Программа "Моя Родина"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа) на тему
Авторская программа по нравственно-патриотическому воспитанию "Моя Родина". Программа предназначенна для детей 5-7 лет. Рецензия зав. отд. дошкольного и начального образования ПМЦ ПК и ППРО КФУ, к.п.н., доцента Шаеховой Р.К.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Авторская программа по нравственно-патриотическому воспитанию "Моя Родина" | 62.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №15 «Ромашка»
Зеленодольского муниципального района
Республики Татарстан»
ПРОГРАММА
по нравственно – патриотическому
воспитанию детей
старшего дошкольного возраста
«Моя Родина»
Составила:
воспитатель первой
квалификационной категории
Зекунова Елена Анатольевна
Содержание
- Пояснительная записка………………………………………………………. 2
- Нормативно-правовое обеспечение программы…………………………… 3
- Актуальность…………………………………………………………………. 4
- Цель…………………………………………………………………………… 4
- Задачи…………………………………………………………………………. 4
- Программа основана на принципах…………………………………………. 5
- Организационные принципы………………………………………………… 5
- Особенности и отличия программы…………………………………………. 6
- Планируемые результаты……………………………………………………. 6
- Формы работы: с детьми…………………………………………………….. 6
с родителями…………………………………………………………………. 7
- Перспективный план непосредственной образовательной
деятельности с детьми по возрастным группам.
Старшая группа……………………………………………………………… 8
Подготовительная группа…………………………………………………… 9
- Перспективный план работы с родителями………………………………… 10
- Содержание и методическое обеспечение
образовательной деятельности.
Старшая группа………………………………………………………………. 11
Подготовительная группа……………………………………………………. 16
- Организация предметно-развивающей среды.
Развивающие игры…………………………………………………………… 21
- Детская литература по нравственно-патриотическому
воспитанию…………………………………………………………………….. 22
- Перечень методической литературы по
нравственно-патриотическому воспитанию………………………………… 23
- Приложение ……………………………………………………………… 25
Пояснительная записка
Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К отчизне холоден душой…
Н. Некрасов.
На общегосударственном уровне патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является одним из важных направлений в образовании. В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека-гражданина.
Принципы государственной политики в области образования, провозгласившие гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, воспитание гражданственности, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, обеспечивающие защиту и развитие ребенка системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей, определены законом РФ «Об образовании» (разд.1, ст.2), «Концепцией модернизации российского образования на период до 2020 года», государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка.
Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Формирование личности старшего дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям.
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по привитию нравственно-патриотических чувств, ознакомлению детей с особенностями города, края, страны. На мой взгляд, решением данной проблемы стала разработка и внедрение в работу Программы по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя Родина».
Программа «Моя Родина» составлена на основе авторских технологий Алёшина Н.В. «Знакомство дошкольников с родным городом и страной», Александрова Е.Ю., Гордеева Е. П., Постникова М. П. «Система патриотического воспитания в ДОУ», Веракса Н.Е, Комарова Т.С., Васильева М.А. «От рождения до школы», Зацепина М.Б. «Дни воинской славы» и другие.
Нормативно-правовое обеспечение программы
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
- Федеральный государственный образовательный стандарт;
- Конституция Российской Федерации;
- Закон Российской Федерации "Об образовании";
- Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» от 28.02.2007г, № 22 – ФЗ;
- Конвенция о правах ребенка;
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 гг.»;
- Национальная доктрина образования Российской Федерации;
- Устав образовательного учреждения МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 15 «Ромашка» ЗМР РТ»
- Программа, реализуемая в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Актуальность программы
Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата традиционного российского патриотического сознания.
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций. У детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. В обществе ощущается «дефицит нравственности». Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма, как одной из духовных ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается отчуждение молодежи от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.
Поэтому патриотическое воспитания необходимо начинать именно в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование культурно-ценностных ориентаций духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов патриотического воспитания. Важно донести до создания воспитанников: образы, воспитывающие мужество, смелость, самоотверженность, героизм, а также уважение к государственной символике, любовь к родному городу, краю, Родине.
Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды суждения, активная жизненная позиция – самые сильнодействующие факторы воспитания.
Цели данной программы:
Воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине.
Задачи:
- Формировать у дошкольника представления о патриотизме, доброте, великодушии.
- Расширять представления о Москве – главном городе, столице России.
- Расширять представления о малой Родине.
- Расширять представления детей о Российской армии.
- Познакомить с достопримечательностями, культурой, традициями родного края, о замечательных людях прославивших свой край.
- Познакомить с событиями ВОВ и войной 1812года.
- Познакомить с декларацией о правах ребенка.
- Закреплять знания о флаге, гербе, гимне России, Татарстана, Зеленодольска.
- Углублять и уточнять представления о Родине – России.
- Углублять знания о Российской армии.
- Развивать у ребенка эмоции, чувства, мышление, механизмы социальной адаптации в обществе.
- Вдохновлять ребенка на большие дела и на благородные поступки.
- Воспитывать чувство собственного достоинства.
- Воспитывать патриотизм и чувство гордости за свою страну.
- Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям.
- Воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов
Программа основана на принципах:
- системности – работа проводится систематически весь учебный год, материал даётся последовательно, с усложнением в течении
2-х лет;
- единства воспитывающих, развивающих, обучающих целей и задач – на занятиях и в повседневной жизни решаются все задачи по нравственно-патриотическому воспитанию в комплексе;
- интеграции образовательных областей – содержание работы реализуется во всех разделах воспитательной работы, в режимных моментах и через образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» и «Физическое развитие»;
- обоснованности и практической применимости –материал преподносится детям в доступной форме, с использованием практического материала, неразрывно связан с реальным окружением детей в повседневной жизни – даётся на примере родного города, микрорайона.
- совместной деятельности детей и взрослых – работа по реализации программы должна стать достоянием родителей, которые могут продолжать работу по нравственно-патриотическому воспитанию в семье и выступать активными участниками педагогического процесса, совместно занимаясь продуктивной деятельностью с ребёнком.
Организационные принципы:
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 5-7 лет.
(2 возрастные группы)
Сроки реализации программы: 64 ч.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятия - в соответствии с возрастом детей.
Особенности и отличия программы
- В организованной образовательной деятельности применяются авторские дидактические и настольные игры. Они способствуют закреплению пройденного материала.
- В процессе организованной образовательной деятельности используются фотографии, слайды, видеозаписи с видами родного города.
- Работа проводится во взаимосвязи с родителями воспитанников, они привлекаются к совместным мероприятиям – праздникам и развлечениям, принимают активное участие в конкурсах и викторинах. Родители имеют представление о знаниях, получаемых детьми на занятиях через информацию, расположенную в «Уголке для родителей» в раздевальных комнатах.
Планируемые результаты:
- У детей сформируются представления о патриотизме, добре, великодушие.
- Сформируются культурно-ценностные ориентации.
- Сформируется гражданственно-патриотическое отношение.
- Развиваются эмоции, чувства, мышление, механизмы социальной адаптации в обществе.
- Ребенок совершает благородные поступки.
- Возникает чувство собственного достоинства и чувство гордости за свою страну.
Формы работы:
Работа с детьми:
- Непосредственная образовательная деятельность (занятия);
- Интегрированные занятия;
- Игровая деятельность;
- Экскурсии;
- Наблюдения;
- Индивидуальная работа;
- Праздники и развлечения;
- Викторины, конкурсы;
- Организация выставок детских работ;
- Беседы;
- Просмотр видеофильмов, мультфильмов;
- Чтение художественной литературы;
- Творческая деятельность;
- Инсценировка;
- Моделирование;
- Конструирование;
- Показ кукольного театра;
- Разучивание пословиц, поговорок;
- Пение гимнов, частушек, песен, колядок;
- Чтение стихов;
- Рассматривание альбомов с фотографиями.
Работа с родителями
(включенность родителей в реализацию программы)
- Выступление на родительских собраниях;
- Наглядная агитация, памятки для родителей;
- Консультации;
- Привлечение специалистов из числа родителей для проведения мероприятий информационного характера.
- Совместные праздники, развлечения;
- Участие родителей в конкурсах и викторинах;
- Оформление информационного стенда;
- Анкетирование, тестирование;
- Участие в конкурсах рисунков и поделок.
Перспективный план
непосредственной образовательной деятельности с детьми по возрастным группам.
Старшая группа.
Сентябрь. Тема: «Мой город Зеленодольск»
3неделя: История возникновения города Зеленодольска.
4неделя: Целевая прогулка по близлежайшим улицам.
Октябрь. Тема «Малая Родине – Татарстан»
1неделя: Столица Татарстана.
2неделя: Экскурсия по Казани.
3неделя: НОД «Кремль» (рисование).
4неделя: НОД «Татарский орнамент» (аппликация).
Ноябрь. Тема: «Наша страна – Россия»
1неделя: Москва – столица России.
2неделя: Городской транспорт. Метро.
3неделя: Путешествие по России.
4неделя: НОД «Березовая роща» (рисование).
Декабрь. Тема: «Родной язык»
1неделя: Культура и традиции русского и татарского народов.
2неделя: Пение русских народных песен, частушек, колядок.
3неделя: Театры России и Татарстана.
4неделя: Развлечение на татарском языке «Аулак өй».
Январь. Тема: «Сильные и могучие богатыри славной Руси»
2неделя: НОД «Богатыри земли русской»
3неделя: Былины о богатырях
4неделя: Викторина «Три богатыря»
Февраль. Тема: «Защитники Отечества»
1неделя: Наша армия родная.
2неделя: С/р игра «Летчики».
3неделя: НОД «Открытка для папы» (аппликация).
4неделя: Спортивное развлечение «Вместе с папой»
Март. Тема: «Законы, по которым мы живем»
1неделя: НОД «Ознакомление с декларацией о правах ребенка»
2неделя: Игра «Счастливый случай». «Наши права».
3неделя: В гостях хорошо, а дома лучше.
4неделя: Занятие-игра: «Права сказочных героев»
Апрель. Тема: «Планета Земля»
1неделя: Знакомство с глобусом.
2неделя: День «Космонавтики»
3неделя: Видеофильм «Космонавты»
4неделя: Викторина «Что ты знаешь о космосе?»
Май. ВОВ. Этот день «Победы»
1неделя: Герои ВОВ города Зеленодольска.
2неделя: НОД «День Победы»
3неделя: Экскурсия к вечному огню.
Подготовительная к школе группа.
Сентябрь. Тема: «Мой город Зеленодольск»
3неделя: Достопримечательности города Зеленодольска.
4неделя: Целевая прогулка по близлежайшим улицам.
Октябрь. Тема «Малая Родине – Татарстан»
1неделя: Достопримечательности Казани.
2неделя: Казанский кремль.
3неделя: НОД «Башня Сююмбике» (рисование).
4неделя: НОД «Тюбетейка» (аппликация).
Ноябрь. Тема: «Наша страна – Россия»
1неделя: Мы живем в России.
2неделя: Памятники Кремля.
3неделя: НОД «Недаром помнит вся Россия»
4неделя: НОД «Матрешка» (рисование)
Декабрь. Тема: «Родной язык»
1неделя: Русские и татарские национальные костюмы.
2неделя: Пение русских народных песен, частушек, колядок.
3неделя: Старейшие театры России.
4неделя: Развлечение на татарском языке «Аулак өй».
Январь. Тема: «Сильные и могучие богатыри славной Руси»
2неделя: Богатырская сказка «Никита Кожемяка».
3неделя: Пословицы и поговорки о храбрости.
4неделя: Эстафета: «Богатыри теперь мы».
Февраль. Тема: «Защитники Отечества»
1неделя: НОД «Пограничники с собакой» (рисование).
2неделя: С/р игра «Пограничники».
3неделя: НОД «Кораблик» (аппликация).
4неделя: Эстафета: «Я и папа».
Март. Тема: «Законы, по которым мы живем»
1неделя: НОД «Конвенция о правах ребенка».
2неделя: НОД «Имею права жить».
3неделя: КВН «Каждый ребенок имеет право на имя».
4неделя: Развлечение «Мы тоже имеем права».
Апрель. Тема: «Планета Земля»
1неделя: Вселенная.
2неделя: День «Космонавтики».
3неделя: Конструирование «Космодром».
4неделя: С/р игра «Мы космонавты».
Май. ВОВ. Этот день «Победы»
1неделя: ВОВ 1941-1945г.
2неделя: НОД «День Победы».
3неделя: Экскурсия к вечному огню.
Перспективный план работы с родителями
Старшая группа | Подготовительная группа |
Сентябрь | |
|
|
Октябрь | |
|
|
Ноябрь | |
|
|
Декабрь | |
|
|
Январь | |
|
|
Февраль | |
|
|
Март | |
|
|
Апрель | |
|
|
Май | |
|
|
Содержание и методическое обеспечение образовательной деятельности.
Старшая группа.
Месяц / Неделя | Тема | Цель | Методические приёмы | Организация предметно-развивающей среды |
Сентябрь 3 неделя | История возникновения города Зеленодольска. | Познакомить детей с историей возникновения Зеленодольска. | Рассматривание фотографий города. Беседа: «наш город» Д.и.: «Где находится памятник?» Д.И.: «Наш микрорайон» Д.и.: «Сложи фрагмент» | Дидактические игры, фотографии города, герб Зеленодольска, гимн Зеленодольска |
Сентябрь 4 неделя | Целевая прогулка по близлежайшим улицам. | Познакомить детей с близлежайшими улицами, выучить названия улиц, обсудить в честь кого названы улицы. | Рассматривание фотографий города. Беседа: «Мой город Зеленодольск» Д.и.: «Путешествие по городу Зеленодольску» Д.и.: «Где находится памятник?» Д.И.: «Наш микрорайон» Д.и.: «Сложи фрагмент» | Дидактические игры, Фотографии города Зеленодольска, улицы города. |
Октябрь 1неделя | Столица Татарста-на. | Познакомить детей с символикой Татарстана. | Рассматривание флага, герба Татарстана, слушание и изучение гимна Татарстана. Д.и.: «Малая Родина », «Сложи фрагмент». | Дидактические игры, фотографии Казани, флаг и герб Татарстана, проигрыватель, диск с гимном Татарстана |
Октябрь 2неделя | Экскур-сия по Казани. | Совершить с детьми видео-экскурсию по Казани, познакомить с достопримечательностями Казани. | Рассматривание фотографий города Казани. Беседа: «Малая Родина». Беседа: «Государственные символы Татарстана». Д.и.: «Малая Родина », «Сложи фрагмент», «Угадай место достопримечательности», «Города Татрстана», «Угадай мелодию». | Дидактические игры, фотографии Казани, флаг и герб Татарстана, проигрыватель, диск с гимном Татарстана, видео Казани. |
Октябрь 3неделя | «Кремль» НОД по ХЭ развитию | Учить детей рисовать Казанский кремль, воспитывать любовь к малой Родине. | Рассматривание фотографий Казанского кремля. Беседа: «история возникновения Казанского кремля» | Фотографии Казанского кремля, диск с гимном Татарстана, альбом, краски, кисточки. |
Октябрь 4неделя | «Татарс-кий орна-мент» | Познакомить детей с татарским орнаментом, развивать умение вырезать татарские узоры, воспитывать аккуратность, любовь к малой Родине. | Рассматривание татарского орнамента. Беседа: Из чего состоит татарский орнамент?» | Шаблоны элементов татарских узоров, диск с гимном Татарстана, цветная бумага, ножницы, клей, альбом. |
Ноябрь 1неделя | Москва -столица России. | Познакомить детей со символикой России, со столицей России. | Рассматривание фотографий Москвы, достопримечательностей Москвы. Беседа: «Государственные символы России». Беседа: «Москва – столица России». Д.и.: «Наша страна», «Города России», Флаг России», «Где находится памятник». | Альбомы с фотографиями Москвы, дидактические игры, символика России. |
Ноябрь 2неделя | Город-ской.тра-нспорт. Метро. | Познакомить детей с метро, как подземный вид транспорта, с картой метро. | Рассматривание фотографий станций метро. Рисование метро. Д.и.: «Малая Родина », «Сложи фрагмент», | Альбомы с фотографиями станций метро, дидактические игры. |
Ноябрь 3неделя | Путешествие по России. | Познакомить детей с разными городами России, закрепить символику России. | Д.и «Города спрятались», «Города России», «Угадай мелодию», «Сложи фрагмент» | Методическое пособие интерактивная папка лэпбук «Моя Родина» |
Ноябрь 4неделя | НОД «Березо-вая роща» (рисова-ние) | Формировать представление детей о березе, как о символе России, учить детей рисовать березу. | Рассматривание картин: «Февральская лазурь», «Март», «Полдень», «Грачи прилетели, «Березовый лес», «Ранняя весна», «Дорога в березовом лесу». | Картины с изображением берез. |
Декабрь 1неделя | Культура и традиции русского и татарского народа. | Формировать представление детей о культуре и традициях русского и татарского народа | Рассматривание альбомов с фотографиями костюмов русского и татарского народов. Видеоролик «Праздники русских и татар» | Альбомы с фотографиями, видеоролик |
Декабрь 2неделя | Пение русских народных песен, частушек, колядок | Познакомить и разучить с детьми русские народные песни, частушки, колядки. | Слушание русских народных песен, частушек, колядок. Пение частушек, разучивание колядок. | Диски с русскими народными песнями, частушками, колядками. |
Декабрь 3неделя | Театры России | Познакомить детей с известными театрами Росиии. | Рассматривание фотоальбомов театров России | Альбомы с фотографиями |
Декабрь 4неделя | Развлечение на татарском языке «Аулак өй» | Формировать представление детей о татарских посиделках, воспитывать любовь и уважение к своей нации | Конспект в приложении к программе | Оборудование по конспекту. |
Январь 2 неделя | НОД «Богаты-ри земли русской» | Познакомить детей с богатырями русскими. | Беседа: «Кто такие богатыри?» Рассматривание портретов богатырей, их коней, одежду, орудие. Просмотр видеоролика «История о богатырях». Чтение сказок про богатырей» | Портреты, фотографии, видеоролик, сказки. |
Январь 3 неделя | Былины об И. Муромце, М. Селяниновиче, Н. Кожемяки | Познакомить детей с богатырями: И. Муромце, М. Селяниновиче, Н. Кожемяки. | Чтение былин об И. Муромце, М. Селяниновиче, Н. Кожемяки. Просмотр мультфильмов о богатырях | Книги о богатырях, мультфильмы. |
Январь 4 неделя | Виктори-на «Три богаты-ря» | Закрепить знания детей о богатырях, воспитывать командный дух. | Конспект в приложении к программе | Оборудование по конспекту. |
Февраль 1неделя | Наша армия родная. | Формировать представление детей об армии, познакомить с видами войск. | Рассматривание альбомов с фотографиями разных видов войск. Д.и. «Военная атрибутика», «Защитники Отечества», «Как прадеды мир отстояли», отгадай военную профессию» | Альбомы с фотографиями, дидактические игры |
Февраль 2неделя | С-р игра «Летчи-ки». | Формировать умение распределять роли, умение договориться, познакомить с профессией летчика. | Д.и. «Военная атрибутика», «Защитники Отечества», «Как прадеды мир отстояли», отгадай военную профессию». Рассматривание фотографий известных летчиков, военных самолетов. Изготовление атрибутов к игре. | Портреты летчиков, фотографии, дидактические игры, атрибуты к игре |
Февраль 3неделя | НОД «Открыт-ка для папы» | Формировать умение доводить начатое до конца, воспитывать аккуратность, трудолюбие. | Чтение стихов, посвященных 23 февраля. Д.и. «Военная атрибутика», «Защитники Отечества», «Как прадеды мир отстояли», отгадай военную профессию» | Дидактические игры, книга со стихами, материал для изготовления открытки. |
Февраль 4неделя | Спортив-ное развлече-ние «Вместе с папой» | Развивать ловкость, быстроту реакций, воспитывать командный дух. | Конспект в приложении к программе | Атрибуты для эстафеты. |
Март 1неделя | НОД «Ознакомление с декларацией о правах ребенка» | Формировать представление детей о правах ребенка, закрепить понятие о том, что есть не только права, но и обязанности, развивать связную речь, воспитывать чувство самоуважения. | Беседа: «Что такое декларация?» Разучивание пословиц и поговорок. Чтение стихов. Игра «Наши добрые дела». Упражнение-тренинг. Чтение сказки «Золушка». Игра «Собери портфель», «Спасем куклу». | Игры, игрушки, куклы, книги. |
Март 2неделя | Игра «Счастливый случай». «Наши права». | Развивать у детей основы правового сознания. | Разучивание пословиц и поговорок о семье. Чтение Г. Остера «Вредные советы». Чтение пословиц и поговорок об образовании. Чтение стихов о детстве. | Музыкальное сопровождение, макет ромашки, альбомный лист, фломастеры. |
Март 3неделя | В гостях хорошо, а дома лучше. | Формировать представление о потребностях человека в жилье и праве на жильё. | Разучивание пословиц и поговорок о жилье, о доме. Инсценировка сказки «Три поросенка», | Костюмы для инсценировки, игры. |
Март 4неделя | Занятие-игра: «Права сказоч-ных героев» | Способствовать правовому воспитанию дошкольников, донести до сознания детей в доступной форме «Конвенцию о правах ребенка. | Чтение сказок «Золотой ключик или приключения Буратино», «Красная шапочка», «Снегурочка». Инсценировка сказок «Заюшкина избушка», «Маша и медведь». П.и. «Три поросенка». Пальчиковая гимнастика «Семья». | Книга со сказками, костюмы для инсценировки, игры. |
Апрель 1неделя | Знаком-ство с глобусом. | Познакомить детей с моделью Земли, дать понятие о глобусе, карте. | Беседы: «Что такое глобус?», «Что такое карты?» Рассматривания альбома с фотографиями из космоса. Д.и: «Составь карту», «Путешествие по планете Земля». | Космическая карта, глобус. Альбом с фотографиями, Дидактические игры. |
Апрель 2неделя | День «Космонав-тики» | Познакомить детей с планетами, со спутниками, звездами. Дать понятие световой год. | Беседа о космосе. Чтение сказки про космос. Беседа: «Можно ли добраться до края Вселенной». Рассматривания альбома с фотографиями планет, звезд, космического неба. Рассматривание журналов о космосе. Д.и: «Составь карту», «Путешествие по планете Земля». | Альбом с фотографиями, журнал о космосе. Дидактические игры. |
Апрель 3неделя | Видео-фильм «Космонавты» | Познакомить детей с Юрием Гагариным и другими космонавтами, формировать представление детей о полете в космос, | Беседа: «Что нам дали полеты в космос?» Рассматривание портретов космонавтов. Рассматривания альбома с фотографиями из космоса. Рассматривания альбома с фотографиями планет, звезд, космического неба. | Альбом с фотографиями, Видеофильм, портреты |
Апрель 4неделя | Викторина «Что ты знаешь о космосе?» | Закрепить знания детей о космосе, планетах, космонавтах. | Конспект в приложении к программе | Оборудование по конспекту. |
Май 1неделя | Герои ВОВ города Зеленодольска. | Познакомить детей с героями ВОВ, жившими в Зеленодольске | Рассматривание альбомов с фотографиями героев ВОВ, живших в Зеленодольске. Чтение стихов о войне. Д.и. «Как прадеды мир отстояли», «Соберём картинку», «Защитники Отечества», «Военная атрибутика», «Отгадай военную профессию», «Кто защищает наши границы», | Альбомы с фотографиями, дидактические игры, стихи |
Май 2неделя | НОД «День Победы» | Формировать представление детей о значимости дня 9 мая 1945г, воспитывать гордость за героев России. | Рассматривание альбомов с фотографиями сражений ВОВ, героев России. Слушание военных песен. Д.и: «Что нужно артиллеристу», «Продолжи пословицу», «Отгадай военную профессию», «Кто защищает наши границы». Чтение стихов о войне. | Альбомы с фотографиями, дидактические игры, стихи, диски с военными песнями |
Май 3неделя | Экскур-сия к вечному огню. | Формировать представление детей о вечном огне, о его значимости. | Возложение цветов. Изготовление цветов для ветеранов своими руками. Чтение стихов о войне. Слушание песен о войне. | Диски с песнями о войне, сборники стихов о войне, живые цветы, цветы ручной работы. |
Подготовительная к школе группа.
Месяц / Неделя | Тема | Цель | Методические приёмы | Организация предметно-развивающей среды |
Сентябрь 3неделя | Достопри-мечательности города Зеленодольска. | Познакомить детей с достопримечатель-ностями города Зеленодольска, вспомнить символику города. | Рассматривание фотографий города. Беседа: «наш город» Д.и.: «Где находится памятник?» Д.И.: «Наш микрорайон» Д.и.: «Сложи фрагмент» | Дидактические игры, фотографии города, герб Зеленодольска, гимн Зеленодольска |
Сентябрь 4неделя | Целевая прогулка по близлежайшим улицам. | Закрепить знания детей о близлежайших улицах, вспомнить названия улиц, обсудить в честь кого названы улицы. | Рассматривание фотографий города. Беседа: «Мой город Зеленодольск» Д.и.: «Путешествие по городу Зеленодольску» Д.и.: «Где находится памятник?» Д.И.: «Наш микрорайон» Д.и.: «Сложи фрагмент» | Дидактические игры, Фотографии города Зеленодольска, улицы города. |
Октябрь 1неделя | Достопримечательно-сти Казани. | Познакомить детей с достопримечатель- ностями Казани, вспомнить символику Татарстана, выучить гимн Татарстана. | Беседа: «Малая Родина». Беседа: «Государственные символы Татарстана». Д.и.: «Малая Родина », «Сложи фрагмент», «Угадай место достопримечательности», «Города Татрстана», «Угадай мелодию». | Дидактические игры, фотографии Казани, флаг и герб Татарстана, проигрыватель, диск с гимном Татарстана |
Октябрь 2неделя | Казанский кремль. | Познакомить детей с Казанским кремлём, с историей кремля. | Рассматривание альбома с фотографиями Казанского кремля. Рассматривание флага, герба Татарстана, слушание и изучение гимна Татарстана. Д.и.: «Малая Родина », «Сложи фрагмент». | Дидактические игры, фотографии Казани, флаг и герб Татарстана, проигрыватель, диск с гимном Татарстана, видео Казани. |
Октябрь 3неделя | НОД «Башня Сююмби-ке» (рисова-ние). | Познакомить детей с легендой «Башни Сююмбике», учить рисовать башню. | Беседа: «Легенда башни Сююмбике». Рассматривание фотографий башни Сююмбике. Д.и. «Собери картинку». | Дидактические игры, альбом с фотографиями, краски, бумага, кисти для рисования. |
Октябрь 4неделя | НОД «Тюбетей-ка» (апплика-ция). | Познакомить детей с головным убором – тюбетейкой, закрепить татарский орнамент. | Беседа: «Головной убор татарского народа». Рассматривание татарского орнамента. Рассматривание альбома с фотографиями тюбетеек. Д.и. «Собери картинку» | Дидактические игры, альбом с фотографиями, принадлежности для аппликации. |
Ноябрь 1неделя | Мы живем в России. | Закрепить знания детей, об истории страны, её символике, воспитывать чувство любви и гордости за свою страну. | Д.и «Города спрятались», «Города России», «Угадай мелодию», «Сложи фрагмент». Лэпбук «Моя Родина». Чтение глав из книги С. Баруздина: «Страна, где мы живем». Рассматривание альбома с фотографиями городов России. | Карта России, символика, диск с гимном России, дидактические игры, методические пособие интерактивная папка. |
Ноябрь 2неделя | Памятники Кремля. | Познакомить детей с памятниками кремля, с их историей. | Рассматривание альбомов с фотографиями памятников кремля. Лэпбук «Моя Родина». Беседа: «Красивые здания городов России» | Методические пособие интерактивная папка, дидактические игры. |
Ноябрь 3неделя | НОД «Недаром помнит вся Россия» | Познакомить детей с военными событьями 1812года. | Конспект в приложении к программе | Оборудование по конспекту. |
Ноябрь 4неделя | НОД «Матреш-ка» (рисова-ние) | Познакомить с историей возникновения матрёшечного промысла, c промыслами матрёшек расписанными под хохлому, гжель, татарская роспись. | Конспект в приложении к программе | Оборудование по конспекту. |
Декабрь 1неделя | Русские и татарские нацио-нальные костюмы. | Познакомить детей с русскими и татарскими национальными костюмами. | Рассматривание альбомов с фотографиями русских и татарских национальных костюмов. Беседа: «История быта русских людей». Д.и.: «Собери картинку». Игры по лэпбуку «Моя Родина» | Дидактические игры, альбомы с фотографиями, Методические пособие интерактивная папка. |
Декабрь 2неделя | Пение русских народных песен, частушек, колядок. | Познакомить детей с русскими народными песнями, частушками, колядками | Слушание русских народных песен, частушек, колядок. Пение русских народных песен, частушек, колядок. Игры по лэпбуку «Моя родина» | Дидактические игры, диски с песнями, частушками, колядками. Методические пособие интерактивная папка. |
Декабрь 3неделя | Старейшие театры России. | Формировать представление детей о старейших театрах России | Рассматривание альбомов с фотографиями старейших театров России. Беседа: «Как вести себя в театре?» Беседа: «Кто работает в театре?» Инсценировка русской народной сказки «Три медведя». Показ кукольного театра «Колобок» для малышей. | Альбомы с фотографиями, костюмы для инсценировки, куклы для театра. |
Декабрь 4неделя | Развлечение на татарском языке «Аулак өй». | Формировать представление детей о татарских посиделках, воспитывать любовь и уважение к своей нации. | Конспект в приложении к программе | Оборудование по конспекту. |
Январь 2неделя | Богатыр-ская сказка «Никита Кожемяка». | Формировать у детей нравственные чувства: смелость, честность, доброту, через чтение сказки «Никита Кожемяка». | Чтение сказки «Никита Кожемяка». Просмотр сказки «Никита Кожемяка». | Книга со сказками. Мультфильм «Никита Кожемяка». |
Январь 3неделя | Пословицы и поговорки о храбрости. | Познакомить детей с пословицами и поговорками о храбрости | Чтение пословиц и поговорок о храбрости. Разучивание пословиц и поговорок о храбрости. Чтение сказки М.-Сибиряка «Про храброго зайца – длинные уши, косые глаза. Короткий хвост.» | Книги с пословицами. Книга со сказками. |
Январь 4неделя | Эстафета: «Богатыри теперь мы». | Закрепить знания детей о богатырях, воспитывать командный дух. | Конспект в приложении к программе | Атрибуты для эстафеты |
Февраль 1неделя | НОД «Пограничники с собакой» (рисова-ние). | Упражнять детей в изображении человека и животного, в передачи характерных особенностей, относительной величины фигуры и частей. | Конспект в приложении к программе. Беседа: «Как собаки Родину защищали.» Чтение стихов о защитниках Отечества | Оборудование по конспекту. |
Февраль 2неделя | С/р игра «Пограни-чники». | Продолжать знакомить детей с военными профессиями. | Беседа: «Кто такие пограничники?» Д.и. «Военная атрибутика», «Защитники Отечества», «Как прадеды мир отстояли», отгадай военную профессию». Изготовление атрибутов к игре. Рассматривание фотографий пограничников, их форму. | Дидактические игры, атрибуты к игре |
Февраль 3неделя | НОД «Кораб-лик» (апплика-ция). | Научить делать кораблик своими руками. | С.р. игра «Мы моряки». Беседа: «Защитники Отечества» Д.и. «Военная атрибутика», «Защитники Отечества», «Как прадеды мир отстояли», отгадай военную профессию». Изготовление подарка для папы и дедушки «Кораблик» Рассматривание альбомов с фотографиями кораблей. | Дидактические игры, атрибуты к с-р игре, материалы для поделки, альбом с фотографиями. |
Февраль 4неделя | Эстафета: «Я и папа». | Развивать ловкость, быстроту реакций, воспитывать командный дух. | Конспект в приложении к программе | Атрибуты для эстафеты. |
Март 1неделя | НОД «Конвен-ция о правах ребенка». | Формировать представление детей о том, что отдых необходим для сохранения здоровья. | Беседа: «Что такое конвенция». Беседа «Право на отдых». Беседа «Право на образование». Тренинг «Я на солнышке лежу». Рассматривание страницы из альбома «Ребенок имеет право». | Альбом с фотографиями, тренинг, диск с музыкой. |
Март 2неделя | НОД «Имею права жить». | Довести до сознания детей, что каждый человек имеет право на жизнь и здоровое развитие. | Беседа: «Имею право жить». Рассматривание рисунка «Символ права». Инсценировка сказок «Колобок», «Три поросенка». | Рисунок «Символ права», костюмы для инсценировки. |
Март 3неделя | КВН «Каждый ребенок имеет право на имя». | Закрепить умение детей отвечать на вопросы, задавать их, воспитывать культурно-речевое общение. | Беседа: «Свидетельство о рождении». Разгадывание ребусов. Игра: «Назови имена». Конкурс: «Собери своё имя». Чтение книги «Тайна вашего имени». | Книги, ребусы, атрибуты к конкурсу. |
Март 4неделя | Развлечение «Мы тоже имеем права». | Обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанностях. | Беседа о правах ребенка. НОД «О правах играя». Чтение сказок «Золушка», «Айболит». Рисование на тему «Права ребенка». | Сказки, наборы для рисование. |
Апрель 1неделя | Вселенная. | Формировать представление детей о вселенной. | Беседа: «Что такое Вселенная?» Просмотр видеофильма «Наша вселенная» Разгадывание кроссворда. Рисование «Солнечная система» Рассматривание альбомов с фотографиями планет, звезд, солнечной системы. Чтение Г. Шалаева «Почему планеты не сталкиваются?», «Что такое комета?» | Альбомы с фотографиями, фильм, кроссворд. |
Апрель 2неделя | День «Космонав-тики». | Формировать представление детей о космосе, закрепить знания о планетах, о космонавтах, звездах. | Рассматривание альбомов с фотографиями космонавтов, космических кораблей, луноходов, спутников. Просмотр видеофильма «Полет на луну». Рисование «Мой космос». Чтение В. Бороздин «Первый в космосе». | Альбомы с фотографиями, фильм. |
Апрель 3неделя | Конструи-рование «Космод-ром». | Развивать умения создавать конструкции из строительного материала по замыслу. | Рассматривание альбомов с фотографиями космонавтов, космических кораблей, луноходов, спутников. Чтение стихов о космосе. Рассматривание детских энциклопедий раздел космос. | Альбомы с фотографиями, строительный материал, лего. |
Апрель 4неделя | С/р игра «Мы космонавты». | Расширять знания детей о профессии космонавт, его трудовых процессах. | Просмотр фильма «Юрий Гагарин – первый человек в космосе» Рассматривание пейзажа И. Левитана «Лунная ночь». Разгадывание загадок о космосе. Изготовление атрибутов к игре. | Загадки, атрибуты к игре. |
Май 1неделя | ВОВ 1941-1945г. | Закреплять и систематизировать знания детей о событиях ВОВ, развивать чувство уважения к участникам ВОВ | Слушание песен военных лет. Рассматривание портретов Жукова, Гитлера. Работа по карте, рассматривание захваченный стран Гитлером на карте. Рассматривание альбомов с фотографиями сражений. Просмотр видеороликов сражений. | Физическая карта мира, портреты Жукова, Гитлера. Диск с песнями военных лет, альбомы с фотографиями, видеоролик. |
Май 2неделя | НОД «День Победы». | Донести до детей значение Победы советского народа в ВОВ, формировать гражданственность. | Разучивание песен, танцев, стихов о войне. Рисование открыток ко дню Победы. Изготовление цветов для ветеранов. Просмотр видеофильма «Начало войны». Рассматривание альбомов с фотографиями орденов и медалей. | Диски с музыкой, песнями военных лет, материал для изготовление цветов, альбомы с фотографиями. |
Май 3неделя | Экскурсия к вечному огню. | Формировать представление детей о вечном огне, о его значимости. | Просмотр видеофильма «Вечная память». Чтение стихов о войне. Слушание и исполнение песен военных лет. Возложение цветов. | Диски с песнями о войне, сборники стихов о войне, живые цветы, цветы ручной работы. |
Организация предметно – развивающей среды
В ходе реализации программы используются следующие
Развивающие игры:
Цель | Название игры | Вид игры |
Закрепить знания детей о нашей Родине, ее столице, знания о малой родине, о родном городе, о нашей планете, расширение кругозора. | «Наша страна». «Малая Родина ». «Путешествие по городу Зеленодольску» «Наш микрорайон». «Почта» «Кто и в какой стране живет?» «Путешествие по планете Земля» «Страны и народы» «Какие праздники ты знаешь?» «Угадай места достопримечательности». Продолжи пословицу. «Города России»* «Города Татарстана»* «Улицы Зеленодольска»* «Города спрятались»* «Моя Россия»* «Мой Татарстан»* «Мой Зеленодольск»* «Где находится памятник» «Назови кто?» | Дидактическая игра Дидактическая игра Дидактическая игра Дидактическая игра Дидактическая игра Дидактическая игра Дидактическая игра Дидактическая игра Дидактическая игра Дидактическая игра Дидактическая игра Настольно-печатная игра Настольно-печатная игра Настольно-печатная игра Настольно-печатная игра Настольно-печатная игра-ходилка Настольно-печатная игра-ходилка Настольно-печатная игра-ходилка Дидактическая игра Дидактическая игра |
Закрепить знания детей о символике России, Татарстана, Зеленодольска, о гимнах РФ, РТ. | « Флаг России» «Найти флаг России» «Символы нашей страны». «Сложи фрагмент»* «Угадай мелодию»* | Дидактическая игра Дидактическая игра Дидактическая игра Настольно-печатная игра Музыкальная игра |
Закрепить знания детей о военных профессиях, | «Что нужно артиллеристу» Кем я буду в Армии служить?» «Кто защищает наши границы?» «Составь карту» «Отгадай военную профессию» «Соберём картинку» «Как прадеды мир отстояли?» «Защитники отечества»* «Военная атрибутика»* «Летчики» «Пограничники» «Мы - военные разведчики» «Военный парад» «Мы моряки» «Танкисты» | Дидактическая игра Дидактическая игра Дидактическая игра Дидактическая игра Дидактическая игра Настольно-печатная игра Дидактическая игра Настольно-печатная игра Настольно-печатная игра Сюжетно-ролевая игра Сюжетно-ролевая игра Сюжетно-ролевая игра Сюжетно-ролевая игра Сюжетно-ролевая игра Сюжетно-ролевая игра |
*- авторские игры.
Детская литература по
нравственно-патриотическому воспитанию.
- Александрова З. «Родина»
- Артюхова Н. «Светлана»
- Барто А. В дни войны
- Баруздин С. «Страна, где мы живем»
- Баруздин С. «Шел по улице солдат»
- Берестов В. «Мужчина»
- Боков В. «Цветет над тихой речкой яблоня…»
- Валеева Р. « День победы».
- Валеева Р. «Край мой родной, Татарстан»
- Валеева Р. «Самая красивая страна»
- Воронкова Л. «Девочка из города»
- Воронько П. «Лучше нет родного края»
- Гайдар А. «Клятва Тимура», «Сказка о Военной Тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове»
- Галиев Ш. «Родной ручей»
- Голявкин В. «Рисунок на асфальте»
- Забила Н. «Наша родина»
- Игебаев А. «День победы»
- Исаковский М. «Наша страна»
- Карпров И.Мальчики
- Кассиль Л. «Твои защитники»
- Малышев С. «Наш город»
- Маркуша А. «Я – солдат, и ты – солдат»
- Маршак С. «Не» и «ни» и многие другие
- Миннуллин Р. «Над Казанью»
- Михалков С. «Детский ботинок», «Десятилетний человек».
- Михалков С. «Моя улица»
- Никитин И. «Русь»
- Орлов В. «Дом под крышей голубой»
- Плещеев А. «Отдохну-ка, сяду у лесной опушки…»
- Прокофьев А. «Родина»
- Рубцов Н. «Привет, Россия, - родина моя!..»
- Серова Е. «Родные края»
- Ушинский К. «Наше Отечество»
Перечень методической литературы по
нравственно-патриотическому воспитанию.
1. Алексеева О. Задания для маленьких патриотов / О. Алексеева, Л. Петропавловская // Ребенок в детском саду. – 2010. – № 2.
2. Алёшина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). Конспекты занятий. – М.:УЦ «Перспектива», 2011г. – 296с. + 12с.цв.вкл.
3. Антонов Ю. Е., Левина Л. В., Розова О. В. и др. Как научить детей любить Родину / - М., 2005.
4. Алешина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом /, - М., 1999.
5. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников / – М., 2008. 21.
6. Араповой-Пискаревой Н. А. Мой родной дом. - М., 2005.
7. Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П., Постникова М. П. Система патриотического воспитания в ДОУ /, Волгоград, - 2007.
8. Воротынцева О. Как научить детей любить Родину / О. Воротынцева // Предшкольное образование. – 2009. - № 2. – (проект «Я-гражданин, патриот»)
9. Веракса Н.Е, Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа ДО – 3-е изд., испр. и доп.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014г.- 368с.
10. Ватаман В. П. Воспитание детей на традициях народной культуры / - Волгоград, 2008.
11. Виноградовой А. М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / - М., 1980.
12. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе /, М., - 2006.
13. Гогоберидзе А. Маленькие граждане большой страны / А. Гогоберидзе // Ребенок в детском саду. – 2009. – № 3.
14. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду / М., - 2006.
15. Деркунская В. Воспитание гражданской позиции старших дошкольников / В. Деркунская // Ребенок в детском саду. – 2010. – № 4.
16. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014г.-80с.
- Ермакова Т.В. Воспитание чувств патриотизма у дошкольников / Т.В. Ермакова // Методист. – 2014. - № 3. – С. 66-68.
- Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. Родной край / - М., 1990.
- Жукова Л. М. Московский Кремль, М., 2001 г. С. 11.
- Зацепина М. Б. Дни воинской славы / М., - 2008.
- Зацепина М. Б., Антонова Т. В. Народные праздники в детском саду /, М.,- 2006.
- Зекунова Е.А. Методическое пособие интерактивная папка. Лэпбук «Моя Родина».*
- Казаков А. П., Шорыгина Т. А. Детям о Великой Победе / - М., 2007.
- Кондрыкинской Л. А. Дошкольникам о защитниках отечества / - М., 2006.
- Кондрыкинская Л. А., Мерзлякова С. И. Дошкольникам о Москве / М., - 2004.
- Короткова Л. Д. Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок / - М., 2006
- Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4 – 6 лет /, - М., 2007.
- Лунина Г. В. Воспитание детей на традициях русской культуры /., - М. , 2005.
- Лялина Л. А. Народные игры в детском саду /, - М., 2008.
- Носова Г. Воспитываем гражданина России / Г. Носова // Ребенок в детском саду. – 2009. – № 3.
- Писарева А. Е., Уткина В. В. Живем в «Ладу» /, М., - 2007.
- Сакавичене О. Патриотическое воспитание дошкольников / О. Сакавичене // Ребенок в детском саду. – 2006. - № 2.
- Чудовской И. Русские былины. М., 2004 г. С. 13.
- Шаламова Е. Патриотическое воспитание: создание предметно-развивающей среды / Е. Шаламова // Ребенок в детском саду. – 2009. – № 5; 2010. – № 1.
- Шорыгина Т. А. Родные сказки /- М., 2003.
- Юдина Г. Патриотическое воспитание / Г. Юдина // Ребенок в детском саду. – 2001. - № 4. – (проект).
- Якушева Т.А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребенка старшего дошкольного возраста / Т.А. Якушева // Дошкольная педагогика. – 2006. – № 6
* - авторское методическое пособие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект « Мой дом детский сад – моя маленькая Родина» Проект " Мой дом детский сад - моя маленькая Родина"
Проект " Мой дом детский сад - моя маленькая Родина" для детей второй младшей группы....
ПРОЕКТ «Моя малая родина (дом, семья, детский сад)» Тема: «Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине»
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ" , ориетированая на...
"Малая Родина - милая Родина"
занятие по патриотическому воспитанию детей. цель которого воспитание у детей чувства гордости и любви к своей Родине и малой родине где они родились и растут....
Перспективное планирование по проекту "Наша Родина-Россия", блок "С чего начинается Родина"
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. В старшем дошкольном возрасте должны формироваться понятия о своей малой Родине (город, у...
Игра - путешествие в старшей группе. "Россия - наша Родина. Две столицы нашей Родины"
Предлагаю вам конспект игры-путешествия в старшей группе по теме: "Россия - наша Родина". Данный материал направлен на воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своему городу, к своей ...
Тематический досуг «НАША РОДИНА-РОССИЯ», посвящённый патриотическому воспитанию детей, воспитанию любви и уважения к любимой Родине – России. Подготовительная к школе группа. Подмосковье г.Красногорск 2015г.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8197648","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"360"}}]]Подготовила : воспитатель Андрюхина Наталья Николаевна...
Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – любимый Сахалин».
Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина &ndash...