У».

  • д/игра «Поручение»
  • Д/упражнение «Вверх-вниз». Цель: учить детей различать и называть игрушки, а также их основные качества. Совершенствовать понимание речи, развивать слуховое внимание. Продолжить знакомить малышей с расположением групповой комнаты, с названием вещей, которые в ней находятся. Понимать значение слов «вверх», «вниз». Повторять их вслед за воспитателем.
  • Игровое упражнение «Подними такой же флажок».

Игры в игровом уголке с игрушками и предметами разного цвета.

Упражнение на лесенке «поднимись вверх, опустись вниз»

«Внеси набор кастрюль разного цвета и размера».

Осваивание умения понимать обращённую речь с опорой на наглядность. Использование в речи собирательных знаний существительных.

Темы: «Овощи», «Наш город». Цель: продолжать учить детей рассматривать предметные картинки. Познакомить с собирательным значением существительных «овощи», «овощ». Провести сопоставление натуральных овощей и их изображений на картинке, учить узнавать и называть овощи, познакомить с орудиями труда на огороде.

Словарь: грабли, лопата, редис, репа, урожай.

  • Д/и «Назови, что нарисовано на картинке» (картинки с орудиями труда на огороде).
  • Д//и «Кто что делает» Цель: учить называть действия, выполнять действия, используя игрушку или предмет.
  • Чтение «Овощи» Тувима.
  • Лото «Овощи»
  • Аппликация «Разложи овощи на тарелке» - учить детей по показу воспитателя и образцу раскладывать «Овощи на «круге-тарелке», называя их.

Внести в игровой уголок набор «овощей» муляжи, наглядно-дидактический материал «Посуда - овощи».

Тема: «Фрукты», «Наш сад». Цель: учить узнавать фрукты на картинках, познакомить со знанием собирательных существительных «фрукты», «фрукт». Провести сравнение фруктов натуральных и их изображений на картинке. Учить узнавать и называть фрукты.

Словарь: сладкий, кислый, ароматный.

  • Составление коллективного рассказа о том, как ходили по территории д/с во время прогулки.
  • Рассматривание натуральных фруктов. Расширять представление о яблоке, обогащать словарь за счёт слов «зеленое, красное, жёлтое, твёрдое, хрустит на зубах, едят, трут на тёрке».
  •  Лото «Фрукты», рассматривание картинок с изображением фруктов.
  • Д/и «Магазин фруктов», «Угостим наших кукол фруктами».

Внести в игровой уголок: муляжи фруктов, корзиночки, наглядно-дидактический материал «овощи-фрукты».

Месяц: Октябрь.

Задачи

Специально-организованное обучение

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Понимание содержания речи взрослого её интонационной выразительности, называние характерных особенностей птиц. Воспроизведение звуков речи.

Темы: Гусь. Цель: сложившийся ранее фольклорный образ птицы дополнить реалистическим представлением о живой природе. Отметить характерные особенности птиц – тело, покрытое опереньем, длинная, тонкая шея, красивый большой клюв, красные лапки; любит и умеет плавать в реке, шипит, щиплется.

Учить детей внимательно прослушивать текст. Развивать речевые навыки; способствовать формированию обращённой к кому-либо речи, её интонационной выразительности. Использовать звуковую палитру рассказа для работы под правильным произнесением трудных звуков Г, Х, Ш, Щ.  

  • Чтение потешки «С гуся вода», «Жили у бабуси 2 весёлых гуся» - песенка.
  • Рассматривание картинок с изображением домашних птиц.
  • Игровая ситуация «У бабушки Арины пропал гусь» - учить детей находить выход из ситуации, развивать чувство сострадания, желания помочь.
  • П/И «Гуси-гуси»
  • Чтение Ушинского «Гуси»

В игровой уголок внести игрушку гуся. Наглядно-дидактический материал «Домашние птицы».

Тема: Петушок и его семья. Цель: продолжать знакомить с фольклорными произведениями. Расширять Ориентировку в окружающем. Формировать познавательную активность, приобщать малышей к национальной культуре. Воспитывать любовь к родному языку, обогащая речь словами и строками народных поэтических творений. Продолжать учить отвечать на вопросы.

  • Заучивание потешек «Петушок», «Цыплёнок», «Курочка-хохлатка» Лаптева.
  • Игра инсценировка песенки «Вышла курочка гулять».
  • Рассматривание картины «Семья»
  • Д/и «Кто как кричит»
  • П/и «Петушки и курочки»
  • Заучивание четверостиший Барто «Кто, как кричит?»

Внести игрушки: гнездо, цыплят, курочку, петушка.

Узнавать и называть части тела, умение показывать их на себе. Понимание содержание речи взрослого.

Тема: Оденем куклу на прогулку. Цель: закреплять понимание слов, обозначающих части тела человека, простейшие бытовые и игровые действия. Учить понимать речь взрослого и выполнять его просьбы, несложные поручения.

  • Чтение «Прятки» Александровой
  • Д/и «оденем мальчика и девочку на прогулку»
  • СРИ «Семья», Игровая ситуация «Помоги кукле одеться после сна»
  • Заучивание стиха «Хозяюшка» Донникова (6 строчек). Чтение всего стихотворения.
  • Д/и «Магазин одежды»
  • Чтение потешки «Наша Маша маленька»

Внести в игровой уголок новую куклу, набор одежды для неё.

Внести в уголок ряжения одежду для девочек и мальчиков.

Называние предметов, включённых в круг их действий и доступных для наблюдений в окружающей обстановке; их способностей. Пользование глаголами повелительного наклонения. Восприятие и воспроизведение звуков речи.

Тема: Устроим зайке комнату (для детей 2-3 лет). Цель: учить называть и различать предметы мебели (стол, стул, диван, кресло, кровать, шкаф). Обогащать словарь детей прилагательными (большой, маленький, твёрдый, мягкий, деревянный). Активизировать в речи глаголы повелительного наклонения (сядь, ляг, встань, открой), побуждать детей их использовать во фразовой речи. Закрепить произношение звуков О, Н.

  • Чтение «Кровать куклы» Славина
  • Конструирование мебели из крупного строительного материала.
  • Д/и «У Ляли болят зубы»
  • Лото «Мебель»
  • СРИ «Семья», «Магазин мебели»

Внести набор мебели для обыгрывания ситуации куклами, зайчиками и т.д.

Месяц: Ноябрь.

Задачи

Специально-организованное обучение

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Понимание обращённой речи с опорой на наглядность. Восприятие и воспроизведение звукового образа слова, передавая его ритм.

Тема: РНС «Курочка Ряба» в постановке кукольного настольного театра. Занятие с использованием малых фольклорных форм как средство ознакомления с художественной литературой. Цель: учить слушать сказку в инсценированном варианте под музыкальное сопровождение. Помочь понять содержание сказки. Развивать воображение детей. Обучать чёткому произношению слов из сказки. Формировать правильное произношение звуков П, П'.

Драматизация сказки «Курочка Ряба». Цель: побуждать детей использовать в речи, в действиях отрывки из сказок, воспитывать у детей выразительность речи, эмоциональность.

Внести настольный театр к сказке «Курочка Ряба», одежду для бабы и деда, учить детей исполнять роли персонажей сказки в самостоятельных играх. Вызвать у детей интерес к ряжению.

Восприятие и воспроизведение звуков речи. Освоение структуры простого предложения, пользование системой окончаний существительных, прилагательных, глаголов.

Упражнение на звукоподражание «Гости». Рассказ про корову и кошку. Цель: приучать детей правильно произносить звуки М, М', закрепить произношение звука У. Активизировать в речи слова: рога, бодается, острые когти. Следить, чтобы, отвечая на вопросы, дети согласовывали слова в предложениях.

  • Заучивание потешек «Рано, рано по утру…», «Пошел котик на торжок».
  • Чтение потешки «Как у нашего кота»
  • П/и «Самолёты»
  • Рассматривание картин «Корова с телёнком», «Кошка с котятами»
  • Упражнение «Ветер гудит».

Внести в экологический уголок набор домашних животных.

Обобщение представлений детей о животном мире, называние частей тела птицы, использование в речи глаголов для называния действий, прилагательных для обозначения некоторых особенностей. Понимание речи взрослого и умения отвечать на вопросы.

Целевая прогулка: рассматривание воробья. Цель: развивать активную речь. Обогащать словарь детей существительными, обозначающими части тела воробья (Пёрышки, клюв, крылья, лапки); глаголами, указывающими способы передвижения и питания птиц (летает, клюёт), прилагательными, обозначающими цвет перьев и характер воробья. Учить детей говорить внятно, учить детей отвечать на вопросы воспитателя.

  • Лото «Птицы»
  • Рассматривание картинок с изображением птиц.
  • Чтение «Про курицу» Федосеева
  • П/и «Птички в гнёздышках», «Птички и кошка».

Игрушки птиц диких и домашних.

Предметные картинки «Птицы».

Развитие пассивной и активной формы речи. Восприятие и воспроизведение звукоподражательных слов. Название основных свойств и объектов неживой природы.

Тема: Игра с водой. Цель: развивать понимание речи: учить детей понимать смысл предложений, словом побуждать детей к разнообразным действиям, понимать и использовать мимику. Развивать активную речь: учить повторять звукоподражательные слова (кря-кря). Заменять облегчённые слова правильными (уточка), побуждать повторять слова тёплая, холодная, горячая. Подвести детей к пониманию того, что без воды не могут жить растения, рыбы, птицы, звери и человек.

  • Наблюдения за комнатными растениями.
  • СРИ «Искупаем куклу Машу».
  • Д/и «Постираем куклам бельё»
  • Игра с игрушками в воде «Тонет – не тонет».
  • Заучивание потешки «Водичка, водичка», отрывка из произведения «Мойдодыр» Чуковского «Да здравствует мыло душистое, и полотенце пушистое…»

Внести в игровой уголок: ванночку, тазик, предметы туалета для купания, стирки белья, водоплавающие игрушки, камешки.

Месяц: Декабрь

Задачи

Специально-организованное обучение

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Восприятие и воспроизведение звуков речи, передавая ритм, правильно пользоваться речевым дыханием.

Воспитание звуковой культуры речи. Повторение потешки «Пошел котик на торжок…». Цель: формировать правильное и отчётливое произношение звуков П, П'. Вызвать у детей радость при чтении знакомой потешки. Учить их чётко произносить подговаривая.

  • Д/И «Отгадай и назови». Цель: познакомить детей с назначением предметов, активизировать в речи слова – назначении предметов и их качества. Учить образовывать существительные по образцу.
  • Чтение потешки «Как у нашего кота».

В игровой уголок внести игрушку кота наглядно-дидактический материал «Домашние животные».

Выделение с помощью взрослого ярко выраженных признаков в предметах (цвет, размер, части). Понимание обобщённого значения слова.

Темы: «На чем люди ездят», «Транспорт». Цель: закрепить и расширить знания детей о транспорте. Учить понимать обобщённое значение слова «транспорт», пользоваться этим словом в активной речи, объяснить, что относится к транспортным средствам (самолёт, поезд, автобус, автомобиль, троллейбус и т.д.)

Дидактическая игра «Найди пёрышко». Цель: учить различать и называть цвета: красный, зелёный, жёлтый. Предлагать им повторение простых и более сложных фраз, используя вопрос и восклицание.

Пересказ текста Л.Славиной «Зайчик». Цель: продолжать развивать способствовать пониманию содержания рассказа без опоры на наглядность. Вызвать желание слушать сначала маленький рассказ про зайчика, а потом этот же рассказ, но в усложненном варианте.

Внести машины в игровой уголок.

Освоение умения понимать обращённую речь с опорой на наглядность, реагировать на обращение, используя доступные речевые средства.

Темы: Рассматривание картины «Зимние забавы», «Зима». Цель: продолжить учить детей рассматривать картины, акцентируя внимание на сюжете, на действиях персонажей. Связать сюжет картины с текущими временами года, ввести в активный словарь слово «зима» и сочетание слов «зимнее время года».

  • Пересказ текста Славиной «Зайчик».
  • Совместное сочинение воспитателя и детей рассказа о зиме.
  • Чтение и заучивание стиха А.Л. Барто «Снег».
  • Игра «Снег». Цель: учить подговаривать слова и выполнять соответствующие тексту движения.
  • Заучивание стихотворений Токмаковой «Медведь», «Мама варежку надела».
  • Экспериментирование со снегом и водой.
  • Рисование «Снег идёт», «Снеговик».

Внести иллюстрации о зиме в экологический уголок игрушки: снеговик, горку, санки для кукол.

Месяц: Январь

Задачи

Специально-организованное обучение

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Обогащение представлений детей о живом мире, называние частей тела рыбки. Использование в речи глаголов для называния действий, прилагательных для обозначения некоторых особенностей. Понимание речи взрослого и умение отвечать на вопросы.

Рассматривание иллюстраций рыбок в аквариуме. Цель: Помочь детям осознать, что рыбка живая и нуждается в уходе и бережном отношении (нельзя стучать по стенкам аквариума, ловить рыбку руками. Словарь: рыбки, плавают, хвост, плавники.

  • Внести картину «Дети Кормят рыбок».
  • Игра «Рыбалка»
  • Песенка «Рыбка плавает в водице»
  • Настольно-печатная игра «Кто, где живёт?»
  • Внести макет «Аквариум с рыбками»
  • Игрушки рыбки
  • Удочка
  • Таз с водой
  • Мелкие игрушки

Восприятие и воспроизведении отдельных звуков речи и звукосочетаний с правильным использованием общеречевых умений (речевое дыхание, темп и ритм речи, дикция).

Упражнение на звукопроизношение. Д/И «Отгадай, кто к нам пришёл». Цель: приучать детей правильно произносить звуки М, П, Б, М', П', Б' и отдельные звукосочетания. Способствовать развитию речевого дыхания. Учить малышей различать на слух близкий по звучанию звукоподражания, дифференцировать громкость их произнесения, закрепить в речи детей названия отдельных предметов.

  • Д/и «Узнай, кто кричит».
  • Чтение «Наш котёнок»
  • Рисование мишки
  • Д/и «Найди Мишкин домик»
  • Лепка из глины «Шишки для мишки».

Игрушки Мишка, мышонок. Внести глину, еловые и сосновые шишки (для обследования детей).

Понимание обращённой речи с опорой на наглядность. Восприятие и воспроизведение звукового образа слова, передавая его ритм.

Чтение детям потешки «Как у нашего кота». Цель: помочь детям понять содержание потешки, вызвать желание послушать её ещё раз, способствовать активному подговариванию слов при чтении её воспитателем. Развивать наблюдательность. Активизировать в речи слова «густая», «пушистая», «перья-пёрышки».

  • Картина «Комната с котятами»
  • Д/и «Угадай по описанию»
  • Рисование на темы «Котята играют с клубочками», «Зёрнышки для петушка»

Внести игрушки: кошку, собачку, лисичку, зайчика, петушка.

Месяц: Февраль

Задачи

Специально-организованное обучение

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Восприятие и воспроизведение звуков речи, звукоподражательных слов, с правильным использованием общеречевых умений (речевое дыхание, темп, ритм речи, дикция)

Дидактическое упражнение «Лягушонок». Повторение сказки «Теремок». Цель: Укреплять артикуляционный и голосовой аппараты ребёнка. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков В, К. Учить детей различать на слух звукоподражания правильно произносить звук «ква-ква», широко открывая рот и с разной громкостью. Напомнить детям содержание сказки. Воспитывать интонационную выразительность речи. Словарь: лягушонок, пруд, теремок.

  • Показ настольного театра «Теремок»
  • Д/И «Кто живёт в пруду»
  • П/И «Весёлые лягушата и цапля»
  • Конструирование «Теремок для зверушек»

Игрушки из театра, тазик с водой, резиновые игрушки (лягушонок, рыбки).

Обогащение представлений детей о животном мире, называние частей тела птицы. Использование в речи глаголов для называния действий, прилагательных для обозначения некоторых особенностей. Понимание речи взрослого и умение отвечать на вопросы.

Рассматривание картины с изображением гуся. Цель: Сложившиеся ранее фольклорный образ птицы, дополнить реалистическим представлением о живой природе. Отметить характерные особенности птицы – тело, покрытое оперением, длинная тонкая шея, красный, большой клюв, красные лапки, любит и умеет плавать в реке, шипит, щиплется. Учить детей внимательно слушать текст. Использовать звуковую палитру рассказа для работы под правильным произнесением трудных звуков Г, Х, Ш, Щ. Эмоционально обогащать ребёнка. Словарь: тега-тега, хлебца покрошу, не щиплись.

  • Чтение потешки «С гуся вода»
  • Песенка «Жили у бабуси два весёлых гуся»
  • Рисование «зёрнышки для гуся»
  • П/И «Укрась шею гуся колечками».

Игрушка гуся (кольцеброс), картинки с изображением птицы, «Птичий двор», тазик с водой, игрушки гуся и уточки.

Понимание обращённой речи с опорой на наглядность. Восприятие и воспроизведение звукового образа слова.

Рассказывание детям сказки «Козлятки и волк». Цель: рассказать сказку сопровождая текст показом фигурок настольного театра. Активизировать в речи слова: коза, козлята, козлятки, волк, избушка.

  • Показ настольного театра
  • Лото «Дикие животные»
  • Муляжи «Домашние животные»
  • П/И «Серый волк под горой»
  • Рисование «Травка для козляток»

Фигурки настольного театра. Картины с изображением сказочных персонажей.

Понимание обращённой речи с опорой на наглядность. Восприятие и воспроизведение звукового образа слов, передавая его ритм. Называние предметов одежды, включённых в круг действий.

Чтение потешки «Наша Маша маленька». Цель: помочь детям понять содержание потешки, запомнить слова. Вызвать желание слушать и помогать воспитателю читать её. Уточнить название предметов одежды. Словарь: одежда, пальто, шапка, сапожки.

  • Д/И «Оденем куклу на прогулку»
  • Игровая ситуация «Маша на прогулке»
  • Сюжетная картина на тему «Дети на прогулке» (зима)
  • Д/И Куда что положить» (посуда, одежда, овощи).
  • Чтение «Кто во что одет»

Внести зимнюю одежду для кукол.

Лото «Что кому нужно для прогулки» (одежда)

Книга «кто во что одет»

Дидактическая кукла

Разная одежда.

Месяц: Март.

Задачи

Специально-организованное обучение

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Обогащение представлений детей о животном мире. Понимание обобщающего значения слова.

Тема: «Животные и детёныши». Цель: познакомить детей с животными и их детенышами, расширить представления о них, закрепить знания о домашних животных, ввести в понимаемую, а затем и в обобщающем значением: «детёныш», «детёныши». Воспитывать любопытство, добрые чувства. Словарь: телёнок, козлёнок, котята, жеребёнок.

  • Картинки «Домашние животные».
  • Лото «Чья мама?»
  • Рассматривание книги «Домашние животные»
  • Д/И «Угадай и назови»

Игрушки животных и детёнышей, предметные картинки «Домашние животные».

Понимание обращённой речи, реагирование на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы.

Тема: Чтение притчи Л. Толстого «Пришла весна, потекла вода». Цель: приучать ребят слушать небольшой рассказ без показа. Учить понимать количественную характеристику совокупностей из отдельных предметов, используя в речи слова: один, много, ни одного. Словарь: весна, потекла вода, один, много, ни одного.

  • Рассматривание картины «Птичий двор»
  • Создать игровую ситуацию «Уточки плавают»
  • П/И «Вышла уточка гулять»
  • Игра с мозаикой
  • Рисование на тему «Пруд для утят»

Игрушки уточка, утята, тазик с водой, картина «На птичьем дворе».

Восприятие и воспроизведение звуков речи и звукосочетаний, с использованием обращённых умений (речевое дыхание, темп, ритм речи, дикция). Освоение структуры простого предложения.

Упражнение на звукопроизношение «Медвежонок»; упражнение для развития речевого дыхания «Снежинки»; упражнение на развитие слухового восприятия «Угадай по голосу». Цель: учить детей правильно произносить звук Э, производить сильный выдох через рот, различать на слух звукосочетания, отчётливо выговаривать слова и фразы. Помочь детям, опираясь на иллюстрации, припоминать содержание сказки, обучать составлению маленького рассказа.

  • Рассматривание картины «Утро в сосновом бору»
  • Чтение стихотворения «Мишка косолапый», сказки «Курочка Ряба»
  • Рисование снежинок на синем фоне.
  • Лепка зёрнышек для цыпляток
  • П/И «Наседка и цыплята»

Игрушки: медведь, цыплята, курочка, лягушка, петух. Настольный театр «Колобок».

Д/У «Чей голос».

Повторение стихотворения А. Бородинского «Солнечный зайчики». Цель: напомнить детям стихотворение, побуждая их договаривать отдельные слова и фразы. Приучать ребят различать на слух звукоподражания, варьировать громкость и скорость их произнесения. Закрепить произношение пройденных звуков. Следить за отчётливым произнесением слов: солнечный зайчик, прыгает на стене.

  • Создать игровую ситуацию «К нам в гости заинька пришел»
  • Рисование солнечных зайчиков
  • Подвижная игра детей с зеркальными «зайками» (на улице)
  • Чтение стихотворения

Игрушка зайка. В изоуголке гуашь жёлтого цвета, ватман, кисти № 5, № 8.

Месяц: Апрель

Задачи

Специально-организованное обучение

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Произнесение слов и фраз с правильным использованием общеречевых умений. Освоение культуры общения: умение употреблять речевые формы вежливого общения.

Тема: «Передай куклу Катю». Цель: учить детей отчётливо и ясно произносить слова и фразы, приучать вежливо просить у товарища игрушку. Учить детей внимательно слушать, отгадывать простые загадки.

  • Чтение загадок для детей о животных
  • Создать игровую ситуацию «Кукла Маша хочет спать»
  • Рассмотреть в сравнении кошку и собаку, корову и козу.
  • Рисование травки для козы и коровы.

Внести игрушки: кошку, собачку, корову, козу.

Освоение умения понимать обращённую речь с опорой на наглядность. Реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечая на вопросы воспитателя.

Рассматривание картины «Игра с куклой». Цель: учить детей понимать изображение на картинке, отвечать на вопросы воспитателя по её содержанию. Словарь: кукла, угостим, пришла в гости.

  • Создать игровую ситуацию «Искупаем куклу Катю»
  • Чтение потешки «Водичка, водичка, умой моё личико».
  • Д/И «Кому, что нужно для работы».

Внести новую для детей куклу, ванночку, мыльницу, губку, полотенце.

Восприятие и воспроизведение звукового образа слова, передавая его ритм, правильное пользование речевым дыханием (говорить на выдохе).

Тема: Девочка разбила чашку.  Цель: учить детей правильно произносить звук Й, различать на слух разную громкость и скорость произнесения слов, приучать протяжно на одном выдохе произносить звук «У». Словарь: «Баю-бай, баю-бай, белолапа не лай».

  • Д/И «Чайная посуда»
  • Создать игровую ситуацию «Напоим куклу Катю чаем»
  • П/И «Паровоз»
  • Лепка на тему «Угощение для кукол» (крендельки, лепёшки)

Внести чайную посуду, дидактическую куклу.

Тема: Чудесная коробочка (мешочек). Цель: отрабатывать правильное произнесение звуков в словах. Учить детей произносить слова отчётливо правильно называя предметы, узнавать предмет, опираясь на слова воспитателя.

  • Создать ситуацию «Польём цветы»
  • Строительство домика из кубиков
  • Игра «Кто, как кричит»
  • Игра в уголке ряжения.

Внести набор предметных картинок, в уголок ряжения набор одежды.

Месяц: Май

Задачи

Специально-организованное обучение

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Понимание обращённой речи. Восприятие и воспроизведение звукового образа слова.

Д/И «Комарики». Повторение потешки «Привяжу я козлика». Цель: вызвать у детей радость от прослушивания знакомой потешки, побуждать договаривать слова и фразы за воспитателем. Словарь: козлик, бодает, рожки, копытца.

  • Рассмотреть игрушку козлика из глины
  • Чтение потешки «Стой мой козлик не бодайся», «Там котик усатый по садику бродит…»
  • Игра – драматизация (дети изображают болеющих козлят)

Внести деревянную игрушку «Козлики на мосточке», дидактический материал «Домашние животные»

Обогащение представлений о растительном мире, называние некоторых особенностей строения растений (цвет, строение).

Рассматривание одуванчиков. Цель: обогатить и уточнить представления детей о растениях своего участка, учить узнавать растение по цвету, строению. Словарь: одуванчик, жёлтый, ветерку послушное.

  • Рассмотреть с детьми картинки с изображением цветов.
  • Чтение стихотворения «Носит одуванчик жёлтый сарафанчик».
  • Рисование на тему «Одуванчики на полянке»
  • Целевая прогулка на клумбу.

В уголке природы полить цветы, отметить многообразие цветов.

Восприятие и воспроизведение звуков речи, с правильным использованием обращённых умений. Понимание обращённой речи без показа.

Дидактическое упражнение на отработку звукопроизношения. Рассказ на тему: Катя нашла котёнка». Цель: учить детей слушать рассказ без показа. Приучать чётко и правильно произносить звук Ц.

  • Рассматривание картины «Кошка с котятами»
  • Песенка «Серенькая кошечка»
  • Чтение потешки «Киска, киска не сердись…»
  • Рисование на тему «Следы кошки»
  • На прогулке наблюдение за кошкой.

Игрушка кошка.

Определение основных свойств и объектов неживой природы: песок, называние некоторых свойств и особенностей.

Ознакомление со свойствами песка. Цель: учить детей способам обследования материала (сыпать песок в руки, ссыпать с ладошки). Определить цвету влажность песка. Использовать в речи слова: сыпучий, влажный, сухой.

  • Игра – инсценировка «Поиграет с мишкой»
  • Рисование на тему «Овощи» (помидор, огурчик, кабачок).

Игры в сухом бассейне. Внести ведёрки, формочки для игр с песком, муляжи фруктов, овощей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ум на кончиках пальцев

Семинар для родителей младшей группы ДОУ. Рекомендации родителям о развитии мелкой моторики у младших дошкольников. Анализ игрушек, предлагаемых нашим рынком, а также возможность использовать подручны...

"Истоки способностей и дарований находятся на кончиках пальцев" ( В.А.Сухомлинский)

Мелкая моторика - точные движения пальцев рук - особенно тесно связана с процессом формирования речи у ребёнка. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее вл...

"Сказки на кончиках пальцев"

В этой работе представлены упражнения пальчиковой гимнастики, которые способствуют развитию речи ребенка и улучшают мелкую моторику...

Чудеса на кончиках пальцев

Консультация для родителей о значении развития мелкой моторики....

"Речь на кончиках пальцев"

Материал с рекомендациями по развитию мелкой моторики для размещения в родительском уголке....

Речь на кончиках пальцев

В данной статье учитель - логопед Титова С.А. убеждает родителей о необходимости развития мелкой моторики у детей...

Сказки на кончиках пальцев

Пальчиковые игры. Пальчиковые сказки. Развитие мелкой моторики в игровой, коммуникативной, творческой форме...