Аналитическая справка о результате личного участия старшего воспитателя в создании развивающей предметно-пространственной среды ДОУ
материал на тему

Романычева Татьяна Владимировна

Справка для аттестации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spravka_o_pprs.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15

г.о. Тейково Ивановской области

Тел.2-29-41                                                                                             ул. Чапаева, д.25-а  

Аналитическая справка

о результате личного участия старшего воспитателя в создании развивающей предметно-пространственной среды МДОУ № 15

     Наше учреждение реализует программу «От рождения до школы» под ред. М.А.Васильевой, Н.Е. Вераксы,

Детский сад является учреждением общеразвивающего вида,

Старший воспитатель Романычева Татьяна Владимировна большое внимание уделяет организации предметно-пространственной среды в группах и на участках ДОУ. Она регулярно консультирует педагогов по вопросам организации среды, организует смотры-конкурсы: «На лучший уголок экспериментирования», «Лучший театрализованный уголок», «Лучшее оформление книжного уголка», «Нетрадиционное оборудование и игры для спортивного уголка», «Лучшее оформление участка», «Самую креативную клумбу» и т.д. Это стимулирует педагогов к творческому поиску, к более активному применению новых форм организации среды, привлечению родителей к совершенствованию среды и её модернизации.

Татьяна Владимировна принимает личное практическое участие в изменении среды, в подборе лучших вариантов расположения зон в групповых комнатах, всегда готова дать квалифицированный совет и оказать методическую помощь педагогам.

В кабинете старшего воспитателя собраны дидактические пособия для организации занятий, доступные для пользования, собраны подборки методической литературы по образовательным областям, имеется обобщённый опыт работы педагогов, накоплена большая библиотека конспектов по различным разделам Программы. Педагоги всегда могут обратиться сюда за необходимой помощью для организации образовательного процесса.

     Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ содержательно насыщена и соответствует возрастным возможностям детей. Образовательное пространство групп оснащено в соответствии с требованиями образовательной программы, реализуемых в дошкольном учреждении.

    Учебная зона оснащена традиционными материалами (картины – предметные и сюжетные, репродукции, альбомы, дидактический материал, наборы открыток и фотографий, счетная и музыкальная лесенки, схемы, модели, плакаты), аудиовизуальные пособия (магнитофонные кассеты, CD-диски, DVD-диски) и материалы нового поколения. В группах имеются технические средства: ноутбук для просмотра DVD-дисков, магнитофон, при необходимости используется принтер. Материал подобран сбалансированно, сообразно педагогической ценности и предназначен для расширения, обобщения и систематизации опыта детей.

    Все пространство предметно-пространственной среды и оборудование групповых помещений безопасное, эстетически привлекательное здоровьесберегающее, развивающее и соответствует санитарно-гигиеническим требованиям.

    Для проведения образовательной деятельности выбраны двухместные столы. Обязательно учитываются рекомендации врача, для определения места каждого ребенка за столом. Столы и стулья маркированы, соответствуют росту детей и требованиям СанПин.

Мебель в групповых помещениях расположена согласно требованиям пожарной безопасности, с учетом свободного доступа детей к местам эвакуации.

      Пространство групп трансформируется в зависимости от образовательной ситуации. Во время проведения непосредственно образовательной деятельности дети занимают места за столами, которые легко можно перемещать; расставить вдоль стены, поставить кругом во время проведения коллективных аппликаций. Столы можно сдвинуть в сторону, положить ковер и проводить словесные и другие игры. Все созданные в группах центры имеют выход в универсальную игровую зону с большим разнообразием предметного накопления.

Среда в группах ДОУ – это поле деятельности, образ жизни, передача опыта, творчество, предметное образование, историческая эпоха. В группах воспитатели используют не только горизонтальную плоскость (пол), но и вертикальные поверхности (стены), а также осваивает воздушное пространство (к потолку подвешивают тренажер для зрительной гимнастики, игрушки, поделки). Ребенок в зависимости от его интереса может располагаться, сидя на стульях, кубах, на полу, стоя у мольберта, наборного полотна, на коленях у подиума с разнообразными конструкторами, материалами, макетами и пр.

    Игры, пособия, мебель в группах полифункциональны и пригодны для использования в разных видах детской активности. Наличие легких ширм и легко перемещающейся мебели в группах создается возможность построения непересекающихся сфер активности. Дети могут заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. Тематические центры позволяют объединяться по общим интересам. Есть подручные материалы (ленточки, пуговицы, пробки, банки и т.п.), которые используются для решения различных игровых ситуаций.

   В группах организованы различные пространства (для игры, конструирования, уединения, экспериментирования и пр.) наполненные различными материалами, играми, игрушками и оборудованием, обеспечивающими свободный выбор детей.

Мебель мобильна, что позволяет менять интерьер по мере необходимости.  Все это создает благоприятную психологическую обстановку, положительный эмоциональный настрой у детей.

Игровой материал периодически меняется, появляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. В старших группах каждый календарный месяц меняется лексическая тема и, соответственно, меняется весь сопровождающий данную тему дидактический и игровой материал. Выставляются наглядные пособия по текущей теме, дидактические игры, игрушки. По сезонам года во всех группах оформляются выставки природного материала, календари и т.п., таким образом, развивающая среда групп является вариативной.

Предметно-развивающая среда спроектирована в соответствии с образовательной программой, реализуемой в детском саду, с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей. Организация предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС должна осуществляться по всем видам детской деятельности: игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, музыкальной, элементарно-трудовой, изобразительной.  Среда должна отражать содержание образовательных областей:

-социально-коммуникативное развитие;

-познавательное развитие;

-речевое развитие;

-художественно-эстетическое развитие;

-физическое развитие        

 Во всех группах ДОУ созданы условия реализации образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. 

Групповые помещения условно разделено на зоны, плавно переходящие одна в другую:

1. Рабочая зона или учебная (научный центр, математический центр и др.)

2. Активная зона (конструктивная деятельность, физическое развитие, центр музыкально-театрализованной деятельности, центр сюжетно-ролевых игр)

3. Спокойная зона (центр сенсорного развития, математического развития, «Здравствуй, книжка», центр речевого развития, центр социализации)

Условно, в пределах пространства групп можно выделить игровые и тематические центры, охватывающие все образовательные области.

В группах есть условия для экспериментирования с различными материалами: емкости для игр с водой, песком, зеркала, лупы, микроскоп, весы, гирьки. Есть различные виды природных материалов, семян, круп и т.д. Экспериментируя, дети получают новые знания, делают выводы и анализируют. Созданы условия для проведения различных опытов

В каждой группе выделен уголок природы, где находятся растения для ознакомления с ними детей, коллекция камушков, ракушек, гербарии, муляжи животных, овощей, фруктов, поделки из природного материала.

Для детей необходим уголок уединения, где ребенок может отдохнуть, снять возбуждение, успокоиться.

Зона изобразительной деятельности оснащена всем необходимым для развития творчества: бумага, краски, кисти, пластилин, восковые мелки, карандаши, фломастеры, обводки по различным темам, книжки для раскраски, образцы изделий народного творчества и т.д.

В книжном уголке – хорошо иллюстрированные художественные произведения, соответствующие возрасту детей. Делаем подборку книг по мере изучения той или иной лексической темы. Тесно сотрудничаем с библиотекой, которая предоставляет нам книги для детей, дети знакомятся с животным и предметным миром, может познакомиться с предметами, животными, птицами, растениями, насекомыми.

Пример наполняемости математического центра

1.Счетный материал: игрушки, мелкие предметы, предметные картинки.

2.Комплекты цифр и математических знаков для магнитной доски и ковролинового полотна, набор карточек с гнездами для составления простых арифметических задач.  

3.Занимательный и познавательный математический материал: доски-вкладыши, рамки-вкладыши, логико-математические игры: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, «Геоконт-конструктор» и др.

4.Схемы и планы: групповая комната, кукольная комната, схемы маршрутов от дома до детского сада, от детского сада до библиотеки и др.

5.Рабочие тетради по математике.

6.Наборы геометрических фигур для ковролинового полотна и магнитной доски.

7.Наборы объемных геометрических фигур.

8.«Волшебные часы»: модели частей суток, времен года, месяцев, дней недели.

9.Счеты настольные.

10.Счетные палочки.

11.Учебные приборы: линейки, сантиметры, ростомер для детей и кукол, набор лекал, циркуль.

12.Мозаики, пазлы, игры типа «Танграм», бусы, различные игрушки со шнуровками и застежками.

13.Набор проволочных головоломок; головоломки объемные (собери бочонок и т.п.), в том числе со схемами последовательных преобразований; игры-головоломки на комбинаторику («15»); головоломки-лабиринты.

14.Система наклонных плоскостей для шариков.

15.Термометр спиртовой.

16.Часы песочные (на разные отрезки времени); часы механические.

17.Весы рычажные равно плечные (балансир) с набором разновесов.

18.Наборы таблиц и карточек с предметными и условно-схематическими изображениями для классификации по 2-3 признакам одновременно (логические таблицы).

19.Настольно-печатные игры.

20.Наборы моделей: деление на части (2-16).

21.Разнообразные дидактические игры.

Содержание предметно-развивающей среды периодически обогащается с ориентацией на поддержание интереса ребенка к окружающему его пространству.

    Организация предметно-развивающей среды в группах построена в соответствии с возрастными и гендерными особенностями воспитанников. Обеспечена частичная изоляция мальчиков и девочек в туалетной комнате. Мальчики и девочки обеспечены равноценными по значению игрушками, сведениями, информацией.

    Созданная среда предоставляет возможности мальчикам и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.

    Включены в игровые материалы для девочек: предметы женской одежды, украшения, накидки, бусы, банты, сумочки и т.п. Для мальчиков детали военной формы, предметы обмундирования, вооружения рыцарей, русских богатырей, различные технические игрушки и т.п. Игры девочек проходят в ограниченном пространстве, а мальчикам требуется практически вся территория группы. Педагоги привлекают детей к совместным играм, стараются сдружить детей в разных видах деятельности. Игра «строительство» с подъездными ж\д путями, автодорогами – мальчики выполняют тяжелую строительную работу, а девочки украшают постройки, создают зеленые зоны, (клумбы, парки).

    Все игры и пособия в группах доступны всем детям, обеспечена доступная среда во всех помещениях, где осуществляется образовательная деятельность.

    В группах имеется свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности.

Во время образовательной деятельности обязательны физминутки, проводятся специальные гимнастики для глаз, используя настенные тренажеры для развития прослеживающей функции глаз; тренажеры занимают пространство под потолком, призваны развивать пространственную зрительно-моторную координацию глаз.

Жизненное пространство в группах дает возможность детям проявлять активность, не пересекаясь друг с другом. Каждый ребенок может найти место, комфортное для его эмоционального состояния. На стене в некоторых группах есть рамки на доступной детям высоте, в которые вставляются репродукции или рисунки, ребенок может менять оформление в зависимости от настроения или новых вкусов. Есть стена (доска творчества) – предоставлена детям, они могут писать или рисовать, создавая индивидуальные или коллективные работы.

     Создана коллекция звукозаписей шумов природы (шелест листвы, шум воды и т.п.) всего, что выполняет функции психотерапии, успокаивает детей (перед сном). Возможно использование звуков как фон, сопровождающий игру, в образовательной деятельности «Угадай, кто это?», «Угадай, что это?» и т.п.

На прогулочных площадках есть все условия для организации различных видов детской деятельности, созданы условия для игр с песком и водой, для двигательной активности, для тренировки в основных видах движений, для организации подвижных и спортивных игр, а также для развития творчества и проведения сюжетно-ролевых игр. На территории ДОУ имеется учебный перекрёсток для отработки ПДД, есть огород, где у каждой дошкольной группы имеется своя грядка, за которой дети с удовольствием и большой ответственность ухаживают, имеется уголок леса. По инициативе и самом активном участии старшего воспитателя в рамках детско-родительской акции «Саду цвесть!» начата разбивка фруктового сада, посажена грядка с лекарственными растениями

Вывод: Развивающая предметно-пространственная среда в группах ДОУ создана с учетом ФГОС и дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

Заведующий МДОУ № 15 ______________ Казаркина Н.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка о результате личного участия педагога в создании развивающей предметно-пространственной среды в старшей и подготовительной группе ГБДОУ № 29.

Аналитическая справка о результате личного участия педагога Марченковой Елены Геннадьевны в создании развивающей предметно-пространственной среды в старшей и подготовительной группе ГБДОУ № 29.Группа ...

Аналитическая справка о результате личного участия воспитателя Галушиной Любови Александровны в создании развивающей предметно-пространственной среды (2016-2017 уч. год)

Образовательная среда дошкольного учреждения – это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребёнка в дошкольном учреждении, состояние его физического и пс...

Аналитическая справка о результатах личного участия педагога Ветровой Анастасии Олеговны в создании развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе ГБДОУ детском саду № 115 компенсирующего вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга.

Аналитическая справка о результатах личного участия педагога Ветровой Анастасии Олеговны в создании развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе ГБДОУ детском саду № 115 компенсирующе...

Аналитическая справка о результате личного участия воспитателя Агафоновой Любови Тимофеевны в создании развивающей предметно - пространственной среды в группе компенсирующей направленности

С принятием нового Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования вопрос организации развивающей предметно - пространственной среды в группе ДОУ становится ещё более ...

Аналитическая справка о результате личного участия педагога в создании развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО Воспитатель Гнесюк Ирина Тимофеевна

Цель: создать для формирования и развития творческой личности ребенка развивающую предметно – пространственную среду в соответствии с требованиями ФГОС ДО: сод...

Аналитическая справка о результате личного участия воспитателя в создании развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе № 09

Аналитическая справкао результате личного участия воспитателя в создании развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе № 09...