Речевое развитие дошкольников средствами ТРИЗ в процессе работы со сказкой
материал на тему

Багандова Рашидат Гаджиевна

В помощь педагогам

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Речевое развитие дошкольников средствами ТРИЗ в процессе работы со сказкой». Конспект мастер-класса для педагогов ДОУ

Цель. Использование технологии ТРИЗ для решения проблем речевого развития дошкольников.

Добрый день, уважаемые коллеги!

- Посмотрите, пожалуйста, на экран, как вы думаете, что изображено на экране? (Ответы)

- Верно, это сказки!

«И нельзя без сказки нам прожить друзья

Ведь со сказкой проще верить в чудеса.

Ведь со сказкой легче, отыскать нам путь.

В маленькое сердце, дверцу распахнуть».

Сказки являются средствами не только познавательного, но и речевого развития дошкольника, выработанными и проверенными народом в течение столетий. Они несут в себе колоссальную информационную составляющую, передаваемую из поколения в поколение. В настоящее время значительно увеличился поток разнообразной информации и, соответственно, усложнились процессы восприятия этой информации детьми. Эффективным средством решения таких проблем является использование сказок в разных образовательных областях и видах деятельности детей.

- Хочется отметить, что цель использования сказок в речевом развитии, заключается в том, что следует изложить изучаемый материал так, чтобы на основе логических связей темы он стал доступным, отпечатался в долговременной памяти ребенка.

- Как вы думаете, какие приемы в работе можно использовать, применяя сказки в речевом развитии? (Ответы)

- Все верно! Словесный, игровой, наглядный. И неспроста, на слайде технология ТРИЗ выделена красным цветом. Детский возраст – период бурной речевой деятельности. Поэтому каждое занятие по ТРИЗ – это коллективная игра, по существу, творческая работа, а значит, интенсивное ощущение радости жизни. Радость ребёнку необходима, как кислород, она вызывает, прилив сил, даёт возможность полнее раскрыться творческим способностям.

Пусть Вас не смущает это громкое название – ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Всё грандиозное начинается с малого. А ТРИЗ – это уже, скорее, символ умных, ищущих инженеров, конструкторов, которые, наконец, поняли, что чем раньше начать развивать у детей речь, логическое мышление, фантазию, наблюдательность, внимание, тем плодотворнее будет работа.

Занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ - технологий это импровизация, игра, мистификация. Детей не надо искусственно возбуждать, заводить. Стоит только верно почувствовать, чем живёт каждый из сидящих за маленьким столом, уловить нерв, определяющий доминанту занятия – и рождается Действие, в котором все участвуют на равных основаниях.

Одним из основных показателей уровня развития ребёнка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в школе. Вот почему в ТРИЗ - педагогике основное внимание уделяется именно этому направлению. Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребёнка по мере развития его речи.

Да, в наших методичках часто звучит «развивайте у детей творческое воображение» и даётся максимум советов, как научить детей мыслить творчески. А на тризовских занятиях дети придумывают свои сказки и не одну, а столько, сколько детей в группе и даже больше, познают и учатся сопоставлять физические и природные явления, но в такой игровой форме, когда они не замечают, что учатся, а делают ежеминутно для себя открытия.

Девизы тризовцев – «Творчество во всем!» и «Можно говорить всё». Именно методы ТРИЗ-РТВ позволили создать методики по развитию речи дошкольника, которые наилучшим образом позволяют педагогам решать проблемы речевого развития. Поэтому, уважаемые коллеги, я предлагаю вам отправиться в путешествие по сказке и ближе познакомиться с ТРИЗовскими играми. А догадаться по какой сказке мы будем путешествовать, помогут вам подсказки.

Итак:

Тише, тише не шумите

Чудо-сказку не будите.

Раз, два, три, четыре, пять

Будем сказку начинать.

Ветерком прохладным вея,

В сказку дверь открыла фея!

Ведущий: Посмотрите на экран. Вы видите буквы (на экране появляются разноцветные буквы: З – красного, О – оранжевого, Л – жёлтого, У – зелёного, Ш – голубого, К – синего, А – фиолетового цвета). Если эти буквы расставить в том же порядке, в котором расположены цвета в радуге, то вы узнаете, с какой сказкой мы будем сегодня работать.

Ведущий: Кто же написал сказку «Золушка»? (озвучивают свои варианты – Шарль Перро, братья Гримм, Евгений Шварц) Когда именно появилась первая версия сказки о Золушке и кто ее создатель – неизвестно. «Золушка» – старинная сказка, которая родилась много, много веков назад, и с тех пор все живет да живет, и каждый народ рассказывает ее по-своему. В Англии главную героиню этой сказки называют Синдерелла, во Франции – Сондриен, в Египте – Родопис, да и у каждого народа найдется свое имя для одной из самых милых и обаятельных героинь сказочного мира.

Есть версии сказки, когда в роли Золушки выступает даже Золух-мужчина. В нашей стране Золушка известна по сказке "Хрустальный башмачок" – там её зовут Замарашка. Сегодня вы услышите сказку, написанную в 1697 году – более 300 лет назад – Шарлем Перро

Один человек, овдовев, женился снова. У него была дочка – молодая девушка. Вместе с мачехой в доме поселились и две ее дочки – злые и вздорные, как и их мать. Мачеха невзлюбила падчерицу и взвалила на нее самую грязную работу. После работы бедная девушка садилась в уголок возле камина прямо на золу. Вот и прозвали ее сестры в насмешку Золушкой. Сами они жили в неге и довольстве.

Игра «Скажи наоборот». имеющие прямо противоположные лексические значения,

Ведущий: Мачеха злая, жадная, а Золушка – …

-Добрая, щедрая.

Ведущий: Мачеха грубая, а Золушка – …

-Вежливая, ласковая.

Ведущий: Сестры неряшливые, а Золушка – …

-Аккуратная.

Ведущий: Сёстры ленивые, а Золушка – …

- Трудолюбивая.

Ведущий: Мачеха рассеянная, а Золушка – …

-Внимательная.

Ведущий: Однажды в королевском дворце решили устроить бал. Приглашены на него были все знатные и богатые люди. Приглашение получили и Золушкины сестры.

Игра «Бесконечное предложение».

Ведущий: Что делает Золушка?

-Золушка шьет.

Ведущий: Сколько слов в этом предложении?

-Два.

Ведущий: Какая Золушка?

-Добрая, трудолюбивая, аккуратная.

Ведущий: Добрая, трудолюбивая, аккуратная Золушка шьет что?

-Добрая, трудолюбивая, аккуратная Золушка шьет платье.

Ведущий: Какое платье шьет Золушка

- Добрая, трудолюбивая, аккуратная Золушка шьет нарядное, бальное, шелковое платье.

Ведущий: Для кого она это делает? Зачем нужно это платье?

-Добрая, трудолюбивая, аккуратная Золушка шьет нарядное, бальное, шелковое платье для мачехи и сестер.

Ведущий: Зачем Золушка шьёт это платье?

- Добрая, трудолюбивая, аккуратная Золушка шьет нарядное, бальное, шелковое платье для мачехи и сестер, чтобы они могли поехать на бал.

Когда платья были готовы, сёстры бросились примерять нарядные бальные платья, а Золушка должна была их одевать и причесывать, да еще терпеть нескончаемые капризы.

В конце концов, приготовления закончились, и сестры с матерью отправились на бал. Золушка же осталась дома и плакала в уголке. Очень уж ей хотелось тоже поехать на бал, да куда там – в таком рваном, испачканном золой платье.

Ведущий: Наступил вечер, и в сумерках в комнату вошла старая Фея. Она спросила плачущую Золушку:

- Ты очень хочешь попасть на королевский бал? Не плачь, помоги мне. Есть у вас большая тыква?

Тыква нашлась в кладовке. Фея прикоснулась к ней своей волшебной палочкой, и тыква превратилась в золоченую карету. Потом фея заглянула в мышеловку. Взмах волшебной палочкой – и сидевшие там мыши превратились в шестерку породистых лошадей. Пригодилась и крысоловка, и толстая усатая крыса превратилась в важного кучера на передке кареты.

- А теперь, – сказала Золушке фея, – ступай в сад. Там за лейкой сидят шесть ящериц. Принеси их мне.

Золушка принесла ящериц, и фея тут же превратила их в шестерых слуг, одетых в расшитые золотом ливреи. И снова фея взмахнула волшебной палочкой платье золушки превратилось в сверкающие бальное платье с хрустальными туфельками на ногах.  «– Ну вот», – сказала фея, – теперь ты можешь отправиться на бал.

Игра «Решение противоречий в сказке»

Ведущий: А если бы Фея не помогла Золушке, смогла бы она сама попасть на бал и каким образом?

Участники предлагают свои варианты развития событий.

Ведущий: Не помня себя от радости, Золушка села в карету, кучер щелкнул кнутом, лошади заржали.

- Запомни, – произнесла фея, – волшебство продлится только до полуночи. После того, как часы пробьют двенадцать, карета снова станет тыквой, лошади оборотятся мышами, а кучер – толстой крысой. Наряд же твой снова превратится в старое платье. Прощай!

Карета тронулась. Бал был в самом разгаре, когда принцу доложили, что приехала прекрасная неизвестная принцесса. Он сам выбежал встречать ее и повел в зал. Музыка стихла, все замерли, изумленные ее красотой. Молодой принц тут же пригласил гостью на танец. Музыка заиграла опять. Золушка танцевала так легко, что все снова залюбовалась ею. Принц не отходил от нее, говорил такие приятные вещи, что она забыла обо всем.

Игра «Найди пару»

Ведущий: На экране вам представлены картинки. Вам надо будет найти пару к каждой картинке и объяснить, почему вы сделали такой выбор?

(участники выполняют задание, пары могут быть следующие: тыква – карета, лошади – мыши, нарядное платье – грязное платье, туфелька – лестница, часы – ночь и т. п.)

Ведущий: И вдруг часы стали бить полночь. Золушка вспомнила предупреждение феи. Опрометью бросилась она из зала. На лестнице, ведущей в сад, она оступилась и потеряла свою хрустальную туфельку.

Вернувшиеся с бала мачеха с дочками на все лады обсуждали появление на балу неизвестной Красавицы, а также ее поспешное бегство. Они не узнали в ней свою Золушку. Принц же не мог позабыть незнакомку и приказал разыскать ее.

Игра «Объявление с ограничением»

Ведущий: Иногда для того, чтобы кого-то отыскать, люди пишут объявления. А давайте и мы с вами поможем принцу побыстрее отыскать Золушку и составим объявление, но так, чтобы все слова в нём начинались на одну букву, например, букву «П».

Пример: Пропала прекрасная принцесса. Принц просит примерить потерянный принцессой предмет. Пожалуйста, помогите принцу!

Ведущий: По всему королевству разъезжали придворные принца и примеряли хрустальную туфельку подряд всем девушкам.

Ведущий: Наконец придворные приехали и в дом Золушки. Как ни старались ее сестры втиснуть свои ножищи в хрустальную туфельку – все напрасно. Придворные собрались было уже уходить, да спросили:

- Нет ли у вас еще какой-либо девицы в доме?

- Есть, – отвечали сестры, – да она у нас такая замарашка.

Все же позвали и Золушку. Примерили туфельку и – о, чудо! туфелька пришлась впору. Тогда Золушка достала из кармана вторую и надела ее, не говоря ни слова.

В это время дверь тихонько приоткрылась. В комнату вошла Фея, дотронулась своей волшебной палочкой до бедного платья Золушки, и оно сразу же превратилось в пышный наряд, еще более прекрасный, чем накануне. Все ахнули!

Тут сестры и мачеха поняли, кто была та неизвестная красавица на балу. Они бросились к ней просить прощения. Золушка была не только хороша собой, но и добра: она простила их от всего сердца. Придворные подхватили Золушку и повезли во дворец. В тот же день сыграли свадьбу – принц женился на Золушке.

Игра «Что было потом»

Ведущий: А как вы думаете, что было потом?

Варианты ответов: Золушка вышла замуж за принца и родился у них сыночек, который научился волшебству у феи, когда пришел к ней в ученики.

Ведущий: А туфельки Золушки? Что с ними стало после замужества Золушки?

Варианты ответов: Золушка отдала ее маленькому волшебнику и тот стал выручать девочек, когда им нечего было надеть на бал. Но в 12 часов туфли всегда сами возвращались к Золушке.

Ведущий:

Раз, два, три, четыре, пять –

Мы закончили читать!

Ветерком прохладным вея,

В сказку дверь закрыла Фея…

Дорогие воспитатели, если вы хотите идти на работу, как на праздник. Если вам нравятся, когда глаза детей блестят на занятии, а активность превышает 100%; если вы хотите, чтобы каждое занятие было как мини-КВН или театрализованное представление, если вы хотите целый день смеяться, удивляться, петь и общаться с умными, думающими детьми – займитесь ТРИЗом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей дошкольников с ОВЗ в процессе работы над сказкой

Создание  условий   для   развития   творческих способностей,  самовыражения каждого ребенка в процессе работы над сказкой...

Развитие творческих способностей дошкольников с ОВЗ в процессе работы над сказкой

Создание  условий   для   развития   творческих способностей,  самовыражения каждого ребенка в процессе работы над сказкой....

Написание рабочей программы учителя-логопеда, раздел «Организационные условия деятельности по коррекции нарушений речевого развития. Интеграция образовательных областей в процессе работы по коррекции нарушений речевого развития у детей»

Проектирование данного раздела осуществляется на основе анализа содержания основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения, выявленных нарушений в развитии речи воспитаннико...

Мастер-класс "Речевое развитие дошкольников средствами ТРИЗ в процессе работы со сказкой"

Цель: Формирование представления о технологии ТРИЗ, оказание практической помощи педагогам в использования приемов ТРИЗ в процессе работы со сказкой.Задачи:создать творческую атмосферу;познакомить и о...

Конспект мастер - класса "Речевое развитие дошкольников средствами ТРИЗ в процессе работы со сказкой"

Сказки являются средствами не только познавательного, но и речевого развития дошкольника, выработанными и проверенными народом в течение столетий. Они несут в себе колоссальную инф...

Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе работы со сказкой

Речь – уникальный дар природы, данный человеку и только человеку. Речь позволяет высказать мысли, овладеть знаниями и обеспечивает полноценное общение.  А. А. Леонтьев - российский психолог...

НОД по речевому развитию с использованием ТРИЗ тема «В гостях у сказки»

Создание условий для углубления  и расширения  знания  детей о  сказках...