Консультация для педагогов "Праздник без стресса"
консультация на тему

Ивакина Антонина Николаевна

В консультации рассказано, как спокойно, бе стресса для детей и взрослых можно поготовиться к празднику. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Праздник без стресса»

консультация для педагогов

 

                                                             

 подготовила: Ивакина А.Н.

музыкальный  руководитель

 МДОУ «Детский сад№4

п.Новоорск»

                                               2018 п. Новоорск

 «Ребёнок - существо радостное: он                          родился, чтобы  радоваться и радовать.

 Радость  есть добрая сила воспитания….»

 Ш.А Амоношвили  «Баллада о воспитании».

Детский праздник - важная часть жизни ребенка, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, а порой и просто отдохнуть от будней. Слово праздник заимствовано из старославянского языка и буквально означает «не занятый делами, свободный от работы». Взрослые и дети чувствуют в такой день эмоциональный подъем, радость, хорошее настроение.  Детство - самая счастливая, но, к сожалению, мимолетная пора. И уже почти афоризмом стали слова: “Без праздников не бывает детства!” Яркость и богатство впечатлений детства часто остаются в памяти человека на всю жизнь.

         Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют и побуждают к творчеству. Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию. Праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, хорошо подобранный репертуар, красочность выступлений детей — все это важные факторы эстетического воспитания. Участие детей в пении, играх, хороводах, плясках укрепляет и развивает детский организм, улучшает координацию движений.

Важно помнить, что основная цель праздника в образовательной организации - формирование эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности.  Об успехе праздника судят не по заученности музыкальных номеров, сценок, а по эмоциональному настрою, впечатлению дошкольников.  В празднике важно участие каждого ребёнка, он должен чувствовать себя равным среди равных в коллективе весёлых и дружных сверстников, радоваться вместе со всеми. Дошкольник должен сам проявить инициативу при подготовке и проведении праздника.

Средства и приемы, побуждающие воспитанников и обучающихся к добросовестному, творческому и самостоятельному участию в осуществлении общего праздника это:

увлечение добрым сюрпризом (выполнение части общего дела по секрету от других);

помощь советом (предложение нескольких вариантов выполнения на выбор);

увлечение «секретным договором» («Давайте вместе подготовим это по секрету от всех?!»);

доверие ответственным поручением («Только ты это можешь сделать»);

обращение к воспитанникам за помощью, с просьбой научить («Покажи мне, пожалуйста, как это лучше сделать…»);

педагогический контроль (как правило незаметный);

поощрение всеми формами одобрения, а также похвалой (развернутым одобрением) .

       Утренник  –  не  только  долгожданный  праздник,  но  и стресс  для детей и взрослых, особенно тех, кто в период подготовки был пассивен на музыкальных занятиях  и не обладает навыками выступлений перед зрителями. Наша задача- избежать стресса.

 «Празднику без стресса» способствуют.

1. Составление праздничной программы заключается в умелом создании игровой конфликтной ситуации. Это основа и стержень действия праздника, о чем бы ни шла речь, проблемы решаются в игровом ключе. Основа любого праздника — это преодоление препятствий. Суть праздничного конфликта — противоборство сил, умений, сноровки, эрудиции. Благодаря напряженному конфликту и интересному сюжету многие праздники приобретают своеобразную драматургию, представляя собой маленькие жанровые сценки, насыщенные юмором.

Желательно, чтобы в программе праздника гармонически сочетались разные виды искусств. Дополняя друг друга в решении одной темы, они увеличивают силу эмоционального воздействия на детей, в то же время каждое из них оказывает свое особое влияние на ребенка. Учитывая сравнительно быструю утомляемость и возбудимость детей, необходимо правильно чередовать различные виды их художественной деятельности

Чтобы праздник удался нужно соблюдать некоторые моменты:

-создание предпраздничного настроения, дети всегда ждут чего-то приятного, доброго, сказочного;

- получение в ходе праздника чего-то таинственного, интересного, загадочного и обязательно вручение подарков, грамот, медалей и др.;

- дети сами должны добровольно участвовать в празднике, а не по принуждению, тогда атмосфера будет действительно волшебной, эмоциональной, яркой, радостной;

- мероприятие не должно быть перегружено или затянуто, должен действовать принцип: «игра должна закончится чуть раньше, чем она надоест».

2. Систематическая и планомерная подготовка , не нарушающая общий ритм жизни детского сада.  Подготовка к празднику должна вызывать у детей особый интерес к предстоящему торжеству; на основе этого интереса формируются их моральные и нравственные качества, художественный вкус. Деятельность в предпраздничные дни и в момент празднования какого-либо события сплачивает детей и взрослых, между которыми возникает полезное сотрудничество.

 Чтобы репетиции  были продуктивны, нужно учитывать следующие моменты:

- репетировать надо по частям, по эпизодам, небольшим отрывкам, с несколькими детьми;

- никогда не повышать голос, если что-то у детей не получается, следует подумать, правильно ли распределены роли, иногда лучше пересмотреть, произвести замену, чем «мучить» исполнителей;

- больше времени уделить массовым сценам, где задействовано большое количество учащихся, каждый ребенок, должен научиться вовремя перестраиваться, подниматься на сцену и уходить за кулисы бесшумно при хоровом пении, в массовке;

- один из важных моментов соответствие текста и музыки, слайдов и кинофрагментов, отрывков из мультфильмов.

3. Утренник должен проводиться в хорошем темпе. Растянутость выступлений, слишком большое их количество, неоправданные паузы - все это утомляет, расхолаживает воспитанников. Избежать этого позволит степень ответственности взрослых при подготовке к празднику: разучивании ролей, артистичное их  исполнение.

 Воспитатель должен готовиться к утреннику точно так же, как и дети, только  тогда  он  сможет прочувствовать  изнутри те  сложности,  с которыми  дошкольники  сталкиваются  на  утреннике.  

Важную роль в праздничных мероприятиях отводиться ведущему. Ведущий программы - это умеющий управлять , способный создать комфортную атмосферу для реализации способностей детей —образец доброжелательности, такта, находчивости, наблюдательности, высокой культуры, с хорошей дикцией, красивой речью, хорошими манерами, умеющий владеть вниманием собравшихся, превращать свое появление в праздник.

Задача ведущего — «заставить» выступать как можно больше желающих.

Залог успеха ведущего — тщательное изучение сценария,  предварительная оценка всех мыслимых и немыслимых ситуаций, которые могут возникнуть,

В момент проведения праздника ведущий решает множество задач.

Во-первых, создать непринужденную, дружескую атмосферу общения, обстановку доброжелательности,

Во-вторых, своевременно и тактично помочь детям преодолеть их застенчивость, учесть возрастные особенности.

В-третьих, не просто демонстрировать схему праздника, а моделировать праздник.

В-четвертых, изучать интересы детей и учитывать то, что они хотят получить от праздника.

         4. Красочное и праздничное оформление  создаёт особую атмосферу праздника. Музыкальный руководитель готовит атрибуты, которые нужны для музыкальной деятельности,  

Ведущий готовит  и раскладывает атрибуты к  играм, сценкам. Взрослые готовят костюмы, соответствующие роли. Все совместно украшают зал

Изучая опыт работы детских садов и школ по организации праздников, можно выделить следующие этапы работы над праздником.

I. На первом этапе проводится собрание педагогического коллектива, на котором обсуждается план работы , происходит выбор праздников и устанавливаются сроки их проведения.

II. На втором этапе начинается непосредственная подготовка к празднику. Воспитатели, просматривая программы для данной возрастной группы, отбирают речевой материал для детей своей группы, учитывая их индивидуальные особенности, способности и знания. Музыкальный руководитель подбирает танцы, причем подбор осуществляется с учетом возможностей каждого конкретного ребенка и группы детей в целом. Музыкальный руководитель вместе с воспитателем выбирают песни, которые дети смогут исполнить. На данном этапе подготовки создается сценарий праздника, включающий в себя отобранный уже речевой и музыкальный материал. Причем первый в учебном году праздник (обычно это праздник осени) строится на очень простом материале. В праздник включается как можно больше зрелищ и игр, ведущую роль в которых играют педагогический коллектив, а музыкальная речевая деятельность детей строится на приобретенных уже в этом году умениях и навыках. Таким образом, праздник в детском саду используется для закрепления изученного материала, подведение итогов.

III. Когда сценарий готов, воспитатели проводят в своих группах занятия, на которых детям рассказывается о предстоящем празднике, объясняется что это за праздник и чему он посвящен. Если этот праздник уже отмечался в прошлом году, то все вспоминают, что на нем было. Воспитатель выясняет, что дети запомнили и при необходимости восполняет пробелы в памяти детей. После того, как дети уяснили, что это за праздник, им объясняют кто будет присутствовать на нем (родители, воспитатели, дети из других групп и т.д.) и что будут делать сами дети. На данном этапе дети должны понять свои задачи, осознать свою роль в процессе подготовки и проведения праздника, чтобы в ходе разучивания стихов, постановки песен и танцев, подготовки зала они видели, понимали, для чего они это делают.

IV. После определения целей и задач начинается непосредственная работа по разучиванию стихов, песен, постановки танцев, оформлению зала, изготовлению аксессуаров к костюмам. На данном этапе идет также работа над сценарием, куда вносятся изменения и коррективы, появившиеся во время работы. Таким образом, окончательный вариант сценария появляется уже непосредственно перед началом праздника.

V. Когда приходит тот самый долгожданный день, когда преображенный и украшенный зал полон зрителей и дети с замиранием сердца ждут начала действия… праздник начинается… проходит … и заканчивается, но не заканчивается работа над праздником.

VI этап - это подведение итогов. Как мы уже отмечали, детская, да и взрослая память долго хранит светлые, радостные, яркие впечатления, которыми богат праздник. И задача педагогов на этом этапе состоит в том, чтобы “привязать” к этим воспоминаниям те умения, навыки и знания, которые дети получили на празднике и в процессе его подготовки. Для этого проводятся беседы, в которых дети вспоминают, что им понравилось, при помощи воспитателя выделяется наиболее важное и главное в празднике, поясняются непонятные моменты.

VII этап - последействие праздника. На этом этапе закрепляются наиболее содержательные и красочные впечатления, связанные с тематикой праздника, они запечатлеваются в рисунках и лепке. На музыкальных занятиях дети повторяют полюбившиеся им танцы и действия отдельных персонажей. Некоторые выступления повторяются несколько раз, меняя исполнителей. Все это помогает глубже почувствовать содержание праздника, сохранить о нем хорошие воспоминания и, что очень важно для дошкольников, максимально использовать эту ситуацию для обучения и воспитания.

Организация семейных праздников - одна из действенных форм сотрудничества детей, педагогов и родителей.

В условиях реализации ФГОС возрастают воспитательные функции школы, детского сада и организации дополнительного образования ключевая роль в решении задач воспитания личности принадлежит педагогу и родителю, деятельность которых сегодня приобретает новое наполнение.

Воспитание и развитие ребенка не возможно без участия родителей. Родители - самые дорогие и близкие люди. Дети видят глаза родителей на праздничном мероприятии, они поют, танцуют для них.

Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания.

Именно на празднике родители могут разглядеть в своем сыночке или дочке маленькие таланты, которые они захотят развивать далее.

У родителей есть возможность не только оценить таланты, но обратить внимание на проблемные моменты в развитии ребенка, и вовремя начать работать с ними.

Именно на утреннике и при подготовке к праздничному мероприятию сближается родительский коллектив.

Помощь родителей при подготовке к утреннику очень важна и ценна, ведь они не должны быть только "зрителями", "наблюдателями", они должны стать активными участниками учебно-воспитательного процесса.

ВЫВОД

Все вышесказанное приводит к убеждению: детский праздник является одной из постоянных сторон жизни образовательных организаций. Детский праздник - уникальный педагогический феномен, важнейший элемент системы воспитания нового поколения, часть целостного учебно-воспитательного процесса, форма коллективного единения (педагогов, детей и их родителей). Такие важные компоненты: «педагогика - праздник - дети - творчество» существуют в едином комплексе. В празднике слиты воедино все виды деятельности и познания, где личность ребенка имеет возможность проявить отношение к себе и действительности.

Важно помнить: канун праздника, лучше самого праздника. (японская пословица)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Детский стресс"

Рекомендации для родителей, о том как предотвратить стрессовые состояния у детей....

консультация-тренинг для педагогов "Стресс и его последствия"

Стресс – состояние человека в процессе адаптации к условиям, неблагоприятных для его жизнедеятельности и угрожающим его жизненно важным ценностям. Как избежать встречи с синдромом профессионально...

Семинар-практикум "Стресс.Эффективные способы преодоления стресса»

Профессия педагога требует определенных сил и энергии. Суета, шум, всевозможные раздражители изнашивают нервы, лишают нормального сна, что ведет к стрессу. В подобных ситуациях трудно сохранять самооб...

Советы психолога "Стресс. Притча о стрессе"

Как жить в условиях стресса? Притча - история, которая может вам пригодиться.Прочтите и улыбнитесь! Вы поймёте, что  даже  из безысходной ситуации всегда можно найти выход!...

Консультация для родителей «Когда стресс настолько силен, что уснуть невозможно»

Взрослый не может заснуть, нервная система и мозг перевозбужденыВзрослый часто просыпается посреди ночиУ ребенка портится качество сна в ответ на тревожность взрослых...

Консультация для педагогов «Признаки стресса и его профилактика»

Консультация для педагогов «Признаки стресса и его профилактика»...