Игра как средство поддержки детской инициативы, творчества и самостоятельности
статья (старшая, подготовительная группа)

Агутова Мария Сергеевна

В статье описывается работа с детьми, имеющими ТНР, по развитию речевых, социо-коммуникативных и творческих навыков в игровой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_kak_sredstvo_podderzhki_detskoy_initsiativy_2019.docx34.56 КБ

Предварительный просмотр:

Игра как средство поддержки детской инициативы, творчества и самостоятельности

В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Также в пункте 1.6, говорится о том, что Стандарт направлен на раскрытие творческого потенциала каждого ребёнка. 

К завершению дошкольного образования Стандарт предполагает наличие у ребенка  следующих возрастных характеристик:

  • проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.;
  • способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и, прежде всего, в игре;
  • владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.

Другими словами, ФГОС ставит перед нами, педагогами, задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности.

В результате анализа литературы сформулированы понятия инициативности, самостоятельности, творчества дошкольников:

Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в  инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.

Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество, рассматривается и как волевая характеристика поведения человека. Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой. Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.

Детское творчество - одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других.

Творчество детей дошкольного возраста - это создание ребенком субъективно нового (значимого для ребенка прежде всего) продукта,  придумывание к известному новых, ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ, придумывание своего начала, конца, новых действий, характеристик героев и т.п., применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации (для изображения предметов знакомой формы — на основе овладения мимикой, жестами, вариациями голосов и т.д.), проявление ребенком инициативы во всем, придумывание разных вариантов изображения, ситуаций, движений.

Поскольку основной вид деятельности в дошкольном возрасте – это игра, поэтому развивать самостоятельность, инициативу и творчество нужно через игру, в особенности, через сюжетно-ролевую и театрализованную игры. Потому что сюжетно-ролевые игры имеют особое значение в развитии дошкольников. А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец называют ролевую игру ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. А театрализованная игра направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизацию при этом всех имеющихся у него возможностей; на самостоятельное творчество, она развивает воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном. 

Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык, и именно в игре ребёнок раскрывает свою индивидуальность и инициативность.

Прежде чем перейти к обсуждению темы, хотелось бы рассказать о навыках наших детей. Мое наблюдение над социально-коммуникативной и игровой деятельностью детей с ТНР показало, что дети первого года обучения отстают по многим пунктам возрастной характеристики, данной ФГОС.

Прежде всего, дети не умеют общаться, договариваться, играть. Инициативность и самостоятельность у них проявляется в стремлении первым взять понравившуюся игрушку, оттолкнув при этом сверстника, в навязчивом желании опередить другого ребенка на лестнице, не дав ему пройти вперед. Они неспособны понять товарища, договориться с ним. Наши воспитанники не умеют управлять своими эмоциями и воображением. Просьба уступить место другому, подождать своей очереди в игре заканчивается слезами или нежеланием играть. В старшей группе дети были не способны соблюдать правила в подвижных играх, стремились ими пренебрегать, не могли пережить без слез поражение в играх.

Творческие игры детей с ТНР однообразны по тематике и неинтересны по содержанию. В какие игры дети играют самостоятельно на улице, какие игры вообще знают? Мальчики старшей группы играли в зомби, в догонялки или, в лучшем случае, в пиратов. В подготовительной играют в те же самые догонялки, полицейских. Самостоятельные игры девочек более разнообразны: это семья, герои популярных мультфильмов и игр на планшете. Изредка дети вспоминают детсадовские игры: Радуга, Тише едешь, дальше будешь. Что касается народных, спортивных, подвижных игр с правилами и текстом, то дети не способны самостоятельно организовать их. Они не слышат друг друга, стоит одному предложить игру и позвать сверстников, так тут же каждый из приглашенных начинает предлагать свое или вообще отказывается. В итоге собирать детей в игру приходится воспитателю.

В моей группе есть дети, дети с ЗПР, которые не понимают, в чем смысл игры.  Они лишь копируют ее внешние проявления. Такие дети не играют в сюжетно-ролевые игры. В режиссерской игре заняты простым манипулированием с предметом и игрушкой. Чаще всего дошкольники играют сами с собой, собирают пазлы, катают машины или вообще не играют.

Неумение играть характерно не только для детей с ТНР. Доктор психологических наук Е. Смирнова пишет о том, что современные дошкольники не умеют организовать свою деятельность, наполнить ее смыслом. У большинства не развито воображение, они творчески безынициативны, не умеют самостоятельно мыслить. Причина этого - загруженность детей занятиями в детском саду, а в свободное время игра детей выглядит как возня, драка, толкотня. Поэтому воспитатели заполняют свободное время спокойными настольными играми. Руководство игрой чаще носит обучающий характер, связанный с усложнением деятельности.

Не могу не согласиться с этим. Сюжетно-ролевая игра у детей действительно через 3 минуты невмешательства воспитателя превращается в возню и толкотню. Нередко для детей поиграть в моряков значит совершать примитивные однообразные действия без использования речи: например, выпрыгивать из лодки и запрыгивать обратно. Театрализация «Приход Деда Мороза» выглядит так: ребенок 6 лет, изображающий Деда Мороза, молча подходит к детям, бросает им подарки на пол и уходит обратно. Педагогическая литература сообщает, что «специально обучать детей определённым игровым действиям не рекомендуется. Важно, чтобы дети сами придумывали, какие ролевые действия включать в игру, только в таком случае игра будет носить подлинно творческий характер». Но нашим воспитанникам я показываю, как нужно играть, какие реплики говорить, как двигаться. Для того чтобы ребенок мог самостоятельно придумывать новое в творческой игре, я придерживаюсь нескольких этапов развития самостоятельности.

Первый этап. Формирование умений (действие в соответствии с заданным образцом и речевыми указаниями взрослого). Установление отношений ребенка со взрослыми, где взрослый является носителем нормативов и образцом для подражания.

Второй этап. Применение умений (самостоятельное действие по знакомым образцам, правила, алгоритмам). Взрослый выступает уже не как носитель образцов, а как равноправный партнер по совместной деятельности.

Третий этап. Творческое применение умений в новой ситуации (самостоятельный перенос действия в новые предметные условии и ситуации). На этом этапе уже ребенок в коллективной деятельности выступает в роли носителя образцов и нормативов деятельности.

Развитие творчества в игре довольно сложный процесс, который растягивается не на один месяц. Скажу честно, третий этап достигается дошкольниками на втором году обучения в саду.

Как мы играем? Согласно плану работы сюжетно-ролевая игра приходится на вторую половину дня, и когда у нас остается свободное время, я всегда предоставляю детям возможность для развития их творческих способностей. Также в творческую игру можно поиграть и на прогулке, особенно в теплое время года, и перед утренней зарядкой. Желательно, чтобы количество участников было от 3 до 6 человек.

Перед началом игры провожу беседу с показом мультимедийной презентации или дидактического материала, читаю тематическую литературу детям, распределяю роли, рассказываю о применении игрушек или предметов-заместителей в игре. Дошкольники старшего возраста с ТНР с трудом овладевают навыками применения предметов-заместителей. Поэтому в сюжетно-ролевых играх детей с ТНР можно использовать только заместители тех предметов, которые хорошо знакомы детям. Кроме того, предмет-заместитель должен иметь некоторое предметное сходство с заменяемым им предметом. 

Темы сюжетно-ролевых игр написаны в плане и раскрывают лексические темы недели. Если мы изучаем продукты питания, то можем поиграть в «Кафе», «Магазин», «Семью». Также используем театрализованные игры: наряжаемся в сказочных персонажей, зверей, разыгрываем знакомые сказочные сюжеты.

Для того чтобы игра увлекла детей, лично затронула каждого из них, я становлюсь ее непосредственным участником. Стараюсь быть эмоциональной, выразительной в репликах. Побуждаю действовать ребенка самостоятельно, принимать разнообразные роли, поддерживаю инициативные действия других детей. Побуждаю к тому, чтобы при исполнении роли дети использовали различные эмоционально выразительные ролевые действия. Учу детей сопровождать игру высказываниями, обращёнными к игрушке, воображаемому собеседнику, взрослому и сверстнику. Я задаю вопросы персонажам, если игра из вербальной переходит в невербальную. В некоторых играх использую музыкальное сопровождение: например, в цирке артисты выходят на арену под ритмичную музыку. Конфликты, которые возникают в ролевой игре, пресекаю шуткой. В совместной игре с детьми не даю оценок: хорошо — плохо, правильно — неправильно, ибо к сюжетной игре они не применимы. Резко не сворачиваю игру детей, если подошло время для проведения другой деятельности. Если детьми развёрнута большая сюжетно-ролевая игра, оставляю атрибуты на месте до следующего свободного времени для ее продолжения.

Когда дети выказывают желание поиграть во что-то другое, можно отойти от намеченного и не брать темы из планирования. Л.С.Выготский писал о том, что в развитии детского творчества необходимо соблюдать принцип свободы, который является обязательным условием любого творчества. Я считаю, что игровое творчество детей не может быть принудительным. Оно может возникать только из детских интересов. Поэтому предоставляю ребенку возможность для самодеятельной, спонтанной игры, возникающей и развивающейся по его собственной инициативе. Тему и сюжет ребенок выбирает самостоятельно. Для этого в группе имеется инвентарь для проведения игр: корабль, смастеренный родителями, детские палатки, уголок уединения, одежда для ряжения, различные игрушки.

Сюжетно-ролевая и театрализованная игра не оставляет ни одного ребенка равнодушным, даже если кто-то отказался от участия в игре, на следующий день он может подойти ко мне с вопросом, «Когда мы будем играть в «Кафе?». Творческая игра вызывает радость у дошкольников; формирует самостоятельность, самоконтроль, внимание, умение уступать, развивает артистизм, воображение, творчество. В игре дети отдыхают и самовыражаются. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни. Позитивный настрой игр помогает сохранить хорошее настроение.

Несколько слов о других видах игр.

Развитие творчества непрерывно связано с развитием воображения, фантазии. Игры, упражнения на развитие воображения я использую на занятиях, на прогулке, при переходе от одной деятельности к другой, в индивидуальной работе с ребенком. Ими могут быть упражнения «Продолжи предложения», «Придумай рассказ, сказку с использованием игрушек», «Фантастические гипотезы» или «Если бы…» (Воспитатель предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:- “Если бы я был волшебником, то …” - “Если весна не наступит никогда…”); «Закончи сам» (Воспитатель рассказывает детям начало сказки или рассказа, а детям даётся задание продолжить или придумать концовку).

Речевые игры «Хорошо и плохо», «Да» и «нет» не говорить, черное и белое не носить», «Ассоциации: назови осенние слова», игра в рифмы.

Игры на развитие движения, пантомимы: «Море волнуется», «Что мы делали, не скажем», «Кто я?» (изобразить жестами, мимикой, звуками предметы, животных, персонажей).

Во время НОД можно разыграть небольшой диалог, озвучить отрывок из стихотворения. Предложить детям произнести по-разному: грустно, радостно, шепотом, громко и т.д.

Можно построить образовательную деятельность в виде игры с элементами театрализации: например, путешествие в осенний лес. Дать возможность детям на время занятия превратиться в лесных обитателей и рассказать, как им живется осенью. Или в качестве сюрпризного момента получить посылку из леса от медведя, а потом предложить детям самим написать письма медведю, спросить у детей, какие бы вопросы они хотели задать ему.

Не могу обойти стороной игры с правилами. В них наиболее ярко проявляется инициативность. По словам А.Н Леонтьева, овладеть правилом – значит овладеть своим поведением. Те из детей, кто соблюдает правила, не жульничает, наиболее инициативны и самостоятельны в жизни. Они стремятся быть лидерами, ведущими в играх, обучают правилам других детей и помогают в этом воспитателю. Например, наша выпускница Мариам, ребенок, который отлично разбирался во всех играх, сама являлась их инициатором, творческая и умная девочка, у которой, наверняка, будут высокие показатели в школе.

Игры с правилами могут быть и творческими, если эти игры придумали сами дети. Я иногда замечала, как дети предыдущего выпуска на прогулке придумывали свои игры по своим правилам, и что главное, соблюдали правила. Правда, в таких играх было несложно угадать известные детсадовские.

Для полноценного развития ребенку-дошкольнику необходимо дать возможность проявить себя во всех видах игр, будь то самодеятельная, спонтанная игра, ролевая игра или игра с правилами. Игра как педагогическая форма способствует решению образовательных и воспитательных задач, развивает в ребенке инициативу, самостоятельность, раскрывает творческие задатки. Воспитанник, умеющий играть, в будущем будет успешен во всех видах деятельности. Пока ребенок находится в детском саду, играйте с ним и он будет вам благодарен.

Список использованной литературы:

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]: www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
  2. 6. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника: Кн. для воспитателей дет.сада и родителей: –– М.: Просвещение: Учебная литература, 1996. - 160 с.
  3. Комарова, Н. Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / Н. Ф. Комарова. – М.: Скрипторий, 2010. – 100 с.
  4. Непомнящая, Р. Л., Седж, Н. В. О недостатках в руководстве сюжетно-ролевыми играми [Текст]: // Дошкольное воспитание. - 2011.- №11.
  5. Коробкова С. Б. «Эффективные формы и методы поддержки детской инициативы в игровой деятельности дошкольников, имеющих речевое недоразвитие» [Электронный ресурс]: http://pedrazvitie.ru/raboty_doshkolnoe_new/index?n=55609


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии поддержки детской инициативы, индивидуализации и самостоятельности в ДОУ

Презентация наглядно рассказывает о  современных активных технологиях, используемых в ДОУ...

Перспективный план по поддержке детской инициативы и развитию самостоятельности у детей средней группы в сюжетно-ролевой игре.

Условия развития самостоятельности и инициативы дошкольника:повышение педагогической компетентности педагогов по реализации совместной деятельности с детьми;включение родителей в процесс развития само...

Театрализованная деятельность с детьми дошкольного возраста как средство поддержки детской инициативы и творчества

Театрализованная деятельность в детском саду способствует развитию воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального...

Театрализованная деятельность с детьми дошкольного возраста как средство поддержки детской инициативы и творчества

Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка и его инициативности, воспитания творческой направле...