Речевые игры
картотека (старшая группа) на тему

Теске Инна Алексеевна

Речевые игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevye_igry.docx18.09 КБ

Предварительный просмотр:

                         РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ

ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Речевая игра « Весёлые чистоговорки».

Детям предлагается вслед за воспитателем произнести упражнения – чистоговорки, чётко произнеся звук (р):

Ра - Ра-Ра – весела у нас игра.

Ру – ру - ру – начинай со мной игру!

Ре – ре- ре- - детки рады все игре.

Ры - ры- ры - - без деток нет игры!

Речевая игра « Я и мои друзья ».

Дети с помощью воспитателя строят предложения, подбирая к ним окончания – однородные члены:

Все мои друзья… (хорошие, весёлые, честные, справедливые, верные, чуткие).

Мои друзья меня…(веселят, развлекают, поддерживают, помогают мне).

Я к своим друзьям отношусь… (доброжелательно, приветливо, благосклонно, хорошо, искренне).

Я часто предлагаю своим друзьям вместе… (погулять, поиграть, побегать, порисовать, спеть).

Я думаю, что друзья должны друг другу…(помогать, говорить правду, раскрывать секреты, дарить подарки).

           Речевая игра «Чем хороша прогулка».

Воспитатель просит детей завершить объяснительные предложения, опираясь на собственный опыт и соображения.

Прогулка – это интересно, ведь во время прогулки я… (наблюдать за природой, исследовать, что- то интересное, познавать мир).

Прогулка  - это полезно, ведь во время прогулки я … (дышу свежим воздухом, двигаюсь, бегаю, набираюсь сил и здоровья).

Прогулка – это весело, потому, что на прогулке я … (общаюсь с друзьями, забавляюсь, качаюсь на качелях, играю в песочнице, развлекаюсь, радуюсь).

           Речевая игра «Вчера, сегодня, завтра».

Перед проведением игры воспитатель с детьми обсуждают круг вероятных дел, развлечений и т.д. , которыми могут заняться малыши вместе со взрослыми членами своей семьи.

Малышам предлагается изменить в предложениях глаголы и словосочетания с ними в соответствии с временной формой, по образцу или с помощью педагога.

Вчера с мамой и папой убирал квартиру. Сегодня я с мамой и папой убираю в квартире. Завтра я с мамой и папой буду убирать в квартире. Вчера я с родителями гулял в парке. Сегодня я с родителями буду гулять в парке. Завтра я с родителями буду гулять в парке.

Вчера мы всей семьёй ходили в цирк. Сегодня мы всей семьёй идём в цирк. Завтра мы всей семьёй пойдём в цирк.

Вчера я с папой играл в мяч. Сегодня я папой буду играть в мяч. Завтра я с папой поиграю в мяч.

           Речевая игра «Доскажи слово».

Воспитатель учит детей изменению падежа слова « один» соответственно содержанию предложения.

Однажды маленький Вася остался дома… (один).

Папа – на работе, мама пошла в магазин, вот и получилось, что Васю оставили дома …(одного).

Сначала ему было не очень весело… (одному).

Вася подумал: « Наверное, не каждый малыш обрадовался бы тому, что остался… (один)».

Но рядом были любимые игрушки, книжки с весёлыми картинками. Вася перестал грустить и стал играть. Когда мама вернулась и застала сына за увлекательной игрой, то очень обрадовалась, а Вася гордился собой: ведь он не побоялся остаться… (один).

           Речевая игра «хорошо плохо».

Воспитатель называет детям отдельные нераспространённые предложения, а ребёнка должны с помощью взрослого составить из них сложные распространенные предложения с антонимами

« хорошо, плохо».

Например:

Срывать цветы. Любоваться цветами. ( Любоваться цветами – хорошо, а срывать цветы – плохо).

Словесный материал для игры:

Сломать ветку. Посадить деревце.

Поймать мотылька. Наблюдать за мотыльком.

Разрушить муравейник. Огородить муравейник.

Вспугнуть птичку. Заслушаться пением птички.

Ходить по тропе. Вытаптывать траву.

           Речевая игра «Слова - родственники».

Воспитатель называет детям ряд однокоренных слов и просит очень внимательно послушать и попытаться запомнить их.

Сад – садик – садовый – садовник – посадка – сажать.

Дети чётко проговаривают каждое слово.

Далее ребятам предлагается составить такую же цепочку родственных слов, которые происходят от слова « цветок»:

 Цветок – цветочек – цветочный – цветовод – цвести – расцветать.

После этого дети по желанию могут придумать предложение с использованием прослушанных и образованных слов.

Например:

Все деревья в садике покрылись белыми цветами.

Каждый цветочек радовал заботливого садовника.

Весенний сад продолжал цвести целую неделю.

                 Речевая игра « Скажи по образцу».

Дети упражняются в образовании однокоренных слов по образцу взрослого.

Пчела – пчёлка – пчелиный.

Муравей – мурашка – муравьиный.

Муха – мушка – мушиный.

Комар – комарик – комариный и т.д.

Игра – викторина « Что ты знаешь о насекомых?»

Вопросы для игры:

  1. Какое насекомое дарит нам сладкий мёд? (пчела)
  2. Какое насекомое напоминает яркий цветок? (бабочка)
  3. Какое насекомое зелёного цвета?  (кузнечик)
  4. Сколько ножек у каждого из насекомых? (шесть)
  5. Какие насекомые живут в муравейнике? (муравьи)
  6. Название, какого жука связано с последним месяцем весны? (майский жук)

Речевая игра «Строчку заверши- похожее слово доскажи!»

Дети с помощью воспитателя подбирают слова – рифмы и логически заканчивают начатые педагогом стихотворные строчки.

Зря мы время не теряли,

Мы цветочки… (поливали).

Играть детки перестали,

И игрушки все … (убрали).

Стол бы чистенький наш был,

Если б каждый руки… (мыл).

Ты, дружочек мой, смотри,

В помещенье… (не сори)!

Нам заботиться не трудно,

Что бы было здесь…(уютно).

                 Речевая игра « Скажи правильно»

Дети упражняются в изменении слова « двор», завершая начатые педагогом предложения.

Сегодня мы вышли прогуляться… ( во двор).

Мы долго гуляли… ( по двору).

Нам нравится в погожий день играть …( во дворе).

Дети гордятся своим уютным…( двором).

Ребята прошлись по улице, а потом возвратились… (во двор).

Ни в одном детском саду нет такого красивого… ( двора),

Во время игры воспитатель обращает внимание детей на изменение окончаний, правильное употребление предлогов и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые игры по лексическим темам "Речевая полянка"

Здесь подобраны разнообразные игры в соответствии с программными требованиями в помощь родителям....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию Тема: « Речевые игры и упражнения для дошкольников»

« Речевые игры и упражнения для дошкольников» Игровой материал по обогащению словарного запаса, развитию связной речи....

Речевое развитие ребёнка. Речевые игры.

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве — одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое н...

Педагогический проект «Активизация речевой деятельности дошкольников через речевые игры»

В основу проекта положена идея развития личностного потенциала ребенка 4-7 лет, своевременное развитие речевой деятельности, которое является важнейшим условием для полноценного речевого и общего псих...