Мастер-класс для педагогов «Мультимедийная дидактическая игра как одно из средств обучения при формировании у детей старшего возраста основ безопасного поведения в быту»
методическая разработка на тему

Павлова Наталья Евгеньевна

Ознакомить педагогов с опытом работы по использованию мультимедийных дидактических игр при формировании у детей основ безопасного поведения в быту.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_dlya_pedagogov.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №11 «Умка» г. Павлово

        Мастер-класс        

для педагогов по теме:

«Мультимедийная дидактическая игра как одно из средств обучения при формировании у детей старшего возраста основ безопасного поведения в быту»

                                                                          Составила: воспитатель

                                                                                                      Павлова Н. Е.

Цель: Ознакомить педагогов с опытом работы по использованию мультимедийных дидактических игр при формировании у детей основ безопасного поведения в быту.

Задачи:

- раскрыть перед педагогами специфику и роль мультимедийных дидактических игр при формировании у дошкольников представлений об основных источниках опасности в быту.

- Продемонстрировать особенности мультимедийной дидактической игры.

Этапы мастер-класса

Содержание

Введение в проблему

Добрый день! Сейчас я хочу с вами немного поиграть. Игра называется «Волна». Я пускаю по вашему ряду мяч через одного участника. Тот, кому попадет мяч в руки, должен назвать опасные ситуации, которые подстерегают нас в окружающем мире. Волна заканчивается, когда все игроки назовут ситуации.

Конечно, вы все правы! На уровне дошкольного образовательного учреждения ребёнок должен овладеть первичными знаниями и навыками, которые позволят ему чувствовать себя комфортно и быть полностью подготовленным к ситуациям, которые могут угрожать его здоровью и жизни. Если говорить с точки зрения практического применения ФГОС социально – коммуникативное развитие направлено на формирование основ безопасного поведения в быту. Безопасность жизнедеятельности представляет серьёзную проблему в жизни людей. Взрослый может самостоятельно избегать опасных ситуаций, а ребёнка надо научить, разъяснить ему, как надо пользоваться тем или иным предметом, вести себя в той или иной ситуации, чтобы не случилось беды.  Какие формы можно использовать при ознакомлении детей с правилами безопасности? (ответы педагогов; ежедневные минутки безопасности, создание тематических альбомов, чтение худ литер, дид. игры и т.д.). Всё верно. Вы назвали такую форму, как дидактическая игра. А какие игры по безопасности в быту есть у вас в группе?  Несколько вариантов таких игр я хочу вам сейчас показать.

Авторский

 подход

к разрешению

проблемы

Апробация

методов и приемов,  предлагаемых автором

  • Презентация опыта мастера по проблеме

Предоставление педагогам дидактических игр:

    «Осторожно колется»

«Мой дом»

«Собери картинку»

«На каждую загадку четыре отгадки»

Имитационная игра: воспитатель показывает фрагмент проведения дидактических игр, с использованием дидактического материала.

О дидактических играх, с использованием дидактического материала, об их обучающем эффекте мы знаем много.

 Но Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает нас на использование различных мультимедийных средств. Сегодня я хочу познакомить вас с особенностями мультимедийной дидактической игры при формировании у детей безопасного поведения в быту.

 Цель которых: познакомить детей с источниками опасности в быту, уточнить и систематизировать данные представления, формировать умение различать потенциально опасные предметы;

                          «Игра — дело серьезное»

Дидактическая задача:

Формировать умение подбирать для игр подходящие предметы, знать, с какими вещами играть нельзя.

Материал:

На слайде картинки с изображением мяча, ножниц, пирамидки, газовой плиты, спичек, ножа, неваляшки, таблеток, утюга, иголки, куклы, машинки, вилки, стеклянной вазы и др.

Ход игры.

 Ребёнок называет любую картинку, просматривает её и отвечает, можно играть с этой вещью или нет (объясняя почему). За правильный ответ получает фишку. Здесь дети не только классифицируют предметы быта, но и выявляют опасные это предметы или нет. А также ребенок должен отметить предметы, которыми может пользоваться ребенок, ребенок и взрослый, либо только взрослый.

Сейчас мы в нее поиграем (Мастер вызывает двух педагогов).

                                   «Четвёртый лишний»

Дидактическая задача:

 Развивать умение предотвращать опасность контактов с опасными предметами (иголки, ножницы, спички, лекарства и др.) Закреплять знания  детей о поведении на улице.  

Игровые правила:

Найти лишний предмет на карточке. Доказать, почему.

Игровое действие:

Поиск опасного предмета.

Ход игры.

На слайде появляются картинки, на каждой изображены четыре предмета, один из которых лишний (несёт опасность). Тот, на которого указывает воспитатель (волшебная стрелочка), объясняет, что лишнее и почему.

Карточки:

1. Игрушки и гвозди.

2. Игрушки и лекарство.

3. Кисточка, карандаш, ручка, иголка.

5.  Дети играют в песочнице, катаются на качелях, катаются на санках, мальчик ест сосульку.

По аналогии могут быть представлены и другие комбинации.

Здесь ребенок, уже зная опасные и не опасные предметы, пытается   самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с опасными предметами. (Мастер предлагает назвать лишний предмет, а затем придумать свои варианты. Анализирует варианты и отмечает наиболее удачные.) 

 

 

Интересны презентации с использованием загадок. Они помогают развивать внимание, воображение, мышление.

«Найди отгадку»

Цель: продолжать формировать знания детей об опасных для жизни и здоровья предметах в быту.

Дидактическая задача.

 Развивать умственные способности и зрительное восприятие; формировать умение соотносить речевую форму описания к изображениям; воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку.

Игровые правила

 Воспитатель читает загадки (стихи) о предметах, дети отгадывают и объясняют, чем опасен предмет, за правильный ответ получают фишку.

Загадки для дошкольников на тему: «Опасные предметы».

Угадай, кто ветром дует

И над головой колдует?

Смыв с волос густую пену,

Сушат их все люди … (Феном)

Я под мышкой посижу

И что делать укажу:

Или разрешу гулять,

Или уложу в кровать. (Градусник)

Ходит-бродит по коврам,

Водит носом по углам.

Где прошел – там пыли нет,

Пыль и сор – его обед. (Пылесос) 

Ей набили мясом рот,

И она его жует,

Жует, жует и не глотает –

В тарелку отправляет. (Мясорубка)

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела:

«Пейте чай, вода вскипела». (Чайник)

В нём сучки и нос лопатой

Со спиною он горбатой

Нарубил дров полон двор

Как зовут его? (Топор)

(Мастер предлагает отгадать загадки и ответить, чем опасен предмет, за правильный ответ даётся фишка)

«Найди на рисунке холодные и горячие предметы»

                               Дидактическая задача.

 Продолжать развивать умственные способности и зрительное восприятие; воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку.

                                   Игровые правила.

Дети называют сначала холодные предметы, затем горячие, если предмет горячий появляется- пламя, если холодный - снежинка.

(Мастер предлагает назвать сначала холодные предметы, а затем горячие)

Рефлексия (самоанализ)

Краткое заключительное слово автора:

Подобранные мультимедийные дидактические игры нам дают возможность:

  • познакомить детей с источниками опасности в быту, уточнить и систематизировать данные представления, учить различать потенциально опасные предметы;
  • сформировать представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах безопасного поведения;
  • познакомить с необходимыми действиями в случае опасности.

Упражнение на рефлексию «Солнышко»:

Мне бы хотелось узнать ваше мнение по поводу увиденной вами формы работы. Я предлагаю вам выразить свое мнение, продолжив фразу, написанную в центре солнышка, на его лучиках.

Педагогам раздаются лучики.  В центре солнышка написана фраза:

- Увиденный опыт работы меня …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Опыт работы по формированию у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения в быту, в социуме, в природе"

Обобщение опыта работы воспитателя старшей группы по формированию основ безопасного поведения....

"Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения в быту, социуме, природе" (из опыта работы).

Круглый стол в ГАОУ ДПОИРРПО в центре дошкольного образования: "Социально-коммуникативное развитие дошкольников" (в режиме онлайн). Материал из опыта работы на тему: "Формирование у дет...

Выступление на семинаре " Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения в быту , социуме, природе"

Выступление на семинаре "Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасногоповедения в быту, социуме, природе"...

«ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ, СОЦИУМЕ, НА ПРИРОДЕ»

laquo;ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ, СОЦИУМЕ, НА ПРИРОДЕ»...

«ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ, СОЦИУМЕ, НА ПРИРОДЕ»

Планработы по формированию безопасного поведения детей в быту, социуме, на природев  МБДОУ д/с № 2 "Малышок"на 2023-2024 учебный год  №ТемаМесяцОтветственные1.«Острые пр...