СТАТЬИ
статья на тему

Лаврентьева Олеся Николаевна

статьи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovr._priemy_i_metody_raboty_muz._ruk.doshk_._uchr.-ya.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

АВТОР СТАТЬИ: О.Н. Лаврентьева, музыкальный руководитель
МДОАУ  ЦРР- д/с «Фантазия», г. Пыть-Ях ХМАО- Югра

Современные приемы и методы работы музыкального руководителя дошкольного учреждения

Дошкольный возраст представляет собой уникальный период развития человека, в основе которого, по словам А.Д. Андреевой, лежат механизмы формирования первичного социального опыта и социальной ориентации, рефлекторной регуляции и подражания с последующим развитием нормативной регуляции, эмоциональной идентификации, творческой деятельности, рефлексии, оценки, контроля [2, с. 6]. При этом для ребенка дошкольного возраста характерно преимущественно образное мышление с опорой на свой, пусть пока и небольшой, прошлый опыт. Как справедливо отмечает Г.А. Урунтаева, оперирование образами делает мышление дошкольника внеситуативным, позволяющим выходить за границы восприятия той или иной конкретной ситуации, что серьезно обогащает область познания. Одновременно в процессе взросления у ребенка складываются все более тесные корреляции мышления с речью, что ведет к стремительному развитию логического и творческого мышления, любознательности [5, с. 136].

Соответственно, общее развитие дошкольника в значительной мере зависит от того, насколько грамотно и органично будет организован процесс его вхождения в коммуникационную среду, в том числе в условиях дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ). В соответствии с действующим Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) модернизация и инновационное развитие дошкольного образования предполагает превращение каждого дошкольного учреждения в центр «творчества и информации» [1].

Активный переход с репродуктивной на личностно-ориентированную модель взаимодействия требует от педагогов поиска и внедрения инновационных педагогических технологий во всех направлениях дошкольного воспитания и обучения, включая музыкальное. Подчеркнем, что музыка, отражающая отношение человека ко всему, что происходит вокруг него в его внутреннем мире, занимает особое место в воспитании детей-дошкольников. Детская музыкальная деятельность в рамках начального музыкального воспитания выступает и необходимым условием, и  средством усвоения ребенком социальных отношений во всем их многообразии и сложности.

Применение музыкальным руководителем инновационных методов и приемов, техник и технологий, на наш взгляд, позволяет решить целый ряд задач, отвечающих насущным потребностям детей дошкольного возраста: 1) способствовать развитию их природной музыкальности; 2) обеспечивать возможность максимально проявлять свои индивидуальные способности при общении с музыкой; 3) создавать условия для спонтанных творческих проявлений; 4) формировать базу для эмоционально-психического развития и самопознания.

Среди главных принципов, которых музыкальному руководителю следует придерживаться в работе, можно выделить: 1) обязательный учет индивидуальных – возрастных, речевых, индивидуальных музыкальных – особенностей и потребностей каждого ребенка; 2) позиционирование себя как равноправного партнера,  который умеет интересно играть, придумывает и организует игры; 3) сочетание в ходе занятий детской самостоятельности с подчинением своих действий общеустановленным правилам.

Реализация новых подходов к музыкальному воспитанию дошкольников невозможна без внедрения инновационных методов работы, к которым М.В. Сидорова, например, относит [3]:

  1. Метод вариативности, ориентированный на практическое воплощение эмоционально комфортных условий раскрытия творческого потенциала детей, развитие интереса к разным видам искусства с приобщением к их лучшим образцам, обогащение музыкальных впечатлений и формирование элементарных музыкальных навыков. Основой реализации метода вариативности в детском саду могут стать интегрированные занятия, предполагающих синтез различных видов искусства (музыка, живопись, поэзия, хореография, театр) и дающие детям четкое представление об их специфике. Отличительной особенностью данного вида занятий является необычная форма их организации, когда педагог не формально, а очень точно и продуманно объединяет разные виды художественной деятельности, чередует их, находит общие и отличительные черты в произведениях каждого вида искусства, по-своему передающих определенный музыкальный образ. На сегодняшний день  в области музыкального воспитания существует несколько эффективных авторских программ (программа «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой, программа «Элементарное музицирование» Т.Э. Тютюнниковой, методика К. Орфа, программа «Синтез» Т.Г. Рубан и К.В. Тарасовой), которые позволяют музыкальному руководителю разнообразить средства и способы познания воспитанниками всей глубины музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя). К примеру, методика Т.А. Тютюнниковой «Элементарное музицирование» предполагает сочетание ритмодекламации,  игры на детских музыкальных инструментах и танцевальных движений. Элементарные стихотворения, читаемые с использованием приема ритмодекламации, одновременно воспитывают у детей чувство ритма, координацию движений, слаженность группового действия, а также развивают способности к свободной импровизации и самовыражению. Естественный и логичный переход от одного вида художественной деятельности к другому делает подобные занятия очень увлекательными и динамичными, а регулярная смена деятельности эффективно препятствует утомлению.
  2. Метод проектирования, обеспечивающий синтез полученных знаний и умений, направленный на развитие не только индивидуальных творческих способностей, но и устойчивых коммуникативных навыков. Наряду с этим, проектная работа формирует у детей исследовательские умения и познавательный интерес. В трактовке Н.Ф. Яковлевой проект выступает как ограниченная во времени совокупность мероприятий, направленных на решение поставленной проблемы и достижение определенной цели путем решения связанных с целью задач [6, с. 14]. На проектных музыкальных занятиях дети совместно открывают для себя и друг друга новые знания, учатся связывать обучение с жизнью, развивают свои нравственные и коммуникативные качества.

Е.Н. Ташкинова, в свою очередь, отмечает, что в основе инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию. При этом из множества современных приемов автор выделяет [4]:

  1. Музицирование с использованием так называемых примарных детских музыкальных инструментов. Особое внимание здесь уделяется наиболее простым и доступным для детей дошкольного возраста шумовым инструментам. Кроме того, в современной методической науке и практике все большее распространение получает исследование звука и познание детьми мира через звук в результате применения разнообразных бытовых предметов. Общение детей с примарными инструментами развивает музыкальность, тембровый слух, тонкость восприятия и ассоциативность.
  2. Коммуникативные танцы-игры. Вовлеченность ребенка в процесс музицирования во многом зависит от степени эмоционально-психического раскрепощения в группе. Здесь незаменимыми помощниками выступают именно коммуникативные танцы, которые дают ощущение музыкальной динамики и темпа, стимулируют развитие ловкости, реакции, точности воспитывают у детей ансамблевую слаженность, способность как взаимодействовать между собой по сценарию игры, так и проявлять определенную самостоятельность в танцевально-игровых действиях.
  3. Пальчиковые игры (музыкальные и речевые). Их ценность в контексте развития музыкальности детей заключается в том, что они, по сути, являются первым опытом исполнительского артистизма, где характер исполнения фактически интонируется, обогащаясь ритмо-звуковыми модуляциями разговорной речи. Например, игра «Хор рук» подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в котором все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих – «дирижеров». Эта форма направлена на развитие координации, чувства ритма, внимания, ансамблевой слаженности, способности к двигательной импровизации.

Таким образом, использование современных приемов и методов работы музыкального руководителя ДОУ ведет к познанию детьми собственной личности и окружающего мира в процессе естественного, игрового общения с музыкой, причем обучающие задачи в данном случае носят второстепенный характер, преобладающими выступают задачи воспитания и развития, как это предусмотрено ФГОС ДО.

Список использованных источников

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. – URL: http://standart.edu.ru/ (дата обращения: 21.09.2018).
  2. Андреева, А.Д. Особенности психологического развития дошкольников в современных цивилизационных условиях / А.Д. Андреева // Вестник Мининского университета. – 2014. – №2. – С. 5-20.
  3. Сидорова, М.В. Современные технологии в работе музыкального руководителя дошкольного учреждения [Электронный ресурс] / М.В. Сидорова // Мультиурок. – 2017. – URL: https://multiurok.ru/ (дата обращения: 21.09.2018).
  4. Ташкинова, Е.Н. Современные методики и технологии музыкального воспитания дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО [Электронный ресурс] / Е.Н. Ташкинова // Совушка. – 2016. – №3 (5). – URL: http://kssovushka.ru/ (дата обращения: 21.09.2018).
  5. Урунтаева, Г.А. Детская психология / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2015. – 368 с.
  6. Яковлева, Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении: учебное пособие / Н.Ф. Яковлева. – М.: ФЛИНТА, 2014. – 144 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...