Статья по теме «Развитие речевой активности младших дошкольников в условиях реализации ФГОС»
статья по развитию речи

Пегина Ольга Александровна

Развитие речи дошкольников в настоящее время является одной из приоритетных задач, стоящих перед ДОУ, так как современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья по теме «Развитие речевой активности младших дошкольников в условиях реализации ФГОС»

Подготовила:  

воспитатель МКДОУ ЦРР –

 детский сад №21 г. Россошь

 Пегина О.А.  

Развитие речи дошкольников в настоящее время является одной из приоритетных задач, стоящих перед ДОУ, так как современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Речь, как средство общения, сопровождает все виды деятельности ребенка: игру, продуктивные виды деятельности, развлечения, прогулки и другие. Наряду с этим от качества речи, умения пользоваться ею в повседневной жизни, в игре и совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, во многом зависит успешность деятельности самого ребенка, его принятие другими детьми и в целом статус в детском коллективе. В раннем возрасте данная задача приобретает особое значение, так как этот период дошкольного детства является особенно благоприятным для развития речи ребенка.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

В младшем дошкольном возрасте необходимо способствовать развитию речи как средства общения. Давать детям разнообразные поручения, которые дадут им возможность общаться со сверстниками и взрослыми. Развивать понимание речи, расширять и активизировать словарный запас детей. Учить детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки: п — б — т — д — к — г; ф — в; т — с — з — ц.

Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями. Относиться к словотворчеству детей как к этапу активного овладения грамматикой, подсказывать им правильную форму слова. Развивать диалогическую форму речи. Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов. Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого. Читать знакомые, любимые детьми художественные произведения, рекомендованные программой. Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. Объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков. Повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения, предоставляя детям возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы. Учить с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок. Учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения. Продолжать способствовать формированию интереса к книгам. Регулярно рассматривать с детьми иллюстрации.

В контексте ФГОС акцент делается на совместную деятельность педагога и детей, на игровые формы взаимодействия и отсутствие жесткой регламентации детской деятельности.

Такое построение работы с детьми младшего дошкольного возраста по развитию активной речи позволяет дать детям не только глубокие и всесторонние знания, но и способствует: обогащению словарного запаса детей, формированию грамматического строя речи, развитию связанной речи.

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного  

    образования  /http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.

2. Ельцова О.М.,., Организация полноценной речевой деятельности в детском  

    саду/ О.М.Ельцова, Н.Н. Горбаческая, А.Н.. Терехова – СПб: ДЕТСТВО-

    ПРЕСС, 2005.-192с.

3. Поздеева С. И. Открытое совместное действие педагога и ребёнка как

    условие формирования коммуникативной компетентности детей

    / С.И.Поздеева// Детский сад: теория и практика. - 2013. - № 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи младших дошкольников в условиях реализации ФГОС

Развитие речи младших дошкольников в условиях реализации ФГОСФормирование правильной речи является одной из основных задачдошкольного образования.Согласно Федеральному государственному образовательном...

Развитие речи младших дошкольников в условиях реализации ФГОС

Развитие речи младших дошкольников в условиях реализации ФГОСФормирование правильной речи является одной из основных задачдошкольного образования.Согласно Федеральному государственному образовательном...

Научная статья на тему "Формирование профессиональной компетентности музыкального руководителя в условиях реализации ФГОС ДО"

В статье отражаются основные требования к профессиональной деятельности музыкального руководителя в условиях ФГОС, даны рекомендации по формированию профессиональной компетентности педагога....

Влияние т«Речевое развитие в экологическом воспитании дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»елевидения и компьютерных игр на психическое здоровье дошкольников

laquo;Нужно учить так, чтобы люди, насколько это возможно, приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, то есть знали и изучали самые вещи, а не чужие только наблюдения и свид...

«Речевое развитие в экологическом воспитании дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Выступление на семинар. «Речевое развитие в экологическом воспитании дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»...

Развитие речи младших дошкольников в условиях реализации ФГОС

Формирование правильной речи является одной из основных задачдошкольного образования.Согласно Федеральному государственному образовательному стандартудошкольного образования: «Речевое развитие...

Статья на тему: «Развитие познавательной активности младших дошкольников».

Познавательное развитие является важнейшим компонентом общего развития дошкольника. Этому процессу отводится огромная роль, однако не все педагоги понимают, как выстроить его грамотно с учётом возраст...