Программа "Моя Родина"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа) на тему

Зекунова Елена Анатольевна

Авторская программа по нравственно-патриотическому воспитанию "Моя Родина". Программа предназначенна для детей 5-7 лет. Рецензия зав. отд. дошкольного и начального образования ПМЦ ПК и ППРО КФУ, к.п.н., доцента Шаеховой Р.К.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №15 «Ромашка»

Зеленодольского муниципального района

                Республики Татарстан»

ПРОГРАММА

по нравственно – патриотическому

воспитанию детей

старшего дошкольного возраста

«Моя Родина»

Составила:

воспитатель первой

квалификационной категории

Зекунова Елена Анатольевна

Содержание

  1. Пояснительная записка……………………………………………………….     2
  2. Нормативно-правовое обеспечение программы……………………………     3
  3. Актуальность………………………………………………………………….     4
  4. Цель……………………………………………………………………………     4
  5. Задачи………………………………………………………………………….     4
  6. Программа основана на принципах………………………………………….     5
  7. Организационные принципы…………………………………………………     5
  8. Особенности и отличия программы………………………………………….     6
  9. Планируемые результаты…………………………………………………….     6
  10. Формы работы: с детьми……………………………………………………..      6

с родителями………………………………………………………………….       7

  1.  Перспективный план непосредственной образовательной

деятельности с детьми по возрастным группам.

Старшая группа………………………………………………………………       8

Подготовительная группа……………………………………………………       9

  1. Перспективный план работы с родителями…………………………………     10
  2. Содержание и методическое обеспечение

 образовательной деятельности.

Старшая группа……………………………………………………………….     11

Подготовительная группа…………………………………………………….    16

  1. Организация предметно-развивающей среды.

Развивающие игры……………………………………………………………     21

  1.  Детская литература по нравственно-патриотическому

воспитанию……………………………………………………………………..   22

  1. Перечень методической литературы по

нравственно-патриотическому воспитанию…………………………………   23

  1.  Приложение ………………………………………………………………         25

Пояснительная записка

Не может сын глядеть спокойно

На горе матери родной,

Не будет гражданин достойный

К отчизне холоден душой…

Н. Некрасов.

На общегосударственном уровне патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является одним из важных направлений в образовании. В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека-гражданина.

Принципы государственной политики в области образования, провозгласившие гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, воспитание гражданственности, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, обеспечивающие защиту и развитие ребенка системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей, определены законом РФ «Об образовании» (разд.1, ст.2), «Концепцией модернизации российского образования на период до 2020 года», государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка.

Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом  основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.  Формирование личности старшего дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям. 

Задача воспитания чувства патриотизма, любви к Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по привитию нравственно-патриотических чувств, ознакомлению детей с особенностями города, края, страны.  На мой взгляд, решением данной проблемы стала разработка и внедрение в работу Программы по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя Родина».

Программа «Моя Родина» составлена на основе авторских технологий Алёшина Н.В. «Знакомство дошкольников с родным городом и страной», Александрова Е.Ю., Гордеева Е. П., Постникова М. П. «Система патриотического воспитания в ДОУ», Веракса Н.Е, Комарова Т.С., Васильева М.А. «От рождения до школы», Зацепина М.Б. «Дни воинской славы» и другие.

Нормативно-правовое обеспечение программы

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт;
  • Конституция Российской Федерации;
  • Закон Российской Федерации "Об образовании";
  • Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» от 28.02.2007г, № 22 – ФЗ;
  • Конвенция о правах ребенка;
  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 гг.»;
  • Национальная доктрина образования Российской Федерации;
  • Устав образовательного учреждения МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 15 «Ромашка» ЗМР РТ»
  • Программа, реализуемая в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Актуальность программы

Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата традиционного российского патриотического сознания.

Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций. У детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. В обществе ощущается «дефицит нравственности». Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма, как одной из духовных ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается отчуждение молодежи от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.

Поэтому патриотическое воспитания необходимо начинать именно в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование культурно-ценностных ориентаций духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов патриотического воспитания.  Важно донести до создания воспитанников: образы, воспитывающие мужество, смелость, самоотверженность, героизм, а также уважение к государственной символике, любовь к родному городу, краю, Родине.

Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды суждения, активная жизненная позиция – самые сильнодействующие факторы воспитания.

Цели данной программы:

Воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине.

Задачи:

  1. Формировать у дошкольника представления о патриотизме, доброте, великодушии.
  2. Расширять представления о Москве – главном городе, столице России.
  3. Расширять представления о малой Родине.
  4. Расширять представления детей о Российской армии.
  5. Познакомить с достопримечательностями, культурой, традициями родного края, о замечательных людях прославивших свой край.
  6. Познакомить с событиями ВОВ и войной 1812года.
  7. Познакомить с декларацией о правах ребенка.
  8. Закреплять знания о флаге, гербе, гимне России, Татарстана, Зеленодольска.
  9. Углублять и уточнять представления о Родине – России.
  10. Углублять знания о Российской армии.
  11. Развивать у ребенка эмоции, чувства, мышление, механизмы социальной адаптации в обществе.
  12. Вдохновлять ребенка на большие дела и на благородные поступки.
  13. Воспитывать чувство собственного достоинства.
  14. Воспитывать патриотизм и чувство гордости за свою страну.
  15. Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям.
  16. Воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов

Программа основана на принципах:  

  • системности – работа проводится систематически весь учебный год, материал даётся последовательно, с усложнением в течении

2-х лет;

  • единства воспитывающих, развивающих, обучающих целей и задач – на занятиях и в повседневной жизни решаются все задачи по нравственно-патриотическому воспитанию в комплексе;
  • интеграции образовательных областей – содержание работы реализуется во всех разделах воспитательной работы, в режимных моментах и через образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» и «Физическое развитие»;
  • обоснованности и практической применимости –материал преподносится детям в доступной форме, с использованием практического материала, неразрывно связан с реальным окружением детей в повседневной жизни – даётся на примере родного города, микрорайона.
  • совместной деятельности детей и взрослых – работа по реализации программы должна стать достоянием родителей, которые могут продолжать работу по нравственно-патриотическому воспитанию в семье и выступать активными участниками педагогического процесса, совместно занимаясь продуктивной деятельностью с ребёнком.

Организационные принципы:

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 5-7 лет.

(2 возрастные группы)

Сроки реализации программы: 64 ч.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятия - в соответствии с возрастом детей.

Особенности и отличия программы

  • В организованной образовательной деятельности применяются авторские дидактические и настольные игры. Они способствуют закреплению пройденного материала.
  • В процессе организованной образовательной деятельности используются фотографии, слайды, видеозаписи с видами родного города.
  • Работа проводится во взаимосвязи с родителями воспитанников, они привлекаются к совместным мероприятиям – праздникам и развлечениям, принимают активное участие в конкурсах и викторинах. Родители имеют представление о знаниях, получаемых детьми на занятиях через информацию, расположенную в «Уголке для родителей» в раздевальных комнатах.

Планируемые результаты:

  • У детей сформируются представления о патриотизме, добре, великодушие.
  • Сформируются культурно-ценностные ориентации.
  • Сформируется гражданственно-патриотическое отношение.
  • Развиваются эмоции, чувства, мышление, механизмы социальной адаптации в обществе.
  • Ребенок совершает благородные поступки.
  • Возникает чувство собственного достоинства и чувство гордости за свою страну.

Формы работы:

Работа с детьми:

  • Непосредственная образовательная деятельность (занятия);
  • Интегрированные занятия;
  • Игровая деятельность;
  • Экскурсии;
  •  Наблюдения;
  • Индивидуальная работа;
  • Праздники и развлечения;
  • Викторины, конкурсы;
  • Организация выставок детских работ;
  • Беседы;
  • Просмотр видеофильмов, мультфильмов;
  • Чтение художественной литературы;
  • Творческая деятельность;
  • Инсценировка;
  • Моделирование;
  • Конструирование;
  • Показ кукольного театра;
  • Разучивание пословиц, поговорок;
  • Пение гимнов, частушек, песен, колядок;
  • Чтение стихов;
  • Рассматривание альбомов с фотографиями.

Работа с родителями

(включенность родителей в реализацию программы)

  • Выступление на родительских собраниях;
  • Наглядная агитация, памятки для родителей;
  • Консультации;
  • Привлечение специалистов из числа родителей для проведения мероприятий информационного характера.
  • Совместные праздники, развлечения;
  • Участие родителей в конкурсах и викторинах;
  • Оформление информационного стенда;
  • Анкетирование, тестирование;
  • Участие в конкурсах рисунков и поделок.

Перспективный план

непосредственной образовательной деятельности с детьми по возрастным группам.

Старшая группа.

Сентябрь. Тема: «Мой город Зеленодольск»

3неделя: История возникновения города Зеленодольска.

4неделя: Целевая прогулка по близлежайшим улицам.

Октябрь. Тема «Малая Родине – Татарстан»

1неделя: Столица Татарстана.

2неделя: Экскурсия по Казани.

3неделя: НОД «Кремль» (рисование).

4неделя: НОД «Татарский орнамент» (аппликация).

Ноябрь. Тема: «Наша страна – Россия»

1неделя: Москва – столица России.

2неделя: Городской транспорт. Метро.

3неделя: Путешествие по России.

4неделя: НОД «Березовая роща» (рисование).

Декабрь. Тема: «Родной язык»

1неделя: Культура и традиции русского и татарского народов.

2неделя: Пение русских народных песен, частушек, колядок.

3неделя: Театры России и Татарстана.

4неделя: Развлечение на татарском языке «Аулак өй».

Январь. Тема: «Сильные и могучие богатыри славной Руси»

2неделя: НОД «Богатыри земли русской»

3неделя: Былины о богатырях

4неделя: Викторина «Три богатыря»

Февраль. Тема: «Защитники Отечества»

1неделя: Наша армия родная.

2неделя: С/р игра «Летчики».

3неделя: НОД «Открытка для папы» (аппликация).

4неделя: Спортивное развлечение «Вместе с папой»

Март. Тема: «Законы, по которым мы живем»

1неделя: НОД «Ознакомление с декларацией о правах ребенка»

2неделя: Игра «Счастливый случай». «Наши права».

3неделя: В гостях хорошо, а дома лучше.

4неделя: Занятие-игра: «Права сказочных героев»

Апрель. Тема: «Планета Земля»

1неделя: Знакомство с глобусом.

2неделя: День «Космонавтики»

3неделя: Видеофильм «Космонавты»

4неделя: Викторина «Что ты знаешь о космосе?»

Май. ВОВ. Этот день «Победы»

1неделя: Герои ВОВ города Зеленодольска.

2неделя: НОД «День Победы»

3неделя: Экскурсия к вечному огню.

Подготовительная к школе группа.

Сентябрь. Тема: «Мой город Зеленодольск»

3неделя: Достопримечательности города Зеленодольска.

4неделя: Целевая прогулка по близлежайшим улицам.

Октябрь. Тема «Малая Родине – Татарстан»

1неделя: Достопримечательности Казани.

2неделя: Казанский кремль.

3неделя: НОД «Башня Сююмбике» (рисование).

4неделя: НОД «Тюбетейка» (аппликация).

Ноябрь. Тема: «Наша страна – Россия»

1неделя: Мы живем в России.

2неделя: Памятники Кремля.

3неделя: НОД «Недаром помнит вся Россия»

4неделя: НОД «Матрешка» (рисование)

Декабрь. Тема: «Родной язык»

1неделя: Русские и татарские национальные костюмы.

2неделя: Пение русских народных песен, частушек, колядок.

3неделя: Старейшие театры России.

4неделя: Развлечение на татарском языке «Аулак өй».

Январь. Тема: «Сильные и могучие богатыри славной Руси»

2неделя: Богатырская сказка «Никита Кожемяка».

3неделя: Пословицы и поговорки о храбрости.

4неделя: Эстафета: «Богатыри теперь мы».

Февраль. Тема: «Защитники Отечества»

1неделя: НОД «Пограничники с собакой» (рисование).

2неделя: С/р игра «Пограничники».

3неделя: НОД «Кораблик» (аппликация).

4неделя: Эстафета: «Я и папа».

Март. Тема: «Законы, по которым мы живем»

1неделя: НОД «Конвенция о правах ребенка».

2неделя: НОД «Имею права жить».

3неделя: КВН «Каждый ребенок имеет право на имя».

4неделя: Развлечение «Мы тоже имеем права».

Апрель. Тема: «Планета Земля»

1неделя: Вселенная.

2неделя: День «Космонавтики».

3неделя: Конструирование «Космодром».

4неделя: С/р игра «Мы космонавты».

Май. ВОВ. Этот день «Победы»

1неделя: ВОВ 1941-1945г.

2неделя: НОД «День Победы».

3неделя: Экскурсия к вечному огню.

Перспективный план работы с родителями

Старшая группа

Подготовительная группа

Сентябрь

  1. Папка-передвижка: «С чего начинается Родина?»
  2. Выступление на собрании по теме: «Гражданин воспитывается с детства»
  1. Фото-выставка: «Мой Зеленодольск».
  2. Выступление на собрании по теме: «Известные люди о воспитании любви к Родине»

Октябрь

  1. Обновление стендов в родительском уголке. «Символика Татарстана».
  2. Создание альбома: «Достопримечательности Татарстана»
  3. Выставка совместного творчества «Казанский кремль»
  1. Обновление стендов в родительском уголке. «Символика Татарстана».
  2. Презентация «Легенды Татарстана»
  3. Выставка совместного творчества: «Памятники Казанского кремля».

Ноябрь

  1. Стенгазета: «День народного единства».
  2. Обновление стендов в родительском уголке: «Символика России».
  3. Выставка совместного творчества «Московский кремль».
  1. Папка-передвижка: «4 ноября – День народного единства».
  2. Обновление стендов в родительском уголке: «Символика России».
  3. Выставка совместного творчества «Памятники Московского кремля».

Декабрь

  1. Обновление стендов в родительском уголке: «Пословицы и поговорки».
  2. Развлечение «Аулак өй»
  1. Обновление стендов в родительском уголке: «Пословицы и поговорки».
  2. Развлечение «Аулак өй»

Январь

  1. Буклет: «Богатыри Руси».
  2. Информирование родителей: «Во что играют ваши дети».
  1. Папка-передвижка: «Сильные и могучие богатыри славной Руси».
  2. Информирование родителей: «Во что играют ваши дети».

Февраль

  1. Оформление плаката: «Мой папа – солдат».
  2. Обновление стендов в родительском уголке: «Стихи к 23 февраля».
  3. Спортивный праздник: «Вместе с папой»
  1. Создание альбома: «Военные профессии».
  2. Обновление стендов в родительском уголке: «Стихи к 23 февраля».
  3. Спортивный праздник: эстафета «Папа и я».

Март

  1. Консультация: «Ребёнок полноправный партнёр в условиях сотрудничества».
  2. Обновление стендов в родительском уголке: «Декларация прав человека».
  1. Консультация: «Конвенция о правах ребёнка».
  2. Развлечение: «Мы тоже имеем права».
  3. Обновление стендов в родительском уголке: «Декларация прав человека».

Апрель

  1. Обновление стендов в родительском уголке: «День космонавтики».
  2. Выставка совместного творчества: «Космическая поделка».
  1. Обновление стендов в родительском уголке: «Первые космонавты».
  2. Выставка совместного творчества: «Космическая поделка».

Май

  1. Папка-передвижка: «Герои ВОВ города Зеленодольска».
  2. Выставка рисунков: «Я помню! Я горжусь!»
  3. Экскурсия к Вечному огню.
  1. Папка-передвижка: «ВОВ 1941-1945г.»
  2. Выставка рисунков: «Я помню! Я горжусь!»
  3. Экскурсия к Вечному огню.

Содержание и методическое обеспечение образовательной деятельности.

 Старшая группа.

Месяц /

Неделя

Тема

Цель

Методические приёмы

Организация предметно-развивающей среды

Сентябрь

3 неделя

История возникновения города Зеленодольска.

Познакомить детей с историей возникновения Зеленодольска.

Рассматривание фотографий города.

Беседа: «наш город»

Д.и.: «Где находится памятник?»

Д.И.: «Наш микрорайон»

Д.и.: «Сложи фрагмент»

Дидактические игры,

фотографии города,

герб Зеленодольска,

гимн Зеленодольска

Сентябрь

4 неделя

Целевая прогулка по близлежайшим улицам.

Познакомить детей с близлежайшими улицами, выучить названия улиц, обсудить в честь кого названы улицы.

Рассматривание фотографий города.

Беседа: «Мой город Зеленодольск»

Д.и.: «Путешествие по городу Зеленодольску»

Д.и.: «Где находится памятник?»

Д.И.: «Наш микрорайон»

Д.и.: «Сложи фрагмент»

Дидактические игры,

Фотографии города Зеленодольска, улицы города.

Октябрь

1неделя

Столица Татарста-на.

Познакомить детей с символикой Татарстана.

Рассматривание флага, герба Татарстана, слушание и изучение гимна Татарстана.

Д.и.: «Малая Родина », «Сложи фрагмент».

Дидактические игры, фотографии Казани, флаг и герб Татарстана, проигрыватель, диск с гимном Татарстана

Октябрь

2неделя

Экскур-сия по Казани.

Совершить с детьми видео-экскурсию по Казани, познакомить с достопримечательностями Казани.

Рассматривание фотографий города Казани.

Беседа: «Малая Родина».

Беседа: «Государственные символы Татарстана».

Д.и.: «Малая Родина », «Сложи фрагмент», «Угадай место достопримечательности», «Города Татрстана», «Угадай мелодию».

Дидактические игры, фотографии Казани, флаг и герб Татарстана, проигрыватель, диск с гимном Татарстана, видео Казани.

Октябрь

3неделя

«Кремль» НОД по ХЭ развитию

Учить детей рисовать Казанский кремль, воспитывать любовь к малой Родине.

Рассматривание фотографий Казанского кремля. Беседа: «история возникновения Казанского кремля»

Фотографии Казанского кремля, диск с гимном Татарстана, альбом, краски, кисточки.

Октябрь

4неделя

«Татарс-кий орна-мент»

Познакомить детей с татарским орнаментом, развивать умение вырезать татарские узоры, воспитывать аккуратность, любовь к малой Родине.

Рассматривание татарского орнамента.

Беседа: Из чего состоит татарский орнамент?»

Шаблоны элементов татарских узоров, диск с гимном Татарстана, цветная бумага, ножницы, клей, альбом.

Ноябрь

1неделя

Москва -столица России.

Познакомить детей со символикой России, со столицей России.

Рассматривание фотографий Москвы, достопримечательностей Москвы.

Беседа: «Государственные символы России».

Беседа: «Москва – столица России».

Д.и.: «Наша страна», «Города России», Флаг России», «Где находится памятник».

Альбомы с фотографиями Москвы, дидактические игры, символика России.

Ноябрь

2неделя

Город-ской.тра-нспорт. Метро.

Познакомить детей с метро, как подземный вид транспорта, с картой метро.

Рассматривание фотографий станций метро.

Рисование метро.

 Д.и.: «Малая Родина », «Сложи фрагмент»,

Альбомы с фотографиями станций метро, дидактические игры.

Ноябрь

3неделя

Путешествие по России.

Познакомить детей с разными городами России, закрепить символику России.

Д.и «Города спрятались», «Города России», «Угадай мелодию», «Сложи фрагмент»

Методическое пособие интерактивная папка лэпбук «Моя Родина»

Ноябрь

4неделя

НОД «Березо-вая роща» (рисова-ние)

Формировать представление детей о березе, как о символе России, учить детей рисовать березу.

Рассматривание картин: «Февральская лазурь», «Март», «Полдень», «Грачи прилетели, «Березовый лес», «Ранняя весна», «Дорога в березовом лесу».

Картины с изображением берез.

Декабрь

1неделя

Культура и традиции русского и татарского народа.

Формировать представление детей о культуре и традициях русского и татарского народа

Рассматривание альбомов с фотографиями костюмов русского и татарского народов.

Видеоролик «Праздники русских и татар»

Альбомы с фотографиями, видеоролик

Декабрь

2неделя

Пение русских народных песен, частушек, колядок

Познакомить и разучить с детьми русские народные песни, частушки, колядки.

Слушание русских народных песен, частушек, колядок.

Пение частушек, разучивание колядок.

Диски с русскими народными песнями, частушками, колядками.

Декабрь

3неделя

Театры России

Познакомить детей с известными театрами Росиии.

Рассматривание фотоальбомов театров России

Альбомы с фотографиями

Декабрь

4неделя

Развлечение на татарском языке «Аулак өй»

Формировать представление детей о татарских посиделках, воспитывать любовь и уважение к своей нации

Конспект в приложении

к программе

Оборудование по конспекту.

Январь

2 неделя

НОД «Богаты-ри земли русской»

Познакомить детей с богатырями русскими.

Беседа: «Кто такие богатыри?»

Рассматривание портретов богатырей, их коней, одежду, орудие.

Просмотр видеоролика «История о богатырях».

Чтение сказок про богатырей»

Портреты, фотографии, видеоролик, сказки.

Январь

3 неделя

Былины об И. Муромце, М. Селяниновиче, Н. Кожемяки

Познакомить детей с богатырями: И. Муромце, М. Селяниновиче, Н. Кожемяки.

Чтение былин об И. Муромце, М. Селяниновиче, Н. Кожемяки.

Просмотр мультфильмов о богатырях

Книги о богатырях, мультфильмы.

Январь

4 неделя

Виктори-на «Три богаты-ря»

Закрепить знания детей о богатырях, воспитывать командный дух.

Конспект в приложении

к программе

Оборудование по конспекту.

Февраль

1неделя

Наша армия родная.

Формировать представление детей об армии, познакомить с видами войск.

Рассматривание альбомов с фотографиями разных видов войск.

Д.и. «Военная атрибутика», «Защитники Отечества», «Как прадеды мир отстояли», отгадай военную профессию»

Альбомы с фотографиями, дидактические игры

Февраль

2неделя

С-р игра «Летчи-ки».

Формировать умение распределять роли, умение договориться, познакомить с профессией летчика.

Д.и. «Военная атрибутика», «Защитники Отечества», «Как прадеды мир отстояли», отгадай военную профессию».

Рассматривание фотографий известных летчиков, военных самолетов.

Изготовление атрибутов к игре.

Портреты летчиков, фотографии, дидактические игры, атрибуты к игре

Февраль

3неделя

НОД «Открыт-ка для папы»

Формировать умение доводить начатое до конца, воспитывать аккуратность, трудолюбие.

Чтение стихов, посвященных 23 февраля.

Д.и. «Военная атрибутика», «Защитники Отечества», «Как прадеды мир отстояли», отгадай военную профессию»

Дидактические игры, книга со стихами, материал для изготовления открытки.

Февраль

4неделя

Спортив-ное развлече-ние «Вместе с папой»

Развивать ловкость, быстроту реакций, воспитывать командный дух.

Конспект в приложении

к программе

Атрибуты для эстафеты.

Март

1неделя

НОД «Ознакомление с декларацией о правах ребенка»

Формировать представление детей о правах ребенка, закрепить понятие о том, что есть не только права, но и обязанности, развивать связную речь, воспитывать чувство самоуважения.

Беседа: «Что такое декларация?»

Разучивание пословиц и поговорок.

Чтение стихов.

Игра «Наши добрые дела».

Упражнение-тренинг.

Чтение сказки «Золушка».

Игра «Собери портфель», «Спасем куклу».

Игры, игрушки, куклы, книги.

Март

2неделя

Игра «Счастливый случай». «Наши права».

Развивать у детей основы правового сознания.

Разучивание пословиц и поговорок о семье.

Чтение Г. Остера «Вредные советы».

Чтение пословиц и поговорок об образовании.

Чтение стихов о детстве.

Музыкальное сопровождение, макет ромашки, альбомный лист, фломастеры.

Март

3неделя

В гостях хорошо, а дома лучше.

Формировать представление о потребностях человека в жилье и праве на жильё.

Разучивание пословиц и поговорок о жилье, о доме.

Инсценировка сказки «Три поросенка»,

Костюмы для инсценировки, игры.

Март

4неделя

Занятие-игра: «Права сказоч-ных героев»

Способствовать правовому воспитанию дошкольников, донести до сознания детей в доступной форме «Конвенцию о правах ребенка.

Чтение сказок «Золотой ключик или приключения Буратино», «Красная шапочка», «Снегурочка».

Инсценировка сказок «Заюшкина избушка», «Маша и медведь».

П.и. «Три поросенка».

Пальчиковая гимнастика «Семья».

Книга со сказками, костюмы для инсценировки, игры.

Апрель

1неделя

Знаком-ство с глобусом.

Познакомить детей с моделью Земли, дать понятие о глобусе, карте.

Беседы: «Что такое глобус?», «Что такое карты?»

Рассматривания альбома с фотографиями из космоса. Д.и: «Составь карту», «Путешествие по планете Земля».

Космическая карта, глобус.

Альбом с фотографиями, Дидактические игры.

Апрель

2неделя

День «Космонав-тики»

Познакомить детей с планетами, со спутниками, звездами. Дать понятие световой год.

Беседа о космосе.

Чтение сказки про космос.

Беседа: «Можно ли добраться до края Вселенной».

Рассматривания альбома с фотографиями планет, звезд, космического неба.

Рассматривание журналов о космосе.

Д.и: «Составь карту», «Путешествие по планете Земля».

Альбом с фотографиями, журнал о космосе.

Дидактические игры.

Апрель

3неделя

Видео-фильм «Космонавты»

Познакомить детей с Юрием Гагариным и другими космонавтами, формировать представление детей о полете в космос,

Беседа: «Что нам дали полеты в космос?»

Рассматривание портретов космонавтов.

Рассматривания альбома с фотографиями из космоса.

Рассматривания альбома с фотографиями планет, звезд, космического неба.

Альбом с фотографиями,

Видеофильм, портреты

Апрель

4неделя

Викторина «Что ты знаешь о космосе?»

Закрепить знания детей о космосе, планетах, космонавтах.

Конспект в приложении

к программе

Оборудование по конспекту.

Май

1неделя

Герои ВОВ города Зеленодольска.

Познакомить детей с героями ВОВ, жившими в Зеленодольске

Рассматривание альбомов с фотографиями героев ВОВ, живших в Зеленодольске.

Чтение стихов о войне.

Д.и. «Как прадеды мир отстояли», «Соберём картинку», «Защитники Отечества», «Военная атрибутика», «Отгадай военную профессию», «Кто защищает наши границы»,

Альбомы с фотографиями, дидактические игры, стихи

Май

2неделя

НОД «День Победы»

Формировать представление детей о значимости дня 9 мая 1945г, воспитывать гордость за героев России.

Рассматривание альбомов с фотографиями сражений ВОВ, героев России.

Слушание военных песен.

Д.и: «Что нужно артиллеристу», «Продолжи пословицу», «Отгадай военную профессию», «Кто защищает наши границы».

Чтение стихов о войне.

Альбомы с фотографиями, дидактические игры, стихи, диски с военными песнями

Май

3неделя

Экскур-сия к вечному огню.

Формировать представление детей о вечном огне, о его значимости.

Возложение цветов.

Изготовление цветов для ветеранов своими руками.

Чтение стихов о войне.

Слушание песен о войне.

Диски с песнями о войне, сборники стихов о войне, живые цветы, цветы ручной работы.

Подготовительная к школе группа.

Месяц /

Неделя

Тема

Цель

Методические приёмы

Организация предметно-развивающей среды

Сентябрь

3неделя

Достопри-мечательности города Зеленодольска.

Познакомить детей с достопримечатель-ностями города Зеленодольска, вспомнить символику города.

Рассматривание фотографий города.

Беседа: «наш город»

Д.и.: «Где находится памятник?»

Д.И.: «Наш микрорайон»

Д.и.: «Сложи фрагмент»

Дидактические игры,

фотографии города,

герб Зеленодольска,

гимн Зеленодольска

Сентябрь

4неделя

Целевая прогулка по близлежайшим улицам.

Закрепить знания  детей о близлежайших улицах, вспомнить названия улиц, обсудить в честь кого названы улицы.

Рассматривание фотографий города.

Беседа: «Мой город Зеленодольск»

Д.и.: «Путешествие по городу Зеленодольску»

Д.и.: «Где находится памятник?»

Д.И.: «Наш микрорайон»

Д.и.: «Сложи фрагмент»

Дидактические игры,

Фотографии города Зеленодольска, улицы города.

Октябрь

1неделя

Достопримечательно-сти Казани.

Познакомить детей с достопримечатель-

ностями Казани, вспомнить символику Татарстана, выучить гимн Татарстана.

Беседа: «Малая Родина».

Беседа: «Государственные символы Татарстана».

Д.и.: «Малая Родина », «Сложи фрагмент», «Угадай место достопримечательности», «Города Татрстана», «Угадай мелодию».

Дидактические игры, фотографии Казани, флаг и герб Татарстана, проигрыватель, диск с гимном Татарстана

Октябрь

2неделя

Казанский кремль.

Познакомить детей с Казанским кремлём, с историей кремля.

Рассматривание альбома с фотографиями Казанского кремля. Рассматривание флага, герба Татарстана, слушание и изучение гимна Татарстана.

Д.и.: «Малая Родина », «Сложи фрагмент».

Дидактические игры, фотографии Казани, флаг и герб Татарстана, проигрыватель, диск с гимном Татарстана, видео Казани.

Октябрь

3неделя

НОД «Башня Сююмби-ке» (рисова-ние).

Познакомить детей с легендой «Башни Сююмбике», учить рисовать башню.

Беседа: «Легенда башни Сююмбике».

Рассматривание фотографий башни Сююмбике.

Д.и. «Собери картинку».

Дидактические игры, альбом с фотографиями, краски, бумага, кисти для рисования.

Октябрь

4неделя

НОД «Тюбетей-ка» (апплика-ция).

Познакомить детей с головным убором – тюбетейкой, закрепить татарский орнамент.

Беседа: «Головной убор татарского народа».

Рассматривание татарского орнамента.

Рассматривание альбома с фотографиями тюбетеек.

Д.и. «Собери картинку»

Дидактические игры, альбом с фотографиями, принадлежности для аппликации.

Ноябрь

1неделя

Мы живем в России.

Закрепить знания детей, об истории страны, её символике, воспитывать чувство любви и гордости за свою страну.

Д.и «Города спрятались», «Города России», «Угадай мелодию», «Сложи фрагмент».

Лэпбук «Моя Родина».

Чтение глав из книги С. Баруздина: «Страна, где мы живем».

Рассматривание альбома с фотографиями городов России.

Карта России, символика, диск с гимном России, дидактические игры, методические пособие интерактивная папка.

Ноябрь

2неделя

Памятники Кремля.

Познакомить детей с памятниками кремля, с их историей.

Рассматривание альбомов с фотографиями памятников кремля.

Лэпбук «Моя Родина».

Беседа: «Красивые здания городов России»

Методические пособие интерактивная папка, дидактические игры.

Ноябрь

3неделя

НОД «Недаром помнит вся Россия»

Познакомить детей с военными событьями 1812года.

Конспект в приложении

к программе

Оборудование по конспекту.

Ноябрь

4неделя

НОД «Матреш-ка» (рисова-ние)

Познакомить с историей возникновения матрёшечного промысла,  c промыслами матрёшек расписанными под хохлому, гжель, татарская роспись.

Конспект в приложении

к программе

Оборудование по конспекту.

Декабрь

1неделя

Русские и татарские нацио-нальные костюмы.

Познакомить детей с русскими и татарскими национальными костюмами.

Рассматривание альбомов с фотографиями русских и татарских национальных костюмов.

Беседа: «История быта русских людей».

Д.и.: «Собери картинку».

Игры по лэпбуку «Моя Родина»

Дидактические игры, альбомы с фотографиями, Методические пособие интерактивная папка.

Декабрь

2неделя

Пение русских народных песен, частушек, колядок.

Познакомить детей с русскими народными песнями, частушками, колядками

Слушание русских народных песен, частушек, колядок.

Пение русских народных песен, частушек, колядок.

Игры по лэпбуку «Моя родина»

Дидактические игры, диски с песнями, частушками, колядками. Методические пособие интерактивная папка.

Декабрь

3неделя

Старейшие театры России.

Формировать представление детей о старейших театрах России

Рассматривание альбомов с фотографиями старейших театров России.

Беседа: «Как вести себя в театре?»

Беседа: «Кто работает в театре?»

Инсценировка русской народной сказки «Три медведя».

Показ кукольного театра «Колобок» для малышей.

Альбомы с фотографиями, костюмы для инсценировки, куклы для театра.

Декабрь

4неделя

Развлечение на татарском языке «Аулак өй».

Формировать представление детей о татарских посиделках, воспитывать любовь и уважение к своей нации.

Конспект в приложении

к программе

Оборудование по конспекту.

Январь

2неделя

Богатыр-ская сказка «Никита Кожемяка».

Формировать у детей нравственные чувства: смелость, честность, доброту, через чтение сказки «Никита Кожемяка».

Чтение сказки «Никита Кожемяка».

Просмотр сказки «Никита Кожемяка».

Книга со сказками.

Мультфильм «Никита Кожемяка».

Январь

3неделя

Пословицы и поговорки о храбрости.

Познакомить детей с пословицами и поговорками о храбрости

Чтение пословиц и поговорок о храбрости.

Разучивание пословиц и поговорок о храбрости.

Чтение сказки М.-Сибиряка «Про храброго зайца – длинные уши, косые глаза. Короткий хвост.»

Книги с пословицами.

Книга со сказками.

Январь

4неделя

Эстафета: «Богатыри теперь мы».

Закрепить знания детей о богатырях, воспитывать командный дух.

Конспект в приложении

к программе

Атрибуты для эстафеты

Февраль

1неделя

НОД «Пограничники с собакой» (рисова-ние).

Упражнять детей в изображении человека и животного, в передачи характерных особенностей, относительной величины фигуры и частей.

Конспект в приложении

к программе.

Беседа: «Как собаки Родину защищали.»

Чтение стихов о защитниках Отечества

Оборудование по конспекту.

Февраль

2неделя

С/р игра «Пограни-чники».

Продолжать знакомить детей с военными профессиями.

Беседа: «Кто такие пограничники?» Д.и. «Военная атрибутика», «Защитники Отечества», «Как прадеды мир отстояли», отгадай военную профессию».

Изготовление атрибутов к игре.

Рассматривание фотографий пограничников, их форму.

Дидактические игры, атрибуты к игре

Февраль

3неделя

НОД «Кораб-лик» (апплика-ция).

Научить делать кораблик своими руками.

С.р. игра «Мы моряки».

Беседа: «Защитники Отечества» Д.и. «Военная атрибутика», «Защитники Отечества», «Как прадеды мир отстояли», отгадай военную профессию».

Изготовление подарка для папы и дедушки «Кораблик»

Рассматривание альбомов с фотографиями кораблей.

Дидактические игры, атрибуты к с-р игре, материалы для поделки, альбом с фотографиями.

Февраль

4неделя

Эстафета: «Я и папа».

Развивать ловкость, быстроту реакций, воспитывать командный дух.

Конспект в приложении

к программе

Атрибуты для эстафеты.

Март

1неделя

НОД «Конвен-ция о правах ребенка».

Формировать представление детей о том, что отдых необходим для сохранения здоровья.

Беседа: «Что такое конвенция».

Беседа «Право на отдых».

Беседа «Право на образование».

Тренинг «Я на солнышке лежу».

Рассматривание страницы из альбома «Ребенок имеет право».

Альбом с фотографиями, тренинг, диск с музыкой.

Март

2неделя

НОД «Имею права жить».

Довести до сознания детей, что каждый человек имеет право на жизнь и здоровое развитие.

Беседа: «Имею право жить».

Рассматривание рисунка «Символ права».

Инсценировка сказок «Колобок», «Три поросенка».

Рисунок «Символ права», костюмы для инсценировки.

Март

3неделя

КВН «Каждый ребенок имеет право на имя».

Закрепить умение детей отвечать на вопросы, задавать их, воспитывать культурно-речевое общение.

Беседа: «Свидетельство о рождении».

Разгадывание ребусов.

Игра: «Назови имена».

Конкурс: «Собери своё имя».

Чтение книги «Тайна вашего имени».

Книги, ребусы, атрибуты к конкурсу.

Март

4неделя

Развлечение «Мы тоже имеем права».

Обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанностях.

Беседа о правах ребенка.

НОД «О правах играя».

Чтение сказок «Золушка», «Айболит».

Рисование на тему «Права ребенка».

Сказки, наборы для рисование.

Апрель

1неделя

Вселенная.

Формировать представление детей о вселенной.

Беседа: «Что такое Вселенная?»

Просмотр видеофильма «Наша вселенная»

Разгадывание кроссворда.

Рисование «Солнечная система»

Рассматривание альбомов с фотографиями планет, звезд, солнечной системы.

Чтение Г. Шалаева «Почему планеты не сталкиваются?», «Что такое комета?»

Альбомы с фотографиями, фильм, кроссворд.

Апрель

2неделя

День «Космонав-тики».

Формировать представление детей о   космосе, закрепить знания о планетах, о космонавтах, звездах.

Рассматривание альбомов с фотографиями космонавтов, космических кораблей, луноходов, спутников.

Просмотр видеофильма «Полет на луну».

Рисование «Мой космос».

Чтение В. Бороздин «Первый в космосе».

Альбомы с фотографиями, фильм.

Апрель

3неделя

Конструи-рование «Космод-ром».

Развивать умения создавать конструкции из строительного материала по замыслу.

Рассматривание альбомов с фотографиями космонавтов, космических кораблей, луноходов, спутников.

Чтение стихов о космосе.

Рассматривание детских энциклопедий раздел космос.

Альбомы с фотографиями, строительный материал, лего.

Апрель

4неделя

С/р игра «Мы космонавты».

Расширять знания детей о профессии космонавт, его трудовых процессах.

Просмотр фильма «Юрий Гагарин – первый человек в космосе»

Рассматривание пейзажа И. Левитана  «Лунная ночь». Разгадывание загадок о космосе. Изготовление атрибутов к игре.

Загадки, атрибуты к игре.

Май

1неделя

ВОВ 1941-1945г.

Закреплять и систематизировать знания детей о событиях ВОВ, развивать чувство уважения к участникам ВОВ

Слушание песен военных лет.

Рассматривание портретов Жукова, Гитлера.

Работа по карте, рассматривание захваченный стран Гитлером на карте.

Рассматривание альбомов с фотографиями сражений.

Просмотр видеороликов сражений.

Физическая карта мира, портреты Жукова, Гитлера. Диск с песнями военных лет, альбомы с фотографиями, видеоролик.

Май

2неделя

НОД «День Победы».

Донести до детей значение Победы советского народа в ВОВ, формировать гражданственность.

Разучивание песен, танцев, стихов о войне.

Рисование открыток ко дню Победы.

Изготовление цветов для ветеранов.

Просмотр видеофильма «Начало войны».

Рассматривание альбомов с фотографиями орденов и медалей.

Диски с музыкой, песнями военных лет, материал для изготовление цветов, альбомы с фотографиями.

Май

3неделя

Экскурсия к вечному огню.

Формировать представление детей о вечном огне, о его значимости.

Просмотр видеофильма «Вечная память».

Чтение стихов о войне. Слушание и исполнение песен военных лет.

Возложение цветов.

Диски с песнями о войне, сборники стихов о войне, живые цветы, цветы ручной работы.

Организация предметно – развивающей среды

В ходе реализации программы используются следующие

Развивающие игры:

Цель

Название игры

Вид игры

Закрепить знания детей о нашей Родине, ее столице, знания о малой родине, о родном городе, о нашей планете, расширение кругозора.

«Наша страна».

«Малая Родина ».

 «Путешествие по городу Зеленодольску»

«Наш микрорайон». 

«Почта»

«Кто и в какой стране живет?»

«Путешествие по планете Земля»

«Страны и народы»

«Какие праздники ты знаешь?»

«Угадай места достопримечательности».

Продолжи пословицу.

«Города России»*

«Города Татарстана»*

«Улицы Зеленодольска»*

«Города спрятались»*

«Моя Россия»*

«Мой Татарстан»*

«Мой Зеленодольск»*

«Где находится памятник»

«Назови кто?»

Дидактическая игра

Дидактическая игра

Дидактическая игра

Дидактическая игра

Дидактическая игра

Дидактическая игра

Дидактическая игра

Дидактическая игра

Дидактическая игра

Дидактическая игра

Дидактическая игра

Настольно-печатная игра

Настольно-печатная игра

Настольно-печатная игра

Настольно-печатная игра

Настольно-печатная игра-ходилка

Настольно-печатная игра-ходилка

Настольно-печатная игра-ходилка

Дидактическая игра

Дидактическая игра

Закрепить знания детей о символике России, Татарстана, Зеленодольска, о гимнах РФ, РТ.

« Флаг России»

«Найти флаг России»

«Символы нашей страны».

«Сложи фрагмент»*

«Угадай мелодию»*

Дидактическая игра

Дидактическая игра

Дидактическая игра

Настольно-печатная игра

Музыкальная игра

Закрепить знания детей о военных профессиях,

 «Что нужно артиллеристу»

Кем я буду в Армии служить?»

«Кто защищает наши границы?»

«Составь карту»

«Отгадай военную профессию»

«Соберём картинку»

«Как прадеды мир отстояли?»

«Защитники отечества»*

«Военная атрибутика»*

«Летчики»

«Пограничники»

«Мы - военные разведчики»

«Военный парад»

«Мы моряки»

«Танкисты»

Дидактическая игра

Дидактическая игра

Дидактическая игра

Дидактическая игра

Дидактическая игра

Настольно-печатная игра

Дидактическая игра

Настольно-печатная игра

Настольно-печатная игра

Сюжетно-ролевая игра

Сюжетно-ролевая игра

Сюжетно-ролевая игра

Сюжетно-ролевая игра

Сюжетно-ролевая игра

Сюжетно-ролевая игра

*- авторские игры.

Детская литература по

 нравственно-патриотическому воспитанию.

  1. Александрова З. «Родина»
  2. Артюхова Н. «Светлана»
  3. Барто А. В дни войны 
  4. Баруздин С. «Страна, где мы живем»
  5. Баруздин С. «Шел по улице солдат»
  6. Берестов В. «Мужчина»
  7. Боков В. «Цветет над тихой речкой яблоня…»
  8. Валеева Р. « День победы».
  9. Валеева Р. «Край мой родной, Татарстан»
  10. Валеева Р. «Самая красивая страна»
  11. Воронкова Л. «Девочка из города»
  12. Воронько П. «Лучше нет родного края»
  13. Гайдар А. «Клятва Тимура», «Сказка о Военной Тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове»
  14. Галиев Ш. «Родной ручей»
  15. Голявкин В. «Рисунок на асфальте»
  16. Забила Н. «Наша родина»
  17. Игебаев А. «День победы»
  18. Исаковский М. «Наша страна»
  19. Карпров И.Мальчики
  20. Кассиль Л. «Твои защитники»
  21. Малышев С. «Наш город»
  22. Маркуша А. «Я – солдат, и ты – солдат»
  23. Маршак С. «Не» и «ни» и многие другие
  24. Миннуллин Р. «Над Казанью»
  25. Михалков С. «Детский ботинок», «Десятилетний человек».
  26. Михалков С. «Моя улица»
  27. Никитин И. «Русь»
  28. Орлов В. «Дом под крышей голубой»
  29. Плещеев А. «Отдохну-ка, сяду у лесной опушки…»
  30. Прокофьев А. «Родина»
  31. Рубцов Н. «Привет, Россия, - родина моя!..»
  32. Серова Е. «Родные края»
  33. Ушинский К. «Наше Отечество»

Перечень методической литературы по

нравственно-патриотическому воспитанию.

1. Алексеева О. Задания для маленьких патриотов / О. Алексеева, Л. Петропавловская // Ребенок в детском саду. – 2010. – № 2.

2. Алёшина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). Конспекты занятий. – М.:УЦ «Перспектива», 2011г. – 296с. + 12с.цв.вкл.

3.  Антонов Ю. Е., Левина Л. В., Розова О. В. и др. Как научить детей любить Родину / - М., 2005.

4.  Алешина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом /, - М., 1999.

5.  Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников / – М., 2008. 21.

6. Араповой-Пискаревой Н. А. Мой родной дом.  - М., 2005.

7.  Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П., Постникова М. П. Система патриотического воспитания в ДОУ /, Волгоград, - 2007.

8. Воротынцева О. Как научить детей любить Родину / О. Воротынцева // Предшкольное образование. – 2009. - № 2. – (проект «Я-гражданин, патриот»)

9.  Веракса Н.Е, Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа ДО – 3-е изд., испр. и доп.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014г.- 368с.

10.  Ватаман В. П. Воспитание детей на традициях народной культуры / - Волгоград, 2008.

11.  Виноградовой А. М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / - М., 1980.

12.  Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе /, М., - 2006.

13.   Гогоберидзе А. Маленькие граждане большой страны / А. Гогоберидзе // Ребенок в детском саду. – 2009. – № 3.

14.  Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду / М., - 2006.

  15.   Деркунская В. Воспитание гражданской позиции старших дошкольников / В. Деркунская // Ребенок в детском саду. – 2010. – № 4.

16. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014г.-80с.

  1. Ермакова Т.В. Воспитание чувств патриотизма у дошкольников / Т.В. Ермакова // Методист. – 2014. - № 3. – С. 66-68.
  2.  Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. Родной край / - М., 1990.
  3. Жукова Л. М.  Московский Кремль, М., 2001 г. С. 11.
  4.  Зацепина М. Б. Дни воинской славы / М., - 2008.
  5. Зацепина М. Б., Антонова Т. В. Народные праздники в детском саду /, М.,-         2006.        
  6. Зекунова Е.А. Методическое пособие интерактивная папка. Лэпбук «Моя    Родина».*
  7.  Казаков А. П., Шорыгина Т. А. Детям о Великой Победе / - М., 2007.
  8.   Кондрыкинской Л. А. Дошкольникам о защитниках отечества / - М., 2006.
  9.  Кондрыкинская Л. А., Мерзлякова С. И. Дошкольникам о Москве / М., - 2004.
  10.  Короткова Л. Д. Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок / - М., 2006
  11.  Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4 – 6 лет /, - М., 2007.
  12. Лунина Г. В. Воспитание детей на традициях русской культуры /., - М. , 2005.
  13. Лялина Л. А. Народные игры в детском саду /, - М., 2008.
  14. Носова Г. Воспитываем гражданина России / Г. Носова // Ребенок в детском саду. – 2009. – № 3.
  15. Писарева А. Е., Уткина В. В. Живем в «Ладу» /, М., - 2007.
  16. Сакавичене О. Патриотическое воспитание дошкольников / О. Сакавичене // Ребенок в детском саду. – 2006. - № 2.
  17. Чудовской И. Русские былины. М., 2004 г. С. 13.
  18. Шаламова Е. Патриотическое воспитание: создание предметно-развивающей среды / Е. Шаламова // Ребенок в детском саду. – 2009. – № 5; 2010. – № 1.
  19. Шорыгина Т. А. Родные сказки /- М., 2003.
  20. Юдина Г. Патриотическое воспитание / Г. Юдина // Ребенок в детском саду. – 2001. - № 4. – (проект).
  21. Якушева Т.А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребенка старшего дошкольного возраста / Т.А. Якушева // Дошкольная педагогика. – 2006. – № 6

* - авторское методическое пособие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект « Мой дом детский сад – моя маленькая Родина» Проект " Мой дом детский сад - моя маленькая Родина"

Проект " Мой дом детский сад - моя маленькая Родина" для детей второй младшей группы....

ПРОЕКТ «Моя малая родина (дом, семья, детский сад)» Тема: «Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня  одна  из наиболее актуальных. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ" , ориетированая на...

"Малая Родина - милая Родина"

занятие по патриотическому воспитанию детей. цель которого воспитание у детей чувства гордости и любви к своей Родине и малой родине где они родились и растут....

Перспективное планирование по проекту "Наша Родина-Россия", блок "С чего начинается Родина"

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. В старшем дошкольном возрасте должны формироваться понятия о своей малой Родине (город, у...

Игра - путешествие в старшей группе. "Россия - наша Родина. Две столицы нашей Родины"

Предлагаю вам конспект игры-путешествия  в старшей группе по теме: "Россия - наша Родина". Данный материал направлен на воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своему городу, к своей ...

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – любимый Сахалин».

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина &ndash...