Театрализованная деятельность с детьми дошкольного возраста как средство поддержки детской инициативы и творчества
занимательные факты

Изместьева Татьяна Александровна

Театрализованная деятельность в детском саду способствует развитию воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Театрализованная деятельность с детьми дошкольного возраста как средство поддержки детской инициативы и творчества


Театрализованная деятельность с детьми дошкольного возраста как средство поддержки детской инициативы и творчества

Дошкольное образование — это важная часть системы российского образования. Именно в дошкольном учреждении ребенок впервые знакомится с музыкальным искусством. В образовательном процессе ребёнок и взрослые (педагоги, родители, медицинский персонал) выступают как субъекты педагогической деятельности, в которой взрослые определяют содержание, задачи, способы их реализации, а ребёнок творит себя и свою природу, свой мир.

Детям предоставляется широкий спектр специфических для дошкольников видов деятельности, выбор которых осуществляется при участии взрослых с ориентацией на интересы, способности ребёнка.

Ситуация выбора важна для дальнейшей социализации ребёнка, которому предстоит во взрослой жизни часто сталкиваться с необходимостью выбора. Задача педагога в этом случае — помочь ребёнку определиться с выбором, направить и увлечь его той деятельностью, в которой, с одной стороны, ребёнок в большей степени может удовлетворить свои образовательные интересы и овладеть определёнными способами деятельности, с другой — педагог может решить собственно педагогические задачи.

Главная задача воспитателя в том, что необходимо владеть способами поддержки детской инициативы. Необходимо научиться тактично, сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные, шумовые эффекты и т. п. Необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.

Обязательным условием взаимодействия педагога с ребёнком является создание развивающей среды, насыщенной социально значимыми образцами деятельности и общения, способствующей формированию таких качеств личности,как: активность, инициативность, доброжелательность и др. Важную роль здесь играет сезонность и событийность образования дошкольников. Чем ярче будут события, происходящие в детской жизни, тем больше вероятность того, что они найдут отражение в деятельности ребёнка, в его эмоциональном и творческом развитии.

На этапе завершения дошкольного образования целевыми ориентирами, определёнными Федеральном Государственном Стандарте, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей:

1) проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;

2) выбирают себе род занятий, участников по совместной деятельности;

3) проявляют способность к волевым условиям;

4) самостоятельно придумывают объяснения явлениям природы, поступкам людей;

5) проявляют способность к принятию собственных решений.

Детская инициатива и самостоятельность проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами, является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду.

В форме самостоятельной инициативной деятельности в дошкольном учреждении могут осуществляться все виды деятельности ребенка, так как каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности.

Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка и его инициативности, воспитания творческой направленности личности.

Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.

Кроме того, коллективная театрализованная деятельность целостно воздействует на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов; способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы.

Театральные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся чётко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Театрализованная деятельность в детском саду способствует развитию воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического).

Велика роль театрализованной деятельности и в речевом развитии ребенка. Театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствования звуковой стороны речи. При этом было отмечено, что интенсивному речевому развитию служит именно самостоятельная театрально-игровая деятельность. Которая включает в себя не только само действие детей с кукольными персонажами или собственные действия по ролям, но также и xyдoжecтвeннo-peчeвyю деятельность (выбор темы, передача знакомого содержания, сочинение, исполнение песен от лица персонажей, их инсценированные, приплюсование, напевание и т. д.).

Театральная педагогика предполагает личностно-ориентированный подход к воспитанию детей и создает условия, в которых естественным образом в процессе творческого общения с взрослым обеспечивается субъективная позиция ребёнка. С точки зрения гуманистической позиции все дети – одаренные, и задача педагога – раскрыть талант каждого ребенка, дать ему возможность поверить в себя, почувствовать свою успешность.

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

Творчеству детей способствует установившийся контакт педагогов с родителями наших воспитанников. Мы стремимся достичь таких отношений, когда мамы и папы не безучастны к творчеству детей, а становятся активными союзниками и помощниками воспитателя. Родители изготавливают вместе с детьми костюмы, декорации к спектаклям, учат роли. Участвуют в проектах, которые мы организуем совместно. Все это способствует сближению и взаимопониманию в семьях воспитанников.

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.

Подводя итог можно сказать, что театральная деятельность с детьми дошкольного возраста является важной составляющей развития его творческих возможностей и проявления инициативы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность с детьми дошкольного возраста как средство поддержки детской инициативы и творчества

Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка и его инициативности, воспитания творческой направле...

Выступление на педагогическом совете детского сада по теме: "Опыт работы по организации театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста".

Рассказывается об организации театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста, о традиции нашего десткого сада- проводить ежегодно фестиваль " Театральная весна"...

Статья "Театрализованная деятельность детей старшего дошкольного возраста как средство воспитания нравственных качеств".

В статье рассказывается о том, какое значение имеет театрализованная деятельность для старших дошкольников, какие виды методов театрализованной деятельности существуют и какие задачи ими решаются....

МАСТЕР-КЛАСС ТЕМА: «Использование техники «мандала» в работе с детьми старшего дошкольного возраста как средство поддержки детской инициативы».

МАСТЕР-КЛАССТЕМА: «Использование техники «мандала» в работе с детьми                 старшего  до...