Лэпбук как средство развития познавательной инициативы, творчества и самостоятельности старших дошкольников.
консультация (старшая группа) на тему

Лэпбук,как средство развития познавательной инициативы, творчества и самостоятельности старших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Теоретический материал17 КБ

Предварительный просмотр:

Лэпбук как средство развития познавательной инициативы, творчества и самостоятельности старших дошкольников.

Цель:  Развитие культурных способов познавательной детской деятельности, инициативы и самостоятельности: обучение детей сбору и классификации материала по теме, постановке цели, планирование, самостоятельное нахждение  источников получения информации.

Задачи:

  •  Способствовать обобщению и пополнению  представлений о времени года - зиме.
  • Обеспечить понимание зависимости изменений в живой и неживой природе от температуры.
  • Пополнить развивающую среду группы по теме «Зима».
  • Организовать взаимодействие с родителями по решению образовательных задач в процессе реализации тематического комплекса.
  • Привлечь родителей к совместной работе с детьми, по поиску информации, оформлению и наполнению индивидуальных лэпбуков.

 Что же такое ЛЭПБУК???

 Лэпбук -тематическая или интерактивная папка, то есть самодельная бумажная книжка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребёнок может доставать, перекладывать и складывать по своему усмотрениюю. Таким образом, в игровой форме запоминает или закрепляет пройденный материал.В Америке лэпбуки получили свое широкое распространение и стали популярны за счет домашнего образования. При таком обучении лэпбук является финальным этапом изучения определенной темы.

Проведя аналогию с отечественным образованием,  лэпбук -это по сути финальный этап проектной деятельности. То есть, ребенок, получив тему проекта, ищет информацию, придумывает игры, самостоятельно делает какие-то зарисовки на данную тему и по окончанию исследовательской деятельности сам или с помощью взрослого оформляет ее в лэпбук. Получается изначально лэпбук– это продукт ребенка, отражение полученных им знаний. Но иногда лэпбук делают сами педагоги или родители, и выглядит он уже как дидактическое пособие для детей. И это тоже замечательно, но в таком случае надо придерживаться некоторых правил, так как лэпбук должен отвечать требованиям ФГОС ДО к предметно- развивающей среде.

1. Информативен. Информация, содержащаяся в лэпбуке, должна быть понятна ребёнка.

2. Прочен. Учитывая, что с ним будут заниматься дети, он должен быть достаточно крепким.

3. Эстетичен. Лэпбук должен быть оформлен аккуратно, красиво, чтобы у ребёнка появилось желание взять его в руки. Таким образом, лэпбук будет являться средством художественно-эстетического развития ребёнка.

4. Вариативен. Желательно иметь несколько вариантов использования каждой его части.

5. Доступен. Его структура и содержание доступно для детей дошкольного возраста. Взяв, лэпбук в руки, ребёнок должен самостоятельно выбрать, что ему интересно, как с этим обращаться. Никаких методических рекомендаций, больших текстов с описаниями, лишней информации.

6. Пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого, как играющего партнёра).

 Свою работу мы начали с того, что на групповом сборе рассказали детям, что такое лэпбук, из чего он состоит, и предложили детям попробовать сделать каждому свой.  Детей это очень заинтересовало, и они с радостью приняли наше предложение.

У нас появилась творческая мастерская, на которой мы познакомились с технологией изготовления лэпбука, и каждый из детей, из картонной папки, формата А4, изготовил свою индивидуальную папку – базовую основу лэпбука. Мы оформили внешнюю сторону папки, оклеив её,листами, раскрашенными детьми.

Затем мы приступили к работе с родителями. В этом нам помогли доска общения и информационная доска, размещённые в раздевалке. На информационной доске мы познакомили родителей с темой недели, а так же поместили информацию о лэпбуке. «Что такое лэпбук? Зачем он нужен? С чего начать?».  Параллельно с информационой доской, у нас на доске общения бола заочная переписка с родителями « За что вы любите зиму?»

С помощью информационной доски мы познакомили родителей с ответами детей, чтобы они хотели узнать интересного и зимних явлениях живой и неживой природы.

И здесь, у детей, совместно с родителями пошла работа по изготовлению лэпбуков.

Каждый день нам приносили по 2-3 готовых лэпбука, которые мы рассматривали, читали, изучали, проигрывали. Дети с огромным интересом и радостью встречали каждый новый лэпбук. Каждый ребёнок презентовал свой лэпбук по плану:

 - Тема(название).

 - Что есть интересное в моём лэпбуке.

- Предложи задание или игру.

В центре познания мы организовали выставку лэпбуков. Дети с удовольствием пользуются ей, рассматривают, читают, играют с лэпбуком.Благодаря лэпбукам, мы узнали очень много нового и интересного.

И итогом нашего проекта станет викторина «Зима пришла», по материалам детских лэпбуков.

Подводя итог нашей работе по лэпбукам, можно сделать следующие выводы:

  • Дети обогатили, обобщили и уточнили знания по теме «Зима».
  • В процессе познавательно иследовательской деятельности у детей развились навыки связной речи (рассказывание по плану) и диалогической реч ( умение задавать вопросы и отвечать на них).
  • В процессе презентаций лэпбуков повысилось чувство уверенности в себе у малоактивных и неуверенных детей
  • Значительно обогатилась продуктами детской творческой и познавательной деятельности, и стала интересней развивающая среда группы.
  • Все родители приобщились к совместной познавательной и творческой деятельности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проекта как средство развития познавательной инициативы и самостоятельности детей

Материал из опыта работы для выступления на методическом объдинении....

Мастер-класс «Использование квест – технологии в работе с дошкольниками как средство развития познавательной инициативы у дошкольников».

Цель мастер класса  Повышение уровня компетентности педагогов в вопросе использования квест – технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста....

Игра как средство поддержки детской инициативы, творчества и самостоятельности

В статье описывается работа с детьми, имеющими ТНР, по развитию речевых, социо-коммуникативных и творческих навыков в игровой деятельности....

буклет «Использование квест – технологии в работе с дошкольниками как средство развития познавательной инициативы у дошкольников»

Квест - это игра, поиск, которые требуют от игроков решения тех или иных умственных задач для преодоления препятствий и движения по сюжету, который может быть определен или же иметь множество исходов,...

методическая разработка "Использование квест-технологии в работе с дошкольниками как средство развития познавательной инициативы дошкольников"

В презентации представлена методическая разработка "Использование квест-технологии в работе с дошкольниками как средство развития познавательной инициативы дошкольников"....

Сообщение из опыта работы Тема "Лэпбук как средство развития познавательных способностей дошкольников старшего возраста"

Лэпбук – дидактическое, универсальное пособие в виде книжки – раскладушки, в которой вся информация размещается в виде рисунков, схем, небольших текстов. Он может быть использован при реал...