Главные вкладки

    Основы духовно – нравственного воспитания дошкольников в процессе социализации.
    статья (младшая группа) на тему

    Жихарева Наталия Петровна

    В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая

     большая опасность, подстерегающая наше общество, сегодня не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности.  

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     Основы духовно – нравственного воспитания дошкольников в процессе социализации.

    В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая

     большая опасность, подстерегающая наше общество, сегодня не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Формирование основ моральных качеств начинается ещё в дошкольном детстве. От того насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит духовно – нравственное развитие малыша. Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям; учить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно нравственных качеств личности.

    Интуитивно наши дети отличают добро от зла, понимают ценность сострадания, милосердия, ценят правду и честность. Но в достаточной ли мере мы поддерживаем в них лучшие душевные проявления? Достаточно ли внимания уделяем рассмотрению жизненных ситуаций, поступков, помогаем ли детям разбираться в реальных жизненных проблемах требующих принятия решений? . Наша задача воспитывать в детях толерантное отношение к другим, уважение к традициям и обычаям народов, желание жить в дружбе и любви, что так необходимо в наше нестабильное время.    

     Реализуя  долгосрочный проект по социализации «Детский сад – мой второй дом», направленный  на формирование у детей дошкольного возраста основных новообразований социального развития, содействие успешной адаптации к ДОУ и школе, мы развиваем  семейные ценности,  а также обучаем нравственным  нормам поведения дошкольников.  Новизна  нашего проекта заключается в том, что дети, поступившие в детский сад в  раннем возрасте, растут вместе с шефами (шестиклассниками) и к моменту выпуска детей из детского сада (поступления в первый класс), обучающиеся  школы (шефы) становятся выпускниками.Можно оставить

    С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций. В ходе реализации проекта мы в игровой форме даем детям представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту,  включаем  в план  мероприятия, которые помогут детям развить патриотические чувства, связывающие разные поколения, интерес к традициям коренных малочисленных народов, населяющих Сибирь,  а также способствуют развитию творческих способностей, толерантности, доброты и внимания.

     В прошлом  учебном  году  обучающиеся  выступали перед дошколятами с темой: «Летние жилища эвенков».  Они рассказали нам о том,  как жили и чем промышляли эти народы, как охотились. Еще дети узнали  о том, что эвенки у русского народа переняли рецепт лепешек, заменяющих хлеб, затем показали танец под звуки шаманского бубна. Ребята с большим интересом и желанием слушали учеников. В новом учебном году планируем тему «Коренные малые народы Севера». Школьники покажут нам сказку «Бобер и журавль» и селькупский танец «Песня охотницы».

     В образовательной  деятельности применяем игровые технологии, направленные на вовлечение в духовно-нравственное воспитание дошкольников.   

     Это   сюжетно-ролевые, театрализованные, коммуникативные, народные,  подвижные  игры,  игровые упражнения проводятся в самостоятельной и в свободной деятельности, на прогулке, в повседневно-бытовых ситуациях, беседах, во второй половине дня.

     Особенность народной игры как воспитательного средства заключается в том, что она входит в качестве ведущего компонента в народные традиции: семейные, трудовые, семейные, празднично-игровые и прочие. Это позволяет взрослому ненавязчиво, целенаправленно вводить детей в мир народной культуры, этики, человеческих   отношений.

    Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. Вместе с тем, спонтанность игры, отсутствие дидактических задач делает эти игры привлекательными «свежими» для детей. По-видимому, такое широкое применение народных подвижных игр и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в поколение. Очень нравятся детям такие игры как  « Карусель», «Гуси – лебеди», «Заинька», «По ровненькой дорожке», «Колпачок», «Плетень»,  очень актуальна игра «У медведя во бору».

    В   работе  по духовно-нравственному воспитанию большая роль принадлежит чтению художественной литературы, особенно  народным  сказкам. Сказки каждого народа отличаются особым содержанием, образами, стилем. В них отражаются представления народов о мире и счастье, исторически сложившийся образ жизни, национальный характер.  Но все они   настраивают ребёнка на сопереживание, сочувствие, сострадание. В нашей группе есть хорошая традиция: каждую пятницу читаем детям сказки разных народов. После чтения мы обсуждаем поступки героев, сравниваем   их характер.  Татарская сказка «Три   дочери» очень расторгала   детей   и заставила еще раз задуматься об отношениях к своим близким, а именно к   матери;   чувашская народная сказка «Дети ветра»  помогла   понять, что   зло будет наказано.

    В рамках данного проекта   стараемся   актуализировать потребность родителей в совместной деятельности с детьми, повысить   их компетентность в приобщении   детей к  культуре  родного края, способствую активному участию  в организации экскурсий и досуговых мероприятий. Был проведен совместно с родителями физкультурный досуг «Русские народные игры»,  экскурсия в библиотеку и в  краеведческий музей. Там ребята познакомились с историей возникновения обуви.

    Одновременно с этим в группе планируем создать развивающую   среду по данному   направлению.    В старшем возрасте планируем   вместе с родителями создать макеты русской избы, юрты и т д

    Такой подход способствует   эффективному обогащению и наполнению духовного состояния ребёнка дошкольника, становлению его нравственной позиции, формированию толерантного поведения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Традиции русской народной культуры как основа духовно – нравственного воспитания дошкольников.

    Дошкольный возраст - это период когда в характере и поведении ребёнка закладываются основные принципы взаимоотношения его с родителями, сверстниками и окружающим миром. Именно поэтому становится всё в...

    Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе организации праздников

    Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе организации праздников...

    ПРОЕКТ на тему: « Духовно – нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с культурой народов Республики Татарстан»

    Разработка, апробация и внедрение инновационной образовательной программы по духовно – нравственному воспитанию  дошкольников в процессе ознакомления с культурой народов Республики Татарстан.Осно...

    "Основы духовно – нравственного воспитания дошкольников"

    Доклад на тему: "Основы  духовно – нравственного воспитания дошкольников"...

    Статья"Приобщение детей к истокам русской культуры основа духовно - нравственного воспитания дошкольников"

    В статье описана система работы по приобщению дошкольников к народным традициям....

    «Семейные традиции основа духовно-нравственного воспитания дошкольников».

    Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро. (В. А. Сухомлинский)ВведениеОбщество покоится на духовно – нравственных основах человеческой души, котор...

    «Формирование краеведческих знаний, как основы духовно-нравственного воспитания дошкольников»

    Сообщение к семинару на тему: «Формирование краеведческих знаний, как основы духовно-нравственного воспитания дошкольников»...