Круглый стол "Как стать компетентным в общении с родителями"
материал

Галагуцкая Надежда Анатольевна

У педагогов и родителей единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы стали гармонически развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №25»

Асбестовского городского округа

Круглый стол

«Как стать компетентным в общении с родителями воспитанников»

Составители:

Галагуцкая Н.А., педагог-психолог

Трефилова В.Г., учитель-логопед

Цель: обсудить вопросы  компетентности и компетенции в общении с родителями.

Задачи:

  1. Обсудить вопросы  успешного общения воспитателя с родителями.
  2. Выявить знания о понятиях  «компетентность»  и «компетенция».
  3. Раскрыть содержание профессиональной компетентности в области общения с родителями (компоненты).
  4. «Нарисовать» портрет педагога с высоким уровнем профессиональной компетентности.
  5. Провести тестирование на тему «Уровень коммуникабельности педагога в общении с родителями» педагогического коллектива.

План работы круглого стола:

  1. Вступление – 1 минута
  2. Знакомство с составляющими у спешного общения – 2 минуты
  3. Раскрытие понятий «компетентность»  и «компетенция» - 4 минуты
  4. Обсуждение содержания профессиональной компетентности в области общения с родителями (компоненты) – 3 минуты
  5. Описание педагога с высоким уровнем профессиональной компетентности в области общения с родителями – 4 минуты
  6. Тестирование и интерпретация результатов – 10-15 минут

КАК СТАТЬ КОМПЕТЕНТНЫМ В ОБЩЕНИИ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ.

Давайте на мгновение включим фантазию и попробуем представить… Утром мамы и папы приводят детей к дверям детского сада, вежливо говорят педагогам: «Здравствуйте» и уходят. Целый день дети проводят с воспитателями: играют, гуляют, занимаются… А вечером опять приходят папы и мамы и, сказав: «До свидания», уводят ребятишек домой. Педагоги и родители не общаются, не обсуждают успехи детей и испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живёт ребёнок, что его интересует, радует, огорчает. А если вдруг и возникнут вопросы, то родители скажут педагогу: «Ведь было же анкетирование! Мы там обо всём рассказали!», а педагоги ответят им так: «Ведь есть информационные стенды! Почитайте, там всё сказано!». Согласитесь картина безрадостная… и сразу хочется сказать, что такое просто невозможно.

У педагогов и родителей единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы стали гармонически развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой – ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников основная задача которых – достижение реального сотрудничества между детским садом и семьёй.

Как показывает практика, эффективной является любая совместная деятельность родителей и педагогов. Так, уже коллективное обсуждение проблемы позволяет родителям почувствовать, что другие мамы тоже столкнулись с похожими проблемами и сумели найти из них выход. А это рождает ощущение: любые трудности разрешимы.

Нетрадиционные формы взаимодействия с семьёй важны и для улучшения взаимоотношений между родителями и детьми, родители учатся любить ребёнка таким, каков он есть, безоговорочно. Они имеют возможность увидеть собственного ребёнка в обстановке, отличной от семейной, наблюдать за его общением со сверстниками и педагогами, открыть в нем новые способности. В совместной деятельности родители и дети учатся понимать друг друга, доверять друг другу, становятся настоящими партнёрами.

К сожалению, та грустная картина, что нарисована вначале, характерна для некоторых детских садов, в которых общение педагогов с родителями строится на взаимных претензиях. Да трудностей организации общения много:

- это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, - отсутствие единства требований дома и в детском саду.

Сложно складывается общение с молодыми родителями с родителями из неблагополучных семей имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать лидерами в общем деле воспитания ребёнка. Вместе с тем, как показал опрос, те из них хотели бы общаться с педагогами на равных, как с коллегами.

Из чего складывается успех общения?

Прежде всего, из желания пойти на контакт, наладить отношения, помочь друг другу увидеть в другом равного себе партнёра, услышать его, признать право другого на иную позицию и понять эту позицию. Общение будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых обеих сторон темах, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж.

Ведущая роль в организации общения с родителями воспитанников принадлежит педагогам. Чтобы выстроить его, важно обладать коммуникативными умениями,  ориентироваться в процессах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Он должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребёнка, показать родителям, что он видит в них партнёров, единомышленников.

Давайте разберёмся: что такое профессиональная компетентность и какого педагога можно назвать  компетентным в сфере общения с родителями?

Анализ современных требований к организации общения педагога с родителями воспитанников свидетельствует: его компетентность проявляется в способности организовывать такое общение, которое характеризуется личностным интересом, педагогическим смыслом и значимостью. Профессиональная компетентность предполагает также прочность ценностных ориентаций, сформированность профессионально значимых качеств (выдержка, тактичность, наблюдательность, уважение и др.), глубокое овладение знаниями о семье, её воспитательном потенциале, специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания, методах изучения семьи, разнообразии практических способов организации общения.

В содержание профессиональной компетентности входят следующие личностные качества и установки, знания, умения и навыки.

Личностные качества и установки (личностный компонент)

- готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников.

- осознание собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями.

- установка на доверительное и безоценочное взаимодействие с родителями.

- выдержка, тактичность, наблюдательность, уважительность и др.

Знания (содержательный компонент)

- о семье.

- о воспитательном потенциале семьи.

- об особенностях семейного воспитания.

- о методах изучения семьи.

- современных формах организации общения.

- о методах активации родителей.

Умения и навыки (деятельностный компонент)

- умение преодолевать психологические барьеры общения с родителями, осуществлять индивидуальный подход к ним в процессе общения.

- владение методами изучения семьи и образовательных потребностей родителей.

- умение прогнозировать результаты развития ребёнка в семье, определять оптимальные пути его развития и т.д.

- умение ориентироваться в информации, отбирать необходимое для собственной работы с родителями, оценить эффективность применяемых родителями методов воспитания детей в семье.

- умение конструировать программу деятельности с родителями, отбирать содержание и методы её осуществления, моделировать ход и характер предстоящего общения с родителями и т.д.

- умение организовывать традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями, осуществлять педагогическое руководство и оказывать им действенную помощь.

Коммуникативные умения и навыки:

- устанавливать контакт с родителями, понимать их, сопереживать им, проявлять к ним внимание;

- предвидеть результаты общения, возможные трудности;

- управлять своим поведением, предупреждать и педагогически грамотно решать конфликтные ситуации;

- проявлять гибкость в общении с родителями;

- создать в процессе общения с родителями атмосферу совместного творчества;

- владеть этикетными нормами речи и поведения;

- владеть этикетными нормами речи и поведения;

- организовывать содержательное общение с родителями;

- осуществлять индивидуальный подход на основе знания их конкретных особенностей.

Нарисуем портрет педагога с высоким уровнем профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников.

  • Обладает устойчивой потребностью в самосовершенствовании в сфере общения с родителями.
  • Признаёт роль родителей в воспитании детей как ведущую и роль педагога как их «помощника».
  • Стремится к активному и содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей.
  • Обладает высокой степенью диалогичности в общении с родителями.

Предлагаем тест, помогающий определить уровень развития коммуникативных умений у педагога в общении с родителями.

Оценка уровня коммуникабельности педагога в общении с родителями (на основе методики оценки общительности педагога по В.Ф.Ряховскому)

Инструкция.

Вашему вниманию предлагается несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно «Да», «Нет», «Иногда».

Вопросы:

  1. Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас её ожидание из колеи?
  2. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, информацией перед родителями?
  3. Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребёнке с его родителями до последнего момента?
  4. Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос?
  5. Вам предлагают подготовить общее собрание для родителей всех воспитанников дошкольного учреждения. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения?
  6. Любите ли Вы делиться своими переживаниями об общении с родителями с коллегами, руководством?
  7. Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми?
  8. Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно задает Вам вопросы?
  9. Верите ли Вы, что существует проблема воспитателей и родителей и что они разговаривают на разных языках?
  10. Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить?
  11.  Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном процессе?
  12. Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать спор?
  13. Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями?
  14.  У вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного воспитания и других мнений на этот счёт Вы не приемлете?
  15.  Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо родителей, а не только детей?
  16.  Проще ли вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию?

Оценка ответов. Да – 2 очка. Иногда – 1 очко. Нет – 0 очков.

Полученные очки суммируются. Так определяется, к какой категории относится педагог.

30-32 очка. Вам явно сложно вступать в общение с родителями. Скорее всего, Вы вообще некоммуникабельны. Это Ваша беда, так как от этого больше страдаете Вы сами. Но и окружающим Вас людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует коллективных усилий. Контакты с родителями Вы стараетесь свести к минимуму. В основном они формальны. Причины трудностей в общении Вы стремитесь переложить на родителей. Вы убеждены, что большинство родителей – это всегда недовольные, придирчивые люди, ищущие в Вашей работе только недостатки, не желающие прислушиваться к Вашему мнению. Ваше неумение построить общение с родителями приводит к тому, что они стремятся избегать общения с Вами. Постарайтесь стать общительнее, контролируйте себя.

25-29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы. Новая работа и необходимость новых контактов надолго выводят Вас из равновесия. Общение с родителями является для Вас сложным и не слишком приятным делом. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете, недовольны собой. Однако в неудачных контактах с родителями стремитесь в большей степени обвинить их, а не себя. В Ваших силах изменить особенности своего характера. Вспомните, ведь участие в общем интересном деле позволяет Вам легко находить общий язык с родителями.

19-24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Вам удаётся достаточно легко наладить контакт с большинством родителей своей группы но с «трудными» родителями Вы не стремитесь активно общаться. В незнакомой ситуации выбираете тактику «присматривания». Сложности общения с родителями не пугают Вас, однако порой Вы бываете излишне критичны по отношению к ним. Эти недостатки исправимы.

14-18 очков. У вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены, что с любым родителям всегда можно найти общий язык Вы охотно выслушиваете родителей, достаточно терпеливы в общении с ними, умеете отстоять свою точку зрения, не навязывая её при этом другому. И индивидуальное, и коллективное общение с родителями не вызывает у Вас неприятных переживаний. Родители также стремятся поддержать контакты с Вами, ищут Вашего совета, поддержки. В то же время Вы не любите многословия, излишней эмоциональности, стремитесь избегать ненужных конфликтов.

9-13 очков. Вы бываете весьма общительны. Постоянно стремитесь вступать в беседу с родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный характер. Вы любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Вы стремитесь высказать родителям собственное мнение о том как они воспитывают детей, в любой ситуации дать совет, что способно вызывать  у них раздражение. Вы вспыльчивы, но отходчивы. Вам недостаёт терпения и отваги при столкновении с серьёзными проблемами. При желании, однако, Вы умеете выстраивать содержательное общение.

4-8 очков. Вы чрезмерно общительны. Стремитесь стать «другом» каждому родителю, быть в курсе всех их проблем. Любите принимать участие во всех спорных дискуссиях. Всегда охотно беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. Имеете собственное мнение по любому вопросу и всегда стремитесь его высказать. Возможно, по этой причине родители и коллеги относятся к вам с опаской и сомнениями. Вам следует задуматься над этими фактами.

3 очка и менее. Ваша общительность носит болезненный характер, Вы многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения, берётесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны, вольно или невольно бываете причиной разного рода конфликтов, в том числе и среди родителей. Общаясь с родителями, бываете грубоваты, фамильярны. Вас отличает необъективность, обидчивость. Любую проблему Вы стремитесь вынести на всеобщее обсуждение. Серьёзное общение с родителями не для Вас. Окружающим сложно с Вами. Постарайтесь задуматься, почему, несмотря, на все Ваши усилия наладить общение с родителями, из этого ничего не выходит? Воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительное отношение к людям.

В общении с родителями проявляет внимание, выдержку, тактичность и другие профессионально значимые качества.

  • Владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностях родителей.
  • Учитывает социальные запросы родителей (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними.
  • Умеет планировать предстоящее общение и методы активизации родителей.
  • Обладает развитыми коммуникативными навыками.

Говоря иными словами, педагог, компетентный в сфере общения с родителями понимает, зачем нужно общение, знает, что необходимо чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно участвует.

        Вернёмся к вопросу о том, что сегодня многие педагоги испытают серьёзные затруднения в организации общения с родителями. Кто-то считает, что во всем виноваты родители, которым «нет дела» до детей и их развития, которые не хотят, чтобы ребёнок вырос хорошим, не согласиться с этим сложно. Да, у родителя не всегда хватает времени для общения, есть категории «трудных» родителей, важно другое. У многих педагогов развита профессиональная рефлексия: они могут и хотят – смотреть на себя, на свои трудности со стороны. И видят причины трудностей – не только в родителях, но и в самих себе. Эти педагоги отмечают свою недостаточную компетентность (незнание форм, методов организации общения с родителями, неумение подобрать необходимое содержание); неполную информированность воспитателей об условиях жизни ребёнка дома, а родителей – в детском саду; отношение педагогов к родителям – объектам воспитания; стремление  педагогов избегать живого общения, заменить его анкетированием, информационными стендами.

  1. Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас её ожидание из колеи?

  1. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, информацией перед родителями?

  1. Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребёнке с его родителями до последнего момента?

  1. Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос?
  2. Вам предлагают подготовить общее собрание для родителей всех воспитанников дошкольного учреждения. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения?
  3. Любите ли Вы делиться своими переживаниями об общении с родителями с коллегами, руководством?

  1. Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми?

  1. Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно задает Вам вопросы?

  1. Верите ли Вы, что существует проблема воспитателей и родителей и что они разговаривают на разных языках?

  1. Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить?

  1. Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном процессе?

  1. Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать спор?
  2. Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями?

  1. У вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного воспитания и других мнений на этот счёт Вы не приемлете?

  1. Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо родителей, а не только детей?

  1. Проще ли вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию?

  1. Признать право другого на иную позицию и понять эту позицию.

  1. Обладать коммуникативными умениями.

Личностный компонент

Личностные качества и установки:

- готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников.

- осознание собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями.

- установка на доверительное и безоценочное взаимодействие с родителями.

- выдержка, тактичность, наблюдательность, уважительность и др.

Содержательный компонент

Знания:

- о семье.

- о воспитательном потенциале семьи.

- об особенностях семейного воспитания.

- о методах изучения семьи.

- современных формах организации общения.

- о методах активации родителей.

Деятельностный компонент

Умения и навыки:

- умение преодолевать психологические барьеры общения с родителями, осуществлять индивидуальный подход к ним в процессе общения.

- владение методами изучения семьи и образовательных потребностей родителей.

- умение прогнозировать результаты развития ребёнка в семье, определять оптимальные пути его развития и т.д.

- умение ориентироваться в информации, отбирать необходимое для собственной работы с родителями, оценить эффективность применяемых родителями методов воспитания детей в семье.

- умение конструировать программу деятельности с родителями, отбирать содержание и методы её осуществления, моделировать ход и характер предстоящего общения с родителями и т.д.

- умение организовывать традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями, осуществлять педагогическое руководство и оказывать им действенную помощь.

Коммуникативные умения и навыки:

- устанавливать контакт с родителями, понимать их, сопереживать им, проявлять к ним внимание;

- предвидеть результаты общения, возможные трудности;

- управлять своим поведением, предупреждать и педагогически грамотно решать конфликтные ситуации;

- проявлять гибкость в общении с родителями;

- создать в процессе общения с родителями атмосферу совместного творчества;

- владеть этикетными нормами речи и поведения;

- владеть этикетными нормами речи и поведения;

- организовывать содержательное общение с родителями;

- осуществлять индивидуальный подход на основе знания их конкретных особенностей.

Портрет педагога с высоким уровнем профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников.

  • Обладает устойчивой потребностью в самосовершенствовании в сфере общения с родителями.
  • Признаёт роль родителей в воспитании детей как ведущую и роль педагога как их «помощника».
  • Стремится к активному и содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей.
  • Обладает высокой степенью диалогичности в общении с родителями.

Компетенция

Компетентность