МАСТЕР-КЛАСС ТЕМА: «Использование техники «мандала» в работе с детьми старшего дошкольного возраста как средство поддержки детской инициативы».
материал (старшая группа)

Cабанцева Наталья Николаевна

МАСТЕР-КЛАСС

ТЕМА: «Использование техники «мандала» в работе с детьми                 старшего  дошкольного возраста                                                                             как средство поддержки детской инициативы».

Узнать, что такое «мандала»,

Хотим мы сегодня с вами,

Волшебный круг мы будем рисовать

И станем большими друзьями,

Загадаем желанье тихонько,

Прикоснемся к мандале легонько,

Пусть сбудутся наши мечты,

Будем счастливы я и ты.

 

Добрый день! Уважаемые коллеги. Мой мастер-класс состоит из нескольких этапов. На первом этапе я предлагаю в начале заполнить вам таблицу – первые два столбца – «Знаю», «Хочу узнать»

Цель моего мастер-класса: познакомить и обучить педагогов ДОУ работать  с новой техникой – мандалой.

Задачи:

  • способствовать развитию интереса к использованию техники мандала.
  •  передать свой опыт путем прямого и комментированного показа последовательности действий;
  • провести рефлексию собственного профессионального педагогического мастерства вместе с участниками мастер-класса;
  • повысить уровень мастерства педагогов.

 

На втором этапе  мы подробно познакомимся с техникой мандала.

Каждый педагог хочет, чтобы его воспитанники были самостоятельными, инициативными, активными и творческими. В работе с дошкольниками можно использовать технику мандала как средство поддержки детской инициативы индивидуально и фронтально и погрузить их в творческий процесс.

 

Мандала – это сложная геометрическая структура, символизирующая миропорядок, то есть, по сути, это не что иное, как модель Вселенной. Само слово в переводе обозначает «круг», «диск», «центр». Именно круг чаще всего лежит в основе изображения Mandal. Её внешний круг символизирует Вселенную. Этот круг обычно разделен на сегменты или изображен в форме цветка. Такова основная структура мандалы, но вариантов её изображения может быть множество. Она может быть плоской и объёмной, нарисованной на песке (или с помощью цветного песка) и вышитой на ткани, вырезанной из металла. Вообще, если взглянуть на этот символ шире, то можно обнаружить, что круг, лежащий в основе изображения мандалы, встречается повсюду в макро- и микромире. Например, в природе: это и округлость нашей матушки-Земли, и круги на воде, и радужка человеческого глаза, даже круговорот времен года!

Как вы думаете, с какого возраста можно заниматься техникой мандала?

Оказывается, уже с раннего возраста:

1-2 года – рисование в пустом круге (в этом возрасте важны цвет и форма). Рисуем вместе с ребенком безопасными пальчиковыми красками (три основных цвета: красный, желтый, синий).

3-5 лет – раскрашивание готовых мандал на выбор ребенка и рисование собственных. Набор карандашей (не менее 12 цветов), гуашь, цветная пастель, уголь, работа с цветным песком.

6-7 лет – раскрашивание готовых мандал на выбор ребенка и рисование собственных.

 

Поэтому я со своими воспитанниками старшей группы  решила освоить новую для нас технику: «мандала». Эта техника оказалась для детей   не трудной,  а даже очень увлекательной. С помощью мандалы можно создавать удивительные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки.

Работа в технике мандалы очень интересна. Она развивает фантазию, абстрактное мышление, внимание, творческую инициативу и самостоятельность выбора. Поэтому ребенку нельзя навязывать выбор мандалы. Он должен это сделать самостоятельно. При разукрашивании нельзя давать установку на цвет. Ведь только он решает, какой цвет нужен в данный момент. Это и есть способ развития детской инициативы и самостоятельности. И всё же в данной технике нет чётких правил. Поэтому во время работы нельзя давать советы, как правильно работать с мандалой. Ребенок должен действовать по интуиции.

 

 В конце работы по желанию ребенка можно:

• придумать ей название,

• подобрать для нее фон,

• вырезать мандалу и повесить ее на стену.

Оборудование для техники мандала:

В рисовании мы используем такие материалы: карандаши, фломастеры, гелевые ручки, краски, гуашь, восковые мелки.

Для изображения мандал мы часто используем природный материал: ракушки, камушки, желуди, цветной песок, семена растений, а также паетки и кабашоны разной формы и цвета.

Таким образом, мандалы можно использовать для развития у детей творческой активности, самостоятельности и инициативности.  Нельзя не отметить, что  работа с  мандалами влияет на снижение  психоэмоционального напряжения. 

Мандалы хороши как для детей, так и для взрослых.

И коротко о результатах.

Использование техники «мандала» положительно  влияет на:
·  развитие творческой инициативы;
·  развитие произвольности поведения;
·  развитие самостоятельности,  воображения;
·  снятие внутреннего напряжения;
·  развитие мелкой моторики рук;
·  графомоторных навыков;
·  воспитание аккуратности.

 

Переходим к 3 этапу. Я приглашаю за стол 5 человек.

Мы все творческие люди, представим себя детьми и попробуем сейчас освоить технику  «мандала» на практике в изобразительной деятельности.

 

Предлагаю вам совершить увлекательное путешествие-приключение в глубь себя, под звуки музыки, взяв в руки тот инструмент для работы, которым вам хочется использовать сейчас, устроившись поудобнее там, где вам наиболее комфортно.

Выберете для себя мандалу, ту, которая вам нравиться именно сейчас, ту, которая «смотрит» на вас, которую вам хочется сейчас потрогать, ощутить и наполнить светом и цветом. Можно уже работать.

Обычно во время работы с мандалами я использую красивую музыку, иногда классическую, иногда космическую.

Раскрашивание мандал участниками гостиной.

Сфокусируйте внимание на нарисованной вами форме и подумайте, какое следующее действие она вам подсказывает. Важно получить от этой работы удовольствие.

Внешние границы круга не должны являться для вас непреодоли­мым препятствием. Если вы хотите выйти за их пределы, вы можете это сделать — это ваш круг. Эта работа может продлиться несколько дней.

 

Переходим к 4 этапу.

А сейчас я предлагаю разработать  совместно советы педагогам: использование мандалы как средства развития творческой инициативы и самостоятельности дошкольников.

 

На заключительном этапе  мы подведем итоги

Итак, наше занятие подошло к концу. Мы познакомились с понятием мандала, ее символикой, значением, узнали, в каких случаях и как можно использовать, а также затронули свой личный опыт.

А сейчас я предлагаю заполнить последнюю графу в нашей таблице «Узнал».

Сейчас я попрошу Вас поделиться своими впечатлениями, сказать, с каким настроением вы уходите, есть ли представление о том, как можно использовать эти знания в вашей жизни.

Уважаемые коллеги, а сейчас я вас попрошу оценить мой мастер – класс с помощью теста «Снежинка». 10 – это максимально положительный балл, 1  - минимальный отрицательный балл.

Советы педагогам

Использование мандалы как средства
развития творческой инициативы                                                                                и самостоятельности дошкольников

1. Разрисовывание мандалы должно приносить радость. Главное правило: ребенок должен работать без принуждения.

2. Разукрашивание мандалы имеет смысл, если ребенок выбрал мандалу сам. Нельзя навязывать ребенку выбор мандалы. Он должен это сделать самостоятельно.

3. Разрисовывание мандалы требует высокой концентрации внимания. Ребенку необходимо позитивное подкрепление со стороны взрослого.

4. При разукрашивании мандалы нельзя давать установку на цвет. Ребенок должен делать выбор самостоятельно. Ведь только он решает, какой цвет нужен в данный момент.

5. В идеале, мандала должна разукрашиваться от наружного края к середине (для взрослых и подростков). Маленькие дети разукрашивают от середины к краю.

6. Чтобы ребенок расслабился, необходимо:

• создание соответствующей расслабляющей обстановки (отсутствие ярких, агрессивных цветовых и звуковых раздражителей);

• достаточное время для работы;

• соблюдение принципа невмешательства взрослых в работу ребенка без его согласия;

• разнообразие изобразительных материалов;

• использование релаксационной и медитативной музыки;

• хорошее освещение.

 

7. Избегайте комментариев по поводу работы и результата в присутствии ребенка, это негативно влияет на творческую инициативу.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование техники оригами в работе с детьми дошкольного возраста

Презентация мастер-класса для воспитателей по использоанию пооперационных карт в технике оригами....

Методическое объединение на тему "Использование техники Эбру в работе с детьми дошкольного возраста"

Данное методичесоке объединение проходило в ноябре 2016 года в МБДОУ детский сад № 27 "Садко".  Проводила - воспитатель Кузнецова Вероника Анатольевна. Техника Эбру представляет собой ж...

Статья "Использование техники квиллинг в работе с детьми дошкольного возраста"

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем, так как слабость и неловкость движения пальцев и кистей рук являются факторами, затрудняющими овладение простейш...

Использование техники "пластилинография" в работе с детьми младшего возраста

В статье рассказывается о преимуществах использования в работе с детьми техники "пластилинография", о приемах данного метода. Даются рекомендации по организации работы....

Театрализованная деятельность с детьми дошкольного возраста как средство поддержки детской инициативы и творчества

Театрализованная деятельность в детском саду способствует развитию воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального...

Театрализованная деятельность с детьми дошкольного возраста как средство поддержки детской инициативы и творчества

Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка и его инициативности, воспитания творческой направле...

Статья «Использование техники оригами в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)»

Статья «Использование техники оригами в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)» Воспитателя высшей категорииФлипповой Т. А.     Значение техники ор...