ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
статья (старшая группа) по теме

В данной статье раскрыты особенности познавательной активности дошкольников с речевывми нарушениями. Представлены результаты эксперимента.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Проблема развития познавательной активности является одной из наиболее актуальных проблем в психологии, так как основным видом деятельности детей и обязательной частью формирования умственных качеств личности, ее самостоятельности и инициативности.

Теоретические аспекты проблемы нашли отражение в отечественной психологии в трудах Л. И. Божович, Л. С. Выготского, П. И. Гальперина, Г. М. Щукиной, Д. Б. Эльконина, в отношении познавательного развития детей с нарушением речи – Л. С. Цветковой, Е. М. Мастюковой, Г. С. Сергеевой.

Остановимся на рассмотрении ключевого понятия нашего исследования «познавательная активность». Так, Г. И. Щукина считает, что познавательная активность – это личностное образование, которое выражает интеллектуальный отклик на процесс познания, живое участие, мыслительно-эмоциональную отзывчивость ребенка в познавательном процессе [1, C. 218]. По мнению А. М. Матюшкина познавательная активность – это внутренняя мотивация, которая побуждает ребенка к деятельности [2, C. 6]. И. С. Морозовой и И. С. Штепиной были выделены компоненты познавательной активности: когнитивный компонент, показателями которого являются наглядно-действенное мышление; непроизвольное внимание; механическая память; эмоциональный компонент – состояния и эмоции; деятельностный компонент – умения; навыки [3, C. 164].

В нашем исследовании интерес представляет познавательная активность детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Н. М. Назарова считает, что у таких детей отмечаются неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, низкий уровень понимания словесных инструкций и контроля за собственной деятельностью, нарушение познавательной деятельности, низкая умственная работоспособность [4, C. 340].

С целью исследования уровня развития познавательной активности дошкольников с речевыми нарушениями нами был проведен эксперимент. В исследовании приняли участие 12 воспитанников в возрасте 5–7 лет.

Для исследования когнитивного компонента, а именно уровня развития наглядно-действенного мышления был проведен тест «Обведи контур» Результаты показывают, что очень высокий уровень развития наглядно-действенного мышления всего у одного дошкольника (8 %), ребенок затратил на выполнение задания 70 сек., все линии были прямые и углы фигур соединены точно; со средним уровнем развития 50 % детей, на выполнение всего задания у них в среднем ушло118 сек., наблюдались недочеты; четверть всей выборки составляют дошкольники с высоким уровнем развития (25%), на выполнение задания у них ушло в среднем 101 сек., при этом две линии не являлись прямыми; 4 угла соединены неточно; дошкольники с низким уровнем развития наглядно-действенного мышления составляют 17 % от всей выборки. На выполнение задания у них ушло 143 сек., 8 линий непрямые.

Для выявления уровня развития произвольного внимания, произвольной памяти нами была использована методика «Треугольники – 2» (Е. Додонова). Было выявлено наибольшее количество испытуемых со средним уровнем развития (92 %), дети нарисовали заданное количество фигур в ряд, но заштриховали не в требуемом порядке. С низким уровнем – 8 % детей, у которых количество фигур и порядок штриховки не соответствует инструкции.

Для исследования эмоционального компонента была проведена методика «Паровозик». Анализируя данные, мы делаем вывод о том, что с негативным психическим состоянием низкой степени (НПС) 17 % дошкольников, с НПС средней степени – 8 % воспитанников. Наибольшую группу составляют дошкольники с нарушением речи с позитивным психическим состоянием (ППС) (75 %). С НПС высокой степени в выборке не оказалось. Общий психологический климат в группе составляет 50%, что соответствует о средней степени благоприятности психологического климата.

Для исследования деятельностного компонента, нами была проведена методика «Вопрошайка» (М. Б. Шумаковой). Результаты свидетельствуют о том, что в группу с низким уровнем познавательной активности входят 17 %, дети задали всего 1 вопрос. Средний уровень характерен для 75 %, дети задавали от 2-х до 3-х вопросов. Группу с высоким уровнем развития познавательной активности составляют 8 % дошкольников, кто задал 4 вопроса всех типов.

Таким образом, анализируя полученные данные, мы выявили, что у дошкольников с речевыми нарушениями основные компоненты познавательной активности сформированы недостаточно. Коррекционно-развивающая работа по их формированию является перспективой нашего исследования.

Список использованных источников.

  1. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе/ Г. И Щукина.– М. : Фортуна, 2013. – 207 с.
  2. Матюшкин, А. М Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности / А. М. Матюшкин // Вопросы психологии. – 2010.–№4.– С. 5–7.
  3. Морозова, И. С. Познавательная активность младших дошкольников / И. С. Морозова, И. С. Штепина // Теория и практика общественного развития. – 2012.– №12. – С. 162–165.
  4. Специальная педагогика / Л. И. Аксенова, Б. А. Архипов, Л. И. Белякова и др. / под ред. Н. М. Назаровой. – М. : Академия, 2000. – 485 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В КАЖДОЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ И УСЛОВИЯ ОПТИМИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ

Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты...

«ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В КАЖДОЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ И УСЛОВИЯ ОПТИМИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ».

Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты...

Консультация для педагогов "Экспериментирование как одно из средств развития познавательной активности дошкольников с нарушением слуха."

Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка: он настроен на открытие мира, он хочет его познать...

"Становление познавательной активности у дошкольников с речевыми нарушениями при работе с картиной", из опыта работы

Как повысить интерес к занятиям? Этот вопрос задаёт себе каждый педагог. Отсутствие мотивации к учению, снижение познавательного интереса – основная проблема, с которой сталкиваются воспитатели,...

Опыт работы «Развитие речевой активности дошкольников с тяжелыми нарушениями речи посредством использования кинетического песка»

Традиционные подходы и методы по развитию речи дошкольников в образовательной деятельности не эффективны. Очевидным решением данной проблемы явился поиск эффективных методических приемов и необходимос...