статья "Формы работы с детьми по ознакомлению с книжной культурой"
статья на тему

Купцова Елена Николаевна

для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.8 КБ

Предварительный просмотр:

Фомы работы с детьми по ознакомлению с книжной культурой.

«Поколение без души вырастит в России,

если не будет читать»

подготовила: Купцова Елена Николаевна

Актуальность:

Проблема сохранения интереса к книжной культуре, к чтению как процессу сегодня актуальна как никогда.

В настоящее время книга проигрывает неравную схватку с техническими средствами: телевизором и компьютером. Современные дети все чаще проводят свободное время за компьютерными играми, просмотром телепередач, особенно мультфильмов и все реже читают книги. И это объяснимо, чтение – это своего рода труд, при котором ребенок размышляет, воображает, вживается в образ. Что же касается технических средств – не надо прикладывать никаких усилий, не надо думать, воображать, просто сиди и смотри.

     По словам Пушкина «Чтение - вот лучшее учение», так как именно с помощью книги ребенок открывает мир во всех его взаимосвязях и взаимозависимостях, начинает больше и лучше понимать жизнь людей, переживая и проживая прочитанное.

    Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. В связи с этим очень важно формировать у детей понимание того, что книги – наши друзья.

    Детский сад - это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни и книга в этом занимает важнейшее место. Поэтому перед педагогом стоит важная задача – каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев. Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста.

    Следовательно, только детский сад является стабильным источником знаний.

В нашем детском саду регулярно  проводится работа по ознакомлению с книжной культурой, в соответствии с перспективным планом по данному направлению по возрастам.

Основные формы работы с детьми:

1.Чтение по книге или наизусть

2. Рассказывание

3. Инсценирование

4. Беседы

Средства по ознакомлению с книжной культурой:

- книжная полка прочитанных книг

- полка с книжными новинками

- журналы

- книги своими руками

- кроссворды, ребусы

- рисунки по прочитанным произведениям

- аппликационные работы

- поделки из бросового и природного материала

Мероприятия, проводимые с детьми по данному направлению:

- посещение библиотеки  (на базе ДОО, школьной)

- театрализация и драматизация произведений

- просмотр мультфильмов по прочитанным произведениям

- конкурс чтецов

- сюжетно-ролевые игры «Библиотека»,  «Читальный зал», «Книжный магазин» и т.д.

- литературные викторины

- дидактические игры «Из какой сказки герой», «Найди ошибку» и т.д.

- проектная деятельность «По сказкам А.С. Пушкина», «По страницам любимых сказок» и др.

- акции « Книга своими руками», «Вылечим книжку», «Книга малышам».

Система работы по приобщению дошкольников к книжной культуре позволяет:

  • повысить уровень познавательного, речевого  развития детей;
  • создает предпосылки для реализации творческих способностей, самовыражения;
  • помогает детям войти в мир книжной культуры и сформировать читательские умения.

 От нас, воспитателей, зависит, как ребенок в дальнейшем будет относиться к книге, будет ли у него желание взять ее в руки. Сможет ли он черпать знания из «клада», накопленного на протяжении многих веков умом человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с детьми по ознакомлению с народной культурой

Снижение культурного и интеллектуального уровня нации требуют возрождения традиционных духовно-нравственных  ценностей....

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по теме «Выставка» (ознакомление с книжной культурой)

Данная статья представляет собой конспект НОД для проведения в подготовительной группе. Автор ставит своей целью ознакомление детей с книжной культурой....

План-конспект непрерывной образовательной деятельности с дошкольниками в (старшая группа) по ознакомлению с книжной культурой «В гостях у писателя С. Я. Маршака»

Содержание1.Конспект совместной деятельности педагога и детей (План-конспект непрерывной образовательной деятельности с дошкольниками).2. Перспективный календарно-тематический план по ознакомлению дош...

План-конспект непрерывной образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе по ознакомлению с книжной культурой

Тема: «В гостях у сказки»(на основе чтения русской народной сказки «Хаврошечка» в обработке А. Толстого)...

Образовательная деятельность с детьми средней группы по ознакомлению с книжной культурой

ЧТЕНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «ЗАЯЦ ХВАСТА» В СРЕДНЕЙ ГРУППЕПознакомить детей с новыми словами: «кора», «ветки», «грызть», «зимовать», &laq...