Семинар для педагогов с элементами тренинга "Как стать компетентным в общении с родителями"
материал на тему

В ходе семинара, педагоги проверят уровень развития профессионально значимых личностных качеств, потренируются в умении проявлять такт в общении с родителями.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_s_pedagogami_roditeli_psiho.docx37.18 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМИНАР

 для педагогов с элементами тренинга

«Как стать компетентным в общении с родителями»

/с использованием презентации/

Программное содержание:

-   развитие умений проявлять педагогический такт в различных условиях воспитательно – образовательного процесса в ДОУ;

-   проверка уровня развития профессионально значимых качеств личности воспитателя;

-   тренировка профессионально – педагогических особенностей внимания, наблюдательности, воображения.

Вед.:

Давайте на мгновение включим фантазию и попробуем представить…

Утром мамы и папы приводят детей к воротам детского сада, вежливо говорят педагогам «Здравствуйте!» и уходят, Целый день дети проводят с воспитателями: играют, гуляют, занимаются… А вечером опять приходят мамы м папы и, сказав: «До свидания!», уводят ребятишек домой. Педагоги и родители не общаются, не обсуждают успехи детей, не выясняют чем живёт ребёнок, что его интересует, радует, огорчает. А если вдруг и возникнут вопросы, то родители скажут педагогу: «Ведь было же анкетирование! Мы там обо всём рассказали», а педагоги ответят им так: «Ведь есть же информационные стенды! Почитайте, там всё сказано». И сразу хочется сказать, что такое невозможно.

У педагогов и родителей единые задачи: сделать всё, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Для этого важную роль занимает общение педагогов и родителей. Но, часто возникают трудности в общении педагогов и родителей – это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, и отсутствие требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а также с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнёрами в общем деле воспитания ребёнка.

А теперь давайте посмотрим, как обстоит дело у нас с Вами? (анализ анкетирования педагогов «Оценка уровня коммуникабельности педагогов в общении с родителями»).

Ведущая роль в организации общения с родителями воспитанников принадлежит воспитателям. Чтобы выстроить его, воспитателю важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Он должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребёнка, показать родителям, что он видит в них партнёров, единомышленников.

Развитию коммуникативных умений и будет посвящён наш сегодняшний семинар.

Упражнение «Знакомство»

Вед.:

Предлагаю написать своё имя на цветной карточке и то, чем вы больше всего любите заниматься.

 Передайте свою карточку соседу слева. Представьте соседа, назвав его имя и то, что вы узнали о его увлечении.

Вед.:

Взаимодействие между людьми начинается с установления контакта, который зависит от того, как человек себя держит, что говорит. Каждое движение – слово в языке жестов.

Упражнение «Идеальное общение»

Цель: тренировка эмоциональной выразительности при передаче невербальной информации собеседнику.

Вед.:

Вообразите, что с коллегами Вас разделяет окно с таким толстым стеклом, что попытки кричать бесполезны. Не договариваясь о содержании информации, передайте её через стекло. Чем выразительнее и полнее передаётся эмоциональная реакция, тем легче другому расшифровать содержание ситуации.

  • Мне нужна помощь
  • У меня есть свободное время
  • Прекратите шуметь
  • Поспешите
  • Успокойтесь
  • Я иду на помощь
  • Приходите в гости

Вед.: 

Как Вы уже поняли, огромное влияние на результат общения оказывает использование средств невербальной коммуникации.

Слушай, что говорят люди, но понимай, что они чувствуют.

Восточная мудрость

В коммуникации человек использует пять разных знаковых систем:

·        слова,

·        интонация,

·        тембр голоса,

·        жесты, пластика,

·        энергетический импульс.

Первые три традиционно относятся к компетенции лингвистики, четвертая – к невербальной коммуникации, пятая – к экстрасенсорике.

В межличностном общении невербальная коммуникация передает 65% всей информации. При выражении отношения телодвижения передают 55% информации, голос – 38%, а слова – всего 7%. Как Вы думаете, почему?

Почему?

·        часто употребляются неосознанно;

·        воспринимаются непосредственно и поэтому сильнее воздействуют;

·        передают тончайшие оттенки отношения, оценки, эмоций;

·        могут передавать информацию, которую трудно или неудобно выразить словом.

На основании намеренности-ненамеренности различают три типа невербальных средств:

·        поведенческие знаки (дрожь и т.д.);

·        ненамеренные знаки, или самоадапторы (тереть переносицу, поправлять волосы и т.д.);

·        собственно коммуникативные знаки.

Если человек чувствует нечто, он передает это специальными знаками, что очевидно. Интересно другое: если насильно лишить человека возможности эти знаки демонстрировать, у него в связи с их отсутствием меняется само психологическое состояние. Например, если человек жестами демонстрирует негативное отношение к вам, лишите его физической возможности демонстрировать это отношение, и, возможно, ваша ситуация улучшится.

В деловом взаимодействии при интерпретации мимики особое внимание следует обращать на согласованность. Пока мимика согласуется со словесными высказываниями, мы обычно не воспринимаем ее отдельно.

Вед.:

А знаете ли Вы какие жесты могут рассказать Вам о состоянии собеседника?

Жестикуляция в деловом разговоре

Жесты уверенности

кисти рук соединены кончиками пальцев, ладони не соприкасаются;

кисти рук сцеплены сзади, подбородок высоко поднят;

во время передачи информации локти не прижаты к туловищу;

руки в карманах, большие пальцы снаружи;

одна рука обхватывает другую в области ладони

Жесты неуверенности, раздражения

прижатые вплотную к бокам локти;

ёрзание в кресле;

одной рукой человек поправляет пуговицу или запонку на рукаве другой, браслет часов или манжет;

человек двумя руками держит букет цветов, чашку с чаем, сумочку (женщины);

потирание уха

Жесты, выражающие агрессивность

тесно сплетенные пальцы рук, особенно если руки находятся на коленях;

поза на стуле «верхом»;

руки в карманах, большие пальцы снаружи: у мужчин – амбициозность, у женщин - агрессивность

Жесты несогласия

боковой взгляд – жест недоверия (в случае когда взгляд отводится и возвращается вновь, подобное движение воспринимается партнером как жест несогласия);

прикосновение к носу или легкое потирание его – чаще проявляется при наличии в переговорах или дискуссии контраргументов;

ноги у сидящего направлены к выходу – желание уйти; такое же желание проявляется тогда, когда собеседник снимает очки и демонстративно откладывает их в сторону

Жесты, относящиеся к оценке получаемой информации

рука у щеки;

один палец отставлен, остальные под подбородком (при критической оценке сказанного или негативном отношении к партнеру в данный момент);

почесывание подбородка (в конфликтных дискуссиях в сочетании со взглядом искоса связано с обдумыванием следующего хода в диалоге);

почесывание пальцем спинки носа (озабоченность, сомнение);

манипуляции с очками;

рука поглаживает шею – недовольство, отрицание, гнев

Жесты, проявляющие некоторые черты характера и отношение к ситуации

Жесты

Возможная интерпретация

Партнер во время разговора стремится опереться или прислониться к чему-нибудь

Нуждается в поддержке, ситуация для него непонятна, не может найти нужный ответ

Человек стоя опирается руками о стол, стул и пр.

Ощущает неполный контакт

Руки в карманах, за спиной либо скрещены на груди

Человек замкнут

Ладони рук в поле зрения партнера по общению

Человек открыт для общения

Лицо чуть наклонено вбок и опирается на ладонь или кулак

Внутренний монолог, скука

Указательный палец касается носа, остальные прикрывают рот

Подозрительность, скрытность, недоверие

Скрещенные руки с пальцами, плотно обжимающими предплечья (обхватывание руками)

Негативно подавленное отношение к ситуации

Скрещенные руки и ноги у сидящего человека

Нежелание вступать в контакт, демонстративность

Ладонь, повернутая вниз (смотрит в пол)

Властность, психологическое давление на партнера

Закладывание рук за голову

Уверенность в себе, превосходство над другими, доминирование

Задание для самопроверки

Рассмотрите картинки. Что вы можете рассказать об изображенных на них людях

Упражнение «Кто эта маска?»

Вед.:

Для выполнения следующего упражнения. Нам необходимо разделиться на группы по двое. Наша с Вами задача разыграть образцы родителей, без слов («вечно недовольный», «интересующийся», «рубаха – парень»). На подготовку актёров даётся 5 мин. После исполнения остальные педагоги должны будут отгадать заданный образ родителя. После исполнения следует обсуждение:

  • Что было проще – создать образ или угадать его?
  • Появились ли у Вас какие – либо ассоциации, воспоминания, связанные с представленными образами?
  • Способны ли Вы с первого взгляда определить внутреннюю роль партнёра по общению?

Вед.:

Я думаю, что никто не будет отрицать важного значения в коммуникации взгляда человека.

Глаза являются самыми мощными знаками НВК:

·        они занимают центральное положение;

·        через зрительный анализатор проходит 87% всей информации (9% проходит через слуховой анализатор, 4% - информация, поступаемая в мозг через остальные органы чувств).

Чтобы понять состояние человека, ему необходимо смотреть в зрачок. Общаясь с человеком, попробуйте ответить на 3 вопроса:

1.     Как он на вас смотрит?

2.     Долго ли он смотрит?

3.     Как долго он может выдержать ваш взгляд?

Если вы хотите вызвать в человеке доверие, смотрите ему в глаза не менее 70% всего времени общения – и Вы, скорее всего, добьетесь успеха.

Взгляд можно и нужно тренировать и верно выбирать. В зависимости от обстоятельств выделяют три вида взгляда: деловой, социальный и интимный.

Деловой взгляд направлен на треугольник на лбу партнера по переговорам. Социальный взгляд направлен на треугольник, образованный глазами и ртом речевого коммуниканта. Интимный взгляд направлен на треугольник, образованный глазами и солнечным сплетением собеседника.

Обратите внимание, если -

1.     При беседе вы отмечаете, что ваш партнер практически не смотрит вам в лицо (во всяком случае, значительно реже, чем обычно), точно можно утверждать: он не желает с вами контактировать либо испытывает чувство дискомфорта из-за необходимости дезинформировать вас.

2.     Ваш партнер при беседе почти неотрывно смотрит на вас независимо от фазы диалога. Точно можно утверждать: вы представляете для него какой-то интерес. Возможные варианты: либо он изображает «удава», считая вас «кроликом», либо он испытывает к вам симпатию, либо его интерес к вам вполне деловой – он заинтересован в обсуждении с вами этого вопроса.

3.     При нормальных взаимоотношениях (без выраженной личной симпатии или антипатии) партнер будет чаще направлять свой взгляд на вас в те моменты диалога, когда его сознание будет менее загружено либо когда вы будете привлекать его внимание словами-обращениями.

4.     Чем напряженнее для интеллекта беседа, тем реже будут взгляды на собеседника. Чем свободнее беседа, тем чаще партнеры обмениваются взглядами (разумеется, при прочих равных условиях).

5.     Если вы заметили, что в какой-то момент диалога партнер перестал направлять на вас свой взгляд, а беседа такова, что не требует от него большого интеллектуального напряжения – значит, его отношение к вам ухудшилось. Это то же самое, как если бы он отвернул корпус чуть в сторону от вас. Ищите причину его недовольства.

Упражнение «Взгляд»

Вед.:

Мне нужен один доброволец. Я предлагаю Вам продемонстрировать свой взгляд на ребёнка: с укоризной, настойчивым запретом, безмерным удивлением, гневом, ожиданием дальнейших действий.

Теперь Вы сами поняли значение взгляда в технике  общения.

Рекомендация:

Во время выступления на родительском собрании найти тех, кто внимательно слушает и выказывает невербальную поддержку, обращаться чаще взглядом к ним. Это позволяет чувствовать себя увереннее и сосредоточиться.

Умён ты или глуп, велик ты или мал,

не знаем мы, пока ты слово не сказал.

                                                  Саади.

         Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по двум каналам: речевой и неречевой каналы общения. Речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ взаимодействия на собеседника.

 В структуру речевого общения входят:

 1. Значение и смысл слов, фраз. «Разум человека проявляется в ясности  его речи». Важную роль играет точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и её доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.

 2. Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая). Тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр голоса (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи.

 3. Выразительные качества голоса: характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, плач, шепот, вздохи и т.д.; разделительные звуки – это кашель; нулевые звуки – пауза; а также звуки назализации – «хм-хм», «э-э-э» и др.

Упражнение «Тренировка интонации»

Вед.:

Для выполнения следующего задания, мне необходимо раздать Вам сами задания. Произнесите фразы «Мне не безразличны успехи вашего ребёнка», «Мне хотелось бы большей откровенности в нашем разговоре» с оттенками иронии, упрёка, вызова, безразличия, требовательности, доброжелательности. По ходу произнесения воспитатели могут сообщать друг другу, удалось ли, на их взгляд, достичь цели воздействия.

Упражнение «Желаю Вам…»

Цель: развивать у педагогов умение доброжелательно общаться с родителями.

Вед.:

Ваша задача – сделать комплимент сидящему рядом педагогу, выступающему в роли одного из родителей группы. Лучший комплимент – похвала успехов их ребёнка: «Ольга Леонидовна, мне так приятно, что сегодня Павлик очень хорошо отвечал на вопросы на занятии! Сразу видно, что Вы дома позанимались».

После выполнения упражнения обсуждаются следующие вопросы:

  1. Что Вы почувствовали, высказывая пожелания?
  2. Удалось ли Вам высказать комплимент, обращаясь именно к родителю, а не к коллеге по работе?
  3. Какие трудности возникли у Вас при выполнении задания?

Помните, что самым лучшим комплиментом для родителей служат добрые слова об их ребёнке, а умение педагога найти хорошее качество в каждом ребёнке характеризует его как компетентного в глазах родителя.

Вед.:

Вокруг каждого существует пространство, которое человек стремится держать в неприкосновенности. Возникающее напряжение в процессе общения с родителями может быть индикатором нарушения этого пространства.

Информация:

0-0,5м. – интимное расстояние, на котором общаются близкие люди;

0,5 – 1,2м. – расстояние, на котором разговаривают друзья;

1,2 – 3,7м. – зона делового общения (руководитель, подчинённый).

Упражнение «Разговор и пространство общения».

Вед.:

Уважаемые педагоги, для выполнения следующего упражнения, необходимо разделиться на пары. В паре один человек говорит, а другой слушает. Говорящий рассказывает партнёру о каком-то своём затруднении или проблеме. Слушающий реагирует на рассказ естественно, так, как ему хочется. Оба члена пары сидят напротив друг друга на стульях. Затем по команде ведущего, не прерывая разговора, участники упражнения меняют своё пространственное положение: слушающий становится на стул и слушает стоя, говорящий присаживается на корточки и продолжает рассказ в таком положении.

После выполнения упражнения участники группы в кругу обсуждают результаты:

  1. что изменилось в Вас после того, как Вы встали на стул по отношению к собеседнику? По отношению к его проблеме? По отношению к себе?
  2. какие чувства и желания Вы испытали в тот момент, когда ваш партнёр встал на стул во время вашего рассказа о проблеме?
  3. Хотелось ли Вам продолжать разговор? Почему?

Упражнение  «Войди в круг»

Участники встают в круг и крепко держатся за руки – это круг родителей. Один из участников остается за кругом – это воспитатель. Он должен так убедить играющих впустить его в круг, чтобы они захотели это сделать, т.е. подобрать верный тон для общения и необходимые слова.

Вед.:

И так, давайте подведём итог. На нашем сегодняшнем семинаре мы тренировались в эмоциональных реакциях жестами, мимикой, интонацией голоса, темпом речи, контактом глаз, осознали личную манеру невербального выражения эмоциональных реакций. Я на деюсь, что Вам помогут упражнения семинара в общении с родителями, детьми и т.д.

Давайте попробуем оценить свои установки на общение с родителями: из каждой пары приведённых выделить одну, которая соответствует Вашей.

1.

а)Я должен как можно чаще предоставлять родителям самим принимать решения.

б)Мне нужно настоять на своей позиции или мнении.

2.

в)Меня должны уважать.

г)Я должен завоевать уважение.

3.

а)Я должен быть в центре внимания.

б)Необходимо держаться в тени, но знать, что работа продолжается.

4.

а)Я считаю, что кредит доверия должен накапливаться.

б)Я всегда авансирую доверие родителям.

Правильные ответы:

1.б, 2.б, 3.б, 4 б.

Вед.:

Если правильны не все ответы, есть опасность превратиться в авторитарного, всезнающего эксперта.

Упражнение «Прощание»

Все участники берутся за руки и высказывают друг другу пожелания.

Вед.:

Желаю Вам не превратиться в такового. Вам дальнейших успехов в общении с родителями!

До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как стать компетентным в общении с родителями воспитанников

Можно ли представить жизнь современного ДОУ без тесных контактов с родителями? Давайте на мгновение включим фантазию и попробуем представить… Утром мамы и папы приводят детей к дверям детского сада, в...

Консультация для специалистов детского сада "Как стать компетентным в общении с родителями"

Консультация предназначена для педагогов-психологов, социальных педагогов, работающих в детском саду. Содержит теоретический материал и анкету для воспитателей...

КАК СТАТЬ КОМПЕТЕНТНЫМ В ОБЩЕНИИ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

У педагогов и родителей единые зада­чи: сделать все, чтобы дети росли счаст­ливыми, здоровыми, активными, жизне­любивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностя­...

Круглый стол "Как стать компетентным в общении с родителями"

У педагогов и родителей единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы стали гармонически развитыми личностями. Современные дошкольн...

« Как стать компетентным в общении с родителями воспитанников»

         У педагогов и родителей единые задачи: сделать всё, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармоничес...

Как стать компетентным в общении с родителями воспитанников

У педагогов и родителей единые задачи: сделать всё, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Для того , ...