"Основы духовно – нравственного воспитания дошкольников"
материал по теме

Грибанова Лилия Алексеевна

Доклад на тему: "Основы  духовно – нравственного воспитания дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад19.12 КБ

Предварительный просмотр:

Основы  духовно – нравственного воспитания дошкольников

   В наше время остро стоит вопрос о духовно-нравственном воспитании детей. Будущее – это наши дети, и именно их нужно воспитывать в духе традиций, уважения и любви к своим родным, дому и Родине.

   Основы духовно-нравственного воспитания закладываются у ребёнка с рождения. Дошкольный возраст самый эмоциональный и восприимчивый период детства, самый благодатный для формирования духовно нравственных основ. Педагоги нашего детского сада считают, что нельзя упускать это время, ведь детство накладывает отпечаток на всю жизнь человека. Если мы обратимся к тому, как воспитывали ребёнка в православной России, то увидим, что всё нравственное в воспитании шло от дома, от семьи. Испокон века воспитание доброго нрава ребенка, развитие его способности к добродетельной жизни определялось образом жизни матери и отца. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания.

   Поэтому задача педагогов,  помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками. Тот дух, который царит в семье, которым живут родители, близкие – люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребёнка, оказывается определяющим в формировании внутреннего мира малыша.

   В нашем детском саду одним из направлений работы с детьми является духовно-нравственное воспитание. Воспитание по этому направлению проходит через все формы работы с детьми. Суть этого воспитания состоит в том, чтобы привить любовь к родному дому, семье, природе, к истории, культуре, богатству нашего народа. Каким же образом нам взрослым сохранить свою духовность, научить детей гордиться своими корнями, родословной, историей своего народа, научить любить Родину, такой какая она есть?! Что может заинтересовать малыша? Наша история и культура, терпение, доброта, щедрость, милосердие, стремление к духовности – вот то, что всегда лежало в основе быта и традиций русского человека.

Цель работы:

  1. Приобщение детей  к нравственным и духовным ценностям.
  2. Изучение истории, культуры, природно-экологического своеобразия родного края, России.
  3. Стремление возродить традиции семейного воспитания.

В своей работе я использую несколько направлений работы с детьми:

– Духовно-образовательное направление

 Строю образовательный процесс с учетом уровня нравственного, духовного и социального развития детей.

  • Тематические занятия по темам: «Моя семья», «Уроки нравственности», «Россия – Родина моя» и т.д.);
  • Проектная деятельность («Покормите птиц зимой», «День добрых дел», «Давайте жить дружно»);
  • Беседы с детьми («Будь всегда вежливым», «Ваши добрые поступки», «Добро и зло» и т.д.);
  • Чтение и анализ художественной литературы;
  • Рассматривание иллюстраций;
  • Прослушивание аудиозаписей;
  • Игры детей (игры-занятия, игры-инсценировки, сюжетно-ролевые).

   В совместной деятельности,  ребята учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя и т.д. Литературный материал незаменим в духовно-нравственном воспитании, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем собственные. Игры являются школой развития нравственных чувств, гуманных отношений со сверстниками.

     – Культурно-познавательное направление

  • Развлечения («Времена года», «Масленица», «Дарите людям доброту», «Проводы зимы», «День добра»;
  • Праздники «День отца», «День земли», «День матери» и т.д.);
  • Художественно-продуктивная деятельность;
  • Экскурсии (к памятным местам, к реке, в библиотеку, в районный  музей  т.д.);
  • Целевые прогулки.

   Все эти мероприятия помогают усвоению детьми правил культуры поведения, вызывают эмоциональные и эстетические переживания, которые очень важны для создания благоприятного климата, общего духовно-нравственного воспитания дошкольника.     

 – Нравственно-трудовое направление

  • Все виды труда;
  • Продуктивная деятельность.

   Труд ребенка-дошкольника невелик и несложен. Однако он необходим для развития его личности. Формирование доброго отношения к природе предусматривает не столько накопление знаний о природе, сколько воспитание любви к ней.

   На занятиях художественно-продуктивной деятельности дети стараются передать в своих работах красоту природы и любовь к ней.

   Важным направлением в работе по духовно-нравственному воспитанию является сотрудничество с родителями.

Методы работы:

  • Родительские собрания;
  • Консультации;
  • Дни открытых дверей;
  • Проведение совместных мероприятий (Смотры-конкурсы «Умелые руки», праздники «День Победы», «День защитника отечества»);
  • Наглядная агитация (информационные стенды, папки-передвижки, выставки детских работ, фотовыставки);
  • Помощь родителей (участие в проведении праздников, мелкие ремонты).

   Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у малыша, зависит, прежде всего, от нас взрослых, от того, как мы его воспитываем, какими впечатлениями обогащаем. Ребенок родился, чтобы стать разумным и добрым человеком.

   Любите своих детей! Именно это научит их любить других людей, делать добро и радоваться жизни!

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.

Практический материал по воспитанию культуры поведения  дошкольников. Представлен  в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....

Доклад по духовно-нравственному воспитанию на тему: "Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников".

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников"....

Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"

Консультация для родителей  по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"...

Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»

Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему:«Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»...

Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»

Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему:«Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»...