Рабочая программа кружка башкирского языка в подготовительной группе на 2018-2019 учебный год
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) на тему

Акбашева Лилия Мубараковна

Программа направлена на развитие устойчивого интереса к башкирскому языку, на развитие речевой активности детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bash_plan_podg.docx33.85 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 37»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД САЛАВАТ

Рабочая программа кружка башкирского языка

в подготовительной группе №6

на 2018-2019 учебный год

                                                                                                                       Руководитель:

воспитатель

Акбашева Лилия Мубараковна

Салават 2018

Пояснительная записка

Многие исследователи отмечают, что дошкольники к 6-7 годам овладевают умениями «лингвистического анализа». В процессе обучения у них развивается слуховое внимание, речевой слух, моторика артикуляционного аппарата, умение выделять, вычленять отдельные звуки в слове, определять количество слов в предложении и др.

Старшие дошкольники отличаются особой чуткостью к языковым явлениям. Они так же проявляют интерес к другим языкам, легко и непринужденно могут запомнить небольшой по объему языковой материал на неродном языке.

Актуальность

Одна из актуальных проблем в системе образования – это вопрос об овладении вторым языком. Учеными доказано, что освоение звуковой стороны второго языка положительно влияет на развитие не только речевого, но и на уровень общего интеллектуального развития ребенка. Поэтому при составлении данной программы учитывались психологические особенности развития детей – огромное их желание к познанию нового в окружающем.

Программа направлена на развитие устойчивого интереса к башкирскому языку, на развитие речевой активности детей. Содержание обучения составляет в первую очередь конкретный языковой материал, которым должны овладевать дети.

Среди детей старшего дошкольного возраста наблюдаются весьма значительные индивидуальные различия в психологическом развитии (эмоционально-волевой сферы, памяти, внимания, мышления и др.), которое определяется различным опытом их жизни и деятельности в семье и в детском саду. При обучении башкирскому языку необходимо учитывать эти факторы как при организации групповой, так и индивидуальной работы с детьми.Рабочая программа по развитию детей подготовительной группы разработана в соответствии ФГОС ДО. 

Основной целью программы является обучение дошкольников башкирскому языку, развитие речи, развитие языковой способности детей, ознакомление их с другим языком как средством общения и с культурой другого народа или других народов, пользующихся этим языком.

Задачи программы:

Обучающие:

- совершенствовать общее языковое развитие учащихся;

- углубить и расширить знание и представление о литературном языке;

-учить отличать русскую или башкирскую речь от одной на элементарном уровне общения;

-учить правильному произношению звуков, слов, типических грамматических конструкций на двух языках, общаться со сверстниками и взрослыми по предложенным темами ситуациям на уровне повседневного общения (говорение);

Развивающие:

- развитие интереса к башкирскому языку;

- развитие творчества и обогащение словарного запаса;

Воспитательные:

-приобщать к истории, культуре, обычаям и традициям башкир посредством языка. У детей формируются навыки позитивного и уважительного отношения к родному краю, природе, людям разных национальностей, проживающим в их окружении.

Дошкольное образование является неотъемлемой составной частью и первым звеном в единой системе непрерывного образования, где происходит становление основ личности. Происходит активное формирование двигательной, чувственной и интеллектуальной сфер ребенка, развитие его речи и основных психических процессов. Высокая интенсивность процесса формирования личности в период дошкольного детства позволяет особенно эффективно осуществлять педагогическое взаимодействие с ребенком и решать задачи его развития, воспитания и обучения.  

 Используются разные формы проведения занятий:

занятие – игра;

занятие – сказка;

занятие – загадка;

Методы работы:

Объяснительно -  иллюстративный (беседа, художественное слово)

Репродуктивный (разучивание, закрепление материала);

Исследовательский (оценка, самооценка);

Метод побуждения к сопереживанию (эмоциональная отзывчивость);

Метод поисковых ситуаций (побуждение детей к творческой и практической деятельности.

Приёмы, используемые на занятии:

Проводится 1 занятие в неделю продолжительностью 30 минут. Занятия проводятся в форме игры, что дает ребенку возможность усваивать материал в непринужденной атмосфере. На занятиях используются сюрпризные моменты, народные, хороводные, музыкальные дидактические игры, работа с демонстрационным, раздаточным материалом, слушание аудио записи, просмотр мультфильмов на башкирском языке, ознакомление детей с творчеством башкирских детских поэтов и писателей, культурой, бытом, традициями и обычаями, праздниками башкирского народа, чтение художественной литературы. Включение национальной культуры в систему дошкольного образования осуществляется посредством педагогического потенциала элементов национальной культуры – музыки, изобразительного искусства, театра, фольклора, народных песен, народных танцев, игры.

Планируемые результаты освоения программы

- дети научатся отличать русскую или башкирскую речь от одной на элементарном уровне общения;

-дети научатся правильному произношению звуков, слов на двух языках.

Список литературы:

  1. Абубакирова  З.Ф., Абубакирова  Х.E., Дильмухаметов М.И.   Мин  башкортса   укыйым. – Уфа: Китап, 2007
  2. Агишева Р.Л. Я познаю Башкортостан. – Уфа: БИРО, 2008
  3. Гасанова Р.Х. Земля отцов. Программа-руководство. – Уфа: БИРО, 2004
  4. Нафикова З.Г., Азнабаева Ф.Г. Оскон. Программа-руководство для обучения башкирскому языку детей разных национальностей в детских садах.
  5. Гөлбостан. Методическое пособие по развитию речи в старшей и подготовительной группах. Ф.Г. Азнабаева, Елкибаева Г.Р., Нарынбаева А.З., Аминева Р.И., Харисова М.Р., Сибай, 2008 г.

Тема

Цель

Материал

Словарная работа

Сентябрь

1

Диагностика

Выявить знания  детей, развивать память, мышление, воображение, воспитывать умение внимательно слушать объяснение воспитателя;

Иллюстрации, муляжи, игрушки.

2

Мой любимый детский сад

-формировать умение ориентироваться в детском саду, знать названия групп и кабинетов на башкирском языке;

-расширять словарный запас;

-развивать логическое мышление;

-воспитывать умение вести себя в детском саду.

Д\и «Что изменилось?» иллюстрации о детском саде, кукла;

Уйын булмаhе, йоко булмаhе, кескайзар, уртансылар,

олкандар, азерлек торкомо, базраф;

3

Я живу в Башкортостане

-закреплять знания детей о республике, в которой они живут, о столице-Уфе;

-развивать память, внимание;

-воспитывать любовь к своей республике.

Д\и «Узнай достопримечательности по фотографиям»

Баш kала, байраk, kунаk, елга, тау.

4

Это я

-Формировать умение знакомиться на башкирском языке, возбуждать в детях желание больше узнавать друг о друге;

-расширять словарный запас;

-воспитывать уважение к окружающим.

Был кем? исем, таныштыk, hинен исемен нисек? hин, мин, ул;

1

Золотая осень

Уточнить и закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, уточнить приметы осени, напомнить детям названия осенних месяцев.

Иллюстрации об осени.

Д\и «что сначала, что потом?» альбомные листы, краски, кисточки.

Коз, ямгыр, япрактар койола, тос, яуа, hыуык.

Октябрь

2

Чудо-фрукты

Познакомить и заучить с детьми башкирские названия фруктов, закрепить полученные знания на практике, нарисовать и назвать фрукты на башкирском языке;

-воспитывать умение слушать воспитателя;

Муляжи фруктов, альбомы, краски, кисточки, иллюстрации;

Алма, груша, афлисун, банан;

3

Собираем овощи

Познакомить детей с названиями овощей на башкирском языке;

-формировать умение употреблять их в речи;

-развивать речь, мышление;

-воспитывать умение правильно сидеть за столом;

Муляжи овощей, иллюстрации,  пластилин,

доска для лепки.

Коз, йашелсалар, кишер, кабеста, кыяр, соголдор.

4

Наш огород

Закрепить изученные слова на тему

«Сад-огород»,

- учить употреблять

их в речи.

Муляжи овощей и фруктов

Алма, груша, афлисун, банан; Коз, йашелсалар, кишер, кабеста, кыяр, соголдор.

Ноябрь 

1.

Мои друзья

Создание радостного настроя от встречи с друзьями

-обобщить и расширить знания детей о таких понятиях, как «друг», «дружба», «честность», «справедливость»;

Дус, дуслык, якшы дус.

2.

Моя семья

-формировать умение называть членов семьи на башкирском языке, отвечать на вопросы по картине «семья»;

-развивать башкирскую речь;

-воспитывать уважение к членам семьи;

Сюжетно-ролевая игра «семья», фотографии, картинки, словарики.

Атай, асай, улым, кызым, балам, апайым, агайым, картатай, оласай.

3.

Мой дом

-формировать умение рассказывать о своей квартире;

-развивать мышление;

-воспитывать умение правильно вести себя на занятиях;

Иллюстрации, заранее нарисованные рисунки своей квартиры, словарики;

Йоко булмаhe, базраф, аш булмаhе, кунактар булмаhе;

4.

Перелетные птицы

-познакомить детей с перелетными птицами, выявить, почему их так называют?

-развивать мышление,

-воспитывать бережное отношение к пернатым друзьям;

Иллюстрации,

д\и «Птицы Башкортос-тана».

Коштар, оса, йылы якка, куркалар, карга, кыр урзаге;

Декабрь

1.

Зима пришла

-уточнить и закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе;

-познакомить детей с названиями зимних месяцев;

-расширить кругозор;

-воспитывать бережное отношение к природе;

Иллюстрации,

д\и «Что изменилось?», ножницы, бумага.

Кар бортого, ак тоста, яуа, гинуар, декабрь, февраль, мизгелдар.

2.

Зимние игры

Познакомить детей с башкирскими народными играми;

-формировать навык играть данные игры;

-воспитывать дружелюбие.

Мячики, шарф.

Кузбайлаш, байлаган, уйын, туп;

3.

С Новым Годом!

Познакомить детей с праздником Нового года!

-разучить стихотворение;

-воспитывать уважительное отношение друг к другу;

Открытки, иллюстрации, словарики, альбомы, карандаши;

Байрам, яны йыл, кунак, шыршы, уйынсыктар, кыш бабай, кар hылыу, булактар.

4

Обобщение

-выявить остаточные знания детей по всем пройденным темам;

-развивать память, внимание;

-воспитывать умение слушать объяснения воспитателя;

Иллюстрации, муляжи, открытки,

д\и «Собери урожай»

Все изученные слова.

Январь

1.

Посуда

-познакомить детей с башкирскими названиями посуды,выучить слова и использовать их в разговорной речи;

Посуда, д\и «Собери башкирскую посуду», пластилин.

Санске, бысак, сынаяк, калак, сайгун, hауыт-hаба, тарнинка.

2.

Цвета красок

Выучить основные цвета красок, развивать речь, воспитывать уважение друг к другу.

Иллюстрации, полоски разного цвета, карандаши, альбомы, словарики.

Кызыл, ак, кара, йашел, зангар, hары

3.

Музыкаль-ные инструменты

-Познакомить детей с башкирскими музыкальными инструментами, воспитать к ним интерес;

-развивать творческие способности, речь на башкирском языке;

Музыкальные инструменты, иллюстрации музыкальных инструментов,

Д\и «найди башкирский инструмент?»

Kурай, кубыз, яhай, тауыш, тынла, баян.

Февраль

1.

Я-сказочник

Познакомить детей с УНТ башкирского народа, формировать умение правильно отвечать на вопросы, прививать интерес к прослушиванию башкирских сказок.

Иллюстрации к сказке «Медведь и пчелы»

2.

«Мои любимые игрушки»

Формировать умение правильно описывать свою игрушку (цвет, форму, размер); воспитывать бережное отношение к игрушкам.

игрушки.

Уйынсык, курсак, туп.

3.

Мы играем

Познакомить детей с игрой  «Ак тирак кук тирак», воспитывать умение играть дружно.

«Ак тирак кук тирак»,кем карак,шап йугер,без уйнайбыз

4.

Утренняя гимнастика

Формировать умение выполнять утреннюю гимнастику на башкирском языке, расширять словарный запас слов.

мячи

Тунарак, hикер, унга, hулга, борол, hикерма, бер, ике, ос

Март

1.

«Домашние птицы»

Формировать умение описывать домашних животных, их строение тела, среду обитания, познакомить с башкирскими названиями этих птиц.

Илюстрации по теме, «Домашние птицы»

Д\и «Что изменилось»

Атас, тауык, себештар, каззлар, урзак.

2.

«Домашние животные»

Познакомить детей с домашними животными, формировать умение отличать домашних животных от других обитателей, воспитывать интерес к домашним животным;

Домашние животные (игрушки), иллюстрации,

д\и «Кто где живет»

Эт, бесай, hарык, ат, колон, бызау, барас, каза.

3.

«Дикие животные»

Познакомить детей с названиями диких животных, формировать умение отличать диких животных от других обитателей.

Игрушки диких животных, иллюстрации

Буре, толко, айыу, куян

4.

«Караидель» башкирская народная сказка

Познакомить детей с башкирской народной сказкой, формировать умение отвечать на вопросы воспитателя и пересказывать, развивать речь и память, воспитывать интерес к башкирским народным сказкам;

Иллюстрации к сказке

акиат

1.

«Башкирская одежда»

Познакомить детей с названиями башкирской одеждой,воспитывать интерес к истории башкирского народа;

Национальная одежда, иллюстрации, д\и «Одень куклу»

Башкорт кейемдаре, камзул, елан, ситек, капас,милли, озон

2.

«Обувь»

Познакомить детей с вмдами обуви,развить речь на башкирском языке,воспитывать бережное отношение к своим вещам;

Иллюстрации, альбомные листы, карандаши.

Итек,галуш,быйма,ботинка,аяк кейемдаре

Апрель

3.

«Весна идет»

Формировать умения определять время года, уточнить названия весенних месяцев, примет и признаков, развивать наблюдательность, расширять словарный запас, воспитывать бережное отношение к природе

Иллюстрации, Д\и «Времена года», «Что сначала, что потом?»

Яз, ямгыр, кояш, умырзая,

4.

«Головные уборы»

Познакомить детей с башкирскими названиями головных уборов, формировать умение их различать и употреблять эти слова в речи;

Воспитывать бережное отношение к своим вещам.

Головные уборы в картинках, д\и «Одень куклу», «Нарисуй что назову»

Башлык, кашмау, кэлэпуш, баш

Май

1

«Скоро в школу»

Дать представление о школе, об уроках и переменах, развивать фантазию, речь, мышление, воспитывать желание с удовольствием идти в школу.

Иллюстрации о школе, школьных принадлежностей, игра «Собери портфель в школу»

Мактап, дарес, танафис, калам, ручка, дафтар

2

«Сабантуй»

Познакомить детей с одним из башкирских праздников, развивать мышление, внимательность; расширять кругозор, воспитывать интерес и любовь к культуре Башкортостана.

Спортивный инвентарь, башкирская одежда, ведра, ложки, яйцо, мешки

Кояш, уйын, калак

3-4

Диагностика

Выявить остаточные знания у детей, развивать память, мышление, воображение, воспитывать умение внимательно слушать объяснение воспитателя;

Иллюстрации, муляжи, игрушки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Волшебный мир оригами" (подготовительная группа)

Кружковая деятельность уже давно стала неотъемлемой частью дошкольного образования. Она дает вохможность детям получать дополнительные навыки и знания в интересующей его области....

Рабочая программа по английскому языку в подготовительной группе группе

Иностранный язык сегодня становится в большой мере средством жизнеобеспечения общества. Роль иностранного языка возрастает в связи развитием экономических связей, с интернационализацией народной дипло...

Рабочая программа кружка «Волшебная бумага» в средней группе на 2017-2018 учебный год

laquo;Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках  их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник  творческой мысли. Другими словам...

рабочая программа по башкирскому языку в старшей группе детского сада

Основной целью программы является обучение дошкольников башкирскому языку, развитие речи, развитие языковой способности детей, ознакомление их с другим языком как средством общения и с культурой ...

Рабочая программа кружка башкирского языка, 2023 - 2024 гг.

Цель: создание условий для всестороннего развития детей и обучения разговорному башкирскому языку....

Рабочая программа кружка башкирского языка "Говорим по - башкирский"

Многие исследователи отмечают, что дошкольники к 6-7 годам овладевают умениями «лингвистического анализа». В процессе обучения у них развивается слуховое внимание, речевой слух, моторика а...

Рабочая программа кружка дополнительного образования в подготовительной группе на 2023-2024 учебный год

На занятиях танцевального кружка  дети развивают слуховую, зрительную, мышечную память, учатся красиво и правильно двигаться под музыку. В кружке воспитывается коммуникабельность, трудолюбие, уме...